Как в Казахстане могут измениться пенсии и пособия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в Казахстане могут измениться пенсии и пособия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.
Если доход на каждого члена семьи ниже этого показателя, разница и составляет размер АСП.
Так что размер назначенной суммы АСП для каждой конкретной семьи определяется индивидуально – в зависимости от совокупного дохода и размера черты бедности.
С 2020 года, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, действует новый механизм оказания помощи, направленный на обеспечение её прозрачности, справедливости и мотивации к труду.
Меры государственной поддержки реализуются в комплексе и включают:
- поддержку многодетных матерей, в том числе денежную выплату, предоставляемую в безусловном виде;
- оказание АСП, предоставляемой в денежном выражении на каждого члена семьи;
- предоставление гарантированного социального пакета для детей из числа получателей АСП, предоставляемого в натуральном виде.
Пособие по потере кормильца
Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Сейчас действуют такие размеры пособий:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
- при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).
В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
- при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.
Пенсионерам с доходом ниже 22 тысяч рублей утвердили новую льготу, новости об индексированной пенсии с 01.02.2023
Российские пенсионеры с невысоким уровнем дохода смогут получить в течение 2023 году новую льготу, заявила пенсионный эксперт Анастасия Киреева.
«Оформить льготу можно прямо сейчас, но воспользоваться ею получится только через несколько месяцев», – сказала Киреева.
Речь идет о введенной во многих регионах России льготе для пожилых дачников. С наступлением дачного сезона пенсионеры могут воспользоваться скидками на проезд на пригородном транспорте. Об этом информирует Primpress.
Претендовать на эту меру поддержки могут пенсионеры с невысоким доходом. Так, в Ульяновской области проезд на дачу компенсируют пожилым гражданам, которые получают не более 1,5 региональных прожиточных минимумов, то есть 19 191 рубля. А, например, в Новосибирской области порог получения льготы установлен на уровне 22 092 рублей. Всем жителям региона, кто получает меньше этой суммы, власти предоставят компенсацию проезда. Размер скидки в зависимости от региона проживания составляет от 50 до 100 %.
Воспользоваться льготой можно будет с мая 2023 года. Пока пенсионеры могут без спешки оформить все необходимые документы.
Сколько регионы получат из республиканского бюджета
Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:
- Атырауская область – 213 млрд тенге;
- Алматы – 190 млрд тенге;
- Нур-Султан – 34 млрд тенге;
- Мангистауская область – 13 млрд тенге.
Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.
В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:
- Акмолинской области – 144 млрд тенге;
- Актюбинской – 110 млрд тенге;
- Алматинской – 190 млрд тенге;
- Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
- Жамбылской – 193 млрд тенге;
- Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
- Карагандинской – 134 млрд тенге;
- Кызылординской – 176 млрд тенге;
- Костанайской – 135 млрд тенге;
- Павлодарской – 54 млрд тенге;
- Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
- Туркестанской – 391 млрд тенге;
- Шымкенту – 138 млрд тенге.
Почему необходимо внедрять ОПВР?
Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.
Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тысяч человек, за которых работодатели уплачивают 5-процентные профессиональные пенсионные взносы.
Следует учесть, что солидарная часть пенсии ежегодно уменьшается. Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние пять лет увеличился с 13 до 30 процентов, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10 процентов взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии. Международный опыт это подтверждает. К примеру, в странах ОЭСР средняя ставка взносов составляет порядка 18 процентов, в Сингапуре — 37 процентов (20 процентов из которых уплачиваются работодателем), в Российской Федерации ставка для работодателя составляет 22 процента, в Республике Беларусь 28 процентов и ещё 1 процент уплачивается работником.
Введение ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей.
Введение ОПВР позволит сохранить адекватный уровень пенсионных накоплений казахстанцев при достижении пенсионного возраста (коэффициент замещения дохода после выхода на пенсию), соответствующий международным стандартам.
При этом нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне, в том числе за счет предусмотренных в рамках Налогового кодекса послаблений в части отнесения суммы, уплаченных ОПВР на вычет до налогообложения.
Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).
В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.
Таблица расчета базовой пенсии в Казахстане. Новый расчет пенсии по стажу
Размер базовой пенсии привязан к трудовому стажу и рассчитывается от суммы минимального расчетного показателя в Казахстане. В 2022 году величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 36 018 тенге. То расчет будет выглядеть так:
Стаж работы | Размер базовой пенсии |
нет стажа или стаж до 10 лет | 54% или 19 449,72 |
стаж 11 лет | 56% или 20 170,08 |
стаж 12 лет | 58% или 20 890,44 |
стаж 13 лет | 60% или 21 610,8 |
стаж 14 лет | 62% или 22 331,16 |
стаж 15 лет | 64% или 23 051,52 |
стаж 16 лет | 66% или 23 771,88 |
стаж 17 лет | 68% или 24 492,24 |
стаж 18 лет | 70% или 25 212,6 |
стаж 19 лет | 72% или 25 932,96 |
стаж 20 лет | 74% или 26 653,32 |
стаж 21 год | 76% или 27 373,68 |
стаж 22 года | 78% или 28 094,04 |
стаж 23 года | 80% или 28 814,4 |
стаж 24 года | 82% или 29 534,76 |
стаж 25 лет | 84% или 30 255,12 |
стаж 26 лет | 86% или 30 975,48 |
стаж 27 лет | 88% или 31 695,84 |
стаж 28 лет | 90% или 32 416,2 |
стаж 29 лет | 92% или 33 136,56 |
стаж 30 лет | 94% или 33 856,92 |
стаж 31 год | 96% или 34 577,28 |
стаж 32 года | 98% или 35 297,64 |
стаж 33 года и более | 100% или 36 018 |
Месячный расчётный показатель
Месячный расчётный показатель используется при вычислении размеров различных пособий, соцвыплат, штрафов и налогов. Также этот показатель применяется при определении статуса предпринимателей, вычислении предельно допустимых размеров уставного капитала. А ещё его используют при расчете суммы, которая полагается работнику при оплате больничного.
За последние 9 лет месячный расчётный показатель увеличился на 85%. Его ежегодный прирост в среднем составлял около 6%.
В 2023 году месячный расчётный показатель повысится до 3 450 тенге. Сейчас она составляет 3 180 тенге. Таким образом, показатель вырастет на 270 тенге или на величину индексации — 8,5%.
Расходы на соцсферу в Казахстане в 2023 году запланированы в размере 10,6 триллиона тенге. Они вырастут практически на 2 триллиона тенге. Больше всего денег в бюджете заложено на социальное обеспечение и соцпомощь населению — 4,6 триллиона тенге.
Такой рост расходов на социальную сферу объясняется ежегодной индексацией. Кроме того, увеличивается количество получателей соцпособий и повышаются зарплаты бюджетников. Также в бюджет 2023 года заложены деньги на реализацию нескольких национальных соцпроектов.
Однако если соотнести расходы на соцсферу с валовым внутренним продуктом, то обнаружится, что они снижаются — с 9,5% в 2022 году до 9% в 2023. В том числе соотношение расходов на соцобеспечение и соцпомощь к валовому внутреннему продукту сокращается на 1%, на здравоохранение — на 0,5%, на образование — на 1%.
В казахстане на сколько увеличивается пенсия после 80 лет в 2021 году
Писала, ходила , все бесполезно. Они с до года стаж взяли по количеству месяцев, когда перечислялись ОПВ. Например в году работала 12 месяцев, но бухгалтерия перечисляла 4 раза за весь год, то есть один раз в квартал. Стаж указали 4 месяца вместо ти, хотя по начисленной сумме понятно, что за квартал и вот так съели 8 лет. Получается 4 месяца проработала, затем уволилась, потом через 8 месяцев снова работала, потом снова уволилась.
Да о чем вы, еще пенсии не подняли, уже цены в магазинах на продукты поднимают на 30,50 тг. Господа вы же не успеваете за ростом цен на продукты,тарифы на ЖКХ!? Мы знаем вы за кого нас принимаете,но палку не надо перегибать! Наши бабушки и дедушки получали по 13 тенге пенсию и хватило на все ,было все ровно ,продукты были дешово, вещи доступно ,Госстандарт работал ,. Это еще Что, У нас в поселке вообще все повышают в 2 а то и в 3 раза. В аптеках еже месячной повышают от и до тенге.
Какая доплата к пенсии положена после 80 лет
А вот степень родства пенсионера и того, кто будет за ним ухаживать, для оформления доплаты роли не играет. Это может быть любой родственник или посторонний человек, в том числе не проживающий совместно с пенсионером. Если ухаживающий работал до либо после того, как помогал пожилому человеку, то период ухода может быть включен в его общий страховой стаж.
- заявление от пенсионера о том, что он согласен на осуществление за ним ухода;
- заявление от ухаживающего о том, что он осуществляет уход с определенной даты (с указанием адреса его проживания);
- справки о том, что помощник не получает пенсии и пособия по безработице;
- трудовые книжки и паспорта обоих лиц.
Новые национальные проекты
В нынешнем году начнется реализация нового амбициозного Национального проекта «Комфортная школа», в рамках которого планируется строительство порядка 400 полностью «упакованных» необходимым оборудованием школ на 842 тыс. ученических мест. Данные учебные заведения зададут новую планку качества в казахстанской сфере образования, постепенно выравнивая по этому показателю город и село. Только в 2023 году в различных регионах республики начнется строительство свыше 220 школ.
Активная работа начнется также по Национальному проекту «Модернизация сельского здравоохранения», призванному значительно улучшить качество оказания медуслуг на селе. В рамках него до 2026 года планируется построить, реконструировать и дооснастить 655 объектов первичной медико-санитарной помощи, модернизировать 12 действующих и открыть 20 новых многопрофильных районных больниц. В том числе в 2023 году предусмотрено открытие 309 объектов первичной медико-санитарной помощи.
В текущем году также ожидается принятие еще одного Национального проекта «Доступный Интернет» на 2023-2027 годы, который предусматривает широкомасштабную работу по подключению городов и сел к высокоскоростному интернету, монтаж волоконно-оптических линий связи вдоль республиканских и первостепенных областных дорог, а также внедрение сетей мобильной связи пятого поколения. На сегодняшний день уже установлены базовые станции и проведен пилотный запуск 5G в Астане, Алматы и Шымкенте.
Стоит отметить, что мероприятия в рамках нацпроектов наряду с исполнением Плана действий по реализации Предвыборной программы Президента РК и исполнением социальных обязательств финансируются государством в приоритетном порядке.
С начала года казахстанцам выплатили пенсий на 939 млрд тенге
- На 1 мая казахстанцам выплачено пенсий на сумму более 939,3 млрд тенге. В апреле 2022 года из республиканского бюджета на пенсионные выплаты было направлено 234,4 млрд тенге, из них на выплату базовой пенсии – 71,3 млрд тенге, солидарной пенсии – 163,1 млрд тенге.
На 1 мая 2022 года численность пенсионеров составляет 2 млн 245 тыс. человек. Средний размер пенсионных выплат (с учетом базовой пенсионной выплаты) на 1 мая 2022 года составил 105 193 тенге.
Напомним, с 1 июля 2018 года государственная базовая пенсионная выплата назначается каждому получателю индивидуально, с учетом его стажа участия в пенсионной системе.
- При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются трудовой стаж, выработанный в солидарной системе на 1 января 1998 года, а также периоды, за которые уплачивались обязательные пенсионные взносы (далее — ОПВ).
Так, если стаж участия в пенсионной системе составляет 10 и менее лет, а также при его отсутствии размер базовой пенсии равен 54 % от величины прожиточного минимума, далее за каждый год сверх 10 лет ее размер увеличивается на 2 %. К примеру, при стаже участия 20 лет базовая пенсия составит 74 % от прожиточного минимума, 30 лет – 94 % от прожиточного минимума. При стаже 33-х и более лет она устанавливается в максимальном размере – 100 % от прожиточного минимума.
К 2025 году планируется увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%
В Послании главы государства Касым-Жомарта ТОКАЕВА народу Казахстана от 1 сентября т.г. представлен новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы. В целях их реализации в рамках проекта Социального кодекса РК будет предусмотрено повышение размеров базовой пенсии и увеличение максимального дохода для исчисления солидарных пенсий. Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%, сообщает пресс-служба Министерства труда и социальной защиты населения РК.
На сегодняшний день в результате проведенных преобразований в Казахстане сформирована многоуровневая пенсионная система, включающая в себя базовую и солидарную пенсии, а также пенсионную выплату из ЕНПФ (формируется за счет пенсионных накоплений работника).
Как известно, система солидарных пенсий постепенно сворачивается, так как при их назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы.
В целях повышения эффективности пенсионной системы и обеспечения граждан адекватными размерами пенсий в рамках проекта Социального кодекса планируется провести следующие преобразования:
Первое. В период с 2023 по 2027 годы предусматривается поэтапное доведение размеров минимальной базовой пенсии с 54 до 70%, максимальной – со 100 до 120% от величины прожиточного минимума.
За этот период размер базовой пенсий будет повышен в среднем до 51%. При этом ежегодный рост среднего размера базовой пенсии будет составлять порядка 13% и коснется всех 2 млн пенсионеров.
Второе. С 1 января 2023 года для граждан, выходящих на пенсию, предусматривается повышение величины максимального дохода, используемого для исчисления солидарных пенсий с 46 до 55 месячных расчетных показателей.
Предлагаемые меры позволят к 2025 году повысить совокупную пенсию в среднем на 27% (в течение 3 лет – со 109 до 138 тыс. тенге) и увеличить удельный вес государственных выплат в совокупной пенсии. Таким образом, государство принимает на себя обязательства по недопущению роста бедности среди пожилого населения.
Фото: из открытых источников.