Как избежать штрафа за неиспользование земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как избежать штрафа за неиспользование земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Меры предосторожности
Чтобы избежать штрафов за нарушение земельного законодательства, Росреестр рекомендует:
1. Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок — это договоры купли-продажи, дарения, мены. Если документов на участок нет, нужно оформить право на землю, зарегистрировав его в Росреестре;
2. Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
3. Использовать земельный участок только в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4. Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе;
5. Использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Информация о них указана в выписке из ЕГРН.
Основания для изъятия
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2023 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Ещё один случай привлечения дольщиков к ответственности отмечен в Морозовском районе: там восемь владельцев земельных долей были оштрафованы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ на 10 тысяч рублей каждый. Здесь речь идёт не о саде, а о поле. Земли по соседству с ним обрабатывает агрохолдинг. В отсутствие дополнительной информации трудно судить о причинах, по которой участок оказался невостребованным, почему агрохолдинг или фермеры не взяли его в аренду.
Как рассказал представитель Россельхознадзора, ситуации бывают разные: есть участки в поймах, балках – так называемые неугодья, куда не загонишь технику. Такую землю трудно сдать в аренду. При распределении земельных долей в колхозах пайщикам часто кроме пашни выделяли и пастбища, сенокосы. Но вся земля в кадастровой выписке значится как «земля сельхозназначения» и если она не используется, инспекторы обязаны реагировать.
Получается, что дольщики могут оказаться в безвыходном положении: с одной стороны, есть земля, которую невозможно сдать в аренду или обрабатывать самим, а с другой – им грозит административная ответственность за её неиспользование. К чему приведёт такая практика? Столкнётся ли страна с массовым отказом дольщиков от земли?
– Задача введения в оборот земли сельхозназначения поставлена правильно. И то, что за неиспользование земли предусмотрена ответственность, – действенный подход. Но одни только карательные меры не решат проблему в корне, – считает президент донской АККОР Александр Родин. – Проблема в том, что сёла пустеют, там просто некому работать.
Александр Максимович привёл в пример Зубрилинское сельское поселение Чертковского района, где за 10 лет количество фермерских хозяйств уменьшилось с 39 до 14. Чтобы этого не происходило, кроме карательных мер государство должно создать благоприятные условия для жизни и работы на селе – обеспечить финансами, построить инфраструктуру, обеспечить сбыт…
Случаи привлечения к ответственности собственников земельных долей за неиспользование земли пока не очень часты. В настоящее время управление изучает заброшенный участок в Тарасовском сельском поселении.
Проблема, на которую ведомство просит обратить внимание ,– участники общедолевой собственности часто просто не знают о существовании своего участка или друг друга, границы земельного участка не определены на местности. Всё это затрудняет использование земли. При этом все правообладатели несут ответственность за свою собственность, штрафы за неиспользование земли они платят не пропорционально своей доле в общем земельном массиве, а каждый отдельно и в полной мере. Получается, виноваты все – платит каждый.
– Чтобы не нести ответственность из-за других дольщиков, каждому владельцу земельной доли нужно выделить земельный участок в счёт принадлежащей доли, – считает Илья Пушков. – Понятно, что это право, а не обязанность граждан, и что не вся земля одинаково плодородна и одинаково ценится. Но под лежачий камень, как известно, вода не течёт – мы призываем проявить активность и позаботиться о том, чтобы земля была оформлена и чтобы она использовалась по назначению.
Начальник отдела земельного надзора привёл в пример и такой случай, когда договор аренды заключают на период менее одного года. Такие договоры не регистрируют в юстиции.
Если при этом арендатор не обработает землю, ответственность тоже будет нести собственник земли.
Как напомнил Илья Пушков, кроме постановления о привлечении к административной ответственности, дольщикам выдаётся ещё и предписание об устранении нарушений. Не исполнишь предписание в срок – выпишут штраф по ст. 19.5 КоАП РФ. А если в течение трёх лет всё это повторяется неоднократно, землю у собственника могут изъять и выставить на аукцион, при этом затраты на подготовку и проведение торгов оплачивает тот, у кого землю изъяли.
Итак, выбор прост: либо оформить документы на землю и получать от неё доход, либо постоянно платить штрафы и потерять её.
Когда не учитываются неиспользование земельных участков по назначению
Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства не учитываются, если они выявлены на площади участка:
- на котором расположены здания и сооружения, защитные лесные насаждения, водоемы и водотоки;
- включенном в границы особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий;
- подверженном деградации, вызванной чрезвычайной ситуацией или чрезвычайным явлением;
- в отношении которого проводятся работы по рекультивации или консервации земель;
- находящегося под парами, то есть свободные от возделываемых сельскохозяйственных культур для повышения плодородия и накопления влаги в почве на срок не более 2 лет;
- непригодном для сельскохозяйственного производства или иной связанной с ним деятельности, если их наличие не связано с действиями (бездействием) владельца участка.
Устанавливается следующая последовательность действий при изъятии:
- Уполномоченный орган осуществляет контроль находящихся в ведении земельных наделов.
- По результатам проверок правообладатель получает квитанции на оплату штрафа и предписание об устранении нарушений.
- По истечении установленного в предписании срока проводится повторная проверка.
- Если собственник игнорирует требования властей, местный орган власти готовит иск в районный суд.
- В случае положительного решения участок изымается и реализуется на торгах.
- Вырученная сумма передается уже бывшему собственнику.
Своевременное использование земельного участка
В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.
Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.
Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.
Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.
Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:
- до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
- 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
- 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.
Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:
- проверку состояния освоения предоставленных земель;
- расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.
Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:
- граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
- максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
- граничные сроки самой застройки.
Основания для принудительного изъятия земельного участка
Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.
Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).
Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.
Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:
- обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
- национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
- реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
- конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
- отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
- выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
- признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.
Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:
- нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
- неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).
Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Штрафы за неиспользование земельных участков возросли
Но гражданам не стоит забывать, что для использования земельных участков сельскохозяйственного назначения ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен срок в течении 3-х лет использования земли по целевому назначению и за нарушение срока предусматривается административная ответственность согласно ч. 1.1. ст. 8.8. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Федеральным законом от 3 февраля 2014 года №6-ФЗ в ст. 8.8. КоАП РФ внесены изменения, штрафы за данный вид нарушения были заметно увеличены:
В настоящее время среди жителей Темниковского района наблюдается тенденция по покупке земель сельскохозяйственного назначения из числа земель, которые раньше находились в земельных паях граждан в колхозах и сельхозпредприятиях района, покупают как один два пая для нужд личного подсобного хозяйства, так и по 10 и более паев либо для создания крестьянско-фермерских хозяйств или на другие нужды, порой не задумываясь о том хватит ли у них сил и средств для обработки данных площадей.
Штрафы за неприменение кассовой техники в 2022 году
Если вы знаете, что ошибочно не применили ККТ, как можно быстрее поставьте в известность об этом налоговую. При условии, что инспекторы не выявили ошибку до вас, санкций можно избежать. Конечно, само нарушение, если это возможно, нужно успеть устранить. Подробности — в примечании к статье 14.5 КоАП РФ. Там же сказано, что применять данный способ можно только в отношении следующих нарушений:
Данный перечень следует из постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, посвященного практике применения ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. При этом учитывается, что полномочия по ведению реестров ККТ теперь переданы ФНС (письмо Минфина России от 01.09.2022 № 03-01-12/ВН-38831, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Какие штрафы грозят владельцам земельных участков
Перечисляя плюсы загородной жизни, владельцы земельных участков в первую очередь упоминают полную свободу — «Я — владелец своего участка. Могу делать на нем все, что захочу, и вести себя так, как мне заблагорассудится». Но, это не совсем так.
Хотя действующее законодательство и дает гражданам возможность владения землей на праве частной собственности, из этого не следует, что они могут делать с этой землей все, что захотят.
Ведь даже находящийся в чьей-то собственности участок — это территория страны. Более того, это часть экосистемы, в которой мы все живем. Поэтому, государством установлены строгие правила пользования земельными участками, которые обязаны соблюдать все, даже собственники. За пренебрежение этими правилами могут грозить штрафы, а в исключительных случаях — лишение права собственности на землю.
Однако, не все владельцы земли подробно изучили эти правила, и, зачастую они даже не знают, что совершают нарушение. В данной публикации мы разберемся, за что и как может быть наказан владелец земельного участка.
Приобретательная давность не применима к самовольно занятой государственной земле
Конституционный Суд вынес Определение № 186-О/2021 по делу о проверке конституционности абз. 1 п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса о возникновении права собственности на объект в силу приобретательной давности.
Ранее заявитель жалобы Владимир Афанасьев обращался в суд с иском к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок с жилым домом по давности владения.
В обоснование своих требований Истец сослался на то, что земельный участок в существующих границах фактически используется им и его правопредшественником более 15 лет, собственниками смежных участков являются физические лица и споров с соседями о границах этого участка не имеется.
Три судебные инстанции отказались удовлетворять Иск, отметив, что большая часть спорного земельного участка находится в муниципальной собственности, сам он не был поставлен на государственный кадастровый учет, а его границы на местности не установлены.
При этом первая инстанция сочла, что приобретательная давность может применяться только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности, а все иные земельные участки нельзя считать бесхозяйным имуществом, так как такие земли являются государственной или муниципальной собственностью. Кроме того, суд отметил, что сам по себе факт добросовестного, открытого и непрерывного владения спорным земельным участком с 1990 г. не может являться достаточным основанием для признания права собственности заявителя согласно ст. 234 ГК РФ, поскольку он не порождает право собственности на землю.
В жалобе в КС Владимир Афанасьев указал, что спорная норма неконституционна в той мере, в какой она в контексте правоприменительной практики не допускает возможности приобретения гражданами в порядке приобретательной давности муниципальных земельных участков.
Изучив жалобу заявителя, Суд отказался рассматривать ее по существу. При этом он напомнил, что добросовестность выступает одним из условий приобретения права собственности по давности владения имуществом.
В свою очередь, добросовестность давностного владельца применительно к конкретным обстоятельствам соответствующих судебных дел предполагает, что его вступление во владение не было противоправным и было совершено внешне правомерными действиями.
Судебная практика по статье 8.8 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД16-246 от 08.11.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 310-АД16-21238 от 27.02.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-3776 от 18.05.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-71/13 от 25.03.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД16-3007 от 30.05.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 77-АД17-6 от 22.05.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-6 от 03.08.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД16-11870 от 09.11.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 78-АД16-34 от 27.10.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-5 от 26.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
- Первая
- «
- Последняя
Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.
Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.
Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:
- факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
- с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
- доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.