До какого возраста можно управлять автомобилем по закону. Ответ юриста
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «До какого возраста можно управлять автомобилем по закону. Ответ юриста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
И начнём мы с самого главного. В самом популярном нормативно-правовом акте – ПДД – вы не найдёте ответа на вопрос о том, до скольки лет пенсионеры имеют право ездить на машине. Хорошие новости для пожилых заключаются в том, что ограничения по возрасту нет ни в каком законе или ином документе законодательства России.
До какого возраста можно водить автомобиль пенсионеру в России
Нельзя сказать, что существует какая-то черта, за которой наступает полная неспособность водить автомобиль. По крайней мере, в законе никакой верхней ограничительной планки по возрасту нет.
Это отлично, подумал я, ведь пожилому человеку с машиной жить гораздо проще и интересней, чем без неё. Но рано я порадовался за стариков. В нашем обществе для «возрастного» вождения, как оказывается, созданы и другие препятствия.
Как вы знаете, ВУ положено обновлять каждые 10 лет. Конечно, никто не заставит пожилого человека пересдавать теорию или вождение, но получить свежую медицинскую справку он обязан.
Вот тут-то его и ждёт первая трудность. Ничто не помешает докторам «зарубить» дедулю или бабулю на каком-то этапе осмотра, если им покажется, что этот водитель будет опасен на дороге.
С одной стороны, это даже неплохо, ведь нужно поберечь и других участников движения. А с другой стороны — и это не секрет, справку сегодня можно просто купить, и даже не показываться в клинике. Я так и сделаю, если злые доктора не поставят мне печать.
В принципе, нет такого права у страховщиков, чтобы прямо отказать человеку, желающему купить полис. Но, видя перед собой пожилого водителя, они предпримут кучу усилий, чтобы размотать его на максимальный «пакет» и навязать дополнительных страховок, напугав до инфаркта.
Я помню такой случай. Страховой менеджер втюхала дедку пару лишних страховок, но перед этим долго разыгрывала сцену, что ОСАГО ему, наверное не положено, что в таком возрасте компания не может ручаться за него, что риски слишком высокие. Когда она, наконец, согласилась «что-нибудь придумать», дед был готов купить у неё что угодно, только бы ОСАГО продала.
Если вас пытаются обрабатывать таким способом, идите в другую страховую. Да, и не забудьте написать заявление в Роспотребнадзор.
Пожилой человек, обычно, принимает массу разных лекарств, а среди них есть те, что содержат вещества из списка запрещённых для управления ТС.
При медосвидетельствовании даже банальный корвалол может показать наличие в организме барбитуратов. И неважно, сколько их там, сам факт наличия — уже повод оштрафовать водителя и лишить его прав. Известно немало случаев, когда люди так и попадались: принял капли «от сердца» пару недель назад, а следы наркотика остались.
Выгадывать «чистый» период между приёмами лекарств, особенно, если человек проходит частые и длительные курсы лечения — не самый надёжный способ. Поэтому многие пожилые люди сами отказываются водить машину и оставляют удовольствие покрутить руль и понажимать педали в молодом и счастливом прошлом.
Вот так и получается, что по закону вроде бы можно, а по жизни — попробуй соблюсти все требования. Хотя все знают: пожилой водитель на дороге — сама аккуратность и ответственность.
Работать на пенсии… за рулём
Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала «АиФ. Здоровье» о том, что в 2017 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения. Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%».
Есть ли ограничения по здоровью
В соответствии с Постановлением Правительства №1604 к управлению автомобильным транспортом не будут допущены лица, страдающие следующими заболеваниями:
- расстройства психики, не зависимо от того факта, чем вызвано данное состояние пациента. Водителю? Это может быть как воздействие каких-либо препаратов, так и последствия какого-либо заболевания;
- шизофрения и иные расстройства, которые приводят к возникновению бреда;
- аффективные расстройства, то есть депрессия, частные смены настроения, различные психические порывы и так далее;
- расстройства, связанные со стрессовыми ситуациями (невротические или соматоформные);
- любые расстройства личности (трансвестизм, фетишизм и так далее);
- расстройства психики, наступившие вследствие достижения зрелого возраста;
- умственная отсталость. Под данный медицинский термин попадают люди различных категорий. Например, которые не могут произвести элементарное сложение в пределах 10. причем абсолютно не важно, чем именно вызвано данное состояние организма человека;
- эпилепсия;
- ахроматопсия (неспособность человека различать цвета — цветовая слепота);
- слепота (по обоим глазам).
Общий список противопоказаний дополняется ограничениями, соответствующим отдельным категориям водительских прав.
К управлению автотранспортом категории В (легковые автомобили) не будут допущены лица:
- острота зрения которых ниже 0,6;
- перенесшие операции на оболочке глаза (в течение 1 месяца после оперативного вмешательства);
- страдающие хроническими заболеваниями оболочек глаза, что приводит к нарушению зрения человека;
- с ограниченным углом обзора (более чем на 20º);
- у которых отсутствуют обе верхние конечности;
- страдающие любыми заболеваниями, которые сопровождаются нарушениями в работе вестибулярного аппарата (например, болезнь Маньера).
С какого возраста можно получить права на скутер?
Вследствие того, законодательство, регулирующее дорожное движение, регулярно пополняется поправками, молодые люди желают знать, не изменилось ли что-нибудь в разделе о вождении малых транспортных средств и со скольких лет можно получить водительские права на скутер. Также несовершеннолетних водителей интересует: положено ли наказание, если скутерист был остановлен инспектором для проверки, но управляет им без водительского документа.
Прежде, чем получить ответ на данный вопрос, необходимо выяснить категорию скутера. Обычно такое название носят легкие, мобильные, механического типа, средства передвижения. Их рабочий двигатель не превышает объем 50 куб. см.
В эту категорию входят ТС с электродвигателем, мощностью до 4 кВт. К ним относятся скутеры, мопеды, квадрациклы, с навесным мотором велосипеды. Чтобы управлять такими ТС, нужно иметь при себе удостоверение с открытой категорией «М».
А сейчас самое главное: с какого же возраста молодые люди получают возможность стать обладателями долгожданных прав, разрешающих управление этими маневренными передвижными устройствами. Ответ только один: минимальный возраст водителей на управление данной категорией ТС составляет 16 лет.
Перед тем, как взять на руки права молодой человек должен пройти обучение, сдать «на отлично» экзаменационный тест по теории и показать навыки вождения ТС. Но к экзамену будут допущены лишь те, кто прошел медицинскую проверку и имеет на руках справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для вождения скутером или квадрациклом. Нужно учитывать, что к управлению скутером допускаются и те лица, которые имеют ВУ с более высокой категорией. В том случае, если в правах поставлена категория «А1», то водитель спокойно может управлять ТС категории «М». Главное, чтобы удостоверение было получено в России.
Также внимания заслуживает такой вопрос, так со скольких лет выдаются автоудостоверения на категорию «А1». И в данном случае ответ не менее категоричен: только с 16 лет. Возраст на получение прав категории «М» и «А1» совпадает.
часть 2 абзац 1 статьи 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста»
По мнению депутата, водители, ставшие пенсионерами по возрасту, представляют собой, так сказать, повышенную угрозу на дороге в силу особенностей возраста: реакция уже не та, да и зрение может подводить.
Предложение депутата: ввести новые для автомобилистов, перешагнувших 65-летний рубеж.
Эти права, считает Сергей Шишкарев, должны выдаваться после 65 лет и действовать не более пяти лет. Никто из депутатов нынешнего созыва пока не поддержал новаторскую идею Сергея Шишкарева. Следует отметить, что в новый список «ЕдРа» депутат не вошел, и его карьера в качестве депутата думы заканчивается в декабре этого года.
В ГУ безопасности дорожного движения данное предложение также не нашло положительного отклика. По мнению сотрудников ГИБДД , водительские права выдаются строго по медицинским показаниям. И лишь медицинский работник способен дать оценку того, допускать или нет гражданина к управлению транспортным средством.
До какого возраста можно получать водительское удостоверение
→ ↓ Для получения автоудостоверения, позволяющего его владельцу управлять ТС (здесь и далее – транспортным средством), важным является возрастной ценз.
Даже очень молодые люди просто мечтают научиться водить автомобиль и поскорее получить ВУ (здесь и далее – водительское удостоверение). Однако, не все из них знают, с какого именно возраста можно делать это в официальном порядке. Бывает и обратная ситуация, когда довольно взрослый человек хочет научиться управлять авто, но и понятия не имеет до какого возраста можно получать водительские права.
Об этом моменте мы подробно и расскажем ниже.Специальные исследования, которые были проведены AZT (Центром технологий Allianz) в тесном сотрудничестве с европейским организационным Советом в сфере безопасных дорог, наглядно продемонстрировали, что наиболее высокая вероятность создания аварийных ситуаций и попадания в ДТП появляется у тех водителей, возраст которых превышает 75-летний рубеж.
За рулём — пенсионер. каким должен быть предельный возраст водителя?
Это может быть как воздействие каких-либо препаратов, так и последствия какого-либо заболевания;
- шизофрения и иные расстройства, которые приводят к возникновению бреда;
- аффективные расстройства, то есть депрессия, частные смены настроения, различные психические порывы и так далее;
- расстройства, связанные со стрессовыми ситуациями (невротические или соматоформные);
- любые расстройства личности (трансвестизм, фетишизм и так далее);
- расстройства психики, наступившие вследствие достижения зрелого возраста;
- умственная отсталость. Под данный медицинский термин попадают люди различных категорий.
Например, которые не могут произвести элементарное сложение в пределах 10.
Возрастные ограничения на получение прав
Ограничения на водительские права по возрасту установлены законодательством, с целью исключить на дорогах наличие несовершеннолетних граждан и, тем самым, повысить безопасность. Выданное ГИБДД удостоверение подтверждает способность управлять конкретным транспортом. Получить его можно любому дееспособному человеку после прослушанных лекций в автошколе и успешного тестирования. Для каждой категории установлен возрастной минимум:
- «А». Предусматривает возможность водителям свободно ездить на мотоцикле первые два года без пассажиров. Права выдаются лицам, достигшим 18 лет.
- «А1». Допускается управление мотоциклом с размером моторной системы не больше 125 см3, и скоростью перемещения 50 км/ч. Оформить такой документ может любой гражданин, которому уже исполнилось 16.
- «М». Езда на мопеде, после сдачи тестирования и подтверждения умения водить транспорт в условиях автодрома без нарушений. Допускаются к управлению также и квадроциклом лица, достигшие 16-летнего возраста.
- «В». Вождение легковых авто, грузопассажирского транспорта до 3,5 тонн. Сдавать экзамен допускаются граждане после учебы в автошколе, при условии 18 лет.
- «С». Допускается езда на машинах и грузовом транспорте от 3,5 тонн. Получить документ с этой категорией могут лица, достигшие 18 лет.
- «D». С такой литерой в правах водитель имеет право осуществлять пассажирские перевозки на автобусах и трамваях. Выдаются они гражданам после 21 года, имеющим минимум 3 года стажа на дорогах без серьезных нарушений. На их получение в автошколе потребуется 2 месяца. Но при этом у водителя должен быть достаточным опыт.
- «F». Лицам с такой категорией можно водить сельскохозяйственную технику, трактора, комбайны и прочее. Оформление займет 2 месяца, при условии, что гражданину есть 18 лет.
Таблица возраста для получения прав
Категория | Обучение в автошколе | Сдача экзамена | Получение удостоверения |
М — мопеды А1 — мотоциклы до 125 см3 | 16 | 16 | 16 |
А — мотоциклы | 18 | 18 | 18 |
B — легковые автомобили C — грузовые автомобили | 16 | 17 | 18 |
D — автобусы | 20 (18 — для военных водителей) | 21 (19 — для военных водителей) | 21 (19 — для военных водителей) |
Tm — трамваи Tb — троллейбусы | 20 | 21 | 21 |
BE, CE, DE — составы транспортных средств | после 1 года стажа | после 1 года стажа | после 1 года стажа |
Возраст для выдачи прав для каждой категории
Возрастные рамки напрямую зависят от выбранного для езды транспорта. Для некоторых категорий предусмотрены дополнительные условия, стаж, о котором необходимо знать. В целом, пойти учиться на любой механизм раньше 16 лет не получится, это минимальная граница, максимальной не существует. Пояснить ситуацию наглядно поможет таблица.
Категория | Возраст | Возможные нюансы |
А1 (мототехника с объемом двигателя не больше 125 см3) | 16 | — |
М (мопеды, скутеры, квадроциклы) | 16 | — |
А (мотоциклы 2-3-4 колеса, с массой до 400 кг) | 18 | — |
В (легковые машины с весом не больше 3,5 т и количеством мест до 8-ми) | 18 | — |
ВЕ (легковые авто с прицепом) | 19 | Для открытия данной категории, водитель обязан иметь один год стажа «В». |
В1 (квадрициклы и трициклы) | 18 | Квадроциклы в эту категорию не входят |
С (грузовой транспорт с весом более 3,5 т) | 18 | Получать можно одновременно с категорией «В» |
С1 (грузовой транспорт с массой от 3,5 до 7,5 т) | 18 | — |
С1Е (автомобили и грузовой транспорт с прицепом) | 19 | Для оформления обязательным условием является наличие годового стажа |
D и D1 (транспорт для осуществления пассажирских перевозок) | 21 | Для получения прав такой категории лицам необходимо иметь водительский стаж минимум 3 года. Исключением являются военнослужащие, проходящие срочную службу. Для них возрастное ограничение составляет 19 лет. |
DE (автобусы с прицепом) | 19 | Проходить обучение и открывать категорию допускается лицам, имеющим стаж более 1 года. |
D1E (небольшие автобусы с прицепами) | 19 | Обязательным условием является наличие категории D1 и год вождения с ней. |
Почему обсуждается вопрос о введении ограничений по возрасту?
Правила дорожного движения определяют нижнюю возрастную планку: в России записаться на получение водительских прав можно в 17 лет, а управлять автомобилем – с 18 лет, в Великобритании с 15,8 и с 17 лет соответственно, в Германии – с 17 лет, во Франции – с 18. Инициаторы введения возрастного предела объясняют это тем, что у пожилых людей ухудшается состояние здоровья, а также снижается быстрота реакции на происходящее на дороге: таким образом риск ДТП увеличивается.
Исследования, однако, не выявили зависимости между частотой аварий и возрастом водителя, поэтому ограничение вводятся только по состоянию здоровья: в России будущие водители обязательно проходят медицинскую комиссию, у них не должно быть зрительных отклонений и заболеваний нервной системы. В некоторых других странах ответственность за здоровье возлагается на самого автомобилиста, они проходят только тест на зрение (например, в Великобритании и Германии), а где-то водительские права обходятся «в копеечку» (в Швейцарии придется раскошелиться на 3000-3500 евро, во Франции – на 2000 евро).
Возраст влияет исключительно на частоту прохождения медкомиссии. В России, в частности, молодым водителям необходимо показываться врачам раз в 3 года, а гражданам старше 50-55 лет (женщины и мужчины соответственно) – раз в 2 года. В Италии необходимо обновлять водительское удостоверение раз в 10 лет (до 50 лет), раз в 5 лет после 50 лет, а после 75 лет – раз в 3 года. В Испании нужно продлевать права каждые 5 лет после 65-ти, аналогичные правила действуют и в других государствах.
До какого возраста можно получить водительские права
Данные исследований, проведенных Центром технологий Allianz (AZT) совместно с европейским организационным Советом в области безопасных дорог, показали, что самая высокая вероятность попасть в аварию на автодороге появляется уже после 75-летнего возраста.
Это говорит о более медленной ориентировке на местности, рассеянном внимании, которое сложно сфокусировать и некоторой мышечной слабости во время волнений.
Еще можно показать ряд медицинских факторов, являющиеся причиной затруднений пожилых водителей во время управления автотранспортом.
Минздрав России, при этом, настаивает на том, чтобы пожилые новички в шоферском деле все-таки проходили обследование не реже 1 раза в год, а не в 3 года, как это было раньше (внесенные изменения в закон о безопасных дорогах в России – закон № 437-ФЗ от 28.12.2013).
Кроме этого, имеются свежие данные страховщиков в России, которые дают несколько противоречивую характеристику – 4% автолюбителей, приобретающих полисы КАСКО, попадают примерно в два раза меньше в ДТП, чем молодежь и лица в среднем возрасте.
Тенденция больше развивается в сторону для затрудненной езды именно больше для пожилых дам, нежели для мужчин.
Даже как доказательство, можно привести случай на трассе «Москва-Ярославль», где 74-летная певица Е.Шаврина попала в аварию. Скорее всего, есть существенная разница между водителями с 70-летним стажем, автомобили которых предлагают сегодня пометить соответствующим знаком – «60+».
И разница между водителями, которые только-только получают водительские права в возрасте, приближенном к 60 годам.
В Приказах министерства здравоохранения нигде не говорится про какое-либо ограничение пожилым людям для приобретения удостоверения водителя.
Единственное, что требуется от них, это после получения этого документ проходить медицинское освидетельствование один раз в год.
Именно в приказах Минздрава указывается возраста – для женщин это 50 лет, а для водителей-мужчин – 55 лет, когда врачи с особой тщательностью проверяют здоровье будущих водителей этих возрастов.
Их могут медики приравнять к гражданам, имеющим некоторые физические ограничения, и в индивидуальном порядке обязать проходить медосмотр чаще, чем более молодые граждане.
Молодой возраст, начиная с 16-ти лет, не помеха для получения удостоверения водителя. Только смотря, какую категорию разрешено по закону в таком возрасте открывать. Период с 16 по 21 год – это время, когда водительское удостоверение будет выдаваться поэтапно – с облегченных категорий транспорта к более сложным.
Поэтому следует тщательно изучить правила выдачи такого документа для того или иного возраста.
Что на самом деле изменилось с 1 апреля?
Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.
Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года. Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена. Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.
Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт. Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.
До какого возраста можно учиться вождению
В российском законодательстве отсутствуют возрастные ограничения для водителей – идти учиться, получать ВУ, управлять автомобилем или мотоциклом можно даже в преклонные годы. Основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний, перечисленных в последней редакции Постановления Правительства № 1604 от 29.12.14г. Права не выдадут при наличии психических нарушений, заболеваний нервной системы, тяжелых патологий внутренних органов, после перенесенного инсульта. Не получится сесть за руль с очень слабым зрением или дальтонизмом – нарушением, при котором больной не различает цвета.
Интервал прохождения медкомиссии у возрастных и молодых водителей одинаков. Врачей обходят при получении, замене водительского удостоверения, лишении прав за алкогольные и наркотические статьи.