Раздел III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел III. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с ч. 2 ст. 65 тк РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

Переоформление допуска к государственной тайне

О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.

Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:

  1. Особая важность.
  2. Секретно.
  3. Совершенно секретно.

Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:

  • ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
  • Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
  • Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
  • Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
  • Объем золотого запаса.
  • Правонарушения госучреждений.

Этап 1Представление документов

Согласно п. 28 инструкции претендент на доступ к государственной тайне обязан представить:

1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

Защита гостайны от утечек

Защита государственной тайны от разглашения осуществляется с помощью следующих мер:

  • Полное и своевременное удовлетворение информационных потребностей государственных органов и предприятий, нуждающихся в секретной информации для выполнения стоящих перед ними задач. Получая все необходимые сведения вовремя, организации не станут искать их самостоятельно – и тем легче будет отслеживать каналы обмена информацией. А допуск специалистов к секретной информации вполне отслеживается.
  • Ограждение секретных сведений от несанкционированного доступа.

Последняя мера включает в себя:

  • личную ответственность каждого человека, имеющего доступ к гостайне, за её разглашение;
  • меры информационной безопасности. Самое банальное: сведения доносятся до каждого конкретного лица лишь в той части, которая его касается; доступ к электронной информации блокируется с помощью средств криптографии, а к распространяемых на бумажных носителях сведениям – с помощью организационных мер (ознакомление с подпиской о неразглашении, перекрытие физического доступа к секретной информации (например, она вся хранится в особом отделе и выдаётся только лицам, имеющим доступ) и т. д.).

Полный перечень мер, методов и способов, защищающих секретные сведения от утечки, сам по себе является государственной тайной.

Осторожно: государственная тайна!

Погашение и снятие судимости. Амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности

  • Анализ контроля точности изготовления деталей, определение размеров, отклонений и допусков
  • В юридическом смысле нужно различать государственный учет и государственную регистрацию
  • ВВЕДЕНИЕ. Вопросы, знание которых обязательно для допуска к выполнению работы
  • ВВЕДЕНИЕ. Допускается использовать исключительно в образовательных целях
  • Вопрос 102. Ответственность за государственную измену (ст.275 УК)
  • Поиск на сайте:

    действуетРедакция от 26.02.1996Подробная информация

    Наименование документ «ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РКА, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ЗАЩИТУ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ» (утв. Приказом РКА от 26.02.96 N 23)
    Вид документа приказ, положение
    Принявший орган рка
    Номер документа 23
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 26.02.1996
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус действует
    Публикация
    • На момент включения в базу документ опубликован не был
    Навигатор Примечания

    Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»

    Формы допуска подразделяются на виды:

    1. 1 форма – предоставляется при работе с информацией особой важности.
    2. 2 форма – при работе с совершенно секретными данными.
    3. 3 форма – при работе с секретной информацией.

    Если у сотрудника есть доступ к данным повышенной секретности, то он автоматически получает доступ и к данным относительно низкой секретности.

    Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

    1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
    2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
    3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
    4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
    5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
    6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.
    Читайте также:  Малоимущая семья - как получить статус, документы, сумма субсидий

    В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

    Сотрудники с доступом периодически проверяются. В процессе проверки устанавливаются эти положения:

    • Актуальность сведений, указанных при первичном предоставлении допуска.
    • Нужен ли доступ к гостайне при дальнейшей работе на должности.

    Проверка выполняется со следующей периодичностью:

    • Для 1-й формы допуска – каждые 10 лет.
    • Для 2-й и 3-й форм – каждые 15 лет.

    Если в ходе проверки выяснилось, что для работы на должности больше не нужно иметь доступа к тайне, сотрудник лишается этого доступа.

    Основания для прекращения доступа перечислены в статье 23 ФЗ №5485-1:

    • Сокращение штата и прочие организационные мероприятия, в связи с чем действие трудового договора сотрудника прекращается.
    • Есть соответствующее решение руководителя.
    • Разглашение гостайны сотрудником или другое нарушение обязательств, связанных с доступом.
    • Появление препятствий к доступу к гостайне. К примеру, сотрудник уехал за границу.

    Прекращение доступа к гостайне не снимает обязательств с сотрудника касательно неразглашения сведений.

    Государственные секреты – защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам Республики Беларусь.

    Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.

    Формы допуска к государственной тайне

    Государственная тайна – комплексное понятие, включающее в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения или в целях, отличных от исполнения служебной (профессиональной) деятельности, может нанести ущерб интересам государства.
    Военнослужащие – в силу специфики их профессиональной деятельности, относятся к категории лиц, выполняющих функций по защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Российской Федерации. Их деятельность связана с использованием различных видов вооружений, тактик и стратегий, разведданных. Именно поэтому, Министерством обороны разработаны специальные меры защиты государственной тайны, созданы специальные подразделения по защите гостайны и издан приказ, регламентирующий все сферы деятельности, связанные с защитой государственной тайны, порядком допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну. Периодически проводятся проверки, установлен порядок учета осведомленности после прекращения допуска к гостайне и целый ряд иных мероприятий.

    Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. №1313 «Об утверждении Инструкции порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

    Рекомендую Вам Елена внимательно ознакомиться с нижеприведенными нормами права, в которых содержится аргументированный ответ на Ваш вопрос:

    Согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 27.07.

    2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством РФ.

    Кроме того, обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

    В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

    Внесению в банки данных подлежит, в том числе информация о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в связи с примирением сторон (п. 4 ч. 3).

    Читайте также:  Оформление права собственности на новостройку

    Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (ч. 8).

    В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или нормативных правовых актов Правительства РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Совместным приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.

    2005 «О едином учете преступлений» утверждены «Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов».

    Согласно разделу «III. Учет преступлений» подлежит оставлению на учете преступление в случаях прекращения уголовного дела или уголовного преследования: в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), за исключением преступлений по уголовным делам частного обвинения (п. 38):

    Цитата:

    38. Подлежит оставлению на учете преступление в случаях прекращения уголовного дела или уголовного преследования:

    за истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

    вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

    в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

    в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), за исключением преступлений по уголовным делам частного обвинения;

    за непричастностью подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

    в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ);

    в связи с применением к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК РФ);

    в связи с непричастностью подсудимого к совершению преступления либо в связи с вынесением в отношении него коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта (пп. 2, 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ).

    Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.

    Требования по обеспечению режима секретности в подразделении

    Государственные секреты – защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам Республики Беларусь.

    Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.

    Государственные секреты Республики Беларусь подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна.

    [3]

    Государственная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности, экономических и политических интересов Республики Беларусь, а также создать реальную угрозу безопасности либо правам и свободам граждан.

    Служебная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности, политическим и экономическим интересам Республики Беларусь, а также правам и свободам граждан.

    Тяжесть последствий разглашения секретов определяются в порядке установленном законодательством Республики Беларусь.

    Допуск физического лица к государственным секретам – санкционированное государством право физического лица на доступ к сведениям, составляющем государственные секреты, а также установленная законодательством процедура оформления этого права.

    Оформление допуска физического лица к государственным секретам – процедура получения физическим лицом право на доступ к сведениям, составляющим государственные секреты.

    Допуск физических лиц к государственным секретам осуществляется на основании заключаемого с ними в добровольном порядке договора о допуске к государственным секретам.

    Решение о допуске физического лица к государственным секретам принимает руководитель организации, после согласования допуска с органом государственной безопасности.

    Ответственность за нарушение режима государственной тайны

    Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

    Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).

    Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

    • Ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
    • Ст. 276 УК РФ «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
    • Ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет.
    • Ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.
    Читайте также:  Телефоны аварийных служб Краснодара

    При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким «нехорошим» статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

    Ограничения для секретоносителей

    Секретоносители, которые допущены (или в прошлом были допущены) к ГТ, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут относиться:

    • к праву выезда в другую страну на время, оговоренное в контракте, когда оформляют допущение гражданина к ГТ (если лицо допускают к особо важной или совершенно секретной информации, максимальный срок ограничения — пять лет с даты последнего ознакомления лица с соответствующими данными), до окончания срока ограничения, определенного трудовым договором или согласно ФЗ от 15.08.1996 № 114. Указанный срок может быть продлен Межведомственной комиссией по защите ГТ, максимум в общей сложности до десяти лет, когда имеется заключение этой комиссии о том, что соответствующие сведения на день подачи заявления о выезде за рубеж сохраняют прежнюю степень секретности;
    • к праву на передачу сведений из состава ГТ и на эксплуатацию открытий (изобретений), включающих такие сведения;
    • к праву на неприкосновенность частной жизни при проведении контрольных мероприятий, когда оформляют допущение к ГТ.

    Лица с двойным гражданством, обретенным по Закону РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1, получают доступ к ГТ аналогично с должностными лицами и гражданами РФ (Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63). Они работают с ГТ по третьей форме только после проверки органами ФСБ.

    Как оформить работнику допуск к государственной тайне

    Место работы сотрудника является основным. Какие последовательные действия должны предпринять работодатель и работник при оформлении работнику допуска к государственной тайне? Оформление каких документов, внутренних локальных актов при этом необходимо (описать по очередности)? Должно ли быть прописано в трудовом договоре либо должностной инструкции работника, что у него должен иметься либо имеется допуск к государственной тайне? Какими законами и нормативными актами разъясняется этот порядок оформления допуска?

    В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-I) допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (далее — Допуск) осуществляется в добровольном порядке. При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к гостайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления Допуска в установленном порядке (п. 6 Инструкции. (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Постановление)).

    Ограничения прав для осведомленных лиц

    Законодатель определяет 2 категории лиц, по отношению к которым могут быть установлены ограничения:

    1. Допущенные к гостайне.
    2. Ранее допускавшиеся к гостайне.

    Распределение связано с тем, что периоды ограничений длятся вне зависимости от наличия или отсутствия доступа в настоящее время. К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.

    Существуют такие виды ограничений в правах (Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1, ст. 24):

    1. Выезд за пределы государства. Длительность ограничения по доступу составляет период, предусмотренный в трудовом соглашении во время оформления. Особо важная или совершенно секретная информация ограничит в передвижениях на 5 лет с момента последнего ознакомления или до окончания периода ограничения по трудовому соглашению или ФЗ от 15.08.1996 № 114. Срок может составлять максимально до 10 лет. При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют.
    2. Распространение информации, составляющей гостайну, и использование открытий и изобретений, включающих такую информацию.
    3. Неприкосновенность частной жизни во время осуществления проверочных мероприятий без согласия проверяемого.

    Список должностей, по которым возможно оформление, устанавливает номенклатура должностей сотрудников, которые подлежат оформлению на доступ к гостайне.

    Номенклатуру формирует секретное подразделение предприятия и утверждает у руководителя.

    Алгоритм оформления состоит из нескольких этапов.

    Шаг 1. Работник, который хочет получить доступ к государственной тайне, готовит пакет документов.

    • анкета установленной формы (ф. 4, приложение к Постановлению Правительства РФ от 06.02.2010 № 63);
    • документы, которые удостоверяют личность и обосновывают информацию в анкете (паспорт, военный билет, трудовая книжка, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
    • справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера (Приказ Минздрава 898н);
    • согласие провести в отношении себя мероприятия по проверке (п. 21 анкеты);
    • согласие временно ограничить (частично) свои права.

    Дополнительно придется ознакомиться с действующим в отношении гостайны законодательством (п. 19 анкеты).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *