Отличия права хозяйственного ведения от права оперативного управления муниципальным имуществом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия права хозяйственного ведения от права оперативного управления муниципальным имуществом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.
Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.
Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Что такое доверительное управление имуществом
Доверительное управление — это когда собственник имущества передает организации или частному лицу право распоряжаться им так, чтобы оно приносило прибыль. Такие услуги популярны в сфере управления недвижимостью и ценным бумагами. Но на деле передать распорядителю можно любое имущество — права на что-то или предприятия и доли в них.
В отношении недвижимости это значит, что распорядитель размещает объявления и находит арендаторов на жилье, собирает арендную плату, оплачивает коммунальные услуги, клининг, занимается возникающими проблемами, связанными с износом жилья, вселением и выселением жильцов. Следует различать посреднические услуги риелторов и агентств недвижимости по поиску арендаторов. Доверительное управление отличается тем, что услуги предоставляются собственнику на регулярной основе и длительное время. Цель оказания этих услуг — это заработать прибыль для собственника.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Сущность вышеназванных прав в Гражданском кодексе РФ (далее по тексту — ГК РФ) регламентируется применительно к созданным на основе данных прав юридических лиц. Поэтому, основные черты вышеуказанных прав будут анализироваться применительно к видам юридических лиц, создающимся на их основе.
Итак, на основе права хозяйственного ведения создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а на основе права оперативного управления — казенные предприятия и учреждения. Теперь в кратком виде рассмотрим отдельно каждое из этих прав.
Право хозяйственного ведения
При праве хозяйственного ведения собственник имущества, на базе которого создается государственное или муниципальное предприятие, решает следующие вопросы:
- 1. создание, реорганизация и ликвидация предприятия;
- 2. определение предмета и цели деятельности предприятия;
- 3. назначение руководителя предприятия;
- 4. осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
- 5. предоставление согласия на продажу, сдачу в аренду, отдачу в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ и на иное распоряжение имуществом.
Собственник имеет право на часть прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении имущества.
Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.
Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.
Процесс оперативного управления
Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:
- Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
- Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
- Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
- Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.
Объектом этих прав являются недвижимые комплексы, указанные в финансовой отчетности соответствующих юридических лиц (при этом остаются объекты, принадлежащие их учредителям).
Закон устанавливает положение, согласно которому результаты экономического использования активов, находящихся под экономической юрисдикцией или в оперативном управлении, в виде плодов, продуктов и ренты, включая активы, приобретенные унитарным предприятием или учреждением, имеющим силу контрактов, или по иным причинам переходят соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Поэтому ни в коем случае отдельная компания или учреждение не может стать объектом собственности, поскольку все это имущество становится собственностью учредителя.
Прекращение вещных прав происходит в связи с общим прекращением связанных правоотношений, а также в связи с прекращением права собственности.
Порядок поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника
Унитарное учреждение не может иметь имущественных прав, поэтому для функционирования этих юридических лиц необходимы права хозяйственного ведения и оперативного управления. Унитарное учреждение неделимо, как и переданные ему активы.
Основная особенность заключается в том, что учреждение может использовать имущество исключительно в соответствии с целями организации, по прямому назначению, на законных основаниях.
Порядок получения товаров, находящихся в ведении унитарного юридического лица, регулируется нормами действующего гражданского законодательства. Особенности имущественных прав унитарных предприятий регулируются нормами главы «Приобретение имущественных прав» (Гражданский кодекс Российской Федерации).
Порядок получения таких товаров и приобретения ограниченного права собственности регулируется общими правилами, установленными нормами гражданского законодательства.
Порядок реализации прав собственника
Порядок реализации этих прав определен рядом правовых актов.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», выполняет следующие функции:
— утверждение устава компании;
— назначение главы компании;
— заключение, изменение и расторжение трудового договора с руководителем предприятия;
— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключения, изменения и расторжения с ним трудового договора;
— утверждение деловой программы компании, определение части прибыли компании, подлежащей перечислению в федеральный бюджет;
— одобрение создания филиалов и представительств;
— координация операций по распоряжению вкладом (долями) в уставный (обыкновенный) капитал хозяйственных обществ или физических лиц, а также долями, принадлежащими обществу;
— согласование основных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, гарантий, получением банковских гарантий, иных обременений, уступкой дебиторской задолженности, уступкой долгов, заимствованием;
— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;
— утверждение решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.
Собственник имущества унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения в отношении этого предприятия по смыслу пункта 1 статьи 20 Закона о унитарных предприятиях:
— принимает решение о создании унитарного предприятия;
— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и иных профессиональных союзах коммерческих организаций;
— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
— утверждает устав унитарного общества, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного общества в новой редакции;
— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в установленном законом порядке, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
— составляет уставный фонд муниципального предприятия;
— назначение на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и расторгает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и расторжение трудового договора;
— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
— дает согласие на отчуждение недвижимого имущества, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— контролирует целевое использование и сохранность активов, принадлежащих унитарному предприятию;
— утверждает показатели экономической эффективности унитарного предприятия и проверяет их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного общества;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в других юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом «Об унитарных предприятиях», на заключение сделок особой важности, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;
— принимает решения о проведении проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях финансовая отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной проверке независимым аудитором;
— имеет иные права и обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Что такое право оперативного управления?
Право оперативного управления даёт возможность владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом собственника на основании законодательных норм и в соответствии с условиями собственника, назначением объектов и целями деятельности учреждения.
Владелец (учредитель предприятия), вправе отозвать своё имущество, переданное на правах оперативного управления, и распорядиться им по своему усмотрению, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования имущества, выхода за рамки разрешённого назначения.
Государство/муниципалитет вправе передавать казённым учреждениям разные полномочия. Доходами, извлекаемыми в результате использования государственного имущества, распоряжается собственник предприятия; учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться доходами.
Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения
Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.
Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.
Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.
В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.
Отличие оперативного управления от хозяйственного ведения
Круг лиц и принципы, на которых основываются права оперативного управления и хозяйственного ведения, во многом схожи между собой, но вместе с тем существуют и отличия, разграничивающие между собой данные разновидности прав.
Право хозяйственного ведения даёт возможность владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но исключительно в пределах границ, установленных законом и другими нормативными актами.
К примеру, унитарное предприятие может распоряжаться движимыми объектами, но ограничено в правах пользования недвижимым имуществом собственника.
Хозяйственное ведение позволяет передать имущество для осуществления дальнейшей деятельности. В будущем собственник сможет использовать это имущество по своему усмотрению, например, продать. Однако решение принимается не самостоятельно, а совместно с органами управления предприятия. Субъектами в хозяйственном ведении выступают любые муниципальные и государственные предприятия.
Список литературных источников
1. «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ ( редакция от 28/12/2016г)
2. Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ ( ред. От 05/05/2014г) «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений»
3. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03/07/2016г) «Об автономных учреждениях»
4. Беляков В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. — СПб.: Издат.дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2014.
5. Боровская М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления. — Таганрог: ТРТУ, 2012.
6. Капелюшников Р. Право собственности (очерк современной теории). — Отечественные записки: № 6 (20), 2014.
7. Макаров И.Н. Отношения собственности и государственно-частное партнерство: постановка проблемы. — Вести высших учебных заведений Черноземья. — №1(19), 2016.
Что такое оперативное управление?
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Имущество, входящее в состав объектов права хозяйственного ведения, группируется по различным фондам (основные, оборотные, специальные), что вносит определенные особенности в правовой режим каждой из этих групп имущества.
Унитарные предприятия, распоряжаясь муниципальной собственностью не вправе продавать имущество, находящееся у них на основании хозяйственно ведения или оперативного управления. Так же унитарное предприятие не имеет право без согласия собственника сдавать имущество в аренду, отдавать в залог, вносить как вклад в уставной капитал.
При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Унитарные предприятия, распоряжаясь муниципальной собственностью не вправе продавать имущество, находящееся у них на основании хозяйственно ведения или оперативного управления. Так же унитарное предприятие не имеет право без согласия собственника сдавать имущество в аренду, отдавать в залог, вносить как вклад в уставной капитал.
Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему.
Право хозяйственного ведения — производное от права собственности, вещное право юридических лиц — несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.
Это вещное право, как и право оперативного управления, не предусмотрено в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой. Его появление в отечественном законодательстве было обусловлено потребностями плановой государственной экономики.
Оперативное управление в частном учреждении (нко)
Возможна передача недвижимого имущества, принадлежащего участнику частного учреждения — для исполнения обязательств фонда как физического лица, вытекающих из правоотношений в рамках займа. долга перед учредителем как физическим лицом. В этом случае он совершит такую операцию, которая приведет к занижению налоговой базы.
Комментарий: имущество было приобретено за счет средств фонда в рамках деятельности по договору купли-продажи (ст. 298 ГК РФ).
В соответствии со статьей 409 Гражданского кодекса РФ:.
По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением компенсации — выплатой денег или передачей другого имущества.
Фонд заключает с физическим лицом — кредитором соглашение об уступке права требования. Обязательство считается прекращенным с предоставлением компенсации.
Передача имущества в качестве уступки рассматривается как его продажа, а полученный от нее доход должен учитываться при расчете налоговой базы по упрощенной системе налогообложения. По договору цессии заемщик становится продавцом, а заимодавец — покупателем. Таким образом, вместе с имуществом переуступается и право собственности на него.
Это представляет собой продажу (§ 38(1) и (3)), даже несмотря на то, что кредит был погашен (§ 38(1) и (3)). Суд также обратил внимание на то, что такие передачи требуют включения стоимости имущества в выручку от продажи (код выручки от продажи в налоге 346.15) при определении налоговой базы упрощенной системы налогообложения.
В случае возникновения проблем рекомендуется обратиться к эксперту в офис.