Что такое экономический рост и на него влияет обычный человек

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое экономический рост и на него влияет обычный человек». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В профессиональной литературе доходом называют увеличение экономической выгоды, которое приводит к росту капитала бизнеса. Такая выгода возникает в результате поступления в компанию активов (денег, имущества), а также вследствие погашения ею своих обязательств (уплаты долгов).

Выручкой считается сумма денежных средств, поступившая за реализацию продукции или товара, за произведённые работы либо оказанные услуги в рамках основной деятельности компании. Отличается выручка от дохода тем, что она является лишь его составной частью, хотя и значительной, а зачастую – единственной.

В приведённом выше примере выручка – это основная часть дохода ИП в сумме 2 млн рублей, полученная от реализации мебели.

Теперь, когда мы разобрались, что такое доход и выручка, можно вывести такую формулу:

Доход = Выручка от реализации + Внереализационные доходы.

Пример

Ещё раз вернёмся к июльским доходам ИП Смирнова. Теперь мы можем сказать, что они состоят из:

  • выручки в сумме 2 млн рублей (за мебель);
  • внереализационных доходов в сумме 110 тыс. рублей (арендная плата + штраф).

Экономический рост и экономическое развитие — что это и чем они отличаются

Рост ВВП сам по себе не может измерять развитие страны или благосостояние ее граждан. Например, в стране может наблюдаться быстрый рост ВВП, но это может привести к значительному загрязнению окружающей среды (из-за форсированного развития промышленности) и увеличению неравенства в доходах — богатые могут становиться богаче, а бедные слои оставаться бедными.

Для приблизительной оценки уровня жизни в стране ее среднестатистического жителя чаще всего используется ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС). С его помощью можно сравнить, сколько товаров и услуг можно купить за денежную единицу с поправкой на обменный курс в разных странах — сравнивая цену товара или корзины товаров в двух странах.

Реальный ВВП на душу населения, скорректированный с учетом паритета покупательной способности, представляет собой довольно корректную статистику для измерения истинного дохода, который является важным элементом благосостояния.

Растущий ВВП требует большего количества работников и повышения производительности труда. Падающая экономика ведет к обратному — снижению занятости населения. Согласно закону Артура Оукена, председателя Совета экономических консультантов президента США Джона Ф. Кеннеди, снижение темпа роста ВВП на 2% приводит к повышению уровня безработицы на 1%, при этом точкой отсчета берется темп роста ВВП в 3% в год. Закон Оукена хоть и не всегда подтверждается на практике, но, по сути, отражает главный принцип экономики — чтобы в ней все было хорошо, нужно ее развивать и не допускать сокращения.

Показатели ВВП позволяют инвесторам получать информацию и идеи по различным аспектам экономики государства. На их основе они могут принимать решения о прямых и портфельных инвестициях в конкретную страну. Воздействие ВВП на рынок, как правило, ограничено, так как оно «обращается в прошлое», а между окончанием квартала и выпуском данных по ВВП уже прошло значительное количество времени. Однако данные о ВВП могут оказать влияние на рынки, если фактические цифры значительно отличаются от ожидаемых. Кроме того, МВФ ежеквартально публикует годовые прогнозы «Перспектив развития мировой экономики» на ближайшие пять лет.

Рентабельность считают, чтобы узнать, сколько рублей прибыли приходится на рубль чего-то другого, например, активов или собственного капитала. Полученные значения показывают, эффективно ли работает предприятие, а именно:

  • перекрываются ли расходы доходами;
  • прирастает ли отдача от имущества компании;
  • высока ли доля прибыли в цене продаваемой продукции;
  • сколько прибыли вернет каждый рубль, вложенный в себестоимость

Для ответа на эти важные вопросы достаточно двух форм бухгалтерской отчетности и общего понимания, как вычисляется рентабельность.

ВВП вырос на 2%. Что это значит?

Основным признаком, влияющим на степень заинтересованности, является стоимость, ее корректировка, актуальность, а также платежеспособность покупателя. То есть это переменная величина, которая зависит от:

  • объема, где переменной является только актуальные расценки на продукцию;
  • характера, который может меняться при смене внешних условий, имевших ранее постоянное значение.

Для объяснения причин изменения спроса необходимо определить, от каких факторов он зависит:

  • здравый смысл покупателя и наблюдение. То есть при снижении размера среднего чека на некоторые вещи востребованность в них возрастает. Цена для покупателя — своеобразный барьер, который становится препятствием для приобретения желаемого. Проще говоря, высокие ценники отбивают всякое желание тратить деньги на товары/услуги, даже если они желанны;
  • в рассматриваемый период времени каждый последующий аналогичный продукт принесет меньше удовлетворения или выгоды от единицы. То есть второй, третий и каждый последующий торт уже не будет столь желанным, как первый;
  • эффект замещения бюджетными аналогами. Сегодня покупатель всегда ищет выгоду и покупает дешевые варианты с идентичными свойствами у конкурента.

Примеры употребления в «Секрете»

«Щапов заявил, что в России давно необходимо ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц. Сейчас это работает лишь частично — для доходов свыше 5 млн рублей ставка составляет 15%».

(Из новости о предложении Госдумы поднять налоги для богатых.)

«Полностью отменить НДФЛ для бедных не получится из-за противоречия принципов налогового законодательства. Он выступил за прогрессивную шкалу, которая “позволяет гибко настраивать объём платежей, исходя из любых принципов”. Депутат добавил, что это “вполне работающая модель НДФЛ, опробованная временем и практикой во многих странах”».

Экономический рост и экономическое развитие — что это и чем они отличаются

При изучении экономической политики всегда полезно изучать крайние случаи. Крайние случаи — это такие ситуации, как «Что если бы у нас была ставка 100% подоходного налога?» Или «Что если мы повысили минимальную заработную плату до 50,00 долларов в час?». Несмотря на то, что они совершенно нереалистичны, они дают очень убедительные примеры того, в каком направлении будут двигаться ключевые экономические переменные, когда мы меняем политику правительства.

Во-первых, предположим, что мы жили в обществе без налогообложения. Мы будем беспокоиться о том, как правительство будет финансировать свои программы позже, но сейчас мы предположим, что у них достаточно денег для финансирования всех программ, которые мы имеем сегодня. Если нет налогов, то правительство не получает никаких доходов от налогообложения, и граждане не тратят время на то, чтобы избежать налогов. Если кто-то имеет заработную плату в размере 10 долларов в час, он может сохранить эти 10 долларов. Если бы такое общество было возможно, мы видим, что люди были бы весьма продуктивными, как и любой заработанный ими доход, который они сохраняют.

В случае, когда правительство может финансировать расходы вне налогообложения, мы видим следующее:

  • Производительность снижается по мере увеличения налоговой ставки, поскольку люди предпочитают работать меньше. Чем выше ставка налога, тем больше времени люди тратят на уклонение от уплаты налогов и тем меньше времени они тратят на более продуктивную деятельность. Таким образом, чем ниже ставка налога, тем выше стоимость всех произведенных товаров и услуг.
  • Государственные налоговые поступления не обязательно увеличиваются по мере увеличения ставки налога. Правительство будет получать больше налоговых доходов по ставке 1%, чем при 0%, но они не будут зарабатывать больше при 100%, чем при 10%, из-за сдерживающих факторов, вызывающих высокие ставки налога. Таким образом, существует пиковая ставка налога, при которой доходы правительства самые высокие. Связь между ставками подоходного налога и государственными доходами может быть построена на Кривая Лаффера .

Без последних двух функций правительства легко увидеть, что экономической активности будет мало. Без полицейских сил было бы сложно защитить все, что вы заработали. Если бы люди могли просто прийти и взять что-нибудь, что у вас было, мы бы увидели три вещи:

  1. Люди будут тратить гораздо больше времени, пытаясь украсть то, что им нужно, и гораздо меньше времени, пытаясь произвести то, что им нужно, потому что воровать что-то часто легче, чем производить это самостоятельно. Это приводит к снижению экономического роста.
  2. Люди, которые производят ценные товары, будут тратить больше времени и денег, пытаясь защитить то, что они заработали. Это не продуктивная деятельность; общество было бы намного лучше, если бы граждане тратили больше времени на производство производительных товаров.
  3. Вероятно, будет гораздо больше убийств, поэтому общество преждевременно потеряет много продуктивных людей. Эти издержки и издержки, которые люди несут, пытаясь предотвратить собственное убийство, значительно снижают экономическую активность.

Полиция, которая защищает основные права человека граждан, абсолютно необходима для обеспечения экономического роста.

Судебная система также способствует экономическому росту. Большая часть экономической активности зависит от использования контрактов. Когда вы начинаете новую работу, обычно у вас есть контракт, в котором указываются ваши права и обязанности и сколько вы будете получать за свой труд. Если нет способа обеспечить такой контракт, то нет способа гарантировать, что вы получите компенсацию за свой труд. Без этой гарантии многие решат, что не стоит рисковать работать на кого-то другого. Большинство контрактов включают в себя элемент «сделай X сейчас, и получи оплату Y позже» или «получи оплату Y сейчас, сделай X позже». Если эти контракты не подлежат исполнению, сторона, которая обязана что-то сделать в будущем, может решить, что ему это не нравится. Поскольку обе стороны знают об этом, они решат не заключать такое соглашение, и экономика в целом пострадает.

Наличие работающей судебной системы, вооруженных сил и полиции обеспечивает большую экономическую выгоду для общества. Однако предоставление таких услуг правительству обходится дорого, поэтому им придется собирать деньги с граждан страны для финансирования таких программ. Финансирование этих систем осуществляется через налогообложение. Итак, мы видим, что общество с некоторым налогообложением, которое предоставляет эти услуги, будет иметь гораздо более высокий уровень экономического роста, чем общество без налогообложения, но без полиции или судебной системы. Так что увеличение налогов Можно привести к большему экономическому росту, если он используется для оплаты одной из этих услуг. Я использую термин Можно потому что не обязательно, что расширение полицейских сил или наем большего числа судей приведут к большей экономической активности. Область, в которой уже много полицейских и мало преступников, почти не выиграет от найма другого офицера. Обществу лучше не нанимать ее, а снижать налоги.Если ваши вооруженные силы уже достаточно велики, чтобы сдерживать потенциальных захватчиков, то любые дополнительные военные расходы сдерживают экономический рост.

Тратить деньги на эти три области не обязательно продуктивный, но имеющий хотя бы минимальное количество из всех трех, приведет к экономике с более высоким экономическим ростом, чем вообще.

В большинстве западных демократий большая часть государственных расходов идет на социальные программы. В то время как существуют буквально тысячи финансируемых государством социальных программ, две крупнейшие из них, как правило, — здравоохранение и образование. Эти два не попадают в категорию инфраструктуры. Хотя верно, что школы и больницы должны быть построены, частный сектор может сделать это с выгодой. Школы и медицинские учреждения были построены неправительственными организациями по всему миру, даже в странах, в которых уже есть обширные государственные программы в этой области. Поскольку можно дешево собирать средства у тех, кто пользуется объектом, и гарантировать, что те, кто его использует, не могут легко избежать оплаты этих услуг, они не попадают в категорию «инфраструктуры».

Могут ли эти программы обеспечить чистый экономический эффект? Хорошее здоровье улучшит вашу производительность. Здоровая рабочая сила — это производительная рабочая сила, поэтому расходы на здравоохранение — это благо для экономики. Тем не менее, нет причин, по которым частный сектор не может адекватно предоставлять медицинское обслуживание или почему люди не будут вкладывать средства в собственное здоровье. Трудно получить доход, когда вы слишком больны, чтобы идти на работу, поэтому люди будут готовы платить за медицинскую страховку, которая поможет им выздороветь, если они заболеют. Поскольку люди готовы покупать медицинское страхование, а частный сектор может его обеспечить, здесь нет провалов рынка.

Чтобы приобрести такую ​​медицинскую страховку, вы должны быть в состоянии ее себе позволить. Мы могли бы попасть в ситуацию, когда обществу было бы лучше, если бы бедные получали надлежащее лечение, но они этого не делают, потому что не могут себе этого позволить. Тогда было бы полезно предоставлять медицинское страхование малоимущим. Но мы можем получить такую ​​же выгоду, просто давая малоимущим деньги и позволяя им тратить их на все, что они хотят, включая здравоохранение. Однако может случиться так, что люди, даже когда у них будет достаточно денег, будут покупать неадекватное количество медицинской помощ��. Многие консерваторы утверждают, что это является основой многих социальных программ; государственные чиновники не верят, что граждане покупают достаточно «правильных» вещей, поэтому правительственные программы необходимы, чтобы люди получали то, что им нужно, но не покупали.

Читайте также:  хорошие слова начальнику при увольнении своими словами

Существуют и другие государственные программы, которые приносят чистую выгоду экономике, когда полностью оплачиваются за счет налогов. Существуют определенные товары, которые общество считает желательными, но отдельные лица или корпорации не могут поставлять. Рассмотрим проблему дорог и автомагистралей. Наличие обширной системы дорог, по которой люди и товары могут свободно перемещаться, значительно способствует процветанию нации. Если частный гражданин хочет построить дорогу для получения прибыли, он столкнется с двумя основными трудностями:

  1. Стоимость коллекции. Если бы дорога была полезной, люди с радостью заплатили бы за нее. Для сбора платы за пользование дорогой необходимо будет установить плату за проезд на каждом выезде и въезде на дорогу; многие автомагистрали между штатами работают именно так. Однако для большинства местных дорог сумма денег, полученная в результате этих сборов, будет уменьшена из-за чрезмерных затрат на установку этих сборов. Из-за проблемы со сбором много полезных инфраструктур не будет построено, хотя в его существовании есть чистая выгода.
  2. Мониторинг, кто использует дорогу. Предположим, вы смогли настроить систему платы за проезд на всех входах и выходах. Люди по-прежнему могут входить или выходить из дороги в местах, отличных от официального выхода и въезда. Если люди могут уклониться от уплаты пошлины, они будут.

Раздел 2. Проблемы макроэкономического развития

Постоянный поиск более выгодного капитала вложения объясняется повышающимися расценками на аналогичные варианты. Предприниматели стремятся вложить свои средства в наиболее выгодное направление, а в то же самое время происходит отток капитала из иных сфер, что, соответственно, уменьшает объем предложения. Данный фактор имеет большее значение для схожих условий производства, что гарантирует минимальные вложения на переквалификацию завода.

В Разъяснениях ЦБ регулятор отмечает, что никаких специальных ограничений в отношении курса для продажи валюты не установлено.

Все резиденты, обязанные продать 80% валютной выручки вправе выбирать как способ продажи (через свой банк, через другой банк и т.п.), так и курс, по которому продать.

Важно! Единственное условие – продажа должна быть осуществлена в течение 3 рабочих дней с момента зачисления (появления Указа № 79).

Да, такое возможно. В своих Разъяснениях ЦБ это подтверждает. Обязательное условие такое же, как и для определения способа и курса продажи – должен соблюдаться трехдневный срок, установленный для операции.

Пока продавать нужно любую иностранную валюту, поступившую от любого плательщика за пределами РФ. Никаких исключений не сделано ни для видов (наименований) инвалюты, ни для местоположения контрагентов, ее перечисливших.

Обязанность продавать валюту, поступающую за товары, работы, услуги, реализацию интеллектуальных прав установлена для всех резидентов, работающих с любыми зарубежными контрагентами. Поэтому – да, если ИП получает валютную выручку из-за рубежа в 2022 году, он обязан продать от нее 80% так же, как и организация-резидент.

По действующему законодательству заработная плата не относится к понятию «выручка». Если между российским резидентом-физлицом заключен договор (контракт) именно на исполнение трудовых обязанностей, то поступления по такому договору (контракту) не должны подпадать под требования Указа № 79. То есть «физик» валютную зарплату продавать не обязан.

В отношении самозанятых никакой ясности пока нет. Поступления, идущие им от зарубежных заказчиков работ и услуг, формально попадают под требования Указа № 79 и не являются зарплатой, полученной по трудовому контракту. Кстати, тоже самое касается и договоров по типу ГПХ с иностранцами, по которым часто сотрудничают с зарубежными заказчиками, например, те же российские программисты.

Как можно понять из комментариев таких самозанятых и ГПД-шников в Интернете, сильнее всего отсутствие прописанного порядка продажи валютной выручки задело именно их. Некоторые банки заблокировали поступления по договорам с такими «физиками» и их пока нельзя ни получить, ни продать 80%, т.к. нет порядка документооборота и форм документов для продажи для этих категорий получателей валюты.

Надеемся, что данный пробел в порядке продажи валютной выручки резидентами РФ будет в ближайшее время ликвидирован.

Тема 1. Экономический рост и его проблемы

1. «Социальное казначейство». Создание условий для предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней без предоставления гражданами документов — на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан, что повысит адресность и эффективность мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

2. Адресные денежные выплаты с целью поддержки наиболее социально уязвимых групп населения, прежде всего, семей с детьми.

3. Помощь потерявшим работу. Комплекс мер, включающий повышение пособий по безработице до уровня МРОТ, оказание помощи в переобучении и переквалификации, повышение эффективности работы служб занятости.

4. Рынок труда в цифровую эпоху, включая переход работников на удаленный режим работы, совершенствование режима неполной занятости и самозанятости, внедрение электронного кадрового документооборота.

5. Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП, в том числе реализация кредитной программы для организаций наиболее пострадавших отраслей — льготные кредиты под 2% со списанием кредита при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 г.

6. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП. Плавный по величине налоговой нагрузки переход с упрощенной системы налогообложения на иные налоговые режимы, включая установление «переходного» налогового режима и проведение информационно-разъяснительной кампании по условиям, возможностям и преимуществам такого перехода.

7. Создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП на базе единой цифровой платформы («одно окно»), включая получение всех мер поддержки, уплату налогов, информационную поддержку, содействие в получении кредита.

8. Переход к риск-ориентированному подходу в контрольнонадзорной деятельности в интересах предпринимателей с соблюдением требований по обеспечению безопасности и благополучия граждан.

Поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц при сдаче отчетности и обмене документами, отказ от обязательности хранения документов строгой отчетности в бумажном виде.

9. Создание комплексного механизма поддержки крупных инвестиционных проектов, частных, государственных, частно-государственных, на федеральном и региональном уровнях, в том числе на основе соглашений о защите и поощрении капитальных вложений.

10. Перезапуск институтов развития и создание новых финансовых инструментов.

11. Улучшение делового климата: поэтапное улучшение делового климата, включая совершенствование института банкротства и корпоративного права.

12. «Новый ритм строительства»: ускорение строительных процедур, реформирование нормативной правовой базы градостроительной деятельности и строительства.

13. Цифровизация строительной отрасли: создание единого цифрового пространства в строительстве, применение цифровой модели объекта в течение его жизненного цикла.

14. Создание программного механизма по ускорению социально-экономического развития городских агломераций и городов, являющихся центрами экономического роста.

15. Реализация крупнейших инвестиционных проектов развития инфраструктуры, обладающих существенными мультипликативными эффектами в связанных отраслях, что станет одним из драйверов роста экономики.

16. «Государство как цифровая платформа»: переход на проактивное и комплексное оказание государственных услуг в цифровом виде без необходимости очного посещения органов государственной власти и МФЦ на базе платформенных облачных решений, внедрение электронных реестров выданных разрешений и лицензий, создание единой системы онлайн-идентификации граждан и обеспечение юридической значимости совершаемых ими действий в цифровых каналах взаимодействия.

17. Цифровизация здравоохранения: переход на электронное взаимодействие медицинских организаций между собой и с пациентом, внедрение вертикально-интегрированных медицинских информационных систем по профилям заболеваний для оптимальной маршрутизации пациентов, создание единой базы медицинских документов, изображений и результатов инструментальных исследований для реализации систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

18. «Цифровая образовательная среда»: создание условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

19. Система ускоренного развития и поддержка технологических компаний: создание механизма акселерации инновационных технологических компаний, в том числе путем обеспечения «бесшовной» интеграции мер поддержки со стороны институтов развития, а также масштабирование государственных мер поддержки.

20. Развитие и внедрение технологий искусственного интеллекта: создание условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, включая подготовку наборов данных, нормативные условия для экспериментов, исследования и разработки новых алгоритмов, кадровое и ресурсное обеспечение.

21. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности: создание современной компонентной базы, электронной аппаратуры, средств производства, развитие производственной инфраструктуры и кадровое обеспечение отрасли.

Оценка доходности предполагает анализ абсолютных и относительных показателей, характеризующих ее уровень.

Абсолютным показателем является прибыль. За счет нее предприятие может увеличить фонд оплаты труда, расширять и наращивать обороты производства, финансировать другие направления деятельности и проч. В общем виде прибыль представляет собой разницу между стоимостью реализации продукции и ее себестоимостью (суммой всех издержек, затраченных на изготовление этой продукции).

Размер прибыли можно узнать из данных бухгалтерской отчетности, а именно из отчета о финансовых результатах (форма № 2).

Рассмотрим фрагмент из бухгалтерской отчетности за 2016 г. ООО «Альфа», занимающегося производством стульев (табл. 1).

Таблица 1 Отчет о финансовых результатах за 2016 г.

Показатель

Значение

Объем продаж, шт. (ед.)

Издержки (себестоимость продаж), руб.

Валовая прибыль (убыток), руб.

Прибыль (убыток) от реализации, руб.

Прочие расходы, руб.

Прибыль (убыток) до налогообложения, руб.

Текущий налог на прибыль (20 %), руб.

Чистая прибыль (убыток), руб.

Итак, выручка ООО «Альфа» за 2016 г. от реализации 4640 стульев по цене 24 000 руб./ед. — 111 360 тыс. руб. Затраты на производство и реализацию составили 89 494 тыс. руб.

Вычитаем из выручки полную себестоимость и получаем прибыль от реализации — 21 866 тыс. руб. Чистая прибыль (за вычетом налогов и прочих расходов, основной показатель эффективного функционирования предприятия) равна 17 493 тыс. руб.

При анализе абсолютных показателей чистая прибыль — не единственное, на что стоит обратить внимание. Не менее важно отношение выручки от реализации к себестоимости продукции.

Если значения уровня себестоимости продукции и выручки от ее реализации приблизительно равны, предприятие получит немного прибыли, поэтому надо стремиться к получению большей выручки при меньших затратах. Таким образом, можем сделать вывод, что предприятие можно считать доходным, если его выручки от реализации продукции достаточно для покрытия всех расходов на производство и реализацию продукции и для образования разницы, т. е. прибыли.

После абсолютных показателей доходности анализируем показатели относительные — рентабельности, т. е. показатели экономической эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность реализации продукции (ROM, Returnon Margin) — отношение прибыли (убытка) от реализации к себестоимости.

В нашем случае ROM = 21 866 258,36 / 89 493 741,64 x 100 % = 24,43 %.

Важно!

Чем выше показатель рентабельности реализации продукции, тем более эффективны производство и реализация продукции, а значит, выше конкурентоспособность предприятия. Чтобы повысить этот показатель, необходимо снижать себестоимость производства и реализации продукции, наращивать объемы продаж.

Рентабельность продаж (ROS, Margin on sales) — отношение прибыли (убытка) от реализации к выручке.

В рассматриваемом примере ROS = 21 866 258,36 / 111 360 000,00 x 100 % = 20 %.

Как видим, значения показателей прибыльности и конкурентоспособности анализируемого предприятия достаточно велики (предельно минимальный размер рентабельности — 5 %).

Далее рассмотрим структуру себестоимости продукции.

В состав себестоимости входят все затраты, которые понесло предприятие для производства данной продукции и ее реализации. Их группируют в две крупные категории: условно-постоянные и условно-переменные.

Первые (табл. 2) не зависят или слабо зависят от объема производства (например, амортизационные отчисления, арендная плата за помещения, заработная плата персонала не связанного с производством продукции, приобретение канцелярии, информационные и консультационные расходы, расходы на телефонию, интернет и проч.), вторые (табл. 3) напрямую зависят от объема, т. е. либо увеличиваются с ростом объема производства, либо уменьшаются с его снижением (например, затраты на сырье и материалы, оплата труда основных производственных рабочих и др.).

Таблица 2 Условно-постоянные расходы за 2016 г.

Показатель

Значение, руб.

Расходы на телефонию и интернет

Расходы на оплату труда

Итого

16 850 180,04

Размер условно-постоянных расходов за 2016 г. — 16 850 180,04 руб. Вне зависимости от изменений объема производства он будет оставаться на таком же уровне.

Таблица 3 Условно-переменные расходы

Показатель

Расход на ед., руб.

Итого

Объем реализации, шт. (ед.)

Материальные расходы, руб.

Расходы по оплате труда основных производственных рабочих, руб.

Итого

15 655,94

72 643 561,60

С учетом норм расходования материалов и затрат на оплату труда основных производственных рабочих на один стул рассчитан размер условно-переменных расходов на весь объем производства (4640 ед.) — 72 643 561,60 руб.

Сумма условно-постоянных (16 850 180,04 руб.) и условно-переменных расходов (72 643 561,60 руб.) дает стоимостную оценку полной себестоимости (89 493 741,64 руб.; см. также табл. 1).

Рассчитаем допустимый объем производства, при котором предприятие перестанет быть прибыльным, но не станет убыточным — точку безубыточности.

Читайте также:  Как производится признание дома аварийным

Безубыточный объем продаж составляет 2019 стульев. При таком количестве предприятие не получит ни прибыли, ни убытка, и только начиная с 2020 ед. предприятие начнет получать прибыль. В данном случае сумма условно-постоянных (16 850 180 руб.) и условно-переменных расходов (15 655,94 x 2019 = 31 609 342 руб.) приблизительно равна размеру выручки от реализации (2019 x 24 000 = 48 456 000 руб.), именно при таком раскладе не будет ни прибыли, ни убытка.

Увеличим объем продаж с 4640 ед. в год до 5000 стульев при условии востребованности такого количества на рынке сбыта и сохранения нынешней численности сотрудников без расширения производства.

Выручка = 5000 x 24 000 = 120 000 000 руб.

Условно-постоянные расходы = 16 850 180,04 руб.

Условно-переменные расходы = 5 000,00 x 15 655,94 = 78 279 700 руб.

Прибыль от реализации = 120 000 000 – 16 850 180,04 – 78 279 700 = 24 870 119,96 руб.

Вывод

Увеличив объем реализации на 360 стульев и сохранив стоимость продажи за единицу, мы получили дополнительную прибыль в размере 3 003 861,60 руб.

Увеличим стоимость за единицу продукции до 25 000 руб. При прочих равных условиях ситуация будет аналогичной предыдущей. Выручка увеличится и составит 116 000 000 руб. (25 000,00 x 4640) при сохранении на прежнем уровне условно постоянных и условно переменных затрат.

Вывод

В этом случае прибыль составит 26 506 258,36 руб. (116 000 000 – 89 493 741,64), что превышает значение прибыли при стоимости единицы в 24 000 руб. на 4 640 000 руб.

Как в случае с увеличением объема продаж, так и в случае с ростом цены необходимо учитывать нюансы. Нет гарантий, что, например, предприятие сможет реализовать увеличенный объем производства — вполне возможно, что рынок не нуждается в таком количестве. И тогда предприятие, которое уже затратило средства на производство большего количества продукции, которое к тому же не смогло продать, вынуждено будет нести затраты на организацию/аренду большего по площади склада готовой продукции. А в случае, если продукция скоропортящаяся, предприятие еще и убытки понесет с таким ростом производства. Чтобы не возникало таких ситуаций, нужно тщательно анализировать рынок и потенциальных покупателей.

Что касается роста цены на единицу продукции: когда при прочих равных свойствах товара (качество, оформление и т. д.) растет его стоимость, покупатели могут отказаться от приобретения товара. Усугубиться такая ситуация может еще и сравнением с ценами конкурентов.

Мы выяснили, что на доходность любого предприятия влияет изменение остатков нереализованной продукции, как в случае с увеличением объема производства при неизменном объеме реализации. Остатки (360 ед., которые не будут реализованы) — это неполное поступление выручки, следовательно, непоступлению прибыли при уже затраченных средствах на производство этих 360 стульев.

Для увеличения уровня доходности и рентабельности предприятию необходимо сокращать остатки нереализованной продукции.

И наконец, переходим к самому распространенному способу увеличения доходности — сокращение издержек производства. Чтобы снизить себестоимость продукции, на предприятиях часто разрабатываются методики и программы для реализации определенных мер. Но сначала необходимо изучить структуру себестоимости постатейно и определить удельный вес каждой статьи (табл. 5).

Таблица 5 Состав и структура себестоимости

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Экономический рост и экономическое развитие — что это и чем они отличаются

При изучении экономической политики всегда полезно изучать крайние случаи. Крайние случаи — это такие ситуации, как «Что если бы у нас была ставка 100% подоходного налога?» Или «Что если мы повысили минимальную заработную плату до 50,00 долларов в час?». Несмотря на то, что они совершенно нереалистичны, они дают очень убедительные примеры того, в каком направлении будут двигаться ключевые экономические переменные, когда мы меняем политику правительства.

Во-первых, предположим, что мы жили в обществе без налогообложения. Мы будем беспокоиться о том, как правительство будет финансировать свои программы позже, но сейчас мы предположим, что у них достаточно денег для финансирования всех программ, которые мы имеем сегодня. Если нет налогов, то правительство не получает никаких доходов от налогообложения, и граждане не тратят время на то, чтобы избежать налогов. Если кто-то имеет заработную плату в размере 10 долларов в час, он может сохранить эти 10 долларов. Если бы такое общество было возможно, мы видим, что люди были бы весьма продуктивными, как и любой заработанный ими доход, который они сохраняют.

В случае, когда правительство может финансировать расходы вне налогообложения, мы видим следующее:

  • Производительность снижается по мере увеличения налоговой ставки, поскольку люди предпочитают работать меньше. Чем выше ставка налога, тем больше времени люди тратят на уклонение от уплаты налогов и тем меньше времени они тратят на более продуктивную деятельность. Таким образом, чем ниже ставка налога, тем выше стоимость всех произведенных товаров и услуг.
  • Государственные налоговые поступления не обязательно увеличиваются по мере увеличения ставки налога. Правительство будет получать больше налоговых доходов по ставке 1%, чем при 0%, но они не будут зарабатывать больше при 100%, чем при 10%, из-за сдерживающих факторов, вызывающих высокие ставки налога. Таким образом, существует пиковая ставка налога, при которой доходы правительства самые высокие. Связь между ставками подоходного налога и государственными доходами может быть построена на Кривая Лаффера .

II. От единообразных к дифференцированным ставкам налогов

Отмечая инициативу Минфина в возможном снижении ставки НДС с 2009 года на три процента, все-таки сложно понять какую стимулирующую «нагрузку» возлагает Минфин на НДС. Может быть, это демонстрация опережающего налогового послабления в русле задуманных, но не формализованных в программы, реформ? Вряд ли кто-либо вникал в смысл фразы «благоприятные налоговые условия для финансирования…», которые использует Минфин в законопроектах. Конечно, благоприятные условия несут широкую гамму смысловой нагрузки как для человека, так и для бизнеса. Но может ли «…платеж, взимаемый … в форме отчуждения…» (статья 8 НК РФ) быть благоприятным?

Снижение или повышение налоговых ставок может иметь только прагматический смысл: для государства — доход и стимул, для бизнеса — расчет выгоды.

Развивая далее тему налогового стимулирования и изучая значение НДС, как косвенного налога, и налога на прибыль в экономическом хозяйствовании нашего государства, хотелось бы высказаться не о том, что данные налоги являются одними из основных источников дохода бюджетной системы государства, и в этом, в основном, видится их традиционное предназначение. Есть необходимость обозначить большую значимость этим налогам в качестве экономического инструмента, чем он определен в Налоговом кодексе РФ.

Возможность снижения ставки налога как стимулирующего условия развития каких-либо экономических процессов, в том числе и развития производства, практически никто не удосуживается доказывать. Принимается некая аксиоматическая данность, что снижение НДС стимулирует товаропроизводителя либо дает некие финансовые преференции развитию желаемой деятельности, например, инновационной. Во-первых, особо не замечено, чтобы снижение НДС приводило к снижению цен. Во-вторых, действительно надо разобраться, какова стимулирующая природа НДС; где в цене дополнительный финансово-экономический источник, образующийся при общем снижение ставки или его льготном применении в какой-нибудь деятельности?

Когда утверждают, что снижение ставки НДС стимулирует производство, то действующая в государстве налоговая идеология в своем практическом применении делает это утверждение в корне неверным. Размер ставки НДС, в принципе, не имеет того существенного практического значения, которое ему придают (в рамках действующего НК) в качестве стимула развития.

Конечно, при неизменности цены товара при снижении ставки увеличивается объем прибыли в цене товара. Происходит скрытый (невидимый на прилавке) рост цен. Если в этот период «отсечь» НДС от цен всех продаваемых товаров, то рост будет наглядно виден. Но, при этом, сумма прироста прибыли частично уменьшается на сумму прироста издержек: закупаемые сырье, комплектующие изделия и т.п., в свою очередь, тоже выросли в цене по той же причине, из-за снижения ставки НДС. Простой расчет, на примере строительной деятельности с использованием статистических данных по материальным затратам отрасли свидетельствует, что снижение ставки НДС на 3% может дать прирост чистой прибыли около 1%. Это доказывает, что в целом экономический эффект от трехпроцентного снижения ставки НДС минимальный, даже не произойдет снижения инфляции. Он может только сдержать инфляцию на некоторое время, так как при неизменности цен при одновременном снижении ставки НДС уже автоматически происходит рост цен товаропроизводителей (без учета НДС).

На самом деле, если цена моего (условного) товара реализуется (имеет сбыт) со ставкой НДС, например, 40%, 20% или 15%, то какая мне разница, какая сегодня действует ставка НДС. Если цена товара, без учета НДС, обеспечивает мне необходимую прибыль и покрывает издержки на его (товара) изготовление и имеет высокий спрос, то, опять-таки, пусть хоть 90% будет ставка НДС. Просто к цене добавлю 90%. И все товаропроизводители добавят 90% к ценам. Произойдет общее повышение цен. Пример, конечно, гипотетический. Но очевидно, что ставка НДС, в таком ее (единообразном) применении никакого отношения к экономике предприятия не имеет.

Читатель может сказать, что если уменьшить цену товара за счет снижения издержек (себестоимости) или снижения прибыли товаропроизводителя, то при действующей ставке НДС цена на рынке тоже уменьшится. Тогда другой производитель товара с такими же потребительскими свойствами, но не снизивший издержки, окажется в проигрыше, так как у него цена выше. И совершенно правильно скажет читатель. Потому что товары одинакового свойства конкурируют между собой издержками производства и нормой прибыли на издержки, которая, в свою очередь, зависит от цены товара доминирующего на рынке производителя или сбытовика.

Но если, скажете вы, товары одинакового свойства, например, копченая колбаса, производятся одним предприятием (условно) в Подмосковье, а другим предприятием в Нижневартовске, то у них совершенно различная стоимость издержек ввиду различных условий производства. Действительно, в Нижневартовске издержки производства выше: природно-климатические условия северной территории предполагают дополнительные коммунальные и энергетические затраты; районный коэффициент к оплате труда предполагает дополнительный ФОТ и дополнительные социальные платежи, привозное сырье дороже, чем в Подмосковье. Ремонты и капитальные затраты также обходятся дороже. Соответственно, должны возникнуть трудности со сбытом из-за высокой цены ввиду высоких издержек и низкой рентабельностью, сниженной для поддержания конкурентной цены на потребительском рынке. К этому добавьте дополнительные транспортные расходы для реализации в крупных городах, так как спрос местного (нижневартовского) рынка не может поглотить (условно) объем произведенной колбасной продукции. Издержки производства настолько «на пределе», что у предприятия нет возможности осуществлять конкурентное (гибкое) ценообразование на рынке для поддержания сбыта. Вряд ли на прилавках в подмосковных магазинах находится колбаса, произведенная в Нижневартовске.

Производство колбасы в Подмосковье имеет более низкие издержки производства, которые могут позволить производителю или сбытовой компании завоевать рынок Нижневартовска более низкой ценой и, наверное, еще дополнительно получить ценовую премию. В таком случае производство в Нижневартовске вынуждено будет разориться, так как его продукция по цене не конкурентная, либо должна дотироваться из бюджета. Модернизация технологии производства колбасы, в принципе, не даст того конкурентного эффекта: капитальные вложения более дорогие на севере и при их освоении скажутся на дополнительном объеме начисляемой амортизации (рост издержек).

Краткий анализ данных конкурентных условий свидетельствует о неоднозначности понимания и использования конкуренции. Есть ли необходимость производства колбасы в Нижневартовске, если ее можно завести хоть откуда и предложений достаточно для обеспечения местного спроса? Во-вторых, при наличии уже действующего производства, каково значение конкуренции, если она ведет к неэффективности местного производства или меньшей эффективности по издержкам и прибыли, порождает безработных, бездеятельность и приводит работоспособных граждан к дискомфортной жизни? Очевидно, что смысл такого рыночного хозяйствования (при одном уровне налогообложении), как стимулирующего механизма, не достигает равнозначного эффекта на всей территории государства по независящим от способа хозяйствования причинам.

Возможно, этот пример обнаруживает противоречие между развитием конкуренции — рыночным инструментом хозяйствования, и необходимостью рационального размещения местного и регионального значения производств, которые заранее не имеют конкурентных ценовых показателей, но являются основой трудозанятости населения.

Читайте также:  В 2023 году социальные бизнесмены вновь смогут получить грантовую поддержку

Это противоречие проявляется в неоднозначном влиянии рыночных механизмов на развитие экономики территорий. Скорее это воздействие, не только стимулирующее всякое законное хозяйствование, но и сдерживающее развитие местного производства продукции (не услуг).

Налоги и другие способы финансирования правительства

В случае, когда правительство может финансировать расходы вне налогообложения, мы видим следующее:

  • Производительность снижается по мере увеличения налоговой ставки, поскольку люди предпочитают работать меньше. Чем выше ставка налога, тем больше времени люди тратят на уклонение от уплаты налогов и тем меньше времени они тратят на более продуктивную деятельность. Таким образом, чем ниже ставка налога, тем выше стоимость всех произведенных товаров и услуг.
  • Государственные налоговые поступления не обязательно увеличиваются по мере увеличения ставки налога. Правительство будет получать больше налоговых доходов по ставке 1%, чем при 0%, но они не будут зарабатывать больше при 100%, чем при 10%, из-за сдерживающих факторов, вызывающих высокие ставки налога. Таким образом, существует пиковая ставка налога, при которой доходы правительства самые высокие. Связь между ставками подоходного налога и государственными доходами может быть построена на Кривая Лаффера.

Михаил Мишустин рассказал, за счет чего растут налоговые поступления

Проведение бюджетной политики в соответствии с «бюджетными правилами» позволяет эффективно «локализовать» нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. следующий подраздел).

На случай непредвиденных шоков, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, в бюджетной политике также предусмотрены встроенные стабилизирующие механизмы — возможность увеличения расходов в пределах размера резервного фонда, возможность замещения выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями, контр-циклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот).

Однако, учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерного бюджетного импульса потребовало выхода за рамки встроенных контр-циклических механизмов:

— в целях поддержки бизнеса и населения реализуются пакеты антикризисных мер в стоимостном выражении эквивалентном более 4,5% ВВП;

— с учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса составляет более 9,0% ВВП.

Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и «карантинных» ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков «перегрузки» мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.

Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:

— с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения «карантинных» ограничений);

— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).

Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. укрепление системы здравоохранения;

2. поддержка доходов граждан;

3. поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;

4. поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;

5. поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе «бюджетных правил» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.

Глобальная пандемия стала очередной проверкой институтов макроэкономической политики на прочность. Введение мер, направленных на сдерживание распространения вирусной инфекции, привело к сокращению спроса со стороны ключевых отраслей — потребителей нефтепродуктов, включая транспортный сектор. Соответственно, мировой нефтяной рынок столкнулся в этом году с самым масштабным в современной истории падением спроса.

Это не могло не отразиться на ценовой конъюнктуре, особенно в период до заключения соглашения по ограничению добычи между странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями нефти. В отдельные периоды в течение 1 полугодия 2020 года цены на нефть падали ниже 10 $/барр.

Последствия беспрецедентного обвала цен на нефть при этом не были драматичными: национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем, не наблюдалось дестабилизации сберегательного поведения, пассивная база банковского сектора сохранила устойчивость.

Глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 году. Тем не менее, содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей экономической политики, и антикризисные программы — в том числе в рамках Общенационального плана действий по восстановлению экономики — ориентированы в первую очередь на возвращение экономики на траекторию роста, соответствующую достижению национальных целей развития.

В течение 2019 и начала 2020 года все дополнительные финансовые ресурсы бюджета были ориентированы на соответствующие мероприятия. Так, дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия, вытекающие из Послания Президента Федеральному Собранию, в целях реализации которых в 1 квартале 2020 года был уточнен федеральный бюджет и соответствующие государственные программы на федеральном и региональном уровнях.

Мероприятия Послания ориентированы в первую очередь на содействии достижению целей в социальной сфере — снижении бедности, стимулировании рождаемости, укреплении системы образования и здравоохранения — и создания, таким образом, основы для сбалансированного развития.

Написать комментарий

      Очевидные последствия повышения ставки НДС на финансы предприятия

      • От редакции
      • Политика
      • Экономика
      • Регионы России
      • СНГ
      • В мире
      • Культура
      • Идеи и люди
      • Наука
      • Образование
      • Здоровье
      • Войны и Армии
      • Неделя в обзоре
      • Кино
      • Стиль жизни
      • Филантропия
      • Колонка обозревателя
      • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
      • Общество
      • Я так вижу

      Как уже отмечалось, политике бюджетных расходов предшествует фискальная политика, направленная на пополнение государственной казны. При этом зависимость между ВВП и налоговым бременем отражается так называемой производственной кривой Лаффера. В канонической форме эта кривая задается параболической зависимостью между величиной ВВП (X) и налоговым бременем, исчисляемым в виде доли государственных (налоговых) доходов в ВВП (q=T/X, где T – налоговые поступления в бюджет). Таким образом, речь идет о кривой X=X(q). В настоящее время кривой Лаффера посвящено множество работ как теоретического, так и эмпирического характера. Здесь следует отметить, прежде всего, работу самого А.Лаффера (A.Lafer) [13]. Интересным продолжением доктрины кривой Лаффера явилось введение понятий точек Лаффера 1-го и 2-го рода 14. Впоследствии эти точки подверглись скрупулезной эконометрической идентификации. При этом использовалась в основном статическая трехфакторная зависимость вида X=X(K,L,q), где ВВП (X) считался зависимым от численности занятых (L), объема основного капитала (K) и налогового бремени (q) 16. Однако данный подход оказался довольно сложным и имел ряд недостатков, подробно рассмотренных в [17]. В 2010 г. Ю.Ш.Ананиашвили и В.Г.Папава осуществили попытку построения синтетической схемы, в которую одновременно укладывались бы и теория спроса, основанная на концепции мультипликатора, и теория предложения, включающая концепцию кривой Лаффера 17. Кроме того, В.Г.Папава еще в 2001 г. предложил две важные теоретические разновидности кривой Лаффера 19.

      Таблица 5. Разновидности кривых Лаффера.

      Автор Время создания модели Вид модели
      В.Папава 1996-2001 X = -Xln q
      T = -qXln q
      Г.Лоладзе 2002 X = -Xeγtqδln q
      T = -Xeγtqδ+1ln q,
      δ и γ – оцениваемые параметры
      Е.Балацкий 2003-2004 X = γK(a+bq)qL(n+mq)q
      X = γqK(a+bq)qL(n+mq)q
      K – капитал; L – труд; γ, a, b, n и m – оцениваемые параметры
      Ю.Ананиашвили 2009 X = -Xpoteqδln qδ
      X/Xpot = 1 — μ(u — u*)
      T = -Xpoteqδ+1ln qδ
      Xpot – потенциальный ВВП; u и u* – фактический и естественный уровни безработицы; δ и μ – оцениваемые параметры

      Еще один дополнительный источник для наполнения бюджета — изменение режима налогообложения.
      — Здесь исчерпаны не все резервы, — считает Селиверстов. — Сегодня существует значительное количество различных режимов налогообложения, вклад которых не вполне адекватен той деятельности, которой они занимаются.
      Министр считает, что «необходимо расширить налоговую базу за счет отмены льгот при одновременном совершенствовании порядка уплаты основных налогов. Цель данных мероприятий – создать вместо многочисленных налоговых льгот комфортные условия для субъектов хозяйствования, исключающие налогообложение инвестиций и обеспечивающие поступления в бюджет только с реально получаемых доходов. Также ожидается повышение уровня участия малого и среднего предпринимательства в формировании доходов бюджета».
      Глава финансового ведомства страны предлагает установить четкую градацию категорий малого и среднего предпринимательства (самозанятых, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий). Для каждого из них будет установлен налоговый режим, при котором сумма выплат будет соразмерна с доходом.

      — Оптимизация бюджетного сектора — это долгосрочный тренд, которому уже много лет. Есть предположение, что он может обернуться повышением не только зарплат бюджетников, но и ростом уровня безработицы. Но нет, — говорит старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский. — Если это делать медленно и аккуратно, то оптимизация не приводит к повышению уровня безработицы. В Беларуси с безработицей в принципе нет проблем. Если не увольняют одновременно миллион человек, а люди уходят на пенсию, а новых на их место не набирают, то процесс можно так организовать, что это не приведет к шоку на рынке труда.
      Есть другой момент: повысить зарплату можно, но встает вопрос о ее покупательской способности. Есть вопрос и о создании механизмов накоплений. Напомню здесь о том, что недавно в Беларуси люди активно снимали депозиты.
      Единственное, во что верится, так это в повышение налогов. С 1 января они уже и так у многих повысились. Что касается льгот, то те, которые существуют сегодня, — это не меры социальной поддержки, а льготы, рассчитанные на режим способствования развития бизнеса. Правительство рассчитывает, что часть ИП, благодаря этим льготам, в итоге будет расти. Но если придавить их на стадии роста, то никто не вырастет.
      Жаль, что под совершенствованием налогового законодательства у нас пока подразумевается только увеличение налогов.

      Вопрос 1. Чем характеризуется экономический рост?

      Как измеряется экономический рост?

      Показатели, с помощью которых измеряют экономический рост – это ВНП и ВВП. Традиционно считается, что ими характеризуется уровень жизни и динамика благосостояния общества. Однако увеличение какого-либо показателя еще не значит, что произошел экономический рост: может быть так, что в результате распределения ВНП богатые станут еще богаче, а бедные – беднее. Так что без дополнительных исследований показатели ВНП и ВВП довольно условны.

      Величина реального национального продукта зависит от численности населения. К примеру, ВНП Индии на 70% больше, чем в Швейцарии. Но по доле, которая приходится на душу населения, Индия в 60 раз отстает от Швейцарии. Средний уровень жизни повысится только тогда, когда объем производства будет превышать прирост населения, инфляция станет низкой и распределение благ между разными слоями общества более-менее равномерным.

      Экономический рост возможно измерять годовыми темпами. Сделать это просто: из величины реального ВНП текущего года нужно вычесть значение предыдущего. Разницу следует соотнести с величиной ВНП за прошлый год и результат выразить в процентах. Выстраивая такие показатели, можно выявить тенденцию экономического развития — однако исследования других факторов, влияющих на уровень жизни, проводятся реже.

      Государство и экономический рост

      Поскольку ни одна теория роста не может быть признана вполне удовлетворительной, государство в лице правительства применяет целый ряд мер, способствующих возможно более полной реализации всех факторов роста.

      Основными из них остаются инвестиции. Но ведь накопление капитала невозможно без отказа от текущего потребления — без сбережений. Поэтому первостепенная задача правительства состоит в выработке такой политики (прежде всего это касается налогообложения), которая обеспечит требуемый уровень сбережений.

      Известно, что приращение капитала происходит как в частном, так и в общественном секторах экономики. С одной стороны, одним из основных инвесторов в проекты общественного сектора (дороги, больницы и пр.) является само правительство, которое к тому же берет на себя значительную долю расходов на образование и переподготовку кадров.

      С другой стороны, размах государственных расходов не должен приводить к вытеснению частных инвестиций. Когда речь заходит о подобных альтернативах, решения следует принимать на основе ожидаемых преимуществ каждого варианта. Частные инвестиции могут быть увеличены, если правительство обеспечит устойчивость инвестиционного климата и не будет искусственно сдерживать рост. Это позволит воплотить все научно-технические открытия и изобретения в конкретных капитальных благах.

      Роль методов стимулирования предложения на микроэкономическом уровне, конечно, не следует преуменьшать. И все же основные периоды заметного экономического роста исторически следовали за крупными прорывами в области технологии с последующим практическим использованием научных и конструкторских разработок. Самолеты, компьютеры, антибиотики и прочие лекарства, выведение новых сортов полезных растений, селекция животных, пестициды — вот лишь некоторые из многочисленных плодов долгосрочного развития науки и техники. В экономически развитых странах примерно половина научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) финансируется частными фирмами; другая половина (особенно разработки военно-промышленного комплекса) осуществляется в институтах, финансируемых государством.

      Наконец, правительство призвано способствовать реализации плодов НИОКР на практике, а также доведению результатов исследований и разработок до уровня коммерческого продукта.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *