Как отменить закупку по 44-ФЗ или 223-ФЗ: пошаговая инструкция
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отменить закупку по 44-ФЗ или 223-ФЗ: пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С пропущенным сроком внесения изменений проблема не повлечет административной ответственности, в полном соответствии с законодательством решение о внесении изменений было принято и подписано уполномоченным лицом организации Заказчика вчера и в течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ
Победивший в тендере поставщик обязан подписать договор на предоставление ТРУ, даже если у него нет товаров или финансов для предоставления обеспечения либо не функционирует оборудование, используемое в процессе производства.
К серьезным причинам для выхода из сделки не относят изменение изначально запланированных условий. Под последним понимается резкий скачок курса валюты, лишающей исполнителя выгоды при закупке зарубежной продукции. Также это может быть ситуация, когда у продавца нет ресурсов для выполнения условий.
Покупатель не станет заставлять вторую сторону соглашения закрепить сделку в случае отказа последнего от заключения контракта по 44-ФЗ после проведения, например, аукциона. Однако продавцу нужно понимать, что за подобным его решением последует наказание:
- Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
- Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.
Отказ от заключения договора по результатам закупки
Сургутскова Ирина Александровна, ведущий юрисконсульт Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), устанавливая лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, дает таким лицам практически ничем не ограниченные возможности по определению правил проведения закупки, в том числе правил заключения договора.
Между тем при установлении указанных правил заказчики должны учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Закона N 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Порядок проведения закупки, в том числе заключения договора, должен содержаться в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
При разработке/доработке положения о закупке у заказчика может возникнуть вопрос: обязательно ли проведение закупки должно завершиться заключением договора?
Существуют различные точки зрения по этому вопросу.
С одной стороны, Закон N 223-ФЗ не устанавливает обязанности заказчика заключить договор по результатам закупки. Да и в других нормативных правовых актах не содержится такой обязанности (по крайней мере по неторговым процедурам закупки) . Следовательно, можно сделать вывод, что по общему правилу заказчик не обязан заключать договор даже при наличии претендента на его заключение.
Вопрос об обязательности заключения договора по результатам торгов будет рассмотрен ниже.
В юридической литературе имеются и иные подходы к данному вопросу.
Так, по мнению авторов Научно-практического комментария к Закону N 223-ФЗ (под ред. В.Ю. Панченко), «новеллой в правовом регулировании закупок является установление Законом юридической обязанности заказчика заключить договор по результатам осуществления любого способа закупки.
Технико-юридическое выражение этой обязанности в Законе вряд ли можно назвать удачным, но она следует из системного толкования ряда его положений:
- ч. 2 ст. 3, предусматривающей обязанность определять в положении о закупке «порядок заключения и исполнения договоров»;
- ч. 5 ст. 4, рассматривающей проект договора как неотъемлемую часть извещения и документации о закупке и предписывающей информировать об измененных условиях договора;
- п. 3 ч. 9 и п. 5 ч. 10 ст. 4, устанавливающих требования к извещению и документации о закупке в части указания на предмет и цену договора;
- ч. 6 ст. 5, определяющей правовые последствия уклонения участника от заключения договора.
Использование такого приема толкования, как рассуждение «от противного», приводит к выводу о том, что, если допустить отсутствие обязанности заключить договор по результатам реализации способа закупки, пропадает сам предмет регулирования настоящего Закона (если заказчики будут вольны в любое время дать «обратный ход» закупке, тем самым не будут достигнуты цели и реализованы принципы правового регулирования, закрепленные в комментируемом Законе)».
С точки зрения автора настоящей статьи, рассмотренный выше подход не может быть признан обоснованным. Перечисленные выше положения Закона N 223-ФЗ всего лишь предусматривают необходимость определить правила заключения договора, но не указывают на обязательность его заключения. При этом право заказчика не заключать договор по результатам закупки ни в коем случае не нивелирует установленные в ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ принципы закупки.
Принцип информационной открытости закупки не будет нарушен, ведь заказчик заранее проинформирует участника закупки об условиях заключения договора и о возможных случаях отказа от его заключения.
Под отменой подразумевается прекращение процедуры закупки и информирование об этом решении всех участников, которые успели подать заявки. Если процедура открытая, необходимо также разместить в Единой информационной системе извещение об отказе проводить закупку.
Отмена электронного аукциона возможна в следующих случаях:
- Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
- Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
- Отпала необходимость в поставке, в оказании услуг.
- Предписание антимонопольного органа.
- Решение по результатам общественных обсуждений.
- Форсмажорные обстоятельства.
Добавим, что 44-ФЗ не регламентирует случаи, вследствие которых возможна отмена извещения о проведении электронного аукциона, т.е. законом не предусмотрен закрытый перечень причин. Заказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он вправе сам определить разумность дальнейшего проведения процедуры и принять решение отказаться от нее.
Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ: причины, последовательность действий, образцы решения и извещения
Алгоритм отмены аукциона в электронном виде предполагает прохождение следующих шагов:
- Заказчик оформляет решение об отмене закупки в письменной форме. В решении об отмене закупки указывается сам факт отмены аукциона и причины, которые побудили заказчика к этому решению.
- Заказчик готовит приказ об отмене электронного аукциона. В приказе отображается также дальнейшие действия, которые следуют за отменой закупки. Это еще один внутренний документ, который готовится в учреждении-заказчике.
- Заказчиком размещается извещение об отмене закупки в ЕИС, после чего аукцион можно считать отмененным. В извещении указывается номер закупки, контактные данные заказчика, а также информация об отмене закупки и место размещения извещения. При этом указывать причину такого решения необязательно. Заказчик после публикации извещения лишается права просматривать содержимое поданных заявок. Протокол отмены проведения электронного аукциона не составляется.
- Направляются уведомления об отмене аукциона всем участникам, подавшим заявки на участие в аукционе. Это делает по закону организатор торгов, а именно электронная торговая площадка. Уведомления направляются участникам торгов по электронным адресам, указанным ими при регистрации на площадке в течение часа после размещения извещения об отмене закупки в ЕИС.
- Заказчик вносит корректировку в план-график. Сведения о причине отмены закупки прописывается в 14 столбце документа, составленного с учетом требований приказа Правительства РФ №761/20н от 2013 года. Это необходимо сделать не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене закупки.
Закон о госзакупках не содержит закрытого перечня причин, на основании которых можно отменить процедуру. Например, это может произойти в случаях, когда:
- заказчик убедился в нецелесообразности проведения закупки через аукцион;
- потребность в объекте закупки исчезла;
- изменились условия, в том числе проявился недостаток финансирования;
- выдано соответствующее предписание ФАС;
- произошли обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
- отмены требуют результаты общественного обсуждения.
Как можно отказаться от подписания контракта?
В каких случаях сторона вправе отказаться от заключения контракта? Как можно отказаться от подписания контракта?
Случаи отказа от заключения контракта зависят от того, кто Вы: заказчик или победитель. Поскольку не все могут это сделать. Так заказчик может отказаться, если участник не соответствует требованиям документации, либо предоставил недостоверные сведения. А вот для победителя законом отказ не предусмотрен. Но, если он признан уклонившимся и победителем признают второго, то последний уже может отказаться от контракта. И для этого ему не надо письменно сообщать об этом. Достаточно сказать по телефону.
Для отказа от сделки заказчиком надо соблюсти следующий порядок действий:
- Оформление протокола сразу после обнаружения основания;
- Размещение протокола в ЕИС. На это дается 1 рабочий день;
- Направление победителю подписанного протокола в течение двух рабочих дней;
- Возврат внесенного обеспечения в срок 5 рабочих дней.
Отказ от подписания контракта
Вы стали победителем контракта на выполнение заказа. Однако в ходе согласования с заказчиком были обнаружены определенные моменты, изначально не указанные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка техники, но и ее полная сборка. В итоге расходы на выполнение обязательств стали выше, а вам это невыгодно. Как правильно поступить?
Говоря строго, выигравший участник не может отказаться от подписания договора с заказчиком. Даже указанное повышение затрат не служит для этого веской причиной. Предусмотрено, что все непонятные моменты участник должен был уточнить у заказчика на этапе подачи предложений. А если заявка была подана, то участник продумал все риски и согласился с условиями контракта.
Отказ от участия в тендере на этом этапе считается уклонением – сведения о поставщике будут включены РНП. Это плохо отразится на его репутации и лишит возможности участвовать в закупках на 2 года.
Рассмотрим 3 неофициальных способа отказа от подписания контракта. Но следует помнить, что все они связаны с риском попадания в РНП.
- Проще всего будет попытаться договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному соглашению сразу же после его подписания. Есть вероятность, что заказчик не будет против. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
- Найдите несоответствие документации в своей заявке, которую вы отправляли на выигранный тендер. Вы можете обратиться в ФАС с жалобой на действия заказчика, обвинив его в том, что он обязан был отклонить вашу заявку. Жалоба подается в течение 5-ти дней после публикации протокола рассмотрения заявок.
- Пропустите срок подписания контракта, заранее подготовив доказательства своей невиновности в этом. Например, справка о болезни руководителя, взлом корпоративной сети. В этом случае у вас будет возможность отстоять свою невиновность перед комиссией ФАС, и в РНП вас не включат. Но помните, что это фальсификация, а комиссия нередко принимает сторону заказчика.
Все изделия, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», должны иметь при себе подтверждающие их безопасность и качество декларации или сертификаты. Аналогичное требование применяется к продукции, упоминаемой в технических регламентах Евразийского экономического союза. Для того чтобы узнать, подлежит ли сертификации товар, следует сначала изучить требования этих нормативных актов. Отсюда вытекает ответ на вопрос, что такое отказное письмо на товар или изделие. Если продукт не внесен в эти списки (как правило, это комплектующие или части будущего изделия — например, мебельные ножки), об этом придется оповестить соответствующие органы. Оформление ОП является добровольной процедурой. Назначение оповещения зависит от его вида.
Отмена закупки после публикации в ЕИС
Согласно установленным нормам, заказчик может отменить торги не позже, чем за 5 дней до завершения приема заявок (этот срок сокращается до 2 дней при запросе котировок). Эти нормы допускается не соблюдать только в случае форс-мажорных обстоятельств.
Закон предусматривает отдельный план действий, если бюджетная организация уже разместила данные в ЕИС о предстоящих закупках:
- оформление решения с отказом;
- издание приказа;
- публикация информации в ЕИС и изменение закупочного плана-графика в течение 1 рабочего дня;
- отправка каждому участнику торгов на электронную почту уведомления об отмене;
- возврат денежного обеспечения заявок.
Заказчик вправе отказаться при любых торгах, если следовал нормам законодательства. Только если в результате его недобросовестных действий участники потерпели убытки, он обязан ответить по закону. Например, если сроки размещения информации об отмене процедуры закупки по 44-ФЗ были нарушены, ответственным за это должностным лицам грозят штрафные санкции.
Отказ от подписания контракта
Вы стали победителем контракта на выполнение заказа. Однако в ходе согласования с заказчиком были обнаружены определенные моменты, изначально не указанные в спецификации. Например, заказчик уточнил, что требуется не только поставка техники, но и ее полная сборка. В итоге расходы на выполнение обязательств стали выше, а вам это невыгодно. Как правильно поступить?
Говоря строго, выигравший участник не может отказаться от подписания договора с заказчиком. Даже указанное повышение затрат не служит для этого веской причиной. Предусмотрено, что все непонятные моменты участник должен был уточнить у заказчика на этапе подачи предложений. А если заявка была подана, то участник продумал все риски и согласился с условиями контракта.
Отказ от участия в тендере на этом этапе считается уклонением – сведения о поставщике будут включены РНП. Это плохо отразится на его репутации и лишит возможности участвовать в закупках на 2 года.
Рассмотрим 3 неофициальных способа отказа от подписания контракта. Но следует помнить, что все они связаны с риском попадания в РНП.
- Проще всего будет попытаться договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному соглашению сразу же после его подписания. Есть вероятность, что заказчик не будет против. Хотя, как правило, он также не заинтересован в доведении ситуации до ФАС.
- Найдите несоответствие документации в своей заявке, которую вы отправляли на выигранный тендер. Вы можете обратиться в ФАС с жалобой на действия заказчика, обвинив его в том, что он обязан был отклонить вашу заявку. Жалоба подается в течение 5-ти дней после публикации протокола рассмотрения заявок.
- Пропустите срок подписания контракта, заранее подготовив доказательства своей невиновности в этом. Например, справка о болезни руководителя, взлом корпоративной сети. В этом случае у вас будет возможность отстоять свою невиновность перед комиссией ФАС, и в РНП вас не включат. Но помните, что это фальсификация, а комиссия нередко принимает сторону заказчика.
Заказчик направляет в контрольный орган обращение о согласовании заключения контракта с контрагентом
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 заключение контракта с единственным контрагентом должно быть согласовано с соответствующим контрольным органом в случае признания несостоявшимся электронного конкурса или аукциона при отсутствии надлежащих заявок, если НМЦК превышает 1 тыс. руб., то есть практически во всех случаях.
Согласование заключения контракта с единственным поставщиком при признании несостоявшимся электронного запроса котировок в случае отсутствия заявок не требуется. На это указывает также Минфин России в пункте 5.2 письма от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138.
Заключение контракта без согласования с контрольным органов в случае, если согласование предусмотрено законодательством, является административным правонарушением по ч.1 ст.7.29. КоАП РФ (штраф на должностное лицо составляет 30 тыс. рублей).
Одновременно с обращением заказчик может направить проект контракта на подпись своему контрагенту и контрагент вправе его подписать, не дожидаясь решения контрольного органа. Но заказчику разрешается подписать контракт только после получения решения о согласовании. На это указал Минфин России в письме от 18.03.2021 № 24-04-07/19432.
Часть 7 ст.93 Закона №44-ФЗ определяет, какими контрольными органами осуществляется согласование:
– при закупках для обеспечения федеральных нужд – федеральным контрольным органом в сфере закупок (ФАС России);
– при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ, который уполномочен на контроль в сфере закупок;
– при закупках для обеспечения муниципальных нужд – органом местного самоуправления, который уполномочен на контроль в сфере закупок.
Порядок согласования установлен частями 8 – 11 ст.93 Закона N 44-ФЗ, а также вышеупомянутыми Правилами №961.
Обращение в контрольный орган формируется по форме, установленной приложением к Правилам №961. В обращение включается:
– информация о заказчике (формируется автоматически в соответствии со сведениями, включенными в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса) (п.4 Правил №961);
– информация из извещения об осуществлении закупки (ИКЗ, наименование объекта закупки, НМЦК (начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта), ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта)) (подпункты “а” – “в” пункта 5 Правил №961);
– код, установленный для случая признания закупки несостоявшейся (информация формируется автоматически в соответствии с протоколом, размещенным в ЕИС) (подпункт “д” пункта 5 Правил №961);
– информация о единственном поставщике (формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок) (п.6 Правил №961).
К приложению прилагаются:
- информация и документы или их копии, предусмотренные в извещении об осуществлении закупки, для представления в заявке на участие в закупке (за исключением документов, подтверждающих предоставление обеспечения заявки на участие в закупке);
- предложение о цене контракта (сумме цен единиц товара, работы, услуги – в случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона №44-ФЗ) – для электронного аукциона (п.8, п.9 Правил №961).
Обращение формируется с использованием ЕИС и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Обращение направляется заказчиком в контрольный орган не позднее чем через 5 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании конкурентной процедуры несостоявшейся (ч.6 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Чтобы снизить вероятность подобного развития событий, заказчику следует корректно прописать в своем Положении о закупке то, в каких случаях и в какие сроки процедура может быть прекращена после открытия заявок. Это снизит риск быть привлеченным к ответственности за нарушение процедуры закупки. Однако от подозрений в коррупции это, конечно же, не убережет.
Далее в извещении и закупочной документации каждой процедуры необходимо указывать, что заказчик имеет право при определенных обстоятельствах отказаться от ее проведения . В том числе и когда победитель уже выбран.
Включение таких положений в документацию увеличит шансы заказчика на победу в случае возникновения спора, однако не гарантирует этого.
Как отказаться от заключения контракта
Закона N 44-ФЗ в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником направляет в ФАС России необходимую информацию и документы.При этом, в соответствии с положениями ст.
104
Внимание
Закона N 44-ФЗ обязанность заказчика направлять в РНП информацию об участнике закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, уклонившемся от заключения контракта, не предусмотрена (см.
п. 1 письма ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14, письмо Минэкономразвития России от 10.07.2015 N Д28и-1968).
1.В связи с противоречивыми разъяснениями, учитывая, что нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключить контракт с участником, предложение которого о цене является вторым после победителя, если победителю отказано в заключении контракта, заказчику целесообразно для заключения контракта провести новый электронный аукцион либо осуществить закупку необходимых ему товаров, работ, услуг иными способами с учетом ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ; заключение контракта со вторым участником в таком случае прямо не запрещено Законом N 44-ФЗ, но может быть чревато неблагоприятными последствиями.
2. Заказчик не обязан направлять сведения о победителе аукциона для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:
- внесудебный (административный);
- судебный.
1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок — Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).
Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.
Виды закупок на ЕАТ «Березка»
- Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ:
- закупка до 600 тыс. руб. (п.4 ст.93 44-ФЗ)
- закупка до 600 тыс. руб. (п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ)
- закупка лекарств по решению врачебной комиссии для конкретного пациента (п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ)
- Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ– в случаях, предусмотренных Положением о закупках
- Закупки заказчиков, не попадающих под действие 223-ФЗ и 44-ФЗ. Они проводятся в соответствии с внутренними нормативными документами (положения о закупке, регламент о закупках и пр.)
- Закупка с определенным участником. Новый вид закупок, которые могут проводиться бюджетными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями по 44-ФЗ или заказчиками по 223-ФЗ, указанными в ч.2 ст.1 223-ФЗ в случаях, когда:
- невозможно определить победителя по результатам проведения закупочной сессии в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ либо ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ за исключением упрощенной закупки, определенной п.7.2 Регламента ЕАТ «Березка»
- если победитель закупочной сессии уклоняется от подписания контракта
Также обратите внимание, что закупка с определенным участником может проводиться иными лицами, зарегистрированными на ЕАТ, с использованием ЕАТ в соответствии с условиями раздела 7 Регламента ЕАТ «Березка».
Указанное правило вступает в силу с 01.12.2021 г.
- Закупка у исключительного поставщика (подрядчик, исполнитель)– закупка у поставщиков, с которыми Заказчик, используя ЕАТ, может заключить контракт в соответствии с п. 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 1 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ.