Отвечаем на требования по НДС с учетом новых правил

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отвечаем на требования по НДС с учетом новых правил». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Превышение допустимой доли вычетов

Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года

Регион I квартал II квартал Динамика*
Российская Федерация в том числе: 88,8 88,4 –0,4
Центральный федеральный округ
Белгородская область 90,0 88,6 –1,4
Брянская область 89,3 90,1 0,8
Владимирская область 86,1 83,6 –2,5
Воронежская область 91,2 91,7 0,5
Ивановская область 91,5 91,6 0,1
Калужская область 88,3 89,3 1,0
Костромская область 87,7 87,7 0,0
Курская область 94,5 91,7 –2,8
Липецкая область 104,3 104,2 –0,1
Московская область 88,3 88,9 0,6
Орловская область 88,1 89,4 1,3
Рязанская область 88,3 88,4 0,1
Смоленская область 91,1 92,7 1,6
Тамбовская область 95,2 93,6 –1,6
Тверская область 87,2 87,8 0,6
Тульская область 96,8 96,3 –0,5
Ярославская область 86,5 89,3 2,8
город Москва 88,8 89,4 0,6
Северо­Западный федеральный округ
Республика Карелия 71,3 70,2 –1,1
Республика Коми 80,0 77,0 –3,0
Архангельская область 85,4 91,2 5,8
Вологодская область 99,7 102,2 2,5
Калининградская область 63,9 64,3 0,4
Ленинградская область 90,2 91,8 1,6
Мурманская область 185,7 161,9 –23,8
Новгородская область 96,2 97,8 1,6
Псковская область 92,1 91,5 –0,6
город Санкт­Петербург 88,4 88,4 0,0
Ненецкий АО 110,8 108,0 –2,8
Северо­Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 85,4 84,4 –1,0
Республика Ингушетия 95,7 93,6 –2,1
Кабардино­Балкарская Республика 90,8 91,5 0,7
Карачаево­Черкесская Республика 91,0 88,6 –2,4
Республика Северная Осетия — Алания 86,6 87,9 1,3
Чеченская Республика 96,8 95,1 –1,7
Ставропольский край 93,5 91,7 –1,8
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 87,4 85,5 –1,9
Республика Калмыкия 116,3 87,0 –29,3
Республика Крым 87,8 86,4 –1,4
Краснодарский край 91,6 91,8 0,2
Астраханская область 78,5 76,6 –1,9
Волгоградская область 93,6 87,7 –5,9
Ростовская область 95,0 95,2 0,2
город Севастополь 83,1 81,9 –1,2
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 93,1 93,3 0,2
Республика Марий Эл 89,6 90,4 0,8
Республика Мордовия 89,3 90,4 1,1
Республика Татарстан 92,0 91,3 –0,7
Удмуртская Республика 82,3 79,4 –2,9
Чувашская Республика 82,4 84,6 2,2
Кировская область 84,8 85,4 0,6
Нижегородская область 92,5 90,2 –2,3
Оренбургская область 75,3 72,1 –3,2
Пензенская область 87,6 86,9 –0,7
Пермский край 86,3 81,5 –4,8
Самарская область 84,3 82,9 –1,4
Саратовская область 86,8 86,8 0,0
Ульяновская область 88,0 90,0 2,0
Уральский федеральный округ
Курганская область 85,2 85,1 –0,1
Свердловская область 91,6 91,6 0,0
Тюменская область 84,2 82,2 –2,0
Челябинская область 89,9 89,8 –0,1
Ханты­Мансийский АО — Югра 66,8 60,4 –6,4
Ямало­Hенецкий АО 75,9 69,7 –6,2
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 90,0 88,9 –1,1
Республика Тыва 81,3 88,9 7,6
Республика Хакасия 85,6 84,5 –1,1
Алтайский край 89,0 88,1 –0,9
Красноярский край 83,4 81,6 –1,8
Иркутская область 78,9 79,7 0,8
Кемеровская область — Кузбасс 93,8 92,6 –1,2
Новосибирская область 88,6 89,1 0,5
Омская область 88,2 84,1 –4,1
Томская область 73,6 74,5 0,9
Дальневосточный федеральный округ
Республика Бурятия 93,1 92,6 –0,5
Республика Саха (Якутия) 86,9 87,2 0,3
Приморский край 97,7 96,3 –1,4
Хабаровский край 90,8 89,1 –1,7
Амурская область 143,9 137,1 –6,8
Камчатский край 91,3 95,9 4,6
Магаданская область 100,5 103,4 2,9
Сахалинская область 91,9 92,8 0,9
Забайкальский край 98,0 99,3 1,3
Еврейская автономная область 86,2 83,3 –2,9
Чукотский АО 124,1 149,4 25,3
БАЙКОНУР 75,2 72,5 –2,7

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.

При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Какие расхождения чаще всего требуют пояснений

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика.

Автоматическая сверка книг покупок (продаж) в режиме онлайн призвана выявить расхождения в разрезе каждой счет-фактуры путем проведения виртуальной встречной проверки налогоплательщика и его контрагентов.

И налоговики с помощью программы «АСК НДС-2» сопоставляют счета-фактуры в налоговой отчетности продавца и покупателя.

Зачастую нестыковки возникают из-за несимметрично отраженных реквизитов счетов-фактур контрагентов. Программа «АСК НДС-2» не способна распознать счета-фактуры по одной и той же сделке, если проставлена лишняя точка, дефис, пробел и т.п. На этом основании в автоматическом режиме формируются требования налогоплательщикам дать пояснения.

Какие разницы умеет автоматически выявлять отчет?

  • Экспортная реализация (ожидание подтверждения 0% ставки НДС)
  • Неподтвержденная реализация 0%
  • Возвраты поставщику
  • Возвраты от покупателя (текущего года)
  • Корректировка реализации (по соглашению сторон, текущего года)
  • Корректировка реализации (исправление в первичных документов с учетом дополнительных листов)
  • Внереализационные доходы (необходимо настроить перечень доходов, которые облагаются НДС)
  • Неподтвержденная реализация 0%
  • Доходы по основной деятельности, не облагаемые НДС (реализация ЕНВД, без НДС)
  • Безвозмездная передача
  • Отгрузка без перехода права собственности
  • Разная база НДС при реализации товаров в валюте
  • Возвраты от комиссионера

Пояснения по коду 1010292

Налогоплательщики часто отражают в декларации по НДС коды тех или иных операций. Если не проставить в декларации код операции, она не пройдет логический контроль и в результате ее не примут. Поэтому важно разобраться, какие коды по каким операциям надо указывать.

В разделе 7 декларации отражаются сведения по операциям, не подлежащим и/или освобождаемым от налогообложения. В этом разделе сведения разносятся по определенным 7-значным кодам из раздела 2 приложения 1 к Порядку заполнения отчета (приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Перечень этих операций с налогом «без НДС» находится в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ.

Читайте также:  Пенсионерам Самарской области увеличат ежемесячные выплаты с 1 января 2022 года

Операции займа, включая проценты по ним, освобождаются от обложения НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Отражаются они в разделе 7 декларации (п. 44.2 Порядка заполнения отчетности по НДС) и имеют код 1010292.

Пояснения из-за высокой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, которую заявлять безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного налога.

Безопасная доля вычета НДС установлена на уровне 89% (п. 3 Приложения № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), т. е. если налог начислен в размере 100 тыс. руб., вычеты должны быть не более 89 тыс. руб. Эта цифра определена на федеральном уровне.

В каждом регионе установлен свой уровень безопасной доли вычетов. При проверке отчетов по НДС налоговики ориентируются на аналогичный региональный показатель. Предлагаем образец пояснений при выставлении требования с вопросом о причинах высокой доли вычетов по НДС.

При получении пояснений по электронным каналам связи налоговая пришлет либо уведомление об их получении, либо отказ с указанием причины их непринятия. Отказ возможен только в одном случае — пояснения даны в неверном формате.

Согласно действующим нормам инспекторы не обязаны информировать заявителя о результатах рассмотрения его пояснений.

Нормативное регулирование

Кроме того, что нулевая декларация в обязательном порядке подается при отсутствии ведения хозяйственной деятельности, существуют нормативные позиции необходимости подачи подобного отчета.

  • НК РФ, ст. 146 – плательщики, осуществлявшие операции, не являющиеся объектами налогообложения.
  • НК РФ, ст. 149 малый и средний бизнес, ведущий в отчетном периоде операции, которые не облагаются НДС .
  • НК РФ, ст. 147, 148 предприятия и СПД – физические лица, реализовывавшие материальные ценности за границами России.
  • НК РФ, ст. 167 в случае получения предоплаты за поставку со сроком исполнения 6 месяцев и больше.

О том, в какие сроки и надо ли сдавать нулевую декларацию по НДС , расскажем ниже.

Вопрос – ответ по пояснениям по декларации НДС

Вопрос: 14.08.16 АО «Семафор» получил от ФНС требование о пояснении расхождений данных в х декларации по НДС и показателях, предоставленных контрагентом «Семафора» — ООО «Маркер». По факту полученного требования «Семафор» и «Маркер» произвели сверку расчетов, но расхождений не выявили. Должен ли «Семафор» подавать пояснение в ФНС?

Ответ: Да, «Семафор» должен подать в налоговую пояснение. В тексте документа необходимо указать, что между «Семафором» и «Маркером» произведена сверка, в результате которой расхождения не выявлены. К пояснению нужно приложить акт сверки.

Вопрос: В адрес ООО «Гамлет» поступило требование о пояснениях к декларации НДС. Пояснения необходимо дать относительно расхождений данных «Гамлета» и поставщика АО «Самба». Должен ли «Гамлет» прилагать к пояснению подтверждающие документы (счет-фактура, акт сверки)?

Ответ: Предоставление подтверждающих документов не является обязательством «Гамлета». В то же время их наличие существенно упростит процедуру проверки и подтверждение причин расхождений.

Вопрос: АО «Гарант» подает пояснение по декларации НДС в электронном виде. В каком формате «Гарант» должен оформить документ?

Ответ: В случае передачи пояснения через спецоператора «Гарант» должен подготовить документ в формате XML. Если пояснение будет дано в ином формате, в приеме документа будет отказано.

Форма пояснений к декларации по НДС

До недавнего времени на требования по НДС можно было отвечать любым способом, например, явившись в инспекцию лично или направив поясняющие документы письмом. Теперь же все налогоплательщики, которые отчитываются по НДС в электронном виде (а это подавляющее большинство), обязаны направлять пояснения к декларации по НДС строго в электронной форме. Налоговая служба разработала специальный формат для такого пояснения, который носит обязательный характер. Если компания проигнорирует это правило и направит пояснение на бумаге, налоговый орган его не примет. В этом случае будет считаться, что пояснение не представлено. При нарушении формата электронного документа в его приеме будет отказано.

У пользователей популярных бухгалтерских программ сложностей с формой электронного пояснения быть не должно. Обмен данными с налоговым органом осуществляется через операторов электронного документооборота и интегрируется в учетную систему компании, например в 1С. Пояснение к декларации по НДС в этой программе формируется в разделе «Уточнение показателей декларации». В него можно попасть из раздела «Отчетность по налогу на добавленную стоимость». В других учетных системах логика примерно та же, хотя название разделов может отличаться.

Пять оснований для запроса

Ситуации, когда при проведении камеральной проверки декларации по НДС инспекторы имеют право обратиться с запросом к налогоплательщику, детально описаны в ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камералки. И случаев этих всего пять. Направление запросов в иных ситуациях незаконно, что прямо закреплено в Налоговом кодексе (п. 7 ст. 88). На это неоднократно указывали как судебные инстанции (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07, АС Московского округа от 01.06.2016 № Ф05-5927/2016 по делу № А40-140056/2015,) так и представители контролирующих органов (письма Минфина России от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009, ФНС России от 22.02.2017 № ЕД-4-15/3411, от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

В каких же ситуациях требования инспекторов законны?

Пишем пояснения без штрафа

Разобравшись с вопросами, в каких случаях инспекторы могут потребовать от плательщиков НДС представить пояснения, а также когда именно на такие запросы нужно отвечать в электронной форме, можно перейти к вопросам ответственности.

Тут нужно помнить, что электронный документооборот налагает на организацию дополнительные обязанности по направлению налоговому органу квитанции о приеме соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). И за невыполнение этой обязанности установлена очень специфическая кара — приостановление операций по банковским счетам (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ), которое, если верить названию главы 11 НК РФ — «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов», в принципе не может быть мерой ответственности.

Но тем не менее норма в Налоговом кодексе имеется и на практике активно применяется контролерами. Поэтому первым делом, вне зависимости от того, согласно руководство компании с полученным от инспекторов требованием или нет, нужно направить в ИФНС квитанцию о приеме.

А вот дальше у налогоплательщика появляются варианты. По общему правилу, установленному п. 3 ст. 88 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ, пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А при повторном нарушении штраф возрастает до 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). Но при этом, как явно следует из диспозиции нормы п. 1 ст. 129.1 НК РФ, ответственность наступает только за неправомерное деяние и только в тех случаях, когда у налогоплательщика есть обязанность представить пояснения в инспекцию.

Читайте также:  Сумма выплаты по потере кормильца на 2023 год в Краснодарском крае

Получается, что штраф может быть взыскан, только если одновременно выполняются два условия:

  • первое — инспекция по НК РФ имела право требовать от плательщика НДС именно пояснения;

  • второе — налогоплательщик такие пояснения в установленный Налоговым кодексом срок не представил (или представил не в электронной форме).

Код 000000001: вычеты есть, а начисление отсутствует

Код ошибки 0000000001 в декларации по НДС указывает на наличие «налогового разрыва» — когда АСК НДС не смогла сопоставить данные в книге продаж поставщика с данными книги покупок покупателя. Причиной такого разрыва может служить:

  • Нерадивость контрагента: он не представил декларацию по НДС за аналогичный период или отразил в представленной декларации данные, не позволяющие идентифицировать счет-фактуру и сопоставить его со счетами-фактурами контрагента.
  • Недобросовестность продавца: вместо фактической реализации он отразил в декларации нулевые значения.
  • Невнимательность покупателя: при оформлении книги покупок допущены ошибки.
Коды видов ошибок в декларации по НДС
0000000001 Расхождение с данными контрагента
0000000002 Несоответствие данных раздела 8 (по книге покупок) и раздела 9 (по книге продаж)
0000000003 Расхождения между выставленными и полученными счетами-фактурами в разделах 10 и 11
0000000004 Ошибка в конкретной графе отчета (номер строки декларации указан в скобках)
0000000005 Неверно указана дата выставления счета-фактуры в разделах 8-12
0000000006 Дата заявки на вычет превышает допустимый срок в три года
0000000007 Дата счета-фактуры, заявленной на вычет по НДС, не соответствует периоду деятельности
0000000008 Некорректно указан код операции в разделах 8-12 декларации (кодификатор приведен в Приказе ФНС от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@)
0000000009 Неверно отражены аннулирующие записи в разделе 9 декларации

Требование от ФНС уже содержит шифры недочетов, которые необходимо пояснить или устранить.

Как расшифровываются неточности в декларационной отчетности по НДС?

Вычет по ндс принятие, превышение удельного веса

Москва)По информации из декларации за 1 квартал был начислен НДС в сумме 1000000 рублей.Налоговый вычет за 1 квартал составил 900000 рублей.Удельный вес вычетов НДС = 900000 / 1000000 * 100%=90%Обратимся к справочной информации внутренней отчетности ФНС России (отчет по форме № 1-НДС).На интересующую нас дату устанавливаем, что удельный вес налоговых вычетов по НДС в 2018 году (Москва) составляет 89,9%.В нашем случае доля вычетов по НДС превышает 89%, пояснения для налоговой в этом случае пригодятся, так как это больше, чем пороговое значение для Москвы, значит организации грозит вызов в налоговую для дачи пояснений.Если доля налоговых вычетов по НДС превышает 89%, что ответить в налоговую? Высокая доля налоговых вычетов по НДС.

НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС.

Это важно указать так как взятие к вычету НДС по счет фактурам и не оплата поставщику является для инспекторов ФНС признаком работы с неблагонадежными поставщиками. О чём спрашивают на комиссии по рассмотрению деятельности компаний с высоким удельным весом вычетов по НДС? Какие задают вопросы на комиссии? Не совсем те, что вы ожидаете.

Документы, что вы принесли — договора аренды, закупки товаров, услуг, книги продаж и прочие спрашивать у вас не будут, объяснения в письменном виде о доли вычетов НДС спрашивать у вас не будут, финансовые показатели, структуру вычетов и прочие анкеты что вы заполняли два часа для них спрашивать у вас не будут.Более того, должен вас предупредить что спрашивать будут не про те периоды, что был ив запросе, а про самый последний по которому вы сдавали отчетность. Лично у меня спрашивали по отчетности НДС, что мы сдали две недели назад.

Неудивительно, что счета-фактуры поступают бухгалтерии организаций с задержкой.В результате некоторые счета-фактуры мы принимаем к вычету в следующем за их выпиской налоговом периоде.Законом предусматривается возможность заявить счет-фактуру в более поздний срок, достаточно при этом приложить пояснение с обоснованием подобных действий с Вашей стороны.В пояснениях указываем: «принятие к вычету счетов-фактур, выписанных в предыдущем налогом периоде из-за задержки поступления указанной документации в организацию».Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: выписку из журнала регистрации счетов-фактур, копию самого счета-фактуры, выписку из книги покупок об отсутствии проведения указанных счетов-фактур в предыдущий налоговый период. Причина 5.
Высокий удельный вес вычетов НДС может быть вызван следующими факторами:

  • уменьшением в налоговом периоде облагаемых НДС доходов в связи с сезонным снижением спроса на реализуемые товары, работы, услуги; снижением цен на рынке; установлением минимальной наценки на товары в связи с высокой конкуренцией на рынке или в связи с выходом на рынок с новым товаром; и т.д.;
  • увеличением в налоговом периоде суммы принятого к вычету НДС в связи с приобретением запасов материально-производственных ценностей (в т. ч. сырья, товаров), необходимых для обеспечения бесперебойной работы; приобретением товаров для реализации в следующем налоговом периоде; приобретением основных средств; привлечением субподрядчиков для выполнения больших объемов работ, услуг; и т.

Как рассчитать удельный вес вычетов по НДС в 2018 г Удельный вес налоговых вычетов по НДС – показатель оценки состояния дел в организации.Организации, которые не желают предоставлять в инспекцию информацию о причине снижения налоговой нагрузки, рискуют оказаться в списках получивших уведомление о назначении выездной проверки.Если организация при сведении информации по налоговой нагрузке на предприятии оказалась в зоне риска по этому критерию, рекомендуется представить в налоговую пояснения о причинах сложившейся ситуации, не дожидаясь требований из инспекции.Оценить риски поможет расчет удельного веса вычетов и сравнение с пороговым значением, утвержденным на 2018 год по региону, в котором работает организация.Этот показатель представляет собой процент вычетов по НДС в сумме начисленного НДС.
Руководителю от Пояснения о высоком удельном весе вычетов НДС В ответ на требование N от о представлении пояснений ИНН , ОКПО , ОГРН сообщает, что в налоговой декларации по НДС за квартал года:

  • общая сумма начисленного НДС (показатель графы 5 стр. 120 раздела 3) составляет тыс. руб.;
  • общая сумма НДС, подлежащая вычету (показатель графы 3 стр. 220 раздела 3) тыс. руб.;
  • доля налогового вычета НДС составляет %.
Читайте также:  Как добиться отмены решения: пишем жалобу правильно

Это напрямую сказалось на сумме налоговых вычетов по НДС, заявленных по итогам налоговых периодов 2014 г. Таким образом, доля налоговых вычетов по НДС в общей сумме налога, начисленной с налоговой базы за налоговые периоды 2014 г., увеличилась по сравнению с налоговыми периодами 2013 г. и составила 95%.

В настоящее время руководством ООО «Альфа» разработан комплекс мер по стимулированию спроса на товары и их продвижению на рынке сбыта. С учетом планируемых в 2015 г. объемов реализации и при сохранении размера затрат на уровне предыдущего года ожидается увеличение выручки от продаж и, как следствие, снижение удельного веса налоговых вычетов по НДС.

С 1 октября 2020 года вступят в силу следующие изменения, закрепленные в законе №238-ФЗ. Самыми значимыми можно считать следующие:

  1. Изменения, прежде всего, коснулись заключения сделок, которые осуществляются с внесением предоплаты продавцу в полном объеме или частями. Согласно 154-й статье НК уже после получения аванса продавец самостоятельно рассчитывает НДС с аванса и делает перечисление в бюджет. Покупатель же имеет право принять этот НДС в качестве вычета. С вступлением в силу закона предписывается действовать следующим образом: после отгрузки продукции (оказания услуг), цена которой меньше полученного аванса, покупатель получает возврат только по той сумме, которая указана в документах, например, счете-фактуре.
  2. Продавец принимает НДС к вычету только в размере суммы, указанной в документе — счете-фактуре. То есть, принять к вычету НДС можно только по фактически поставленной (отгруженной на склад) продукции.
  3. Журнал для внесения сведений о счетах-фактурах теперь могут вести посредники, как и ранее, а также лица, которые эти счета выставляют, осуществляя деятельность по экспедированию или застройке.

В общем, правила использования налоговых вычетов по НДС регламентируются 171-й статьей НК:

  • вычетам подлежат те суммы НДС, которые подлежат уплате при покупке продукции, услуг или имущественных прав;
  • вычет можно получить при провозе продукции на территорию страны без таможенного оформления, если эти товары приобретены для дальнейшей реализации или для совершения операций, прибыль с которых облагается налогом.

Видов вычетов довольно много:

  • по купленным товарам или ;
  • по авансам;
  • при возврате продукции.

Условно их можно разделить так:

  • общие — применяются по «стандартным» правилам, относятся к приобретенной продукции, правам и так далее;
  • специальные — используются в конкретной ситуации.

Как ИФНС проверяет декларации?

НДС-отчеты всех российских компаний и предпринимателей попадают в единую базу данных. Прежде всего они проверяются на внутренние ошибки. Существуют соотношения между значениями определенных строк декларации по НДС, которые должны исполняться. Если этого не происходит, значит, отчет содержит ошибку. При этом налогоплательщику автоматически будет направлено требование представить пояснение к декларации по НДС.

Далее проводится внешняя проверка отчетов в разрезе каждой сделки. Для этого по заказу ФНС был разработан специальный программный комплекс. По операции, отраженной в декларации покупателя, система находит контрагента. Затем информация из раздела 9 декларации поставщика сравнивается с тем, что покупатель отразил по той же операции в разделе 8 своего отчета.

Как ответить на требование о представлении пояснений к НДС

Ответ на такое требование нужно сформировать внутри Системы. Для этого:

  1. Войдите в Систему
  2. Нажмите Требования — Все требования
  3. В открывшемся списке выберите нужное требование.
  4. Откроется страница с документооборотом, нажмите Заполнить ответ на требование
    Для загрузки готового ответа на требование или отправки в инспекцию документов для разъяснения ответа воспользуйтесь кнопкой Загрузить и отправить документы.
  5. Появится всплывающее окно с выбором типа и периода декларации по НДС, на которую пришло требование. Укажите нужные значения и нажмите на кнопку Да, продолжить.
  6. Отобразится форма ответа на требование. Разделы формы заполнятся автоматически данными из поступившего требования.
  7. Разделы, касающиеся Сведений по расхождениям с контрагентами, будут присутствовать в форме ответа в зависимости от наличия книги или журнала в требовании. Текстовое пояснение можно формировать только на pdf-требования, сформированные инспектором:
  8. Если требование поступило только в pdf-формате, то в форме ответа на требование будут присутствовать разделы «Невключенные счета-фактуры», «Невыполненные контрольные соотношения» и «Пояснительное письмо».
  9. Если требование было сформировано в xml-формате (вместе с xml-файлом может также поступить pdf-файл требования), то в форме «Ответа на требование о представлении пояснений к НДС» в случае ответа на требование по расхождениям по счетам-фактурам не будет разделов «Пояснительное письмо» и «Невыполненные контрольные соотношения». Возможность заполнять эти разделы убрали по просьбе ФНС, т.к. xml-требования по расхождениям обрабатываются АСК НДС2, а там нет возможности просмотра текстовых пояснений.
  10. Данные в разделах могут отсутствовать, в зависимости от того, есть по ним информация в требовании или нет. На рисунке ниже показан раздел, который содержит данные.
  11. Сравните данные по счетам-фактурам, которые попали в ответ на требование, с соответствующими счетами-фактурами в отправленной декларации НДС и приложенных к ней книгах и журналах:
  12. В строке со счетом-фактурой все реквизиты заполнены согласно первичному документу и сумма НДС рассчитана верно:
    Если в строке со счетом-фактурой все реквизиты заполнены согласно первичному документу и сумма НДС рассчитана верно, то строку с таким счетом-фактурой в ответе на требование оставьте без изменений, галочку ставить не нужно. Тем самым будет подтверждена правильность сведений в книге.
  13. Счет-фактура был отправлен ошибочно
    Если счет-фактура был отправлен ошибочно, то необходимо удалить строку с этим счетом-фактурой. Для этого следует отметьте строку галкой. В ответе на требование в ИФНС уйдет информация о том, что счет-фактура был отправлен ошибочно. В этом случае дополнительно требуется отправить корректировочную декларацию НДС.
  14. Обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно
    Если обнаружена ошибка в заполнении реквизитов счета-фактуры, при этом первичный документ сформирован верно и не требуется выставлять корректировочного счета-фактуры, внесите исправления непосредственно в ответе на требование в соответствующих графах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *