Ответственность водителя за непропуск пешехода на переходе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность водителя за непропуск пешехода на переходе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь в новых поправках ПДД уточняется понятие пешеходный переход. К тексту о пешеходных переходах добавлена фраза о трамвайных путях. Таким образом, законодатели устраняют тот пробел, который существовал в прежней редакции ПДД. Ведь по старым Правилам участок трамвайных путей, пересекающийся с переходом через проезжую часть прилегающей дороги, не давал преимущества движения пешеходу.
Поэтому водитель, объезжая машины, остановившиеся перед «зеброй», по трамвайным путям, имел право не уступать дорогу людям, переходящим через дорогу. Это создавало угрозу безопасности и жизни и могло использоваться в пользу водителя для смягчения наказания. Сейчас эта лазейка закрыта. В новой редакции ПДД пешеходный переход — это также и участок трамвайных путей, и уступать дорогу пешеходам обязаны как водители обычных транспортных средств, так и водители трамваев.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

  • Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

  • Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
  • Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

  • Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.

Инструкция: Как пропускать пешехода на зебре?

  1. Обращаем внимание на разметку и дорожные знаки,
  2. Замедляемся перед знаком «пешеходный переход» и разметкой типа «зебра»,
  3. Осматриваем прилегающие к дороге тротуары, выискивая пешеходов, направляющихся к «зебре»,
  4. Оцениваем скорость пешехода и расстояние до зебры. Соотносим эту информацию со скоростью своего автомобиля и расстоянием от машины до зебры.
  5. Если оценка ситуации показывает, что пешеход достигнет зебры быстрее чем вы, снижаем скорость. Если оценка ситуации показывает, что ваш автомобиль достигнет зебры быстрее, чем ее коснется нога пешехода – продолжаем движение с прежней скоростью или ускоряем движение машины.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОПУСКАТЬ ПЕШЕХОДА

Существенно изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2 ПДД, касающихся движения пешеходов и транспорта на нерегулируемых переходах. Здесь старое требование «пропустить пешехода» сменилось на формулировку «уступить дорогу».
Понятие «Уступить дорогу» дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Смысл изменения внешне одинакового по смыслу толкования заключается в том, что если раньше, как только человек вступал на «зебру», все водители должны были останавливаться и пропускать пешехода, пока он не пройдет. Теперь останавливаться и уступать дорогу водитель обязан только в непосредственной близости, когда он может помешать переходить дорогу или изменить траекторию и скорость движения пешехода.
Таким образом, проезжать переход нужно так, чтобы пешеход не остановился, пропуская машину, или не ускорил шаг, стараясь быстрее миновать проезжую часть. Если проезжая полоса широкая и человек вступил на пешеходный переход, но находится далеко от машины, то можно не останавливаться и не пропускать пешехода. То же самое, если если человек стоит возле перехода и болтает по телефону, то водитель не обязан ждать, когда он начнет переходить, чтобы пропустить.

Что следует понимать под пропуском пешехода

Этот пункт является самым сложным и противоречивым в понимании темы. Правила дорожного движения, а также КоАП не дают четкого определения и процедуры. Поэтому водителям приходится самим интерпретировать правила, что не всегда хорошо получается. Правила дорожного движения не требуют безоговорочной остановки или начала торможения, поскольку каждая ситуация на дороге индивидуальна. Преимущество должно быть предоставлено, как только человек вступает на пешеходный переход (если переход не управляется светофором).

ВНИМАНИЕ!!! Если пешеход переходит проезжую часть в запрещающий сигнал светофора, а также вне пешеходного перехода, водитель не должен безоговорочно пропускать пешехода. Этот аспект не регулируется правилами дорожного движения, но большинство инспекторов и преподавателей автошкол придерживаются мнения, что пешехода следует пропускать только в установленном месте. Резкое торможение в непредусмотренном месте (где другие водители могут этого не ожидать) может стать причиной аварии иного рода. Конечно, нельзя сбивать пешеходов, поэтому водитель должен правильно расставлять приоритеты в каждой ситуации.

Читайте также:  Старый дом и сложности регистрации: позиции ВС о недвижимости

В последних изданиях эти требования стали применяться и в трамвайной зоне. Кроме того, термин «пас» был заменен на «выход». В основном это связано с конкуренцией понятий, так как термин «пропуск» не прописан в правилах, в то время как «доходность» включен и четко объяснен. Пропустить — значит не делать ничего, что может причинить неудобства другому участнику дорожного движения (если у него есть преимущество). Неудобство заключается в изменении скорости или направления движения.

Велосипедист также обязан уступить дорогу. Не разрешается ездить на велосипеде в пределах пешеходной зоны. Чтобы пересечь проезжую часть, вы должны сойти с лошади и идти рядом. С введением этого положения водители получают снижение ответственности за наезд на велосипедиста в зоне «зебры», если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.

Нововведения в законодательстве изменили восприятие некоторых понятий, повлияв на ряд положений. Прежде всего, это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое было заменено, как уже говорилось выше, на «уступить дорогу с приоритетом».

Смысл постановления заключается в том, что водитель теперь не обязан останавливаться и ждать человека, переходящего дорогу, если он находится на встречной полосе. Вы должны остановиться, когда пешеход находится ближе всего к полосе, по которой движется автомобиль. Во время движения, с другой стороны, скорость должна быть рассчитана таким образом, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Изменение времени движения позволило уменьшить заторы, ускорив общий поток транспорта.

Пешеход неожиданно появился на переходе

Часто случается так, что водителю приходится оказаться в сложной ситуации, когда пешеход неожиданно выходит на пешеходный переход без уведомления о своем намерении. Что делать в таких случаях и какую ответственность несут водители и пешеходы? Разберемся вместе.

Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), водитель должен уступить дорогу пешеходам, находящимся на пешеходных переходах или переходящим дорогу по ним. В случае наезда на пешехода в таких ситуациях водителю грозит штраф и возможность лишения водительских прав.

Чтобы избежать таких ситуаций и снизить риск наезда на пешехода, ГИБДД осуществляет профилактическую работу. С помощью свежих разъяснений и алгоритма действий водитель может получить информацию о том, как должен поступить в подобной ситуации, чтобы избежать правонарушения и травмы пешехода.

Штраф на пешеходном переходе: что происходит в судах?

Штраф на пешеходном переходе – одно из самых распространенных нарушений правил дорожного движения, за которое водители часто попадают на скамью подсудимых. В этом разделе мы рассмотрим, что происходит в судах в случае нарушения ПДД на пешеходном переходе и какие наказания могут ожидать водителей.

В случае наезда на пешехода на пешеходном переходе или воспрепятствования ему перехода, водитель может быть оштрафован за правонарушение. Штраф за нарушение правил уступать дорогу пешеходу на пешеходном переходе устанавливает Государственный инспекторат по дорожному движению (ГИБДД) или другие компетентные органы.

Если водитель не согласен с обвинением и у него есть возможность оправдаться, то он может обжаловать штраф и отстаивать свою позицию в суде. Для этого он должен собрать все необходимые документы и предоставить их в суд, чтобы доказать свою невиновность.

В суде особое внимание уделяется действиям водителя при совершении наезда на пешехода на пешеходном переходе. Водитель должен показать, что он сделал все возможное, чтобы избежать наезда. Если водитель предоставит разъяснения своего медицинского заключения и докажет, что он был не в состоянии предугадать действия пешехода (например, если пешеход выбежал на дорогу из-за припадка), то ему могут сделать скидку на размер штрафа или даже вообще его освободить от ответственности.

Что касается пешехода, то водитель может жаловаться на него, если пешеход совершил действия, противоречащие ПДД, и спровоцировал наезд или создал угрозу дорожной безопасности. В таком случае, водителю следует собрать свежие доказательства (медицинские заключения, свидетельские показания) и обратиться в МВД или ГИБДД для проверки.

Оплата штрафа устанавливается в соответствии с ПДД: сумма штрафа зависит от тяжести правонарушения, может быть установлена посредством исчисления стандартов штрафов или судом, исходя из свидетельских показаний и других доказательств.

В случае получения травм в результате наезда на пешехода на пешеходном переходе, водитель несет ответственность и может быть привлечен к уголовной или административной ответственности в зависимости от тяжести причиненных травм.

Что значит не уступил дорогу?

Согласно ПДД водитель не должен осуществлять начало, возобновление либо продолжение движения в случае, если это может спровоцировать то, что другие участники движения, которые имеют преимущество, изменить направление движения или скорость.

Судить о том, что водитель не уступил дорогу идущему по “зебре” человеку следует, если:

  • управляющий транспортным средством вынудил прохожего ускориться на “зебре” тем, что превысил скорость;
  • водитель проигнорировал сигнал светофора;
  • не снизил скорость перед “зеброй”;
  • если человек с белой тростью подал сигнал и водитель его игнорировал;
  • водитель проигнорировал то, как люди направляются к маршрутному такси, где его водитель осуществляет посадку и высадку пассажиров;
  • не отреагировал на то, то перед ним стоит автомобиль со знаком “Дети”.

Когда требуется уступить дорогу

Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:

  • Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
  • На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
  • Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
  • Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
  • Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
  • Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.

Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода

Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:

  • Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.

  • В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.

  • Освободить проезжую часть, если движение для других водителей стало невозможным. Но перед тем как уехать, сфотографируйте как стоит машина, все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
  • Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Теоретические аспекты

Если до внесения поправок в правила, под переходом понимался только участок дороги, выделенные двумя специальным знаками, то в текущий момент дано несколько расширенное определение. Под пешеходным переходом все также следует понимать зону, выделенную двумя знаками, но теперь она может пересекать трамвайные пути, которые зачастую пересекают разделительную линию разметки. Это означает, что теперь водители трамвая обязаны пропускать переходящих дорогу людей. Однако, не стоит переходить дорогу на пересечение движущемуся трамваю – далеко не всегда он сможет быстро и эффективно затормозить.

В прошлой редакции правил обгон на пешеходном переходе был запрещен только в том случае, когда на нем находились люди. Это порождало много необоснованных споров и судебных разбирательств поскольку не было урегулировано то, что может считать нахождением на пешеходном переходе (например, когда обгон совершается на правой стороне проезжей части, а пешеход уже находится на левой и заканчивает пересечение дороги).

ВАЖНО !!! Сейчас же запрещено совершение обгона на пешеходном переходе в любом случае, независимо от присутствия на нем людей.

До внесения изменений 2014 года водитель не был обязан тормозить или останавливаться, если ТС, движущееся по соседней полосе, останавливалось перед пешеходным переходом. Единственная обязанность была удостовериться в безопасности своего движения. Сегодня же водитель должен также снижать свою скорость, если это делают соседние автомобили.

Все вышеперечисленные изменения были направлены на повышения безопасности дорожного движения в первую очередь для пешеходов. За нарушение любого из пунктов правил на водителя будет наложена административная ответственность.

Инструкция: Как пропускать пешехода на зебре?

  1. Обращаем внимание на разметку и дорожные знаки,
  2. Замедляемся перед знаком «пешеходный переход» и разметкой типа «зебра»,
  3. Осматриваем прилегающие к дороге тротуары, выискивая пешеходов, направляющихся к «зебре»,
  4. Оцениваем скорость пешехода и расстояние до зебры. Соотносим эту информацию со скоростью своего автомобиля и расстоянием от машины до зебры.
  5. Если оценка ситуации показывает, что пешеход достигнет зебры быстрее чем вы, снижаем скорость. Если оценка ситуации показывает, что ваш автомобиль достигнет зебры быстрее, чем ее коснется нога пешехода – продолжаем движение с прежней скоростью или ускоряем движение машины.

Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?

Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.

Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.

Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.

В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:

Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.

Где водитель обязан пропускать пешеходов?

Согласно действующим правилам дорожного движения водитель должен уступать дорогу пешеходам в таких ситуациях:

На пешеходном переходе. Независимо от того, регулируемый это переход или нет, каждый водитель знает, что согласно пункту 14.1 он не должен мешать людям, идущим на зебре.

При повороте на перекрестке. В 2021 году п.13.1. Правила дорожного движения предписывают водителю повернуть направо или налево, чтобы позволить всем людям переходить улицу пешком. Это правило также применяется к ситуациям, когда:
— на проезжей части нет следов перехода;
— автомобиль движется по главной дороге;
— водитель проезжает зеленый свет, что позволяет повернуть в нужном направлении;
— загорелась лампочка запрета для людей, идущих, но они не успели завершить маневр.

Читайте также:  Может ли муж получить декретные вместо жены со своей работы?

При входе и выходе на прилегающую территорию. Пункт 8.3 четко прописывает обязанности водителя, движение которого так или иначе связано с прилегающей территорией:
— на выезде с прилегающей территории нельзя создавать какие-либо препятствия для пешеходов и транспортных средств, уже находящихся на проезжей части;
— при выезде с дороги приоритет отдается участникам дорожного движения, траекторию которых пересекает автомобиль, в том числе пешеходам.

Слепые пешеходы. Пункт 14.5. В 2021 году ПДД требует, чтобы слепые пешеходы сигнализировали о своем намерении перейти дорогу белой тростью. Во всех случаях они имеют преимущество на дороге. Даже если представителей этой категории людей нет на «зебре», их нужно пропустить.

Общественный транспорт. Пункт 14.6. Правила дорожного движения предписывают водителям уступать дорогу пассажирам, которые садятся в транспортное средство, движущееся по строго обозначенному маршруту или покидающее его, при соблюдении всех трех условий:
— автобус или другое транспортное средство находится на специально обозначенной остановке;
— двери, к которым подходят пассажиры, расположены со стороны проезжей части;
— подвешенный транспорт считается транспортом с односторонним движением (а не, например, автобусом, перевозящим сотрудников какой-либо частной компании).
Пассажиры, выходящие или садящиеся в трамвай, в любом случае имеют приоритет в движении.

В сторонке. Пешеходы, движущиеся по обочине дороги, также должны уступать дорогу в соответствии с п. 4.1. Правила дорожного движения, но только при отсутствии специально оборудованных тротуаров и пешеходных дорожек.

Ситуации, в которых водитель должен уступить дорогу пешеходам

Помимо случаев, описанных выше, водитель может быть привлечен к административной ответственности, если он не отдавал приоритет пешеходам в других ситуациях, предусмотренных правилами дорожного движения.

Правила проезда Описание ситуации
13,1 Пешеход переходит с одного тротуара на другой, а машина выезжает за поворот
8,3 Пешеход выезжает с перекрестка на прилегающую территорию, а водитель выезжает с дороги
8,3 Пешеход переходит с одного тротуара на другой по прилегающей территории и машина выезжает на дорогу
14,5 Слепой пешеход с белой тростью переходит улицу
14,6 Пешеходы направляются к общественному транспорту со стороны ворот

Все представленные в таблице случаи дают пешке преимущество перед машинами. Непропуск человека в такой ситуации также рискует наложить штраф в размере 1500-2500 рублей.

Размер штрафов за непрохождение пешехода, согласно действующему законодательству, составляет 1500-2500 рублей. Точную сумму штрафа определяет сотрудник ГИБДД. Так, если водитель не привлекался к ответственности в течение 12 месяцев по п. 12.18 КоАП РФ, ему назначается минимальный штраф. В случае повторного нарушения инспектор выписывает водителю максимальный размер штрафных санкций.

Объем восстановления можно уменьшить в 2 раза. Для этого необходимо закрыть долговые обязательства в течение 20 дней с момента вступления указа в силу. Согласно п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, если в этот период гражданин уплатил штраф, ему предоставляется скидка 50%. Таким образом, если на водителя был наложен штраф в размере 1500 рублей, он платит только 750 рублей.

Когда к человеку применяются санкции на основании данных, полученных с видеокамеры, он получает приказ по почте. Это может привести к тому, что уменьшенная сумма не истечет из-за поздней корреспонденции. Согласно пункту 1.3 статьи 32.2 КоАП срок может быть восстановлен. Для этого они обращаются с ходатайством к главе ГИБДД, от которой пришло решение, или в суд.

Если гражданин вовремя не закрывает долговые обязательства, наказание ужесточается. Согласно действующему законодательству, водителю дается 1,5 недели на обжалование решения, 60 дней на выплату штрафа. В случае просрочки к нарушителю применяются штрафные санкции в соответствии со статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ред. 410-ФЗ от 06.12.2011 г. 161-ФЗ от 08.12.2003г.

Уклонение гражданина от исполнения административного взыскания влечет за собой следующие последствия:

  • обязательная работа до 50 часов.
  • тюремное заключение на срок до 15 суток;
  • увеличение штрафа в 2 раза от суммы на квитанции, но не менее 1000 руб.;

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

Возмещать ущерб пострадавшим должна страховая компания водителя (если у него есть активный полис ОСАГО, это обязательное условие для участника дорожного движения). Если пострадали люди – сумма возмещения составит до 500 тысяч рублей, если только имущество – до 400 тысяч. Если у виновного нет полиса ОСАГО, взыскивать деньги с нарушителя придется через суд.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *