УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Различия в квалификации могут определяться квалификационным уровнем работника — чем выше уровень, тем большими знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом в конкретной области обладает специалист.
Квалификационный уровень работника
В зависимости от уровня квалификации определяется в том числе тарифный разряд.
Квалификационные уровни, так же как и требования к квалификации, могут устанавливаться квалификационными справочниками и (или) профстандартами, а также нормативными правовыми актами работодателя (ст. ст. 8, 143, 195.1 ТК РФ).
Квалификационные уровни и тарифный разряд используются для установления квалификационных требований к должностям при выполнении определенных видов работ.
Так, например, для помощника повара, осуществляющего приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий и другой продукции под руководством повара, установлен третий уровень квалификации; для повара, приготавливающего блюда, напитки и кулинарные изделия и другую продукцию разнообразного ассортимента, — четвертый уровень квалификации; для шеф-повара, осуществляющего организацию и контроль текущей деятельности бригады поваров, — пятый уровень квалификации; а для управляющего производством организации питания — шестой уровень квалификации. При этом в качестве требований к квалификации предъявляются требования по наличию определенного опыта работы на предыдущем уровне квалификации (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 610н).
Требования к повару в зависимости от разряда также содержит ЕТКС, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 N 30.
В зависимости от уровня квалификации определяется заработная плата работника, в частности, при тарифной системе оплаты труда (ст. 143 ТК РФ).
Комментарий к ст. 195.1 ТК РФ
1. В ст. 2 Закона об образовании квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.
3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.
Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.
4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.
5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.
Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.
6. Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.
Особенности повышения квалификации
У каждой профессии есть свои отличительные черты. Если говорить о государственных работников, то можно отметить их деление на руководителей, помощников и советников. Также в соответствующих органах есть и обслуживающий персонал, который выполняет простейшие задачи.
Существует также деление должностей по группам, вроде младших, старших, ведущих и высших. Но не везде это актуально. Повышение квалификации педагогических работников направлено на изучение учителем современных технологий. Кроме этого, необходимо успешно применять знания на практике и иметь положительный результат работы. Только в этом случае преподаватель может получить высшую категорию.
Институт повышения квалификации работников образования предполагает серьёзную подготовку для учителей, ведь обучение на данный момент является неотъемлемой частью жизни людей. Требовательность к педагогам обусловлено желанием повышения уровня знаний учеников.
Как правильно составить раздел «Квалификация» в резюме
Однако если он представляет собой громоздкий абзац неясных рассуждений, любой специалист по подбору персонала, которому необходимо узнать о сильных сторонах кандидата, пропустит его. Поэтому необходимо, чтобы этот раздел было легко и приятно читать.
Честно говоря, нет никаких правил составления раздела «Квалификация». Его цель – подчеркнуть впечатляющие детали, которые будут менее очевидны в других частях резюме. Примеры важных достижений соискателя сразу обратят на себя внимания работника по кадрам, и он будет читать резюме с интересом, а не потому, что это его обязанность.
Ниже приведены элементы, которые вы можете включить раздел «Квалификация» в зависимости от длины резюме и свободного места.
- Короткое знакомство с личностью соискателя и/или его послужным списком.
- Ключевые знания и навыки. Это не самый лучший способ заполнить свободное пространство одностраничного документа. Если вы все-таки решили добавить такую информацию, сделайте акцент на ключевых словах, на которые обратят внимание специалисты по персоналу в вашей сфере, избегайте технического жаргона и аббревиатур.
- Достижения. Это весьма эффективный способ использовать свободное место.
- Важный опыт, связанный с желаемой должностью или программой. Особенно полезно, чтобы рассказать о проектах и достижениях в отдаленном прошлом, которые могут затеряться ближе к концу резюме.
- Рекомендации или похвалы из рекомендаций и характеристик, написанных начальниками и коллегами. В заявке на программу это не приветствуется, зато может повысить шансы получить приглашение на собеседование о работе.
Прежде, чем заполнить раздел «Квалификация», составьте остальные части резюме: профессиональный опыт, образование, дополнительная информация и т.д. Затем выпишите достижения и подробности, которые вы считаете особенно важными относительно желаемой должности или программы. Например:
Если за два года вас повышали три раза – на четыре года раньше, чем принято в вашей компании – это заинтересует приемную комиссию или отдел кадров.
- Если вы открыли новое предприятие в рамках вашей организации и успешно им руководите, об этом стоит написать вверху страницы.
- Если у вас есть уникальное качество, которое позволит вам добиться успеха в желаемой должности, и которое отличает вас от других кандидатов, укажите его.
- Если вы приобрели навыки, необходимые для желаемой должности, не забудьте о них.
Самое сложное – выбрать из множества аспектов те, которые по-настоящему заинтересуют специалиста по подбору персонала. Приняв решение, скорректируйте остальной текст резюме, чтобы избежать повторов. Например, если вы уделили пару строк в разделе «Квалификация» проекту на вашей нынешней работе, ограничьтесь одним предложением, а итог подведите в части «Профессиональный опыт».
И наконец, чтобы этот раздел был читаемым и не выбивался из общего вида, поиграйте с форматированием. Используйте рамочки, маркированные списки, отступы, жирный шрифт или заголовки, чтобы разделить материал на короткие подразделы. Не забудьте добавить количественные показатели ваших проектов, они помогут придать нужный вес разделу «Квалификации».
Способы оценки персонала
Среди методов и критериев оценки работы специалистов есть сотни способов, но в любом случае все сводится к трем:
- Ручное получение и обработка данных — чаще всего подразумевается собеседование с сотрудниками, групповое или личное. Плюс такого метода — внимательная оценка навыков и способностей специалистов. Минусы — необходимо много ресурсов на проведение, есть вероятность погрешностей в оценке и личного фактора.
- Автоматическая оценка — проводятся тесты, зачастую с помощью компьютерных программ. Данные анализируются системой. Это быстрый и эффективный метод, более того, достаточно один раз разработать тесты и затем система может масштабироваться на неопределенное количество участников. Минус — сложно оценивать индивидуальные особенности. Хорошо подходит для должностей с формализованными обязанностями.
- Комбинированный метод — когда с помощью тестов проверяются компетенции, а дополнительно, с помощью собеседований и других способов, оцениваются индивидуальные особенности объекта оценки.
Определение уровня квалификации работника
Утверждение компетенции сотрудника регламентировано административным и трудовым законодательством РФ. Для этого используется система обобщенных показателей. Определяя уровень квалификации работника промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных организаций, аттестационная комиссия оценивает его профдеятельность и присваивает разряд. На промышленных предприятиях РФ применяется 6-разрядная система, где первый считается самым низшим, шестой — высоким. В других сферах деятельности (научно-исследовательской, медицинской) для определения квалификационного уровня кадров введены категории, которые напрямую влияют на размер заработной платы. Для вычисления оклада применяются тарифные коэффициенты, увеличивающие общую величину дохода. В данном случае первая категория указывает на наиболее высокую квалификацию персонала. При присвоении квалификационного уровня оцениваются количественные и качественные показатели труда:
- опыт в конкретной деятельности (стаж), совокупность знаний и умений;
- наличие образования (общего и специального);
- мера ответственности за порученное дело и так далее.
Для регулирования взаимоотношений работодателя и сотрудника законодательством предусмотрены должностная инструкция и квалификационные требования. Первая выступает перечнем профессиональных обязанностей человека в рамках его специальности. Квалификационные требования представляют совокупность знаний и умений, которыми должны обладать кадры для выполнения конкретной трудовой деятельности. При поступлении на работу человеку предоставляются для ознакомления оба документа.
Виды повышения квалификации
Увеличение объема знаний, совершенствование профессиональных навыков полезно не только сотруднику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников может быть:
- краткосрочным — преимущественно осуществляется по месту работы и занимает до 72 часов. Часто проводится в форме передачи знаний от высококвалифицированных кадров новичкам. После успешной сдачи экзамена сотрудникам выдаются свидетельства о повышении квалификации;
- среднесрочным — длительность курса насчитывает 72-100 часов. Применяется при внедрении на предприятии новых технологий, изменении или расширении сферы деятельности. Обучение проводится в форме семинаров, тренингов, активно привлекаются специалисты со стороны;
- длительным — повышение квалификации целесообразно для опытных сотрудников для выполнения практических задач с применением новых знаний. Возможно проведение с отрывом от профдеятельности, направление работников на обучение в другие города. При этом должность и зарплата сотрудников сохраняются.
Повышение квалификации может быть инициировано как работодателем, так и самим сотрудником. Необходимость и регулярность обучения зависит от намерений нанимателя и работника, а также от сферы деятельности. Например, регулярное расширение объема знаний и практических навыков необходимо и обязательно для педагогов, врачей, фармацевтов, транспортников. Они обязаны периодически подтверждать (повышать) квалификацию и профпригодность сертификатами и удостоверениями после прохождения курса обучения.
Всего выделяется 9 уровней квалификации в профессиональных стандартах, разбиваемые на 3 группы:
- Наиболее простые трудовые функции с индивидуальной ответственностью отнесены (1–3).
- Деятельность специалистов (4–7).
- Самые сложные обязанности руководителей (7–9).
Далее мы рассмотрим каждый из уровней подробно:
Уровни |
Критерии степени квалификации |
Способы приобретения уровня |
||
Полномочия и ответственность (компетенция) |
Знания и навыки |
Умения |
||
1 |
Работа под чьим-то контролем |
Общие знания |
Выполнение обычных поручений |
Краткие объяснения сути работы, практический опыт |
2 |
Подконтрольная работа с некоторой долей автономности |
Специальные знания |
Выполнение обычных заданий, выбор наиболее приемлемого варианта исполнения |
Краткосрочные программы обучения (до 2 месяцев) |
3 |
Труд под управлением третьего лица, но с независимым решением типовых задач и планированием своей работы |
Понимание методов и технологий |
Разрешение типовых задач и выбор целесообразного пути их реализации |
Начальные профессиональные программы (до 1 года) |
4 |
Работа под началом руководителя со свободным принятием решений по вопросам, требующим аналитического подхода; планирование своих дел, а также труда группы сотрудников; ответственность за коллективные результаты |
Владение научно-техническими и методическими понятиями, независимая обработка информации |
Решение практических вопросов, выбор метода исполнения работы, контроль и оценка деятельности |
Обучение до среднего профессионального уровня |
5 |
Независимая деятельность, управление подразделением, ответственность за результативность группы сотрудников или подразделения |
Технологические и методические знания, самостоятельный информационный поиск |
Работа над проблемами с элементами проектирования, отбор вариантов действий, контроль и оценка результатов |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
6 |
Автономное функционирование с постановкой задач для себя и подчиненных, налаживание взаимоотношений работников своего и смежных отделов, ответственность за успех своего подразделения или организации |
Владение технологическими и методическими навыками, инновационными знаниями; умение искать, анализировать и оценивать специализированную информацию |
Администрирование отдельного направления профессиональной деятельности |
Высшее (бакалавриат), среднее профессиональное образование по подготовке специалистов среднего звена |
7 |
Стратегическое планирование, управление учреждением или звеном, ответственность за деятельность организации или крупного участка |
Понимание методологии профессиональной деятельности, создание новых прикладных знаний, поиск и анализ сведений для работы отрасли или организации |
Обеспечение развития профессиональной области или предприятия, разработка неиспользованных методов и технологий |
Высшее образование (магистратура или специалитет), дополнительные специализированные программы |
8 |
Заведование крупными предприятиями, ответственность за функционирование крупных компаний или сферы экономики |
Разработка новых межотраслевых знаний, информационная работа с целью развития отрасли |
Исследовательская и проектная работа для повышения эффективности отрасли |
Аспирантура, ординатура, ассистентура, высшее образование (магистратура) |
9 |
Управление техническими системами, экономическими и социальными процессами, а также ответственность на государственном или международном уровне |
Открытие фундаментальных междисциплинарных знаний |
Методология, исследование и проектирование задач для повышения производительности процессов |
Аспирантура и т. п., дополнительные программы обучения |
Приобретение новых, усовершенствованных профессиональных навыков:
- открывает доступ к дополнительному доходу;
- сопутствует восхождению по карьерной лестнице;
- помогает при трудоустройстве после вынужденного перерыва.
Побудительными причинами совершенствования квалификации для сотрудника могут быть:
- стремление повысить профессиональные знания, умения и навыки;
- намерение занять более высокую должность;
- заинтересованность в увеличении заработной платы;
- рост самооценки;
- удовлетворенность своей работой и своими возможностями.
Бизнес заинтересован в улучшении профессиональных способностей персонала потому, что:
- В распоряжении предприятий будут ценные человеческие ресурсы, соответствующие требованиям современного рынка, которые без труда справятся со сложными ситуациями.
- Руководству станет легче поддерживать должный уровень конкурентоспособности компании вследствие улучшения производительности труда, снижения травматизма, повышения уровня трудовой мотивации персонала, а также возможности успешно развить и освоить новые направления.
- Предприятия воспитают собственные высококвалифицированные кадры, которые будут демонстрировать преданность к организации. Это поспособствует развитию взаимопонимания между работниками и руководством, снижению «текучки» кадров, повышению интереса в дальнейшем развитии предприятия.
Периодичность прохождения курсов, улучшающих профессиональный уровень сотрудников, определяется работодателем. Специалисты, регулярно повышающие квалификацию, оказывают услуги более профессионально, совершают меньше ошибок, а также выполняют работу ощутимо быстрее и качественнее.
Понятие профессиональных стандартов, сфера их применения
Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт представляет собой документ с набором определенных профессиональных характеристик, которым должны соответствовать сотрудники с целью исполнения конкретных задач на занимаемой должности.
Первые проекты подобных документов зафиксированы еще в 2013 году. Однако только с 2015 года некоторые из них стали обязательными к применению для ряда нанимателей, профессий и должностей.
Профстандарты могут разрабатываться работодателями самостоятельно или с привлечением дополнительных экспертов в указанной области. Помимо этого, стандарты, скорректированные под нужды конкретного предприятия, также могут быть разработаны под заказ в юридических конторах, то есть, третьими лицами.
Основным требованием к проекту профессионального стандарта выступает соответствие положений разрабатываемого документа методическим указаниям Министерства труда РФ, макету шаблонного профстандарта, а также грамотное распределение квалификационных уровней в документе.
По факту формирования проекта стандарта, вместе с приложенными документами, его направляют в Минтруда РФ для рассмотрения и утверждения. Проект может быть отклонен, принят или направлен на доработку. Процесс формирования и принятия подобных стандартов фиксируется в ПП РФ №23 от 22.01.2013г.
Сферой применения профессиональных нормативов является рабочая деятельность трудоустроенных граждан. Они необходимы для описания норм рабочего процесса субъекта, а также требуемого уровня его опыта, практических навыков и образования.
В частности, квалификационные уровни описывают такие требования к сотруднику:
- наличие конкретных знаний и умений в соответствии с профилем профстандарта и должностью субъекта;
- необходимый уровень квалификации, которому отвечают должностные обязанности субъекта, а также его полномочия.
Образовательный процесс и научные степени квалификации
После получения знаний в высшем или среднем учебном учреждении человеку выдается документ установленного образца, в котором обозначена присвоенная ему специальность (диплом, свидетельство, аттестат). Последняя указывает на получение требуемого для профессии образования. Квалификация предполагает также наличие опыта работы в данной сфере. Во многих учебных заведениях студенты проходят практику. Так формируется первый опыт профдеятельности. На квалификацию также оказывают влияние индивидуальные качества человека: исполнительность, качество, производительность труда и так далее. Высшее образование в РФ включает в себя несколько уровней. Такая структура обусловлена принятием европейских стандартов (по Болонскому принципу), обучение отличается длительностью, объемом полученных знаний, сложностью программ.
Таблица 2. Уровни высшего образования (научные степени)
Уровень | Описание |
Бакалавриат | Выступает завершенным высшим образованием. Продолжительность курса обучения насчитывает 4 года. Уровень образования считается ниже, чем у выпускников иных категорий, программа предусматривает фундаментальную подготовку. Обучение доступно для получивших среднее общее или среднее профессиональное образование. После завершения курса и получения квалификации человек вправе трудиться по профессии или учиться далее в магистратуре |
Специалитет | Выступает традиционной формой обучения в РФ, продолжительность составляет 5-6 лет. Доступна получившим среднее общее и среднее профессиональное образование. Программы ориентированы на практический опыт в определенной трудовой сфере. После завершения учебы и получения документа о квалификации человек вправе трудиться по специальности или учиться далее в магистратуре, аспирантуре |
Магистратура | Углубленная образовательная программа, которая доступна бакалаврам и специалистам. Продолжительность курса — 2 года. Программа предполагает подготовку учащегося к научно-исследовательскому труду. После завершения образования и получения документа о квалификации человек вправе работать по специальности или учиться далее в аспирантуре |
Аспирантура | Подразумевает обучение научно-педагогических кадров. Доступно для специалистов и магистров. Программы содержат теорию, практику, педагогическую работу и научно-исследовательский труд. Продолжительность очного обучения — от 3 лет, заочного — от 4 лет. В результате защиты диссертации учащийся получает 1 степень — кандидата наук. Возможен допуск к соисканию 2 степени — доктора наук. Аналогом аспирантуры в образовательных организациях, причисленных к МВД и Минобороны РФ, выступает адъюнктура |
Интернатура | Последипломное обучение выпускников медицинских ВУЗов. Представляет собой прохождение практики в медучреждении на протяжении года |
Ординатура | Завершающий этап подготовки кадров по ряду медицинских (фармацевтических) направлений. К обучению допускаются обладатели высшего медобразования. Продолжительность углубленного теоретического курса с прохождением соответствующей практики — 2 года. По завершении обучения проводится квалификационный экзамен |
Ассистентура-стажировка | Обучение работников высшей квалификации в сфере искусств. Доступно специалистам и магистрам. Программа содержит индивидуальный план обучения, реализуемый под присмотром научного руководителя и завкафедрой. Курс продолжается до 2 лет. Квалификация присваивается после представления выпускной работы (презентации, выступления, показа, выставки и так далее) |
Докторантура | Форма подготовки научных кадров. Не является уровнем высшего образования, причисляется к научной сфере (Постановление Правительства РФ №267 от 04.04.2014 года). Претендовать на степень второй ступени (доктора наук) могут только лица, завершившие учебу в аспирантуре и защитившие кандидатскую диссертацию. Обучение осуществляется исключительно в очной форме. Продолжительность курса не должна превышать 3 лет. Научная степень присваивается после успешной защиты докторской диссертации путем голосования диссертационного совета |
В дальнейшем после приема человека на работу квалификация утверждается уже уполномоченными органами по месту занятости.
Виды повышения квалификации
Увеличение объема знаний, совершенствование профессиональных навыков полезно не только сотруднику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников может быть:
- краткосрочным — преимущественно осуществляется по месту работы и занимает до 72 часов. Часто проводится в форме передачи знаний от высококвалифицированных кадров новичкам. После успешной сдачи экзамена сотрудникам выдаются свидетельства о повышении квалификации;
- среднесрочным — длительность курса насчитывает 72-100 часов. Применяется при внедрении на предприятии новых технологий, изменении или расширении сферы деятельности. Обучение проводится в форме семинаров, тренингов, активно привлекаются специалисты со стороны;
- длительным — повышение квалификации целесообразно для опытных сотрудников для выполнения практических задач с применением новых знаний. Возможно проведение с отрывом от профдеятельности, направление работников на обучение в другие города. При этом должность и зарплата сотрудников сохраняются.
Повышение квалификации может быть инициировано как работодателем, так и самим сотрудником. Необходимость и регулярность обучения зависит от намерений нанимателя и работника, а также от сферы деятельности. Например, регулярное расширение объема знаний и практических навыков необходимо и обязательно для педагогов, врачей, фармацевтов, транспортников. Они обязаны периодически подтверждать (повышать) квалификацию и профпригодность сертификатами и удостоверениями после прохождения курса обучения.
Виды и варианты повышения квалификации
Чтобы освоить новые ступени профессии, сначала специалисту нужно выбрать какие и где проходить курсы повышения квалификации. В системе дополнительного профессионального образования выделяют три вида подобного обучения:
Главным отличием между ними является продолжительность образовательного процесса:
при краткосрочных курсах – 72 академических часа;
при тематических – от 72 до 100 часов;
при долгосрочных – больше 100 часов.
Первые два варианта предполагают, что после завершения обучения специалисты получат Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Если же проходить курсы, которые рассчитаны на больше, чем 100 часов, то специалист получает Свидетельство о длительном повышении квалификации.
Основное отличие здесь в том, что краткосрочное повышение квалификации нужно, чтобы устранить какой-то конкретный пробел в знаниях. Удостоверение краткосрочных курсов при этом, как правило, не позволяет претендовать на более высокую должность.
Долгосрочные курсы повышения квалификации дают право занимать руководящую должность или какую-либо иную. Особенно это актуально для специалистов, вступающих в СРО – саморегулируемые организации. К таковым относятся, например, юристы, аудиторы, бухгалтеры и т.д. Поэтому руководители организаций-участников СРО обязаны раз в три или пять лет отправлять своих сотрудников на повышение квалификации и проходить его сами.