Камеральная таможенная проверка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная таможенная проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.
Цель камеральной проверки
В большинстве случаев проверка проводится с целью контроля достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости или классификационном коде ТН ВЭД на товар.
Ранее на нашем сайте был опубликован материал о массовом принятии таможней решений о классификации товара по результатам камеральных таможенных проверок — «Таможня ударно меняет коды ТН ВЭД на товар».
Очевидно, что ключевой задачей таможни при проведении камеральной проверки является доначисление таможенных платежей. Поскольку срок таможенного контроля составляет 3 года, то и при проведении проверки таможня может обращаться ко всем выпущенным за этот период времени декларациям. По итогам камеральной проверки таможней могут быть приняты решения в отношении всех проверенных деклараций. Соответственно, платежи могут быть начислены по всем декларациям в рамках 3-летнего периода.
Правомерность истребования информации и документов при камеральной таможенной проверке
По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором. Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе. Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.
- Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
- В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
- Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
- Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.
Цели таможенного контроля
Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.
Цели таможенного контроля:
- Контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;
- Контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;
- Контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;
- Контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжением условно выпущенных товаров;
- Контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.
Таможенная проверка после выпуска товаров
Таможенная проверка после выпуска товаров – это эффективный инструмент для контроля соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства. Таможенная проверка после выпуска товаров ТК ЕАЭС в статье 331 определяется как форма таможенного контроля, проводимая таможенными органами наряду с другими формами. Формы таможенного контроля перечисляются в статье 322 ТК ЕАЭС, в том числе указана таможенная проверка. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными, выездные, в свою очередь, могут быть плановыми, внеплановыми и встречными. Срок таможенной проверки после выпуска товаров ограничивается 3 годами, но таможенные документы положено хранить 5 лет.
Выездная таможенная проверка, пример после выпуска товара: среди импортных товаров, продаваемых торговой организацией, проверка выявила товар, имеющий маркировку импортного, но имеющий российское происхождение.
Результативность таможенных проверок после выпуска товаров достаточно высока.В результате их проведения выявляются нарушения и возбуждаются административные и уголовные дела, по результатам которых в федеральный бюджет перечисляются таможенные платежи, штрафы и пени. Результаты проверок должны быть оформлены как акты таможенных проверок после выпуска товаров в законодательно утверждённой форме. Если проверкой установлен факт недостоверного декларирования, то декларанту должна быть направлена копия этого документа.
Права и обязанности таможенников при проверке
В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:
-
Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
- коммерческие и транспортные документы;
- данные бухгалтерского учета и отчетности;
- иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
-
Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
- владеющих;
- пользующихся;
- перевозящих;
- реализующих;
- перерабатывающих такие товары.
- Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
- Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
- Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
- Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
- Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.
В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:
- соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
- полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
- обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
- соблюдать служебную этику;
- сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
- представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).
Такая проверка связана с выездом комиссии на объект: место нахождения организации, место ведения коммерческой деятельности предпринимателем, организацией. Регламентируется эта процедура ст. 333 ТК ЕАЭС и ст. 229 ФЗ-289.
В отличие от камеральной, выездная проверка может проводиться в соответствии с планом либо внепланово. Внеплановая проверка может быть встречной, т.е. проверяются несколько участников ВЭД во взаимосвязи.
Внепланово проверки назначаются по ряду причин (ст. 333 ТК ЕАЭС п. 16).
Одна из основных — появление у таможенных органов обоснованных подозрений в нарушении таможенного законодательства.
Выездные контрольные мероприятия может назначить не только руководитель таможенного органа или его заместитель, но и лицо, которое в данный момент замещает их обоих. День начала выездной таможенной проверки – это день вручения решения проверяемому лицу либо при отправке по почте – дата получения. Если получать документ это лицо отказывается, проверка начинается в день, когда зафиксирован отказ, либо на 6-й день после отправки по почте.
Если документ отправлен по ЭКС, за дату начала проверки берется день получения адресатом электронного послания. Заметим, что процессе проверки информация, содержащаяся в первоначальном решении, может изменяться и дополняться. К примеру, изменения могут коснуться состава ответственных за проверку лиц, предмета проверки.
Проверять могут не более 2-х месяцев. В исключительных случаях руководитель контрольного органа может принять решение о продлении проверки еще на месяц. Кроме того, если контролеры решат, что нужны дополнительно встречная проверка, экспертиза и другие меры, способствующие эффективному завершению контрольных мероприятий, данная проверка может приостанавливаться. Общий период продления ограничен 9-ю месяцами.
Права и обязанности таможенников при проверке
В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:
-
Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
- коммерческие и транспортные документы;
- данные бухгалтерского учета и отчетности;
- иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
-
Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
- владеющих;
- пользующихся;
- перевозящих;
- реализующих;
- перерабатывающих такие товары.
- Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
- Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
- Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
- Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
- Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.
В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:
- соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
- полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
- обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
- соблюдать служебную этику;
- сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
- представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).
Как вести себя предпринимателю
Любая проверка заставляет предпринимателя нервничать, даже если скрывать ему нечего. Поговорим о том, как себя вести, если к вам пришли проверяющие, в частности, таможенники и какие последствия могут быть у неправомерного поведения обеих сторон.
В самом начале общения стоит обратить внимание на документы (удостоверение), которые демонстрируют сотрудники таможенных органов. Если документация в порядке, ваша обязанность пустить инспектора на территорию. Если этого не сделать, сотрудники вправе проникнуть на территорию с применением физической силы. Если доходит до такого, то в присутствии понятых об этом уведомляется прокурор в срок 24 часа.
За препятствие проведению проверки, предпринимателю грозит штраф. Предприниматель или руководитель компании будет оштрафован на 2-4 тысячи рублей, другие работники на 500-1000 рублей.
Обязанность проверяющего – вручить вам копию решения о назначении проверки. Вы знакомитесь с ним, задаете вопросы, если что-то непонятно.
Вы, как проверяемое лицо, имеете следующие права:
- Без предъявления документов не пропускать проверяющих на территорию;
- Отказать в предоставлении информации по вопросам, которые не указаны в решении;
- Потребовать разъяснения ваших прав и полномочий;
- Отказать в доступе на территорию тем инспекторам, которые не значатся в решении о проверке.
Сведения, проверяемые при таможенной процедуре
Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:
- помещен ли товар под таможенную процедуру,
- достоверны ли сведения о товаре в декларации и прочих документах,
- соблюдаются ли ограничения по использованию товара, который был выпущен условно,
- соблюдались ли требования, лицами, которые осуществляют деятельность в таможенной сфере,
- соответствуют ли всем условиям лица, которым присвоен статус уполномоченного представителя,
- соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров,
- иные требования, которые предусмотрены ТК
Во время проверки сопоставляют данные которые содержатся на предоставленных документах и прочих документах, предоставленных таможенным органам с бухгалтерской отчетностью, счетами компании и другой информацией, полученной в установленном порядке. Помимо этого, таможенными органами могут использоваться и иные формы контроля.
Помимо таможенных органов в камеральной таможенной проверке могут участвовать и другие контролирующие органы.
По итогам камеральной проверки производится принятие решения по выявленным результатам. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то таможенными органами применяются соответствующие меры. Акт о проведенной таможенной проверке выписывается в двух экземплярах, второй высылается проверяемому лицу и должен там хранится в течении установленного срока.
Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки
Наименование нормативно-правового документа | Номер документа | Описание |
Таможенный кодекс | Статья 111 | Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации |
Статья 131 | Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы | |
Статья 134 | В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки | |
Статья 135 | Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой | |
Статья 136 | Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором |
Камеральная таможенная проверка
Эта проверка проводится для анализа и изучения сведений, внесенных в таможенную декларацию или другие документы проверяемого лица; сведений от контролирующих госорганов; другой информации, находящейся в распоряжении таможенных структур о работе указанного лица.
Не производится предварительное оформление акта для назначения проверки, а также выезд по месту нахождения организации/ИП. Для уточнения данных может направляться требование проверяемому субъекту с указанием срока, необходимого для представления информации. Запрещается проводить камеральную проверку дважды по одному и тому же товару. Истребованию подлежат сертификаты, отчеты, счета-фактуры и накладные, договора, прочая документация. При отказе дать пояснения проверяемая компания может быть привлечена к административной ответственности и последующей выездной проверке.
Статья 133. Доступ должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки
1. Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых помещений) для проведения выездной таможенной проверки.
2. Если законодательством государства — члена таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.
3. Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если:
1) решение (предписание, акт о назначении проверки) и (или) служебные удостоверения не предъявлены;
2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении (предписании, акте о назначении проверки);
3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
4. При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется акт (протокол) в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.
В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых, за исключением случаев, если законодательством государств — членов таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов.
Статья 136. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки
1. Налоговые и иные государственные органы государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств — членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.
2. Банки и иные кредитные организации государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.