Стадия наблюдения при процедуре банкротства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадия наблюдения при процедуре банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основанием для решения Арбитражного суда о введении стадии наблюдения является статья №63 Федерального закона «О несостоятельности юрлиц». Механизм наблюдения позволяет определить все требования по порядку, а также признаки фиктивного банкротства. В документе прописаны дальнейшие действия, которые должен выполнить должник для реализации банкротства.
Особенности стадии наблюдения
Можно заметить, что стадия наблюдения числится первой в списке этапов и проводится в любом случае. Данная процедура является необходимой и применяется к должникам для обеспечения сохранности активов, а также проведения анализа деятельности юрлица. Кроме того, стадия наблюдения позволяет составить полный список требований со стороны кредиторов.
На этом важном этапе проводится общее собрание, на которое приглашают кредиторов и принимают несколько решений:
- Вводится или не вводится процедура санации (оздоровления) предприятия. Если решение положительное, то поступает ходатайство в суд.
- Принимается решение о введение внешнего управления.
- Составляется план действий.
- Поступает обращение в суд для введения конкурсного производства, если не используется оздоровление.
- Принимается решение о создании комитета кредиторов.
Временный управляющий
Ключевой фигурой процедуры наблюдения является временный управляющий, назначенный кредитором. Вся его деятельность направлена на максимально эффективное разрешение ситуации с учетом интересов обеих сторон. Статья 66 Закона № 127 наделяет управляющего широким спектром полномочий в рамках которых он может:
- Лишить управляющих полномочий руководителей подведомственного предприятия;
- Оспаривать наличие и размер предъявляемых кредиторами требований;
- Самостоятельно инициировать аннулирование сомнительных операций в судебном порядке;
- Обеспечивать посредством судебных решений невозможность изъятия какого-либо имущества должника представителями кредитора, исполнительной службой.
- Также на управляющего возложен комплекс обязательных действий (статья 67): мониторинг состояния и перспективности оздоровления предприятия, ответственность за целостность имущества, создание перечня кредиторов, оформление отчета о проведенной работе и предоставление его в суд.
Стоит отметить, что согласно статьи 65, управляющий может быть освобожден от обязанностей до окончания предельного срока их исполнения по собственному заявлению или же в следствии претензий со стороны участников процедуры.
Анализ финансового состояния
При проведении всеобъемлющего анализа используется комплексный подход в изучении первичной документации: договора, платежные документы, бухгалтерские и налоговые регистры. Помимо этого проводится оценка грамотности и компетентности руководства в разрезе хозяйственных операций, сопоставляются факторы, приведшие к возникновению и критическому размеру кредиторской задолженности.
Для более точного и эффективного исследования представленных материалов, управляющий в праве воспользоваться квалифицированной помощью узконаправленных специалистов в сфере юриспруденции, финансовой аналитики, бухгалтерского учета и управленческого менеджмента.
Результатом проведенной работы является:
- Выявление моментов, свидетельствующих о фиктивности банкротства;
- Определение реальной ликвидной стоимости активов, их аккумуляцию и полное сохранение;
- Составление заключения о перспективах субъекта – должника и последующих действиях относительно него: поэтапное восстановление деятельности и позитивного платежного баланса или же полная ликвидация со списанием всех долговых обязательств.
Наблюдение, финансовое оздоровление и другие этапы
Если арбитраж удовлетворяет требование искового заявления, назначается процедура наблюдения. Она преследует следующие цели:
- сохранить имущество организации-должника;
- проанализировать финансовое состояние предприятия;
- внести в реестр все требования кредиторов и провести их первое собрание для определения дальнейшей судьбы общества;
- определить следующую процедуру банкротства.
В зависимости от итогов на этом этапе суд рассматривает ходатайство заинтересованных лиц, участвующих в банкротстве, и принимает решение о введении:
- финансового оздоровления;
- внешнего управления;
- конкурсного производства.
В первом случае преследуется цель восстановить платежеспособность предприятия. Составляется новый план погашения обязательств перед кредиторами, который начинает выполняться с момента введения финансового оздоровления.
Что такое банкротство юридического лица? Это невозможность отвечать по своим обязательствам в деньгах, в число которых входит:
- перечисление заработной платы;
- уплата обязательных налогов и сборов;
- задолженность контрагентам по поставкам и услугам;
- погашение кредитов, займов и процентов по ним.
Принято выделять 4 вида банкротства предприятия:
- Реальное, когда юридическое лицо не может восстановить финансовое положение даже после финансового оздоровления. У него остаётся один выход — ликвидировать компанию;
- Техническое. Возникает если юридическое лицо имеет просрочку по задолженности, но при этом объём его активов выше, чем сумма долговых обязательств. После проведения оздоровительных процедур и реализации активов компания может выйти из состояния банкротства и продолжить работу;
- Фиктивное, когда юридическое лицо специально подаёт заведомо ложную информацию о своём плохом финансовом положении;
- Преднамеренное. Такое умышленное банкротство подразумевает, что руководство юридического лица специально доводит его до критического состояния, чтобы объявить себя банкротом.
Стадии процедуры банкротства юридических лиц
Процедура банкротства состоит из четырёх основных этапов:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление (санация);
- внешнее управление;
- конкурсное производство.
Первое собрание кредиторов в период наблюдения
Первое собрание кредиторов — основной этап процедуры наблюдения при банкротстве. Это мероприятие, на котором решается, какая процедура последует после: внешнее управление, финансовое оздоровление или конкурсное производство. Также возможно принятие мирового соглашения.
В нем участвуют кредиторы, успевшие предъявить свои требования за отведенное время и включенные судом в реестр. Проводится оно не позднее, чем за 10 дней до окончания срока, отведенного на процедуру наблюдения.
На рассмотрении собрания могут находиться следующие вопросы:
- Создание комитета, состоящего из кредиторов, определение его членов и полномочий.
- Определение кандидатуры арбитражного управляющего, выдвижение дополнительных требований к нему, а также к внешнему и конкурсному управляющему (в зависимости от того, какая процедура последует).
- Необходимо ли проводить процедуру финансового оздоровления или внешнего управления для компании-должника.
- Решение об обращении с ходатайством для инициализации процедуры конкурсного производства.
- Обсуждение прочих вопросов, важных для дела о банкротстве и предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Все решения принимаются на основании отчета о делах организации-должника и ее дальнейших перспективах. Если сохранение деятельности компании целесообразно, то далее следует финансовое оздоровление или внешнее управление.
При невозможности восстановления деятельности и платежеспособности, принимается решение об обращении в судебный орган с ходатайством об инициализации конкурсного производства. Данная процедура почти всегда приводит к ликвидации компании и, следовательно, ее исключение из Единого гос. реестра юридических лиц.
Нюансы процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица и последствия ее введения в 2023 году – Юридическая поддержка
Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).
В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.
Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.
Это приводит к следующей стандартной ситуации.
Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.
Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.
Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.
То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.
Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?
Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.
Обеспечение сохранности имущества должника
В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.
Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.
Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой — бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.
В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.
Вот лишь некоторые – самые значимые из них.
(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).
Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.
В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).
Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).
Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).
Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже механизмы его защиты.
(б) В случае выявления признаков недобросовестного распоряжения имуществом (именно признаков – даже не фактов) — управляющий вправе заявить обеспечительные меры на основании пункта 1 статьи 66 ЗоБ: запретить директору совершать те или иные сделки, направленные на уменьшение имущества должника (без согласия управляющего). Иногда такой запрет может касаться всего имущества должника и его денежных средств (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 года по делу №А43-21316/2016).
(в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.
Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например, если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).
Каково окончание наблюдения как процедуры банкротства: последствия
Если во время разбирательств сторонам удается прийти к мирному соглашению, юрлицо и займодатели договариваются о выплате задолженности самостоятельно. Условиями погашения может быть предусмотрено: поэтапное внесение средств, предоставление должником товаров и услуг, соответствующих по стоимости размеру долга. Нередко в процессе оговариваются возможности продолжения сотрудничества. При таком раскладе наблюдательные мероприятия по признанию ЮЛ неплатежеспособным прекращаются. Компания может продолжать работать в прежнем режиме.
Когда же к обоюдному согласию прийти не удается, по итогам сведений о предприятии, полученных независимым экспертом, судебный орган может вынести решение о переходе на другой уровень банкротства:
- Финансовое оздоровление, направленное на восстановление платежеспособности юрлица и выплаты им задолженности.
- Внешнее управление с передачей полномочий управляющему.
- Конкурсное производство, целью которого является удовлетворение претензий займодателей.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Стадия внешнего управления регламентируется главой VI Закона о банкротстве. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов либо в случаях, установленных п. 2,3 ст.75 Закона о банкротстве.
Внешнее управление вводится на срок 18 месяцев. Этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев.*
Главной целью внешнего управления как и финансового оздоровления является санация предприятия.
Особенности внешнего управления:
- отстраняются органы управления должника;
- управление организацией осуществляет внешний управляющий согласно плану внешнего управления;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, возникших до введения внешнего управления.
* Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2-х лет.
Стадия внешнего управления заканчивается:
- прекращением производства по делу;
- введением процедуры конкурсного производства.
Процедура конкурсного производства
Процедура конкурсного производства регламентируется главой VII Закона о банкротстве. Процедура конкурсного производства открывается арбитражным судом в связи с решением о признании должника банкротом.
Срок проведения процедуры конкурсного производства 6 месяцев. Данный срок может быть продлен на 6 месяцев.
Цели введения процедуры конкурсного производства должника:
- инвентаризация и оценка имущества должника;
- продажа имущества должника;
- соразмерное удовлетворение требований кредиторов.
Процедура конкурсного производства заканчивается:
- введением внешнего управления (если ранее оно или финансовое оздоровление не вводилось, и есть основания для восстановления платежеспособности должника);
- удовлетворением требований кредиторов за счет реализации имущества должника;
- оставшееся после удовлетворения требований кредиторов передается учредителям или муниципальным властям (если учредители не заявили прав на имущество);
- внесением записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.