Контрольно-надзорная деятельность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контрольно-надзорная деятельность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.

Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать

Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.

При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.

Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.

Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.

При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.

Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.

Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.

Класс или подкласс К каким веществам относят
1 Взрывоопасным
2 Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом)
3 Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами)
4.1 Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам
4.2 Склонным к самовозгоранию
4.3 Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой
5.1 С окисляющими свойствами
5.2 Пероксидам органического происхождения
6.1 Токсичным компонентам
6.2 Инфекционной опасности
7 С радиоактивным излучением
8 Коррозионным материалам
9 Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов

При автоперевозках опасных компонентов исполнитель обязан получить разрешение органов автотранспортного надзора. Для выдачи такого разрешительного документа компания подтверждает наличие:

  • оснащенного транспорта, приспособленного для перемещения данной категории груза;
  • разработки внутренних инструкций о порядке выполнения таких грузоперевозок, действиях персонала в штатных и нештатных ситуациях;
  • проработки маршрута при определении пути следования с минимальными рисками для остальных участников движения, других людей и экологии;
  • обучения водителей по ДОПОГ с выдачей соответствующего свидетельства;
  • консультанта по БДД, состоящего в штате организации, обученного и аттестованного в установленном законодательством порядке.

Перечисленные меры указывают на безопасность транспортной операции с соответствующим документальным подтверждением.

Предоставление недостоверной документации, отсутствие или использование поддельного разрешения при опасных грузоперевозках не гарантируют соблюдения установленных законодательством норм, имеют риски соответствующих неблагоприятных последствий в случае утечки вещества или аварии при перемещении ОГ.

Изменения к ДОПОГ 2020 года

В июле 2020 года вступили в силу поправки, изменившие некоторые положения ДОПОГ. Коррективы коснулись таких положений:

  • список опасных грузов дополнен полимеризующимися веществами (с дополнительным подклассом 4 класса);
  • разрешено перевозить данную категорию веществ в мягких упаковках при соблюдении установленных стандартов;
  • изменен формат большей части международной сопроводительной документации указанных транспортных операций;
  • разрешено пересекать тоннели автомобилям с опасными веществами под номерами ООН 3077; 3082;
  • ужесточен регламент к транспорту;
  • усовершенствован порядок аттестации водителей и консультантов;
  • откорректирована маркировка опасных компонентов;
  • установлена необходимость оснащения авто, перевозящего более 3,5 т ОГ, антиблокировкой тормозов.

Ранее (с 2018 года) был утвержден новый регламент МВД о допуске транспорта к опасным грузоперевозкам с внесением таких коррективов:

  • по перечню оформляемой документации;
  • административному оформлению транспортной операции с изменением сроков согласования;
  • по ужесточению государственного контроля;
  • вводом ситуаций, при которых невозможно оформить документы через «Госуслуги».
Читайте также:  Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды

Перевозка грузов повышенной опасности требует неукоснительного соблюдения установленного законодательством регламента. Последствия нештатных ситуаций при таких грузоперевозках могут оказаться намного серьезней, чем предусмотренное наказание за нарушение предписанных требований.

Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов

Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:

  • Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
  • Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
  • Отсутствие или ошибки в документации на груз
  • Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
  • Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
  • Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
  • Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
  • Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
  • Нарушения в оснащении ТС
  • Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
  • Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
  • Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
  • Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
  • Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)

Режим транспортировки

Для транспортировки каждого опасного груза полагается своя инструкция. Основными правилами транспортировки являются следующие:

  1. Наличие необходимых приспособлений (герметичные цистерны, баллоны, контейнеры и др.).
  2. Усиленные и надежные тормоза, дополнительная блокировочная тормозная система.
  3. Надежная изоляция груза, представляющего опасность, от других узлов и агрегатов машины.
  4. Наличие общих и специальных огнетушителей.
  5. Стаж более 3 лет работы и разрешительные документы у водителя.
  6. Внешнее оформление автомобиля знаками опасности груза.
  7. Установленная законом документация от грузоотправителя.

С 2022 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.

С 2022 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.

Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:

  • нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
  • предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
  • указание класса вещества;
  • алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
  • указание степени опасности;
  • обозначение транспортной единицы и др.

Какие грузы считаются опасными?

Груз считается опасным, если во время транспортировки он несет потенциальную опасность для живых существ и окружающей среды. Перевозка подобных веществ регламентируется Соглашением ООН о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Основная цель ДОПОГа – повысить уровень безопасности во время транспортировки подобных материалов.

Опасные грузы имеют свою классификацию. Различают следующие классы:

  1. взрывчатые вещества (взрывчатка, боеприпасы, патроны, пиротехника, порох);
  2. газообразные вещества (азот, аргон, водород, гелий, кислород, пропан, бутан, фреон и другие). Газы делятся на легковоспламеняющиеся (2.1), негорючие и нетоксичные (2.2), и токсичные (2.3);
  3. воспламеняющиеся жидкости (нефтепродукты, топливо, ацетон, краски, мазут, спирты и т.д.);
  4. воспламеняющиеся твердые вещества (порошок алюминия, литий, сера, калий, натрий). 4ая группа делится на самореактивные ЛВТВ (4.1), самовозгорающиеся материалы (4.2) и вещества, выделяющие опасные пары (4.3);
  5. окисляющие вещества (5.1) и пероксиды органического типа (5.2) – сюда относятся аммиачная селитра, нитраты, мочевина, перекись водорода и т.п.;
  6. токсичные (6.1) и инфекционные (6.2) вещества – это, например, лекарства, пестициды, мышьяк, цианиды;
  7. радиоактивные материалы (ядерные вещества, радиоактивные отходы);
  8. препараты, которые вызывают коррозию (кислоты, щелочи, ртуть и ртутные лампы, гипохлорит натрия и т.д.);
  9. другие небезопасные материалы, например, масла, полистирол, литиевые батареи, асбест.

В каких случаях предусмотрено уголовное наказание?

При неверном соблюдении правил перевозки ответственность может быть и уголовной. Информация об этом отражена в ст.189, 222, 247, 250, 254 УК РФ. Привлекаются к уголовной ответственности и водители, которые позволяют себе перевозить опасный груз в пьяном виде.

Читайте также:  Психологи рассказали, как помириться с бывшей женой

Особенно велика ответственность в тех случаях, когда допущенные нарушения послужили причиной аварий, происшествий. Особняком стоят действия, в результате которых погибли или пострадали люди. Для этого случая предусмотрены такие меры наказания, как лишение свободы на срок от 2 до 9 лет. Тяжесть наказания определяется в зависимости от наличия жертв в результате противоправных действий шофера, тяжести нанесенных увечий, количества пострадавших, а также от того, был ли летальный исход.

Если управляющий транспортным средством, замеченный в нетрезвом состоянии, ранее уже привлекался к ответственности в связи с данным правонарушением, а потом вновь попал в поле зрения надзорных органов по схожему поводу, он будет обязан заплатить штраф в размере 200 тысяч рублей. Такое наказание может быть заменено на лишение свободы на 24 месяца. Подробную информацию можно найти в ст. 264.1 УК РФ. А само наказание выносит районный суд, согласно N 509-ФЗ от 27.12.2018.

Наибольшая ответственность за груз и его провоз в любом случае лежит на юр. лице. Транспортная организация целиком и полностью отвечает за все проблемы, связанные с доставкой груза, его безопасностью и оформлением документов для него. Любые инциденты оборачиваются серьезным материальным ущербом. Поэтому не удивительно, что все транспортные компании с большой ответственностью подходят к соблюдению требуемых мер безопасности.

Сотрудники компаний обязаны в надлежащем порядке проходить инструктаж, в котором имеются все правила провоза опасных грузов. Все же случаются и недоразумения, упущения, человеческий фактор порой играет достаточно неприятную роль. В результате проводятся судебные разбирательства и назначаются наказания виновным.

Уровень ответственности

На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:

  1. Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
  2. Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
  3. Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
  4. Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.

Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.

Какая ответственность грозит нарушителям

По статистике ГИБДД к самым частым нарушением перевозчиков относятся несоответствие транспортного средства требованиям и отсутствие разрешения. Персонал всех транспортных компаний Ижевска осведомлен о том, что за подобные нарушения предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа. Причем санкции последуют при отсутствии любого требуемого документа, а не только разрешения.

Водителю нарушение грозит взысканием в размере 2000-2500 рублей и лишением прав на срок до полугода. Для должностных лиц сумма больше, и составляет 15-20 тысяч. Самое жесткое наказание предусмотрено для юридических лиц: штраф до 500 000 рублей и арест транспортного средства. Даже мелкие нарушения правил перевозки опасных грузов влекут за собой наложение штрафов. Следует знать, что индивидуальный предприниматель несет в таких случаях ответственность не как физическое лицо, а как должностное.

Ответственность за нарушение основных правил перевозки особых опасных грузов обычно возлагается не только на водителя, но также на организации, где он работает. Практически во всех случаях наказанию подвергается и уполномоченное лицо, на которого изначально была возложена ответственность относительно должной подготовки, а также доставки опасного груза. При нарушении определенных установленных нормативов, которые связаны с наличием определенных бумаг, действуют определенный штраф за перевозку опасных грузов.

Нарушение Штраф водителя Штраф должностного лица Штраф компании
Отсутствие необходимых документов до 1500 руб 5-10 тысяч руб 200-250 тысяч руб
Нарушение в продвижении авто по трассе или неправильной парковке 2500 руб 20 тысяч руб 500 тысяч руб
Плохое состояние авто 10 000 руб 30-50 тысяч руб 50-100 тысяч руб

В определенных случаях в качестве санкции может быть назначено изъятие водительского удостоверения. Срок может быть разным и в среднем составляет от 4 до 6 месяцев. В особо сложных ситуациях время ареста документа может достигать полутора лет и более. Здесь все зависит от уровня тяжести преступления основных законодательных нормативов. Подобные штрафы также действуют при обнаружении отсутствия свидетельства у водителя, которое являлось бы официальным разрешением на провоз опасного груза.

Читайте также:  Имущество подлежащее разделу по наследству

Какое наказание предусмотрено за транспортировку без разрешения?

Если при перевозке груза, относящегося к категории опасных, водитель не имеет при себе документов, разрешающих это сделать, первый же наряд ГИБДД станет окончанием пути транспортного средства. Водителю в таких случаях назначается как минимум штраф.

В законодательстве предусмотрена ответственность и для водителя, и для компании, организовавшей транспортировку, а также представителей организаций, которые являются ответственными за отправку данного рейса. Такое положение будет действительно и для междугороднего сообщения, и для транспортировки из одной страны в другую.

Судом может быть вынесен приговор и об уплате в пользу государства солидной денежной суммы, и о лишении свободы, поэтому водителям, перевозящим опасные грузы, следует со всей ответственностью отнестись к подготовке документов на груз.

Если при остановке машины, чей груз отмечен маркировкой «опасно!», представителям ГИБДД не будет предъявлено разрешение на провоз данного груза, в качестве наказания могут быть применены меры:

  1. Если шофер, перевозящий опасный груз, является частным лицом, его ожидает ответственность, предусмотренная ст.12.21.2 КоАП. За транспортировку груза, признанного опасным, необходимо заплатить штраф 2000-2500 рублей. В случаях, когда груз перевозится с наличием разрешающих документов, но правила транспортировки не соблюдены или соблюдаются не в полной мере, также вменяется штраф.
  2. При проезде на транспорте с грузом, отнесенным к категории опасных, не имея на то разрешения, водитель, являющийся должностным лицом, ответственность имеет иную. Согласно установленным ст.12.21.2 КоАП правилам, необходимо уплатить в штрафную копилку 15-20 тысяч рублей.
  3. Если опасные грузы перевозятся при отсутствии документов или с нарушениями правил перевозки груза, водитель – юридическое лицо оплачивает штраф 400-500 тысяч рублей.

Штрафы по статье КоАП распространены также на следующие типы нарушений:

  • нет документов, в которых подтверждено, что человек, управляющий транспортом с опасным грузом, обладает должным опытом и навыками для обеспечения его безопасности;
  • неправильно оформлены бумаги, в которых должно быть подтверждено, что данное ТС оборудовано в полном соответствии правилам – на его кузове должны быть размещены предупреждающие знаки, различные информационные материалы, подсказывающие действия в случае опасности, утечки содержимого, возможного взрыва.

При нарушении правил транспортировки опасных грузов отличия в следующем:

  1. при осуществлении транспортировки неверно, с недостаточным соблюдением правил, если ответственным является частное лицо, штраф составит 1000-1500 рублей;
  2. при совершении нарушений должностным лицом придется уплатить 5000-10000 рублей;
  3. если виновником является юридическое лицо, оно будет оштрафовано на сумму от 150-250 тысяч рублей.

С 2022 г. законодательной базой транспортировки грузов, представляющих опасность, стало Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR). Россия выполняла его требования с 1994 г. на международных линиях.

С 2022 г. на территории нашей страны действуют международные нормы ДОПОГ.

Этот международный документ закрепляет особый номер ООН (UN-идентификатор) за каждым видом опасных элементов в особом Перечне. Для них разработаны следующие правила:

  • нанесение маркировки на корпус и детали машины, тары или упаковки;
  • предупреждение об опасности на автомобилях и контейнерах;
  • указание класса вещества;
  • алгоритм погрузочно-разгрузочных работ;
  • указание степени опасности;
  • обозначение транспортной единицы и др.

Штраф за перевозку опасного груза без ДОПОГ

Если транспорт с опасным грузом управляется лицом, не имеющим соответствующего удостоверения, которое выдается территориальным УГАДН, предусмотрены следующие виды взысканий:

  • от 2 до 2,5 тыс. рублей для водителя;
  • от 15 до 20 тыс. рублей для ответственных должностных лиц;
  • от 400 до 500 тыс. рублей для юридических лиц, организовавших перевозку.

Водитель может быть освобожден от уплаты штрафа, но в этом случае будет лишен прав на ближайшие 4-6 месяцев. Такая серьезная мера наказания применяется судами при наличии особых обстоятельств (повторная перевозка ОГ, транспортировка веществ повышенной опасности и так далее).

Если трансфер был организован должностными лицами, которые пренебрегли обучением и не имеют свидетельства установленного образца, также придется заплатить штрафы ДОПОГ:

  • от 1 до 1,5 тыс. руб. для водителей;
  • от 5 до 10 тыс. рублей для специалистов, ответственных за перевозку;
  • от 150 до 250 тыс. для юридических лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *