Черный список поставщиков – как не попасть в РНП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Черный список поставщиков – как не попасть в РНП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.
Сроки направления сведений в РНП.
Случай |
Срок подачи сведений |
---|---|
Уклонение от заключения договора победителя закупки |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор) |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
Уклонение от заключения договора: |
Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора |
– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке; |
|
– единственного участника закупки, признанного таковым; |
|
– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки |
|
Расторжение договора по решению суда |
Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора |
Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.
[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Что делать если попал в списки недобросовестных поставщиков?
Реагировать на возможное включение в РНП нужно максимально быстро. Предотвратить внесение в списки проще, чем выходить из них. Что сделать, если компания все же попала в РНП, а в ближайшем времени пройдут выгодные тендеры, в которых обязательно нужно участвовать?
Законодательство России отводит 3 месяца недобросовестному поставщику, попавшему в реестр, на обжалование этого действия в органах, ведущих процесс. Основа линии защиты находится в доказательстве отсутствия умысла правонарушения либо невозможности избежать его. Например, заказчик предоставил техническую документацию с ошибками, которые не позволили корректно составить проект. Либо вышли законодательные изменения, которые повлияли на порядок выполнения будущих работ по контракту. Есть много прецедентов, когда ФАС вникала в суть возникших проблем исполнителя и вставала на его сторону, давая возможность для исправления ситуации.
Причин для выхода из сложившегося положения много. Это не только возможность участия в следующих аукционах. Иногда необходимо вернуть участнику торгов денежное обеспечение сделки, сумма которого может быть весьма внушительной.
Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков?
Главная причина этих проблем — пренебрежение законом и правилами проведения государственных торгов. Сюда же относится игнорирование требований, которые государство предъявляет к участникам госзакупок, обеспечениям или к предоставляемой ими документации. Часто игнорирование происходит по причине недостаточной компетентности персонала, который готовит документы для участия тендерах. Здесь у каждого претендента есть два пути для улучшения ситуации:
- Первый путь: постоянно обучать своих сотрудников. Подстраиваться под изменения законов и требований. Но не факт, что сотрудник, получив необходимые навыки со знаниями, не уйдет за лучшей долей к конкуренту или в длительный декретный отпуск.
- Второй вариант: заключить договор на постоянное сопровождение с компанией, которая успешно занимается ведением дел по участию в государственных или коммерческих торгах. Расходы на сотрудника вместе с рисками в этом случае нивелируются.
Чтобы избежать РНПО от подрядной организации требуется немного: четко исполнять условия договора с заказчиком, в частности:
— не допускать срыв сроков выполнения работ более одного раза, либо срыв срока более, чем на 15 календарных дней;
— являться членом саморегулируемой организации;
— соблюдать заявленный уровень качества выполняемых работ;
— не допускать просрочки начала выполнения работ более, чем на 5 дней;
— использовать только некачественные материалы.
Что касается участников так называемых малых закупок, например, котировочных сессий проводимых на Портале Поставщиков и иных подобных ресурсах в соответствии с законом 44-ФЗ, то на первый взгляд РНП не грозит. Ведь там есть свой реестр заблокированных поставщиков (РЗП). Однако это не так. Понятия малые закупки в 44-ФЗ вообще отсутствует. Котировочные сессии проводятся в соответствии с ГК РФ, законом 44 ФЗ и регламентом Портала Поставщиков.
В статье 104 закона 44-ФЗ не сделано никаких оговорок насчет малых закупок и закупок, не публикуемых в ЕАИС. Законодательство унифицировано. Но в случае с Порталом Поставщиков механизм включения в РНП здесь только один. И если участник, отказавшийся исполнять контракт, заключенный по результатам котировочной сессии не договорится с заказчиком о расторжении по соглашению сторон, арбитражный суд может принять решение о его внесении в РНП. И ФАС сделает это автоматически, уже не вызывая стороны на комиссию.
Надо оговориться, что на практике участники малых закупок попадают в РНП очень редко, но все же полностью исключить такую опасность нельзя. А уж в РЗП такой участник попадёт наверняка, но это конечно, является несравненно меньшим злом.
В конце концов это чревато только блокировкой учетной записи участника на Портале Поставщиков сроком на 3 месяца, да и то, чтобы «заслужить» блокировку участник должен отказаться сразу от трех контрактов в течение месяца.
Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков
Типичная ситуация: компания принимает участие в закупках и побеждает. Она готова выполнить все обязательства по контракту, но возникают некоторые обстоятельства, препятствующие соблюдению необходимых условий. Заказчик трактует такое поведение как уклонение от подписания контракта. Поэтому он направляет информацию об участнике в федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Стоит отметить, что уклонение не всегда имеет под собой намерение. Бывает, что контракт не подписывается по техническим причинам — например, из-за перебоев с интернетом или в связи с профилактическими работами в ЕИС. Но в любом случае уважительную причину, по которой не удалось выполнить обязательство, придется доказать.
Бывает и так, что с момента подачи заявки до этапа выигрыша уходит время, становится очевидно, что контракт уже нерентабелен для исполнителя, то есть выполнять его невыгодно. Поэтому, несмотря на последствия, он принимает решение «уклониться» от подписания контракта.
И все же есть несколько базовых правил, о которых стоит помнить, чтобы избежать попадания в РНП.
Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков: последовательность действий, информация
Сроки направления информации заказчиком в территориальный орган зависят от основания ее направления. Заказчику дается три рабочих дня после подписания контракта со вторым участником на то, чтобы направить информацию об уклонившемся победителе. И здесь стоит вспомнить о том, что заключение контракта для второго участника является правом, от которого он вполне может отказаться. В таком случае складывается ситуация при которой у заказчика отсутствует начало течения срока для направления информации в реестр недобросовестных поставщиков. Немного больше составляет срок, а именно пять рабочих дней, после истечения срока подписания контракта со стороны участника, если он в данный срок не подписал контракт. Так же 3 рабочих дня дается заказчику после расторжения контракта по вышеуказанным основаниям.
Заказчик направляет информацию в территориальный орган ФАС на бумажном носителе или в виде электронного документа. За неисполнение данной обязанности на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме двадцать тысяч рублей. Информация, направляемая заказчиком и включаемая в РНП, содержит не только сведения об индивидуальном налоговом номере юридического или физического лица, но так же и сведения об учредителях юридического лица, членах его коллегиального органа.
Наличие оснований для направления информации в ФАС, еще не означает наличие оснований для включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков. Информация, направленная заказчиком, подлежит рассмотрению по существу специально созданной территориальным органом ФАС комиссией, которая может оценить доводы и принять решение о не включении информации о поставщике, если посчитает их достаточно уважительными и установит отсутствие признаков недобросовестности в действиях участника.
Например, если участник не подписал вовремя контракт по причине сбоев в работе сети Интернет, или проблем с компьютерной техникой, то, скорее всего, это будет достаточным доводом для комиссии. Главное в такой ситуации, это сформировать полную доказательную базу добросовестности своих действий. Поэтому очень важно присутствие представителей поставщика на заседании комиссии. По общему правилу, сведения об участнике в реестре недобросовестных поставщиком действительны в течение двух лет со дня вынесения комиссией решения, которое можно обжаловать в течение трех месяцев в суде.
Советы как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков
Чтобы не попасть в РНП, компания или предприниматель должны соблюдать ряд простых мер предосторожности, которые помогут избежать недоразумений в процессе государственных закупок и убыточных проектов:
- учитывать внешние факторы, форс-мажоры, факторы, влияющие на курс национальной валюты при работе с иностранными контрагентами, а также сферу национального режима для поставки товаров;
- тщательно проанализировать отрасль и убедиться, что участие в конкурсе вообще целесообразно и экономически выгодно;
- проанализировать конкурентов и заказчика, обратить внимание на количество совершенных закупок заказчиком, количество заявок по закупке и другие нюансы;
- использовать юридические возможности для отстаивания своих интересов, исследовать жалобы на заказчика и его арбитражные дела – возможно, с ним вообще не стоит иметь дел;
- тщательно изучить документацию по закупке, ограничения и преимущества в документации;
- не брезговать запросами к заказчику на разъяснение условий и учитывать все риски.
Если контракт сорван и договор не подписан, а поставщику грозит внесение в РНП, стоит собрать доказательства в свою пользу, подтверждающие, что объективная причина послужила срыву подписи. Например, доказать правоту можно при помощи специального плагина под названием «Независимый регистратор», который фиксирует действия ЭТП и поставщика.
Кто признается недобросовестным поставщиком
По закону существуют три ситуации, в которых компания-подрядчик должна быть признана недобросовестной. Следует уточнить, что сообщить о таком поставщике заказчик не просто может, но обязан по закону. То есть, если он скроет сведения о проштрафившейся компании, то сам может быть наказан со стороны ФАС.
1. Уклонение победителя торгов от заключения контракта.
Если торги прошли по всем правилам, а победитель отказался заключить договор, то заказчик обязан подписать его с так называемым «вторым победителем». После этого в течение 3 рабочих дней он должен собрать и отправить в ФАС документы и информацию об уклонившемся подрядчике, чтобы это стало основанием заключения подряда со вторым победителем.
2. Уклонение единственного участника торгов от заключения контракта.
Ситуация схожа с первой. В ней заказчик тоже собирает документы и отправляет их в ФАС, только времени у него несколько больше – 5 дней с даты завершения срока предполагаемого заключения договора.
3. Расторжение заказчиком контракта.
Заказчик имеет право расторгнуть контракт, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет, но недобросовестно. При этом он может сослаться на условия контракта или решить дело в суде. Тогда у заказчика также есть 3 рабочих дня, чтобы собрать всю информацию и направить ее в ФАС,
Основания и порядок включения в РНП
Государство должно представить факты и доказательства как основание для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков. То есть нужны веские причины, чтобы расторгнуть договор. Иногда для этого заказчику приходится обращаться в суд и доказывать существенные нарушения сделки.
Если компания-победитель сама решила отказаться от подписания контракта, то здесь государству легче отменить сделку, сославшись на ст. 104 № 44-ФЗ или ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ, и через 3 дня закрыть вопрос. К отказу могут приравнять и уклонение от предоставления документов:
- исполнитель не обновил выписку ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- подрядчик не вернул подписанную проектную документацию;
- предприниматель необоснованно снизил цену контракта на 25 % и ниже (ч. 3 ст. 54; ч. 1 ст. 91; ч. 11 ст. 78; ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).
Основания для внесения в РНП
РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.
На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:
- уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
- уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.
Победителя включат в список, если он:
- не подписал к установленному сроку проект контракта;
- не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
- не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:
- заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
- односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).