Опека, попечительство, патронаж. В чем разница?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека, попечительство, патронаж. В чем разница?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
  6. Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»

Специальная литература

  1. Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
  3. Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
  4. Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
  6. Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
  7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
  8. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
  9. Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
  10. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
  11. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
  12. Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
  13. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
  14. Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
  15. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
  16. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
  17. Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
  18. Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
  19. Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
  20. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
  21. Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
  22. Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
  23. Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в управление социальной защиты население следующие документы:

а) заявление о назначении опекуном;

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения и справки, выданной территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выданная органами внутренних дел;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);

з) справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданная соответствующими уполномоченными органами (выдается по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе при обращении гражданина, выразившего желание стать опекуном, в указанные уполномоченные органы);

и) автобиография.

Опека и попечительство патронаж: важная информация

Патронаж – это особая форма обеспечения интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут полностью осуществлять и защищать свои права и обязанности.

Читайте также:  Будет ли индексация пенсий работающим пенсионерам в 2023 и другие прибавки

Под патронаж попадают различные больные, не имеющие возможности свободно передвигаться и себя обслуживать, престарелые, инвалиды и т.д. Патронаж тоже устанавливается органами опеки и попечительства.

В качестве опекунов и попечителей могут выступать только совершеннолетний дееспособный гражданин, который не ограничен ни в каких правах судом. Также лица, лишенные родительских прав, не могут быть опекунами или попечителями.

10 Сен 2021 jurist7sib 106

Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Документы Для Обновления Детского Пособия
  • Можно Ли В Браке Разделить Маткапитал Между Детьми
  • Как узнать где пенсионные накопления через интернет
  • Транспортный Налог Башкортостан Льготы

Что учитывается при выборе опекунов и попечителей

При выборе опекунов или попечителей соответствующие службы учитывают различные факторы. Их можно подразделить на три большие группы:

  • материальные;
  • правовые;
  • медицинские.
Материальные Правовые Медицинские
заработная плата отсутствие судимости крепкое здоровье
размер пенсии отсутствие открытых дел отсутствие психических заболеваний
суммы социальных выплат

Патронат семьи или социальный патронат

Одной из самых живых тем в плане попечительства и опеки сегодня является социальный патронат. Его основной задачей является наблюдение потенциально неблагоприятных семей, в которых есть угроза нарушения прав ребенка. При отсутствии безопасности или риске для жизни несовершеннолетних, действуют определенные процессуальные нормы, в результате которых родители чаще всего лишаются прав на попечительство своих детей.

Как говорит Закон о патронате, такой социальный «надзор» за семьей может быть приставлен после предварительного обследования и с письменного разрешения родителей или других законных представителей ребенка. А причиной для обследования может быть заявление ребенка (возрастом старше 10 лет) или обращение одного из родителей или законных представителей несовершеннолетнего в письменном виде.

Социальный патронат – это, на первый взгляд, необходимость, вызванная заботой о детях, растущих в потенциально неблагополучных семьях. Но подобная практика, успешно применяемая за границей, в условиях славянского менталитета не вполне работает. Об этом не раз говорилось представителями высшей власти во время обсуждения законопроекта №42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». Итогом всего этого благого дела могут стать переполненные приюты, разрушенные семьи и вполне любящие родители, лишенные своих прав. Возможно, именно по причине осознания подобных теоретических последствий, новый законопроект относительно патроната все еще не принят.

Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 ГК и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);

2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е. отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е. выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Читайте также:  Как организовать раздельный учет НДС при выдаче займов?

Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст. 2 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирование – это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 ГК они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Понятие опеки и попечительства

Опека и попечительство — это комплексный раздел семейного и
гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами. которые
нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту
их личных и имущественных прав. Данный правовой институт охватывает широкий
круг вопросов, связанных как с семейным, так и гражданским законодательством.

Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих
случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы,
регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же
законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные
органы — опеки и попечительства. Общим для этих институтов является и порядок
выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин,
должен обладать правосубъектностью . Она складывается из двух составляющих:
правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это способность
индивида иметь права и нести обязанности. Дееспособность — это способность
своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и
исполнять их. Дееспособным гражданин признается по достижении определенного
возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин, достигший этого
возраста вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и обязанностей,
закрепленный в законе. Существует также понятие частичной дееспособности.
Частично дееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет.

Дееспособность гражданина, достигшего 18-ти лет, может быть
ограничена решением суда. Причиной этому может послужить злоупотребление
гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами. в том случае,
если из-за подобных действий в тяжелое материальное положение ставится его
семья. Над ним устанавливается попечительство. Такой гражданин вправе
самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком
и другими доходами он может лишь с согласия попечителя. Если основания,
способствовавшие ограничению дееспособности отпали. суд признает гражданина
полностью дееспособным, попечительство отменяется.

Частично дееспособный гражданин в соответствии с ГК РФ
вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком или другими доходами.
совершать мелкие бытовые сделки, вносить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими, а также осуществлять другие действия, предусмотренные
законом. Более серьезные сделки они могут совершать с согласия своих законных
представителей, к которым относятся родители, усыновители и попечители. Лица,
не достигшие 14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными.
Гражданский закон выделяет в данном периоде два промежутках с рождения до 6-ти
лет и с 6-ти до 14-ти лет. Дети, чей возраст соответствует первому промежутку,
признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте от 6-ти до 14-ти
лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и распоряжаться
средствами, предоставленными его законными представителями.

Достижение гражданином 18-ти лет не является единственным
условием признания его дееспособным. Для того, чтобы максимально полно
реализовывать свои права и исполнять обязанности гражданин должен быть
психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к признанию гражданина
недееспособным решением суда и к установлению над ним опеки. Все сделки от лица
гражданина. признанного недееспособным осуществляют его опекуны. Возможна также
ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее не в
состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию
здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено
попечительство в форме патронажа.

Алгоритм оформления разрешения

Процедура оформления патронатного соглашения достаточно проста.Для этого гражданин или семья, желающие взять на воспитание ребенка, должны выполнить следующие действия:

  1. Посетить службу опеки и попечительства для первичной консультации.
  2. Подготовить необходимые документы согласно списку и пройти специальные курсы подготовки для патронатных воспитателей. Обучение занимает порядка 80 часов.
  3. Подать документы и получить заключение о возможности стать патронатным воспитателем.
  4. Встать на учет как патронатная семья.
  5. Выбрать ребенка, который будет впоследствии передан на воспитание.
  6. Опека издает соответствующее распоряжение, и заключается договор о патронатной семье.
  7. Представители опеки ведут контроль за условиями проживания несовершеннолетнего ребенка.

Направления социального патронажа

Существует несколько основных видов или направления социального патронажа:

  1. К первому направлению можно отнести действия патронажной службы по отношению к семьям или детям, которые находятся в зоне риска. К этому направлению можно отнести следующие виды социального патронажа:
  • Медицинский- социальный патронаж, основной задачей которого является обслуживание патронируемого, что по состоянию здоровья не может сам это сделать. Социальный работник должен помочь патронируемому человеку доставить лекарства, помочь их принять, провести гигиенические процедуры, позаботиться о питании, восстановлении патронируемого и уборке помещении, где он пребывает.
  • Социально — психологический патронаж проводится над семьями в виде оказания психологической и социальной помощи. Во время проведения социально — психологического патронажа, специалист должен уметь вместе с патронируемым человеком искать пути решения и выхода с конфликтных ситуаций, быть посредником в решении проблем и взаимодействии патронируемого и его окружения, направить свои действия на снижения тревожности человека находящегося под патронажем.
  • Социальный патронаж направлен на изучение сложившейся ситуации, учитывая социальный и психологический настрой патронируемого человека.
  • Социально — педагогический патронаж базируется на предоставлении помощи нуждающимся семьям, используя силы специалистов социальных служб.
  1. Основой второго направления является характеристика патронируемых объектов, которые можно классифицировать:
  • Согласно возрасту (ребенок, подросток, пожилой человек).
  • Принадлежности по половым признакам (мужчина, женщина, мальчик, девочка).
  • Исходя с медицинских показателей потенциальных патронируемых (инвалид, беременная).
  • Социальным статусом (безнадзорный ребенок, жертва насилия).
  • Характером проблем сложившихся в данной семье (неблагополучная семья, семьи в которых есть зависимые).

Органы опеки и попечительства: функции, задачи и полномочия

Орган опеки и попечительства – это орган местной исполнительной власти определенного субъекта РФ.

Основные задачи, которые обязан выполнять орган опеки и попечительства состоят в следующем:

  • защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством и патронажем;
  • контроль над деятельностью опекунов, попечителей и помощников, а также за организациями, в которые могут быть направлены недееспособные граждане;
  • надзор за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой и попечительством.

Кто может быть опекуном (попечителем)?

Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Кроме того, учитываются личностные и нравственные качества опекуна, его взаимоотношения с опекаемым.

Обязательным условием является согласие самого опекуна (попечителя) выполнять такие обязанности. Близкие родственники гражданина (ребенка) имеют преимущественное право стать для него опекунами (попечителями).

Опекуном (попечителем) не может быть назначен человек, лишенный родительских прав, а также, если он имеет судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Свои обязанности опекуны и попечители исполняют безвозмездно, за исключением случая, когда Орган опеки и попечительства, действуя в интересах подопечного, может заключить с договор об исполнении обязанностей с опекуном (попечителем) за определенную плату.

Установленная плата может быть выделена за счет доходов, полученных от имущества подопечного, либо за счет средств местного бюджета.

Вместо установленной платы орган опеки может позволить опекуну безвозмездно пользоваться имуществом своего подопечного.

Основанием для установления опекунства (попечительства) является Акт органа опеки. В данном акте может быть указан срок, на который устанавливается опекунство. Могут указываться действия, которые имеет право совершать опекун (попечитель) в интересах своего подопечного.

Составить сравнительную таблицу «Опека, попечительство, патронаж»

Задача 1-3 из прошлого файла

Задача 4

Родители Кулакова С.В. обратились к прокурору с заявлением о признании их сына — Кулакова С.В. ограниченно дееспособным, пояснив, что сын связался с плохой компанией, в результате чего пристрастился к азартным играм и злоупотреблению алкоголем. Спасение своего сына они видят только в ограничении его дееспособности.

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании гражданина Кулакова С.В. огра­ниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что Кулаков С.В., проживает один в квартире, пристрастился к азартным играм, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей.

Вопросы:

1. Перечислите основания для ограничения граждан в дееспособности.

2. Определите надлежащего заявителя по данному делу. Ответ обоснуйте.

3. Какое решение может принять суд по данному делу? Ответ обоснуйте.

Ответ

1

Согласно ст 18 ФЗРФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение. При этом необходимо иметь в виду, что пункт 1 статьи 30 ГК РФ не ставит возможность ограничения дееспособности лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, в зависимость от признания его страдающим хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Опека, попечительство, патронаж. В чем разница?

В широком смысле все это — синонимы. Под ними большинство людей понимают заботу о ком-либо, о его здоровье и благополучии. Однако с точки зрения законодательства РФ у этих терминов есть различия. Понятие дееспособности

Для того, чтобы человек в полной мере пользовался своими правами и взаимодействовал с социумом, он должен быть дееспособным.

Дееспособность — это осознание человеком прав и обязанностей, закрепленных за ним законом, способность исполнять их и брать на себя ответственность за последствия. То есть это осознанные действия человека в обществе. Дееспособный гражданин сам себя обслуживает, лично распоряжается доходами и совершает любые сделки в отношении своего имущества.

Всех совершеннолетних граждан РФ считают дееспособными, если судом не признано обратное. С ограничением дееспособности сталкиваются те, кто не может самостоятельно отстаивать свои права в силу возраста или состояния здоровья.

По объему дееспособности граждан России относят к одной из категорий:

  • полностью дееспособные лица старше 18 лет;
  • частично дееспособные лица, ответственные за ряд своих действий и распоряжающиеся некоторыми правами;
  • ограниченно дееспособные лица по решению суда;
  • недееспособные лица, не осознающие значения собственных действий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *