Переподготовка или второе высшее образование — что выбрать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переподготовка или второе высшее образование — что выбрать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.
Как реализуется самостоятельная работа в Академии?
Самостоятельная работа слушателей — учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:
- Работа с учебными изданиями.
- Выполнение практических работ.
- Проверочные контрольные работы.
- Подготовка докладов, рефератов.
Дистанционное обучение (ДО) — это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, а именно сети Интернет. Таким образом данное обучение можно назвать электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии (электронное обучение) закреплены в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
Обучение проходит дистанционно.
- Слушатель осваивает учебные программы без посещения учебного заведения. Это удобно для жителей отдалённых регионов страны.
- Учебный материал представлен и доступен круглосуточно в электронном виде, а доступ к этим материалам обеспечивается техническими и программными средствами сети Интернет. Все обучение проходит на образовательном портале Института, где и размещены учебные материалы.
- Слушатель изучает учебный материал, выполняет задания, сдает онлайн-тесты. Это можно делать в любое удобное для слушателя время.
Согласно приказу Министерства образования РФ № 4452, от 18 декабря 2002 г. дистанционное обучение не является формой обучения. Это технология. Таким образом можно пройти обучение на очной форме с применением дистанционных технологий и заочной форме с применением дистанционных технологий. Очная форма предполагает общение с преподавателем. Заочное – не предполагает живого общения с преподавателем. Отвечая на вопрос, правильно уточнить «Очно-заочная форма обучения с применением дистанционных технологий». В документах об образовании (дипломе, удостоверении) форма обучения никак не указывается.
Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:
— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.
Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.
Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.
Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.
Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.
Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.
Преимущества переподготовки
В отличие от второго высшего образования, при профессиональной переподготовке специалистам достаточно пройти курс лекций (иногда дополнительно вебинаров). Это сокращает сроки обучения до 2–6 месяцев. За исключением ряда технических специальностей, профпереподготовку можно пройти дистанционно — без отрыва от работы.
К другим преимуществам профессиональной переподготовки относятся:
-
возможность учиться без привязки к месту и времени;
-
экономия — цена курсов ниже (особенно при дистанционном обучении);
-
начало курса в любое время года без обращения в приемную комиссию;
-
обучение в собственном темпе — для занятий не нужно ждать набора группы.
Отличия профессиональной переподготовки от повышения квалификации
Существует еще одна форма приобретения новых компетенций – повышение квалификации. Между этим видом получения знаний и профессиональной переподготовкой есть существенная разница. В первом случае речь идет о расширении возможностей работника в рамках своей специальности, во втором – об овладении новой профессией, как имеющей непосредственное отношение к имеющейся у человека, так и совершенно другой, предполагающей кардинальную смену деятельности.
Объединяют повышение квалификации и профессиональную переподготовку причины, по которым люди принимают решение о получении новых компетенций. Это и высокая конкуренция на рынке труда, и стремление повысить доход за счет овладения актуальными навыками, и желание реализовать свои амбиции через профессиональный рост.
Все это предполагает поддержание своих умений в актуальном состоянии, овладение смежными специальностями, соответствие постоянно растущим требованиям к уровню профессионализма сотрудников со стороны работодателей.
В ходе повышения квалификации человек совершенствует свои навыки, узнает о новых тенденциях, не выходя за пределы той специальности, которой он владеет. Этим объясняется малая продолжительность курсов – от 16 часов. В большинстве случаев срок обучения составляет несколько десятков часов, этого достаточно, чтобы ознакомить слушателей с профессиональными новшествами и обеспечить поддержание их знаний в актуальном состоянии.
В некоторых отраслях регулярное повышение квалификации является законодательно оформленным требованием. Обязательно проходить обучение на курсах предписывается сотрудникам финансовой сферы (бухгалтерам, банковским работникам, аудиторам), судьям, учителям, врачам, фармацевтам, работникам МВД.
По окончании курсов повышения квалификации слушатели получают удостоверение, подтверждающее, что они полностью прошли обучение и имеют право далее выполнять служебные обязанности.
Отличия переподготовки от второго высшего
Сначала давайте обозначим, что есть между ними общего: на выходе студент или специалист получает новые навыки, знания, а также документ, подтверждающий новую специальность.
Вот только отличий всё же больше:
Во-первых, при прохождении переподготовки, вас будут ждать лишь профильные предметы, никаких общеобразовательных дисциплин не будет, в отличие от получения полноценного второго высшего.
Во-вторых, второе высшее образование, как не трудно догадаться по названию, может получить лишь человек, имеющий первую «вышку». А на курсы переподготовки может пойти человек, который имеет за плечами и среднее профессиональное образованиеВ-третьих, курсы переподготовки занимают намного меньше времени. Если на получение второй «вышки» уходит 3.5 года, то на курсы переподготовки от двух месяцев до полутора лет.
В-четвертых, стоимость курсов профессиональной переподготовки существенно ниже, чем получение второго высшего образования.
Ну, и в-пятых, По ряду специальностей вы не сможете пройти переквалификацию без смежного образования. Иными словами, если вы не изучали лингвистику, но желаете стать преподавателем английского языка, то вам будет недостаточно курсов переквалификации по педагогическому профилю, вам ещё нужно иметь специальность лингвиста.
Профессиональная переподготовка или второе высшее: что выбрать
Мысли о смене компетенций посещают как молодых, так и опытных специалистов.
Согласно докладу «Индикаторы образования» 12,2% россиян в возрасте от 25 до 64 лет участвуют в дополнительном образовании: получают второе высшее образование и проходят курсы профессиональной переподготовки.
При этом на общем фоне особенно выделяются топ‑менеджеры компаний, из них 34,5% имеют два и более высших образований (по результатам исследования «Востребованность второго высшего образования: эмпирические оценки для руководителей компаний в России»).
Дополнительное образование может стать одним из путей к достижению успеха при построении карьеры. В статье мы сравнили два способа получения дополнительного образования: второе высшее образование и профессиональную переподготовку.
Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать
- Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.
- Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.
- Важно знать:
- Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.
- Почему это важно знать:
- Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.
Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.
И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.
Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.
Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.
Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.
Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.
В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.
Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.
Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует.
И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”.
Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.
- Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.
- Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.
- Рассмотрим этапы образования подробнее.
Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.
Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.
Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.
Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.
Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Зачем нужен диплом о профпереподготовке?
Потребность в дипломе о профпереподготовке может возникнуть у профессионала, который имеет желание и потребность изменить направление своей проф. деятельности. Так, юрист, специализирующийся на международном праве, может переквалифицироваться в адвоката по уголовным делам. Тоже самое касается учителей: учитель истории может получить новую специальность учителя русского языка и литературы.
Другой случай, когда нужна переподготовка, касается новой специальности и профессии. Например, юрист может стать педагогом, инженер юристом, учитель госслужащим и т.д. Правила получения новой специальности на базе имеющегося профобразования регламентируется также отдельными нормативно-правовыми актами. Например, для медицинских работников таковым является Приказ Минздрава №707.
Диплом о профессиональной переподготовке дает шанс за сравнительно короткий период времени (минимум — 250 академических часов) освоить новую специализацию, получить базовые знания и навыки, необходимые для работы в том или ином направлении. Такой документ позволяет слушателю:
перейти на другое место работы;
расширить сферу своей деятельности;
добавить дополнительный пункт в свое резюме.
Переподготовиться также могут и те люди, которые теряют интерес к своей основной специализации, разочаровываются в выбранной профессии или же получают интересное предложение от работодателя из другой сферы деятельности.
С документом, подтверждающим переподготовку, разрешена практика: можно официально подавать документы в отдел кадров конкретной организации и, затем, приступать к выполнению своих должностных обязанностей в рамках новой профессии.
Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании?
Примечание. Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации “дипломированный специалист”, имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
4. При получении второго высшего образования выдается диплом (диплом бакалавра, специалиста, магистра) (п. п. 2, 3, 4 ч. 7 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Примечание. Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Материал подготовлен при содействии
Группы компаний “Аналитический Центр”
Источник: Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании? // “Электронный журнал “Азбука права”. 2015.
Нелюбимая профессия и переподготовка
В случае если вы ошиблись с выбором профессии, переподготовка поможет вам вернуть радость жизни! Для педагогов с хрупкими нервами, врачей с тонкой душевной организацией, бухгалтеров, которым надоели цифры и сидячая работа, она может подарить новые и эффективные возможности для успешной работы.
Выбирайте вторую профессию, только исходя из своих интересов и природных задатков. Если вы с детства любите математику, хорошо считаете, то выбирайте профессию в экономической сфере. В случае наличия эстетического мышления, художественного вкуса и коммуникабельности, вы без проблем сможете стать, например, сотрудником салона красоты (в любом направлении) парикмахером, художником-декоратором, дизайнером.
Помните, что лучший стимул к профессиональному усовершенствованию, карьерному росту, это самомотивация и любовь к своему делу.
Сколько часов необходимо для переподготовки и получения новой специальности
Количество часов на курсах переподготовки выгодно отличается от тех норм, которые приняты на бакалавриате или в магистратуре в вузах. Это связано с тем, что на курсы принимают людей, которые уже имеют базовое высшее образование и не обязаны изучать дополнительные предметы. Для получения новой профессии им необходимо только освоить профильные предметы и сдать по ним экзамены. Поэтому на вопрос, сколько часов должна быть переподготовка, можно ответить, что в четыре раза меньше, чем в университетских программах. При этом качество обучения не снижается.
Почему тогда учиться на курсах переподготовки сложнее, чем в университете? Потому что наполненность программ по профильным предметам очень высокая. Это сродни тому, если человек кардинально меняет специальность при поступлении в магистратуру: базовых навыков нет, теории нет, а уже нужно писать научную работу по абсолютно новой теме.
Это требует концентрации внимания, времени и сил, так как не всегда удается разобраться с материалом – приходится искать источники или атаковать просьбой о помощи преподавателей. Самое главное, что ответственность за качество знаний целиком ложится на студента (или, в нашем случае, на слушателя курсов).
Для чего нужна профессиональная переподготовка?
Многие люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, по разным причинам не хотят или не могут работать по своему профилю. Пройдя переподготовку, они получают все теоретические знания для новой сферы, частично закрепляют эти знания на практике и приступают к профессиональной деятельности через непродолжительное (по сравнению со сроком получения второго высшего образования) время.
В большинстве случаев профессиональная переподготовка обязательна, если у человека нет профильного образования для работы на желаемой должности. Например, для занятия должности «психолог» высшего образования по направлению «Педагогика» или «Социальная работа» будет недостаточно. Чтобы человек с таким образованием мог строить карьеру психолога, ему нужна переподготовка по программе «Психология».
Если знания и навыки сотрудника, долгое время находящегося на той или иной должности, стали неактуальными или устарели, ему тоже нужно доучиться или переучиться по утвержденной программе, чтобы продолжать трудовую деятельность.
Внутрипроизводственная текучка, связанная с поиском сотрудниками лучших условий работы в других компаниях, и стремление руководства к взаимозаменяемости работников также являются причинами для прохождения дополнительного образования.