Пенсионный фонд Российской Федерации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионный фонд Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основой современной пенсионной системы РФ является принцип солидарности поколений. Это означает, что денежные средства, которые выплачиваются ПФР в качестве материального обеспечения пенсионеров, поступают, преимущественно, за счет взносов ныне работающих граждан. Им же будет выплачиваться пенсия за счет взносов последующих поколений.
Цели, задачи и функции Пенсионного фонда РФ
Среди всех субъектов пенсионного страхования ведущее место принадлежит Пенсионному фонду России.
Пенсионный фонд — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами пенсионного обеспечения в стране.
Пенсионный фонд РФ образован 22 декабря 1990 года посредством выделения из Фонда государственного социального страхования СССР. Учредителем Пенсионного фонда РФ являлся Верховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой бюджет Пенсионного фонда РФ, и отчет о его исполнении.
Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Функции Пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям Пенсионного фонда РФ можно отнести:
— назначение и выплата пенсий;
— ведение учета средств, поступающих на счета;
— назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
— взаимодействие со страхователями и работодателями;
— взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
— оформление и выдача материнских сертификатов;
— выплата средств материнского капитала;
— управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
— установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
— реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и иметь представление об аналогичной деятельности в других странах. Именно с этой целью ПФР в рамках своей компетенции осуществляет партнерство с многочисленными зарубежными организациями.
Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, организации-работодателя в охране здоровья граждан.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим для населения Российской Федерации. Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного данным страхованием, служит специальный фонд обязательного медицинского страхования.
Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на их территории.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Средства Фонда находятся в государственной собственности.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. Управление ФФОМС осуществляется правлением во главе с председателем, состав правления утверждается Правительством РФ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования;
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- ведет реестры страховых медицинских организаций, медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, экспертов качества медицинской помощи, застрахованных лиц и т. д.
Территориальный фонд создается для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования. Руководят деятельностью фонда правление и директор, состав правления утверждается высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, директор назначается им же по согласованию с ФФОМС. Контроль осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ и ФФОМС, которым фонд подотчетен.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС):
- аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах РФ, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ФФОМС;
- по месту оказания медицинской помощи осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис, в объеме, установленном базовой программой ОМС, а территориальный фонд, в котором выдан полис, возмещает указанные расходы;
- участвует в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта РФ;
- осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций;
- собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и медицинской помощи, оказанной им;
- ведет территориальные реестры и т. д.
Для выполнения своих функций ТФОМС может создавать в городах и районах филиалы и представительства.
Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются:
- за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
- недоимок, пеней, штрафов по взносам в фонды обязательного медицинского страхования;
- доходов от размещения временно свободных средств ФФОМС;
- штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
- межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых ФФОМС;
- прочих поступлений.
Наряду с указанными доходами в бюджет ФФОМС зачисляются доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, за налоговые периоды до 2011 г. в соответствии с п. 12 ст. 241 БК РФ.
Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются:
- за счет доходов от размещения временно свободных средств ТФОМС;
- штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
- субвенций и других межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС;
- межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, передаваемых ТФОМС, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы ОМС и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС;
- прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Тарифы страховых взносов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивают органы государственной власти субъектов Федерации.
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Пенсионный фонд.
Расходование средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными соответственно федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
Поступление средств в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2010 и 2012 гг. и их расходование характеризуются данными табл. 10.5.
Таблица 10.5
Показатель | 2010 г. | 2012 г. | ||
---|---|---|---|---|
млрд руб. | % к итогу | млрд руб. | % к итогу | |
Поступление | 101,8 | 100,0 | 966,5 | 100,0 |
В том числе: | ||||
страховые взносы, налоги | 97,1 | 95,4 | 914,0 | 94,6 |
из федерального бюджета | 4,7 | 4,6 | 51,8 | 5,4 |
Расходование | 109,1 | 100,0 | 932,2 | 100,0 |
В том числе: | ||||
трансферты на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС | 86,2 | 79,0 | 640,6 | 68,7 |
субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | 4,2 | 3,8 | 4,0 | 0,4 |
% к итогу средства, передаваемые бюджету ФСС РФ на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни | 17,5 | 16,0 | 17,6 | 1,9 |
на финансирование исполнительной дирекции Фонда | 0,3 | 0,3 | 0,7 | 0,1 |
Структура пенсионного фонда РФ
По вертикали организационная структура Фонда состоит из трёх уровней, и подчиняется центральному аппарату. В центральный аппарат (первый уровень) входит:
- Правление, в лице Председателя и его заместителей;
- Информационный центр, занимающийся персонифицированным учётом и администрированием отчислений;
- Ревизионная комиссия.
Территориальные подразделения управляются Исполнительной дирекцией. Структурные единицы ПФР представляют собой:
- второй уровень: восемь окружных управлений, по числу федеральных округов;
- третий уровень: восемьдесят четыре отделения, по числу субъектов Российской Федерации, плюс отделение в Байконуре;
- две тысячи четыреста шестьдесят клиентских подразделений, входящих состав территориальных отделений.
ПФР является одним из самостоятельных финансово — кредитных учреждений, осуществляющий свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Задачи ПФР:
— целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов и их использование строго с целевым назначением фонда.
— организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виноватых в причинении вреда здоровью работников и иных граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие увечья полученного в ходе выполнения своей трудовой деятельности, заболевания связанного с профессиональной деятельностью или по случаю потери кормильца;
— капитализацию средств пенсионного фонда, а также привлечение в него иных добровольных взносов (а также валютных ценностей) от физических лиц и юридических лиц;
— контроль совместно с налоговыми органами за полным поступлением и своевременностью поступлений в ПФР обязательных страховых взносов, а также проведения контроля за правильным, рациональным и эффективным расходованием его средств;
— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом.
. Функции ПФР представлены на рисунке 2.
Пенсионный Фонд существует в основном за счет средств, которые вносят работодатели. Обычная ставка составляет 22% от фонда оплаты труда. Помимо этого имеется возможность делать добровольные взносы, при котором государство и работодатель в равном количестве вносят платежи. Размер его для государства должен составлять строго от 2 до 12 тысяч рублей. Работодатель при таком раскладе получает хорошую выгоду, ему предоставляется налоговый вычет из общей суммы заработка в размере до 12000 рублей.
Суммы взносов в ПФР в 2020 году по прежнему не зависят от МРОТ. Фиксированный платеж составляет 29354 рубля за страховой год для предприятий с доходом, не превышающим 300000 рублей. Если доход превышает указанную сумму, в ПФР придется дополнительно отчислять 1% от полученной прибыли.
СФР организует и проводит в своём центральном аппарате, территориальных органах и подведомственных учреждениях мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и защите работников Фонда и материальных ценностей от опасностей, возникающих при:
- военных конфликтах или вследствие их;
- чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Фонд выполняет требования по защите своих объектов от терроризма и обеспечивает их пожарную безопасность.
Также Социальный фонд России обеспечивает защиту:
- сведений государственной тайны;
- иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Функции пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:
-
Назначение и выплата пенсий;
-
Ведение учета средств, поступающих на счета;
-
Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
-
Взаимодействие со страхователями и работодателями;
-
Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
-
Оформление и выдача материнских сертификатов;
-
Выплата средств материнского капитала;
-
Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
-
Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
-
Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Что такое Пенсионный Фонд РФ?
ПФР (Пенсионный Фонд России) — это крупнейшая государственная организация, которая осуществляет деятельность по формированию и распределению денег с целью пенсионного обеспечения граждан.
ПФР ведет свою деятельность с 1990 года, когда было подписано Постановление №442-1 ВС РСФСР о его организации. Бюджет Пенсионного Фонда складывается за счет средств налогоплательщиков и средств, выделенных из Бюджета РФ. Он утверждается Думой при принятии федерального бюджета.
Из бюджета ПФР осуществляется выплаты пенсии более 40 мл человек в России, а также льготы и другие пособия для 20 млн человек. Кроме прочего Пенсионный Фонд ведет учет пенсионных прав граждан России.
ПФР состоит из 84 отделений в разных субъектах РФ, в том числе, на территории Казахстана (Байконур) и свыше 2000 клиентских служб в разных населенных пунктах страны.
Структура фонда состоит из нескольких уровней. Пенсионный фонд федерального уровня — центральный аппарат, регионального — отделения, местного — управления.
Центральный аппарат. Центральный аппарат контролирует работу фонда. В него входят три органа: правление, исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. У них разные задачи:
Отделения. Отделения расположены в субъектах РФ. Именно в них приходят, чтобы подавать заявления и получать справки. Они выполняют основные функции пенсионного фонда: оформляют пенсии, выплаты, маткапитал, ведут учет страхователей, собирают страховые взносы и консультируют по вопросам, связанным с пенсиями
Управления. Управления устроены аналогично, но отвечают за меньшую территорию — города и районы.
Чем частные фонды отличаются от государственного
Граждане могут сами распоряжаться накопительной частью пенсии: ее можно оставить в государственном пенсионном фонде — ПФР, а можно перевести в негосударственный.
Негосударственный пенсионный фонд, или НПФ, — это частная организация, которая управляет пенсионными накоплениями граждан. Частные фонды инвестируют деньги граждан в финансовые инструменты и получают доход, а затем включают часть этой прибыли в пенсии клиентов. Деятельность негосударственных фондов контролирует Центральный банк России.
Чтобы частный фонд мог законно работать, у него должна быть лицензия. Актуальный список лицензированных частных фондов можно найти на сайте Банка России.
Главное отличие частных фондов в том, что их бюджет не подотчетен государству. Есть еще несколько отличий.
Доходность. Государственный фонд использует только стабильные инвестиции, которые нацелены на сохранение и защиту капитала, а не на его рост. Негосударственные фонды выбирают более рискованные проекты, чтобы доходность была выше.
Защита от рисков. Пенсионный фонд России, в отличие от частных, не может обанкротиться или лишиться лицензии. Некоторые негосударственные фонды участвуют в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Если такой фонд разорится или лишится лицензии, то накопления не исчезнут. Максимум, что потеряет вкладчик, — инвестиционный доход за несколько лет.
Пенсионный фонд РФ: задачи и структура
Структура и задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионная система — основа социальной политики любого государства, обеспечивающая основные социальные гарантии стабильного развития общества.
Пенсионная система одна из составляющих системы социальной защиты, где важнейшую роль играет Пенсионный фонд, главной задачей которого является обеспечение приличного уровня жизни населения.
Пенсионные фонды самые крупные из тех, средства которых направлены на реализацию социальных целей.
В развитых странах они достигают до 70% объема всех средств, которые направлены на социальные цели, а на долю Пенсионного фонда России приходится почти до 75% денежных средств внебюджетных социальных фондов. В настоящее время, в условиях смешанной экономики Пенсионный фонд призван обеспечить максимально возможную реализацию прав личности на достойную старость.
Необходимость
расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд
повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются
доходные источники и средства которых используются на заранее строго
установленные цели.
Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской
Федерации, главной целью которого, по мнению В.А. Криулина, является
обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут
обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств.
Пенсионный фонд
Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за
пределами федерального бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него.
Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.
- Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:
- — обеспечение совместно
с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов; - — финансирование
расходов; - — капитализация собственных
средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов; - — организация и ведение
индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе
обязательного пенсионного страхования; - — работа по взысканию с
граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по
инвалидности в результате получения увечий на производстве; - — осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того, они представляют собой одну из форм перераспределения и
Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный
В силу масштабности государственной программы пенсионного
Наряду с низким уровнем изученности отечественной
Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России первоначально были определены объекты реформирования (основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обоснованы базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы. На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.