27. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. ОТНОСИМОСТЬ И ДОПУСТИМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «27. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. ОТНОСИМОСТЬ И ДОПУСТИМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исходя из статьи 5 УПК РФ, дознаватель – это уполномоченное лицо органа дознания, которое в ситуациях, предусмотренных законом, занимается производством предварительного следствия как части дознания, а также прочие права и обязанности, которые предусмотрены Кодексом. Обязанность на проведение дознания лежит на дознаватели, который назначается либо начальником органа дознания, либо его заместителем (в случаях, когда не требуется обязательное предварительное следствие).
Дополнительные полномочия для гражданских лиц
Помимо вышеописанных органов дознания, полномочиями по началу уголовного процесса и выполнение следственных действий может распространяться на должностных лиц, которые не являются этими органами.
Исходя из 40 статьи УПК РФ, такими могут быть капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, но только в случае, если преступления были совершены на судах под ответственностью этих капитанов.
Кроме капитанов судов, в роли органа дознания могут выступать руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, которые находятся вне возможности прямого доступа для органов дознания.
Как и в первом случае, руководители могут начать следственные действия по уголовным делам в случае, если преступления были совершены на территориях, являющихся частью их ответственности.
Начальники представительств Российской Федерации за границей также имеют полномочия органов дознания в случае совершения преступлений на территории этих представительств.
Комментарии к статье 40 УПК
Главным признаком, характеризующим органы дознания, являются полномочия по выполнению оперативно-розыскных мероприятий, под которыми понимается осуществление специальных, не процессуальных действий, имеющих разведывательную сущность. Целью этих мероприятий выступает получение информации о противоправном действии, совершившем его лице, а также источниках доказательств.
В ходе выполнения служебных обязанностей представитель дознания имеет право:
- проводить опросы граждан;
- наводить справки об интересных ему с точки зрения расследуемого правонарушения событиях или людях;
- собирать материалы для их дальнейшего направления на экспертизу;
- выполнять проверочные и контрольные закупки;
- исследовать предметы и документы;
- вести наблюдение за лицом или местом;
- обследовать здания, сооружения, ТС и участки открытой местности;
- контролировать почтовые и курьерские отправления, а также прочие сообщения;
- прослушивать телефоны подозреваемых;
- снимать информацию с каналов связи;
- проводить оперативное внедрение;
- проводить оперативные эксперименты.
Правом проведения перечисленных мероприятий наделены оперативные подразделения следующих государственных структур:
- ОВД.
- ФСБ.
- Федеральная государственная охрана.
- Таможенная служба.
- СВР.
- ФСИН.
- ФСКН.
Дознаватели, так же как и следователи, имеют право на проведение следственных действий во время расследования уголовного дела. Но при его проведении в форме дознания процедура по привлечению подозреваемого в качестве обвиняемого обычно не выполняется. По окончании расследования составляется обвинительный акт.
Дознаватели имеют право:
— проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
— принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях.
Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
— осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
— применять меры принуждения, которые разрешены законом;
— действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
— осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.
Кто уполномочен проводить дознание:
— органы внутренних дел;
— сотрудники органов таможенных служб;
— органы госнаркоконтроля;
— сотрудники органов пограничной службы.
В настоящее время закон называет дознавателем должностное лицо, проходящее службу в органе дознания и правомочное вести предварительное расследование дел в форме дознания. В этой роли выступает сотрудник, который ведет деятельность по сообщениям о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 Уголовно-процессуального кодекса. Все прочие подобные составы преступлений относятся к компетенции следователя. Таково общее правило, хотя в отдельных случаях дознание может проводить иное лицо по указанию прокурора. Дознавателем также выступает служащий, которого начальник органа уполномочил провести предварительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств конкретного преступления. Полномочия дознавателя устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Не может выполнять обязанности дознавателя то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по означенному делу.
Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории. Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику. Главное требование – чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.
Необходимо сказать, что следственные структуры и органы дознания находятся в постоянном тесном взаимодействии. Между этими подразделениями происходит постоянный обмен информацией. Орган дознания выполняет важнейшую работу в рамках производства по делу. Он не только проверяет сведения о вероятных преступлениях, но и проводит неотложные оперативные мероприятия. Большое значение в организации работы подразделения имеет деятельность руководителя. От его профессионализма зависит эффективность проводимых мероприятий, их своевременность, актуальность.
Указания, которые поступают от следственных органов, являются обязательными для исполнения. Это, однако, не означает, что служащие, ответственные за их реализацию, не могут выражать несогласие с ними. Так, санкция прокурора может быть обжалована стоящему над ним должностному лицу, указание следователя — руководителю соответствующего отдела. Тем не менее оспаривание не приостанавливает исполнение распоряжений. Органы дознания выступают в качестве одного из ключевых звеньев в уголовно-процессуальной системе. От их работы зачастую зависит результат оперативно-розыскных мероприятий, своевременное установление личностей преступников и привлечение виновных к ответственности.
Согласно определению из ст. 5 УПК РФ, дознаватель МВД — это должностное лицо полиции, уполномоченное проводить следственные действия по административным правонарушениям (АП), а также по уголовным делам (УД) легкой и средней тяжести, наказание за которые предусматривает не более 5 лет лишения свободы.
Как правило, вышеуказанный сотрудник полиции служит в специальном отделе дознания ОВД. При этом в отдельных ситуациях, когда штатные дознаватели территориального подразделения полиции перегружены работой (или, наоборот, находятся в отпуске/на больничном), их функции частично имеют право выполнять оперативные сотрудники других отделов ОВД.
Однако в последнем случае существует жесткое ограничение — функции дознавателя по конкретному УД не может исполнять тот оперативный сотрудник полиции, который ранее уже привлекался к проведению оперативно-розыскных мероприятий по этому же делу.
Права и обязанности органов дознания
По общему правилу орган дознания вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:
1) проверка заявления (сообщения) о преступлении (ст. ст. 140-148 УПК РФ);
2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);
3) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. ст. 223-226 УПК РФ)82;
4) исполнение поручений и указаний следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
Осуществляя проверку заявления (сообщения) о преступлении орган дознания вправе:
— собирать доказательства без производства следственных действий (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);
— требовать производства документальных проверок, ревизий и привлечения к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);
— требовать от средства массовой информации имеющиеся в распоряжении у него документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
— производить осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).
- При этом он обязан:
- — принимать, рассматривать и разрешать все подведомственные заявления (сообщения) о преступлении;
- — выдавать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия;
- — регистрировать заявления (сообщения) о преступлении;
- — при наличии к тому оснований возбуждать и отказывать в возбуждении уголовного дела, направлять заявление (сообщение) о преступлении по подсудности.
- Орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела имеет и иные права (обязанности).
- Дознаватель (разграничения органа дознания и дознаватель).
- Дознаватель
- Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное
либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении; неотложные следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, а также исполнять поручения (указания) прокурора, начальника следственного отдела, следователя, руководителя (члена) следственной группы, органа дознания, начальника органа дознания или другого дознавателя.
Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.
Производя дознание, сотрудник обращает внимание на условия, которые способствовали совершению преступных деяний. По результатам проверки дознаватель может вносить обобщенные представления в органы, учреждения, организации, которые могут и должны принимать меры к устранению условий, способствующих совершению преступлений. Если руководители организаций не выполняют такие предписания, дознаватель вправе направить информацию в прокуратуру.
Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.
Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:
- проводит обзорные лекции;
- выступает с сообщениями перед населением;
- делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.
Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.
Дополнительные полномочия для гражданских лиц
Помимо органов дознания их полномочия по началу действий в рамках уголовного дела могут осуществлять должностные лица, которые к этим органам не принадлежат.
Статья 40 УПК РФ закрепляет право осуществлять функции дознания за капитанами судов дальнего плавания, если преступление было совершено на корабле в пути. Также эти функции возложены на начальников антарктических станций, геологоразведовательных партий, сезонных полевых баз и экспедиций. Наделение этих должностных лиц правами дознавателей обусловлено тем, что органы дознания не имеют доступа к данным местам и организациям людей.
Дознание на территории дипломатических представительств РФ на территории других государств могут осуществлять руководители этих представительств, если преступление произошло на подотчётной им территории.
Она представляет собой систему государственных исполнительных структур, работа которых направлена на обеспечение защиты свобод, здоровья, прав, жизни граждан, их имущества, а также интересов государства и общества от преступных посягательств. Этот институт обладает возможностью использовать в рамках своих полномочий меры принуждения, определенные в законодательстве. Он включен в систему МВД и разделяется на криминальную полицию (орган дознания) и обеспечивающую общественную безопасность. В состав первой входят научно-технические, оперативно-розыскные и прочие подразделения. В их компетенцию входит решение оперативных задач и содействие полиции общественной безопасности. Структура этой системы утверждена правительственным постановлением № 925. В составе полиции общественной безопасности присутствуют:
- Подразделения ППС.
- Дежурные части.
- Подразделения ГИБДД.
- Отделы вневедомственной охраны.
- ИВС.
- Участковые полиции.
- Прочие подразделения, необходимые для реализации поставленных задач.
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физиче–ский, имущественный, моральный вред, а так–же юридическое лицо в случае причинения пре–ступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч.1 с. 42 УПК). Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознава–теля, следователя или суда.
Лицо должно признаваться потерпевшим незави–симо от степени доказанности факта совершения преступления, которым ему предположительно при–чинен физический, имущественный, моральный вред. Чрезмерное затягивание с признанием потерпевшим необоснованно ограничивает возможность постра–давшего от преступления защищать свои законные интересы с помощью процессуальных прав, предо–ставляемых ему с момента вынесения дознавате–лем, следователем, судьей соответствующего поста–новления. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников (ч. 8 ст. 42 УПК). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осу–ществляет представитель.
Потерпевший как участник процесса со стороны обвинения пользуется всеми правами стороны в со–стязательном процессе (ст. 42 УПК).
К правам потерпевшего относятся: право знать формулировку предъявленного обвиняемому обви–нения; давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым владеет, пользуясь по–мощью переводчика бесплатно; иметь представи–теля. Участвуя в доказывании, потерпевший также вправе представлять доказательства, заявлять хо–датайства и отводы; участвовать в производстве следственных действий, проводимых по его хода–тайству или ходатайству его представителя, знако–миться с протоколом этих действий и подавать на них возражения.
В случае проведения по делу судебной эксперти–зы, назначенной по ходатайству потерпевшего, он вправе знакомиться не только с самим постановле–нием, но и с заключением эксперта. Кроме того, по–терпевший вправе знакомиться со всеми материала–ми уголовного дела по окончании предварительного расследования (независимо от формы окончания), получать копии основных процессуальных актов; участвовать в предварительном слушании дела в суде первой инстанции, в том числе в связи с заявлением ходатайства об исключении доказательства из дела как недопустимого. Являясь стороной обвинения, потерпевший вправе поддерживать обвинение и вы–ступать в судебных прениях при судебном разбира–тельстве уголовного дела. Кроме того, потерпевший вправе приносить жалобы на приговор и иные судеб–ные решения, в том числе в связи с мягкостью назна–ченного подсудимому наказания или необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также он может приносить жалобы на судебные ре–шения и принимать участие в судебном заседании суда второй и надзорной инстанций.
При неявке потерпевшего по вызову без уважитель–ных причин он может быть подвергнут приводу. По–терпевший дает показания по правилам допроса сви–детеля, поэтому за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет от–ветственность в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ.
Обвинительный акт и знакомство с делом
Закончив расследование, дознаватель составляет обвинительный акт. В нем дознаватель указывает: кто, как и по каким причинам совершил преступление, а также перечисляет доказательства, которые подтверждают виновность обвиняемого. Обвинительный акт утверждают начальник (его заместитель) органа дознания и прокурор.
Составив обвинительный акт, дознаватель обязан ознакомить обвиняемого со всеми материалами уголовного дела. Потерпевший сможет их изучить, если заявит ходатайство об этом (ст. 216, 217, 225 УПК РФ).
Знакомясь с документами, вы можете делать выписки и снимать копии (ст. 217 УПК РФ).
Прежде чем представить материалы дела обвиняемому (потерпевшему), дознаватель составляет специальный график. В нем делают отметки о времени и месте ознакомления, количестве прочитанных листов.
Обращайте внимание на то, чтобы время, указанное в графике ознакомления, соответствовало действительности. В противном случае у дознавателя появится возможность обвинить вас в том, что вы умышленно затягиваете знакомство с делом.
Обычно знакомство с делом происходит в кабинете дознавателя. Если же обвиняемый находится в СИЗО, то ему приносят дело туда, причем раньше, чем обычно, то есть до составления обвинительного акта.
Имейте в виду
Срок заключения под стражу не может быть больше срока дознания. По окончании этого срока дознаватель обязан вас освободить, даже если вы не успели изучить материалы дела. Знакомство с ними вы продолжите в кабинете дознавателя.
Начальник органа дознания
Начальник органа дознания — руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.
Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.
Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, начальник органа дознания:
1) в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, оказывает следователю содействие при решении им вопроса о наличии или отсутствии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-розыскной деятельности;
2) вправе в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбудить уголовное дело и лично произвести по нему неотложные следственные действия, или поручить их производство соответствующему сотруднику (сотрудникам) органа дознания;
3) организует выполнение поручений следователя, прокурора и начальника следственного отдела о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, об участии сотрудников органа дознания в производстве отдельных процессуальных действий, выполняемых следователем;
4) результаты выполненных по поручению следователя следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий передает следователю в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством;
5) по поручению следователя, прокурора или начальника следственного отдела выделяет необходимое количество оперативных работников для участия в расследовании преступления в составе следственно-оперативной группы.
Поручения следователя, данные в порядке, установленном настоящим УПК, являются для начальника органа дознания обязательными. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения». А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6.- С. 45-46.
Полномочия начальника органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела
Совместно с членами СОГ изучает обстановку на месте происшествия, следы и предметы, служившие орудиями преступления, или на которые были или могли быть направлены преступные действия. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.
Несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра места происшествия, применение криминалистических средств и методов, изъятие, упаковку и сохранность изъятых следов преступления, сравнительных образцов и иных предметов, их доставку для проведения лабораторных исследований , а также за достоверность отражения сведений об осмотре места происшествия в заполняемых им документах.
При отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, незамедлительно направляет материалы начальнику органа внутренних дел для проведения органом дознания проверки, осуществляемой в соответствии с требованиями УПК, Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».2. Через оперативного дежурного в необходимых случаях привлекает к участию в осмотре специалистов экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел и других ведомств, а также других лиц для оказания помощи при осмотре значительной по площади территории места происшествия, истребует дополнительные технические средства. Пресекает попытки необоснованного вмешательства в свою процессуальную деятельность на месте происшествия со стороны не уполномоченных должностных лиц.