Правила оформления европротокола при ДТП в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила оформления европротокола при ДТП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Копию извещения о ДТП необходимо передать в страховую компанию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. При этом требуйте, чтобы вам дали копию с указанием, в какой день приняли, а также печатью.

Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?

Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!

Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.

И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?

Роль аварийного комиссара

Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.

В 2022 году некоторые страховые компании предоставляют услуги аварийного комиссара бесплатно, в качестве дополнительной услуги при оформлении страховки. В этом случае основные его обязанности — определение страхового случая и оценка вреда. При подписании договора со страховой фирмой, вы можете заранее прописать расширение спектра услуг комиссара, если это предусмотрено.

Действия виновника ДТП по европротоколу в 2022 году

Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.

Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2022 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.

Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.

Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.

Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:

  • об автомобилях, выступивших участниками аварии;
  • подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.

Действия в случае отказа страховой по европротоколу

Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:

  • ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
  • отсутствием подписи второго водителя;
  • нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
  • просроченной датой предоставления документации;
  • отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
  • свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.

Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.

Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.

Извещение о ДТП по европротоколу

Европротокол это и есть бланк извещения о ДТП.

Лицевая сторона извещения о ДТП в 2023 году состоит из следующих пунктов:

  1. Какое здание находится ближе всего к месту происшествия? При наличии дороги ее название также указывается.
  2. Дата и время аварии (указываются цифрами).
  3. Сколько транспортных средств получили повреждения?
  4. Есть ли раненые? Если ответ положительный, то придётся обратиться к сотрудникам ГИБДД для оформления ДТП.
  5. Пятым пунктом надо указать, что инспекторы ДПС не были вызваны для освидетельствования участников на состояние опьянения. Достаточно просто отметить «нет».
  6. Следующий пункт — материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам, а также имуществу. Снова отмечается галочкой графа «нет».
  7. При наличии свидетелей необходимо указывать их контактные данные, а также ФИО.
  8. В 8 пункте надо поставить прочерк. Он обозначается как «Сотрудник ГИБДД, который проводил оформление ДТП (нагрудный номер)».
  9. Указываются модель и марка автомобиля. Допускается обозначение как на кириллице, так и на латинице. Нужно указать ещё и государственный номер, VIN-номер, данные свидетельства о регистрации (серия/номер).
  10. В графе вводится ФИО владельца автомобиля.
  11. В этот пункт надо вписать ФИО человека, который был за рулём транспортного средства на момент аварии.
  12. Указываются страховая компания и данные полиса.
  13. Здесь стрелкой надо обозначить область первого удара о ваш автомобиль. Обратите внимание, что вам предоставляется возможность выбора транспортного средства, на котором вы передвигались (грузовое, легковое авто, мотоцикл).
  14. Пожалуй, это наиболее важный пункт. Нужно перечислить детали кузова и любые элементы, получившие видимые повреждения. Прежде чем заполнить это поле, внимательно осмотрите свою машину на предмет любых, даже едва заметных дефектов.
  15. Здесь указываются дополнительные замечания, например, запись с видеорегистратора.
  16. Отметьте, какой манёвр совершал ваш автомобиль на момент аварии. Внимательно ознакомьтесь со всеми пунктами, прежде чем отдавать свои предпочтения какому-либо из них. Отмечайте клетки с правильной стороны, не путайте их. На укрупненных клетках, в нижней части, нужно обозначить количество отмеченных вами клеток. Это требуется, чтобы третьи лица не смогли дописать вашим почерком дополнительную недостоверную информацию.
  17. Этот пункт также очень важен. Вам надо нарисовать схему дорожно-транспортного происшествия. Обозначьте края дороги. На каждой из сторон вписывайте название улицы. Посредством стрелок обозначьте направление движения каждого автомобиля. Обозначьте конечное расположение обеих автомашин после аварии. Всё это должно соответствовать информации в заполненных выше полях европротокола. Не забудьте нарисовать дорожные знаки, разметку, светофоры — одним словом, всё, что имеет так или иначе отношение к происшествию.
  18. Поставьте подпись.

Оборотная сторона извещения в 2023 году:

  1. Обозначьте, какое поле вы заполнили на лицевой стороне: транспортное средство «A» или «B».
  2. Опишите обстоятельства аварии. Можно сделать это кратко, своими словами. Расскажите о том, как двигались по дороге оба участника ДТП и в какой момент между ними случилось столкновение.
  3. В третьем пункте напишите, кто был за рулем на момент аварии: непосредственный владелец машины или третье лицо.
  4. Занесите сведения о других транспортных средствах, если они стали участниками аварии, но помните, что такая ситуация потребует участия сотрудников ДПС.
  5. Дальше надо будет указать, было ли повреждено какое-либо имущество (если вы ответите на этот вопрос положительно, европротокол составлен быть не может).
  6. Напишите, может ли после аварии ваш автомобиль передвигаться своим ходом. Если нет, надо указать адрес, где находится в данный момент машина.
  7. В седьмом поле вводятся примечания, если они у вас будут.

Оба экземпляра извещения европротокола заполняются каждой из сторон. А также обе стороны ставят свою подпись на бланке.

Сделайте фотографии обоих автомобилей крупным планом. Снимать надо места повреждений, чтобы они были четко видны. При этом, глядя на снимок, должно быть понятно, что это именно ваш автомобиль, пострадавший в ДТП. Так вы доказываете, что предоставляете достоверные данные и не желаете никого обмануть. Постарайтесь снять машину так, чтобы были видны номера, в том числе VIN-номер, а также окружающая его среда. Это послужит доказательством, что зафиксированные дефекты были получены после ДТП.

Фактически, другие изменения касаются, в основном, тонкостей оформления дорожных инцидентов по европротоколу, и, к сожалению, целый ряд моментов тут ужесточается.

Так, теперь обязательно заполнение в извещении пунктов касательно повреждений (но пока всё ещё видимых — то есть вопрос «экспертности» за скрытые повреждения на водителей никто не перекладывает) и обстоятельств ДТП. Здесь подводным камнем может быть и возможный отказ в выплате по новому лимиту в 100 тысяч рублей, если соответствующие поля не будут заполнены.

Читайте также:  В течение какого времени нужно прописаться?

Также для получения компенсации не обязательно условие признания вины одним из участников аварии. Но если есть разногласия, то требуются дополнительные соблюдения условий (одно из них):

  1. фото- или видеофиксация аварии специальными техсредствами, которые передают некорректируемую информацию в специальные базы страховщиков (не будем говорить о том, что таких баз на сегодняшний день нет, но работают они неизвестно как),
  2. обстоятельства аварии зафиксированы специальным приложением страховщиков (его Вы также пока не найдёте).

Для удобства приводим все изменения в ФЗ «Об ОСАГО», которые вводятся новым ФЗ №448 в удобно табличном виде «было-стало» с подсветкой изменений.

Было Стало
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
…..
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
…..
в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия (за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи) и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
[вступает в силу с 1.06.2018 г.]
(новый пункт ст. 11.1) 11. Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств должны быть зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполняется в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.
[вступает в силу с 1.10.2019 г.]
(дополнение абзацем к п.2 ст. 11.1) В бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии указываются сведения об отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо о наличии и сути таких разногласий.
[вступает в силу с 1.06.2018 г.]

5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страхового возмещения, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховое возмещение осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

5. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, в случае отсутствия таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
[вступает в силу с 1.06.2018 г.]

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
[вступает в силу с 1.06.2018 г.]

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей. 8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причинённого его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьёй, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
[вступает в силу с 1.06.2018 г.]
16.1. Страховое возмещение вреда, причинённого легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путём выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счёт потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:
…..
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
16.1. Страховое возмещение вреда, причинённого легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путём выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счёт потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:
…..
д) если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
[вступает в силу с 1.10.2019 г.]
17.
….
В случае, если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.
17.
….
В случае, если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.
[вступает в силу с 1.10.2019 г.]
Читайте также:  Как открыть ИП. Пошаговая инструкция регистрации ИП в 2023 году

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

Можно ли оспорить сумму выплаты?

Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).

В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.

Оформление Европротокола ОСАГО с помощью «Помощника ОСАГО»

Каждому клиенту страховщик в момент подписания договора на предоставление услуг выдает о бланк – «Извещение о ДТП». Именно этот документ заполняют обе стороны происшествия. Но если люди решили обойтись без участия Госавтоинспекции, то можно заполнить все в электронном формате быстрее. И не потребуется везти бланк страховщику лично.

Для этого необходимо иметь на смартфоне или планшете приложение «Помощник ОСАГО». Не обязательно двум водителям заполнять бланк (хотя второму человеку потребуется иметь смартфон с авторизованным кабинетом на Госуслугах, чтобы отсканировать QR-код). Достаточно с одного телефона заполнить бланк и подписать. Придерживайтесь правил:

  • Не оставляйте поля незаполненными.
  • Вписывайте сведения без ошибок, иначе страховщик не выплатит деньги по Европротоколу.
  • Указывайте только данные, совпадающие с информацией в личном кабинете на портале Госуслуг.
  • Заранее внесите сведения на ЕПГУ. Процесс заполнения бланка будет быстрее и точнее.
  • Не забудьте поставить дату и подпись.
  • Указывайте полностью названия улиц, марки машин и т.д. Все без сокращений.
  • Обязательно нарисуйте от руки схему ДТП, а не просто опишите ее словами в приложении.

Каков порядок заполнения бланка европротокола

Для того чтобы финансовая организация сделала выплату, документ следует корректно заполнить.

Как оформить европротокол:

Лицевая сторона
  • сведения о ДТП: место, дата, количество пострадавших авто;
  • ТС, которые участвовали в аварии: марка и модель, VIN номер, номерной знак;
  • собственник: ФИО и адрес;
  • водители: ФИО, номер прав и дата рождения;
  • страховщик: наименование компании, номер бланка и срок действия;
  • характер повреждений;
  • схема ДТП.
Оборотная сторона
  • обстоятельства ДТП;
  • указать данные ТС, если в ДТП замешено более 2-х авто;
  • может ли ТС передвигаться своим ходом;
  • примечания: важные детали страхового события.

Можно ли требовать доплаты со страховой компании, при превышении лимита выплат по Европротоколу?

После подачи документов в страховую компанию, на основании пункта 10, статьи 12 закона «Об ОСАГО», страховая компания должна назначить Вам дату осмотра Вашего автомобиля. Осмотр автомобиля должен состояться в течение 5 дней, с момента подачи документов (пункт 11, статьи 12 закона «Об ОСАГО»). Также в течение 20 дней, со дня подачи документов, страховая должна выдать направление на ремонт.

Транспортные средства, находящиеся в собственности граждан, и зарегистрированные на территории РФ, на основании пункта 15.1 закона «Об ОСАГО», при возникновении страхового случая, дающего право на возмещение ущерба в рамках ОСАГО, направляются на ремонт в СТО, кроме случаев, предусмотренных пунктом 16.1 закона «Об ОСАГО», при наличие которых, положена денежная выплата.

Так как в Вашем случае ДТП было оформлено по протоколу, то скорее всего Вас направят на ремонт в СТО, но мы знаем, что суммы возмещения от страховой не хватит на полноценный ремонт, так как сумма ущерба, превышает лимит.

Как поступит страховая, если очевидно, что при выплате максимальной суммы по Европротоколу, она не покроет реальную сумму ущерба?

Регрессное требование по Европротоколу (как действовать)

На это в нашем законодательстве есть простые и понятные рекомендации!

На основании пп. «Д», пункта 16.1, статьи 12 закона «Об ОСАГО», в случае если стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, превышает установленную максимальную сумму возмещения при оформлении ДТП по Европротоколу и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО, то возмещение ущерба, производится путем выдачи суммы страховой выплаты.

Читайте также:  Гражданская жена не отдает вещи как законно забрать?

Что бы не быть голословным, вот статья закона и пункт, где об этом сказано.

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

16.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

Вывод такой, или отказываемся от доплаты на СТО, или соглашаемся на доплату из своего кармана.

Скажу так, соглашаться на доплату из своего кармана в данной ситуации крайне невыгодно, потому как после получения денег, Вы сможете обратиться в любой понравившийся и проверенный Вами автосервис. Вносить доплату все равно придется, но плюс в том, что сроки ремонта точно будут сжатые, по качеству ремонта Вы сможете повлиять уже на автосервис, здесь и сейчас, а не через страховую при направлении на ремонт. Есть возможность договориться с автосервисом, что Вам поставят контрактные запчасти (БУ детали), которые возможно будут оригинальные, и денег от страховой, может вполне хватить на полноценный ремонт, или доплата окажется незначительной.

Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию, советую при общении со страховой, относительно вопроса доплаты за ремонт и получения направления, ничего не глядя не подписывать. Внимательно читаем документы, которые Вам будет передавать страховая и только если Вас устраивают все пункты документа, подписываем его.

Если Вам выдают направление на ремонт, то внимательно читаем его, там может быть прописан пункт, согласно которому, Вы после получения данного акта и выражением согласия на ремонт, соглашаетесь и на произведение доплаты на СТО. Это невыгодно, так как ремонт может стоить дороже, никто не гарантирует его качество, сроки могут затянуться, доплата может потребоваться значительная, а так как Вы согласились на данный способ возмещения, то после изменить его на выплаты, в добровольном порядке, уже не получится.

Что касается взыскания со страховой суммы сверх лимита по Европротоколу?

На основании пункта 8, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО», потерпевший не вправе предъявлять страховой дополнительные требования о возмещении ущерба, размер которых, превышает предельный размер страхового возмещения, определенный на основании пунктов 4 и 6, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Вот пункт 8, статьи 11.1 закона «Об ОСАГО».

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

8. Потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате такого происшествия, в той части, в которой совокупный размер осуществленного потерпевшему страхового возмещения и предъявленного страховщику дополнительного требования о возмещении указанного вреда превышает предельный размер страхового возмещения, установленный соответственно пунктами 4 и 6 настоящей статьи.

Положения законодательства, явно дают понять, что если потерпевший оформил ДТП, без участия сотрудников полиции, путем оформления протокола, то страховая компания возмещает ущерб, в пределах установленной по закону максимальной суммы, то есть или 100000 рублей, или 400000 рублей.

Все, что выходит за пределы данных сумм, страховая возмещать не обязана по закону.

Это положение подтверждается пунктом 14, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где сказано следующее:

14. Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (статья 421 ГК РФ, пункт 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО).

При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со статьей 11.1 Закона об ОСАГО в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).

То есть, если страховая компания по Европротоколу выплатила потерпевшему максимальную сумму в пределах 100000, или 400000 рублей, то страховая по закону исполнила свои обязательства перед потерпевшим и более с нее ничего требовать не получится. В таком случае суд не встанет на сторону потерпевшего.

Со страховой все понятно, получили максимальную сумму, взять более нечего, но остался еще один вопрос!

Можно ли требовать доплаты с виновника ДТП, в случае если сумма ущерба, превысила лимит над максимальной выплатой по Европротоколу?

Как видите, я представил Вам исчерпывающие доказательства факта, что размер ущерба, превышающий размер максимальной выплаты, при оформлении ДТП по Европротоколу, не может быть взыскан, ни со страховой компании, ни с виновника ДТП.

Поэтому, если столкнулись с такой ситуацией, не тратьте время на оценку, походы в суд и прочие разбирательства.

Мой совет, получите максимальную сумму выплат, прокатитесь по автосервисам и найдите оптимальный вариант по стоимости ремонта. Бывает, что суммы, которую выплатила страховая, вполне хватает, чтобы восстановить автомобиль, или требуется совсем несущественная доплата.

Если остались вопросы, то задайте их нашим юристам, мы всегда готовы проконсультировать Вас и при необходимости, защитить Ваши права в суде.

Когда можно оформить по Европротоколу

Оформить аварию по упрощенной схеме можно не всегда. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

  • Нет пострадавших людей.
  • Столкнулись и повреждены только два транспортных средства (далее — ТС), в том числе с прицепами — то есть другое имущество (например, забор, столб, дорожное ограждение, груз) не пострадало.
  • У участников аварии есть действующие договоры ОСАГО (или «Зеленая карта»).
  • Разногласий между водителями нет и это зафиксировано в извещении о ДТП.
  • Спор между водителями есть, но информация о ДТП зафиксирована с помощью системы ГЛОНАСС либо одного из специальных приложений «Помощник ОСАГО»/ «ДТП Европротокол».
  • Ущерб, который причинен ТС, не превышает максимального размера выплаты по страховке — не более 100 тыс. руб.
  1. Европротокол — возможность получить возмещение за ущерб при ДТП без обращения в ГИБДД, что сэкономит время.
  2. Правильно оценивайте ущерб — в случае сомнений откажитесь от упрощенного оформления.
  1. Далеко не всякую аварию можно оформить самостоятельно.
  2. По процедуре европротокола заполняется один документ — извещение о ДТП в бумажном/электронном виде.
  3. Наибольший размер выплаты при фиксации ДТП без автоинспекторов — 100 тыс. руб. Выплата может быть увеличена до 400 тыс. руб., если участники аварии не имеют разногласий и факт ДТП зафиксирован с помощью специальных технических средств.
  4. В течение 5 рабочих дней каждый из участников обязан направить свою часть Извещения своему страховщику.
  5. 15 дней нельзя восстанавливать/уничтожать авто, участвовавшее в аварии.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП по Европротоколу? Возникали при этом трудности по получению возмещения или при направлении авто на ремонт?

Расскажите о своем опыте в комментариях под статьей. Остались или возникли вопросы — задавайте их там же.

Что делать после заполнения европротокола?

Итак, документ полностью заполнен и подписан обоими водителями — взаимных претензий нет, а значит можно продолжать движение. Но права и обязанности, связанные с ДТП на этом не прекращаются. Согласно действующего законодательства, и потерпевший, и виновник должны в течении 5 дней представить извещения в свои страховые компании. Виновник также должен быть готов показать свой автомобиль страховщику, иначе страховщик вправе предъявить регрессные требования. Подробнее об этом, а также о рисках, возникающих при оформлении европротокола, мы писали тут. Настоятельно советуем прочитать!

Помимо экземпляра бланка извещения о ДТП, заполненного водителями, потерпевшему, в соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО» и п. 2 правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП необходимо представить страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы: • заявление о прямом возмещении убытков; • электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля; • заявление о том, что информация, содержащая фото- или видеосъемку, является некорректированной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *