Правопреемство в исполнительном производстве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правопреемство в исполнительном производстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Замещение стороны допускается при обстоятельствах, обозначенных в ФЗ № 229. При этом перечень оснований, приведенный в законе, приводит наиболее распространенные, то есть не является закрытым. Подразумевается, что рассмотрению могут подлежать и иные причины замещения лица в судопроизводстве.
Основания правопреемства в исполнительном производстве
Таблица. Основания правопреемства
Основания | Описание |
---|---|
Гибель гражданина | Однако в некоторых случаях правопреемство не допускается — если выполнение обязательства неосуществимо без личного участия должника, предназначено исключительно для кредитора или пребывает в прямой зависимости от этих лиц (ст. 418 ГК РФ). Например, гибель получателя алиментов или актера, который должен был сниматься в фильме. При отсутствии личного составляющего обязательства правопреемство разрешено (например, в случае имущественного наследования) |
Реорганизация или ликвидация предприятия | Правопреемство устанавливается на основании статьи 58 ГК РФ. Права и обязательства при слиянии организаций переносятся на вновь созданную, при присоединении одной к другой — передаются последней, при разделении предприятия — сформированным фирмам. При извлечении из состава юр. лица одного или более в правопреемство вступает каждое из них. При изменении организационной формы предприятия права и обязательства остаются теми же, кроме таковых в отношении участников (учредителей). При ликвидации юридического лица также происходит исключение стороны из судопроизводства, что выступает основанием для правопреемства |
Уступка требования (цессия) | Начальный кредитор (взыскатель) исключается из обязательства, а новый приобретает его, при этом требование неизменно. Цессия устанавливается в виде договора (письменного или нотариального), идентичного сделке, на которой основывалось уступаемое обязательство, например, при передаче права в отношении недвижимости документ должен пройти госрегистрацию. Но преимущественно предметом уступки становятся денежные требования или обязательства по исполнению работ (услуг). Переход прав невозможен при их тесной связи с личностью кредитора. Согласие или уведомление должника на уступку требования не нужно, кроме случаев, когда личность взыскателя имеет значение (ст. 388 ГК). Возможна уступка требования в силу закона, когда заключение договора цессии не производится, а переход прав и обязательств осуществляется на основе законодательства (ст. 387 ГК) |
Перевод долга | Начальный должник исключается из обязательства, новый приобретает его. При этом требование не изменяется. Переход долга на иное лицо разрешено с одобрения кредитора.Договор о переводе составляется в той же форме, что и сделка, на которой основывалось обязательство. Например, переход долга по делу, требующему госрегистрацию, оформляется соответственно. Новый должник исполняет обязательства в том же количестве, что и предыдущий, кроме случаев, обозначенных законом (ст. 356, 367, 372 ГК РФ). Участник процесса, заменивший первоначальную сторону, вправе возражать против требований кредитора, основываясь на прошлых взаимоотношениях оппонентов |
Отказ в правопреемстве в исполнительном производстве
Поскольку вопрос о правопреемстве рассматривается судом, естественно по итогам его разрешения возможен отказ в правопреемстве. В этой связи, последующие действия и реакция на подобный судебный акт полностью зависят от основания – причин, по которым суд вынес отказ.
Отрицательное решение по правопреемству может быть принято в следующих ситуациях:
- Обращение подано не в уполномоченный суд
- Заявленное основание для правопреемства не предусмотрено законом. Среди примеров можно отметить дела по алиментам, где замена должника не допустима.
- Отсутствует подтверждение оснований для правопреемства.
В первом случае очевидно необходимо правильно определиться с судом, где должно быть рассмотрено дело о правопреемстве и попросту повторно подать заявление в такой суд.
Реорганизация организации
Процедура реорганизации юридических лиц регулируется частью первой Гражданского кодекса РФ, а также нормами федеральных законов, определяющих особенности правового положения отдельных юридических лиц.
Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей (правопреемством) к другим лицам . Она может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. При этом законодательство допускает реорганизацию юридического лица с одновременным сочетанием различных форм.
———————————
Гражданское право: Учебник: В 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1.
При реорганизации организации правопреемство носит универсальный характер, т.е. все права и обязанности правопредшественника (правопредшественников) в полном объеме переходят к вновь образованным юридическим лицам (юридическому лицу) .
———————————
См., например, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 N 18АП-6707/2016 по делу N А07-30846/2015, от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010 по делу N А07-7477/2010.
Документом, определяющим состав и объем перешедших к правопреемнику прав и обязанностей от реорганизованного юридического лица, является передаточный акт (ст. 59 ГК РФ). Он содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации организации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Процедура реорганизации занимает определенный период времени и состоит из последовательных этапов (принятие решения о реорганизации, уведомление уполномоченного органа о начале реорганизации, публикация в средствах массовой информации данных о реорганизации и пр.), предусмотренных ст. 60 ГК РФ, главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после прохождения которых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) вносится запись о завершении процедуры реорганизации.
Наличие в ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации свидетельствует о том, что переход прав и обязанностей еще не завершен и на данном этапе факт правопреемства не состоялся.
Юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При этом для каждой из форм реорганизации законодательство определяет наступление такого момента определенными событиями.
В частности, реорганизация юридического лица считается завершенной:
- в форме преобразования, слияния — с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица;
- в форме разделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц;
- в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
Только после наступления указанных событий, внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи правовые последствия, связанные с правопреемством, считаются наступившими .
———————————
Сведения о правопреемстве для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных организаций, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации, содержатся в ЕГРЮЛ (подп. «ж» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Таким образом, для правильного определения правопреемника стороны исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо:
- при реорганизации в форме разделения или выделения — получить передаточный акт, на основании которого определить, к какому из юридических лиц — правопреемников и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу (указанный документ может быть получен в налоговом органе). Если же передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ);
- при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — получить сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице — правопреемнике. Ввиду того что в результате названных форм реорганизации возможно образование только одного (единственного) правопреемника и вопрос о том, к кому и в каком объеме перешли права и обязательства по исполнительному документу, не возникает, судебная практика исходит из того, что сведений о правопреемнике, содержащихся в ЕГРЮЛ, достаточно для решения вопроса о замене стороны без представления передаточного акта.
Так, анализируя объем документов, подтверждающих правопреемство в ходе слияния организаций, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлениях от 11.08.2015 N Ф06-4695/2012, Ф06-26589/2015 по делу N А55-15009/2010 указал: при слиянии никакой неопределенности относительно субъекта не возникает ввиду его единичности; имущество лица как совокупность прав и обязательств, ему принадлежавших, переходит к правопреемнику как единое целое, причем в этой совокупности переходят все отдельные права и обязательства, принадлежавшие на момент правопреемства правопредшественнику, независимо от того, выявлены они к этому моменту или нет; указанные обстоятельства с учетом универсального правопреемства свидетельствуют об отсутствии препятствий для осуществления процессуального правопреемства при непредставлении передаточного акта.
Весьма спорным видится вопрос о необходимости замены стороны исполнительного производства в случае реорганизации государственных (муниципальных) органов, передачи полномочий между органами государственной власти (органами местного самоуправления) одного и того же уровня (в том числе при упразднении государственных органов). В нормативных актах, принимаемых по вопросам проведения указанных процедур, правопреемником упраздняемого (реорганизуемого) государственного органа определяется иной государственный орган.
Так, согласно п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», которым упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), установлено, что Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба являются правопреемниками упраздняемого Росфиннадзора, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Процессуальное оформление правопреемства
После установления юридического факта, с которым законодательство связывает переход прав и обязательств, для замены стороны исполнительного производства необходим акт уполномоченного государственного органа о замене стороны.
По исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, выданных органами судебной власти, правопреемство допускается исключительно на основании определения суда о замене стороны. Судебный пристав-исполнитель без соответствующего судебного акта не вправе самостоятельно заменять сторону исполнительного производства . При этом:
———————————
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 N Ф06-11495/2016 по делу N А57-27031/2015.
- замена стороны должна быть произведена в рамках конкретного исполнительного производства. Недопустимо заменять сторону исполнительного производства на основании судебных актов, которыми производилась замена того же должника, но в рамках иных исполнительных производств (гражданских дел) ;
———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.07.2013 по делу N А12-26850/2012. - до момента замены стороны судебным актом о правопреемстве не допускается применение мер принудительного исполнения в отношении правопреемника даже в том случае, если правопреемство было универсальным (например, в случае преобразования юридического лица) и факт перехода обязательств не вызывает никаких сомнений (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 N Ф06-11495/2016 по делу N А57-27031/2015).
На основании определения суда судебный пристав-исполнитель выносит постановление о замене стороны исполнительного производства, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
По исполнительным документам, выданным несудебным органом, замену стороны судебный пристав-исполнитель производит самостоятельно (без обращения в суд или иной орган) на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства .
———————————
Представляется, что формулировка п. 2 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве о замене стороны на основании «документов, подтверждающих выбытие стороны» не вполне корректна, поскольку во многих случаях документ о выбытии стороны не является документом, подтверждающим переход прав и обязательств. Например, в случае реорганизации организации в форме разделения выписка из ЕГРЮЛ вполне подтверждает выбытие первоначального юридического лица, но совершенно не указывает того, кому и в каком объеме переходят права и обязанности по исполнительному документу (таким документом будет передаточный акт). Поэтому в практической деятельности следует все-таки руководствоваться не документом, подтверждающим выбытие стороны, а документом, подтверждающим переход соответствующих прав и обязательств.
Анализ положений законодательства об исполнительном производстве о процессуальном оформлении правопреемства показывает наличие в самом Законе об исполнительном производстве существенного противоречия по этому вопросу. В частности, положения ст. 97 Закона предусматривают, что в случае реорганизации должника-организации взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую судебным актом возложена ответственность по обязательствам должника-организации (т.е. во всех случаях необходим судебный акт), в то время как положения ст. 52 Закона предусматривают замену стороны на основании судебного акта только в том случае, если исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом (для исполнительных документов, выданных несудебным органом, определение суда о замене стороны не требуется).
Замена должника в исполнительном производстве РФ
В числе причин, по которым возникает необходимость замены ответчика в исполнительном производстве, смерть, проведение реорганизационных мероприятий, подразумевающих переход обязанностей и прав, оформление договора цессии. Практика судебных разбирательств показывает, что для кредитора гораздо выгоднее согласиться на процедуру смены должника, чем инициировать новое дело и ожидать другой исполнительный документ. При этом законодатель разрешает производить замену обеих сторон процесса, то есть как должника, так и истца. Обратиться в суд с такой инициативой может представитель ликвидируемой организации и компании, которой принадлежат долги.
Запуск процедуры по смене участников процесса исполнительного производства начинается с подачи соответствующего заявления. Изучение заявки и приложенных к ней материалов ставит своей целью принять решение об удовлетворении либо отказе к принятию в производство. Рассмотрением таких инициатив занимаются суды и федеральные службы судебных приставов. Выбор конкретной инстанции зависит от каждого конкретного случая. В суды обращаются если для возбуждения дел основанием служит уже выданный исполнительный документ. К приставам обращаются в случаях, когда у заявителя на руках не судебный документ.
Что делать, если суд отказывает заменить взыскателя
Если новый взыскатель столкнулся с тем, что суд отказывает ему перевести все права, то первый вправе обжаловать соответствующее решение. Первым делом он может обжаловать действия непосредственному начальству, которое находится выше по служебной лестнице. При условии, что правопреемство связано с исполнением судебного решения, следует подавать жалобу в соответствующий суд.
К примеру, если сначала исполнительный лист исходил от арбитражного суда, то и действия пристава обжалуются в этом же органе. Еще можно пожаловаться на бездействие судебного пристава в прокуратуру. Если выяснится, что он действовал не по закону, то последствия бывают серьезные, вплоть до возбуждения уголовного дела. В ходе разбирательств должно быть принято решение о замене взыскателя.
Как бы там ни было, нужно знать, что оспаривать постановления судов может каждый заинтересованный человек. Однако делать это необходимо как можно раньше. Срок подачи жалобы составляет 10 дней. Если превысить этот промежуток, могут возникнуть проблемы. Именно поэтому надо сразу начинать действовать и добиваться справедливости, если в вашем случае это крайне необходимо. При желании можно подключить к этому опытных юристов, которые гораздо лучше разбираются в подобных вопросах.
ВНИМАНИЕ! В рамках нашего портала действует бесплатный юридический раздел, где наши эксперты отвечают на актуальные вопросы наших читателей. Все что необходимо — все лишь в форме ниже и ждать ответ нашего специалиста в течение 5 минут. Для вашего удобства консультации проводятся в любое время суток (круглосуточно). Задавайте вопрос:
Какие документы приложить к заявлению
Законом не определен перечень документов, которые нужно приложить к заявлению. В связи с этим рекомендуем по аналогии придерживаться перечня документов, прилагаемых к исковому заявлению (ч. 5 ст. 3, ст. 126 АПК РФ, ч. 4 ст. 1, ст. 132 ГПК РФ).
В частности, приложите к заявлению:
- копии исполнительного листа и постановления о возбуждении исполнительного производства;
- копии документов, подтверждающих правопреемство;
- копию свидетельства о госрегистрации в качестве юрлица или предпринимателя. Полагаем, что она требуется, если заявление подает правопреемник. Если его подает сторона, этот документ уже должен быть в деле;
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (не старше 30 дней) или иной документ с необходимыми сведениями о сторонах дела и правопреемнике. Учтите, что при обращении в суд общей юрисдикции закон не требует прикладывать выписку;
- доказательства направления копии заявления участникам дела (например, почтовую квитанцию или уведомление о вручении).
Учтите, что копии документов, которые вы прилагаете к заявлению, нужно заверить.
Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве
Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит.
По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.
Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.
Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.
Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав.
Правопреемство в исполнительном производстве
На основании судебных решений с должника были взысканы денежные средства. Судебный пристав-исполнитель возбудил три производства, объединив их в сводное, о чем направил взыскателю постановления. Далее дело находилось более года в «работе» приставов. Взыскатель приехал на ознакомление с материалами исполнительного производства и вместе с приставом открыл дело. В материалах обнаружились сведения из ФНС о том, что должник реорганизовался в форме присоединения к другому обществу, зарегистрированному в г. Иваново (должник был зарегистрирован в г. Москва). Увидев выписку из ЕГРЮЛ, пристав молниеносно вынес постановления об окончании исполнительных производств, подкрепив актами о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. При этом основаниями для окончания исполнительных производств послужили следующие обстоятельства: «невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях».
Взыскатель подает в суд заявление к приставу о признании незаконными актов и постановлений об окончании исполнительного производства, имея на то два веских основания: 1) пристав имущество и счета должника не искал, о чем свидетельствует отсутствие в материалах исполнительного производства соответствующих запросов в банки, Росреестр и др., а вместе с тем окончил производство именно со ссылкой на п.п.3 п. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве; 2) по мнению взыскателя, пристав обязан был сам заменить правопреемника в действующем исполнительном производстве, имея в деле сведения из ФНС о реорганизации.
Вот тут то и развернулись баталии. Статья 52 Закона об исполнительном производстве говорит, что «в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства… судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником».
Дело в том, что норму ст. 52 Закона приставы читают только до слов «на основании судебного акта». Упирая на это, делают вывод, что взыскатель обязан сам и только сам идти в суд и подавать заявление о замене должника. В рассматриваемом же деле взыскатель позволил себе усомниться в том, что работа приставов заканчивается вынесением постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью нахождения имущества должника и подал-таки в суд.
Статья 34. Сводное исполнительное производство В целях обеспечения полного и правильного исполнения требования исполнительных документов и контроля за распределением взысканных с должника денежных сумм все исполнительные документы имущественного характера, возбужденные в отношении этого должника, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, объединяются в сводное исполнительное производство. Решение об объединении исполнительных производств в сводное оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии с требованиями Приказа N 26. Согласно ст. 322-323 и 325 ГК солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом (в частности, при неделимости предмета обязательства). Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при этом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками: 1) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; 2) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников. В пределах Российской Федерации контроль за ведением исполнительного производства в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию осуществляется главным судебным приставом РФ или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства. Главный судебный пристав РФ определяет соответствующий территориальный орган и его структурное подразделение, в котором будет исполняться такое исполнительное производство. В пределах субъекта РФ контроль за ведением исполнительного производства в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию осуществляется главным судебным приставом субъекта РФ или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства. Главный судебный пристав субъекта РФ определяет структурное подразделение, в котором будет исполняться сводное исполнительное производство. Для обеспечения контроля за исполнением сводных исполнительных производств главный судебный пристав РФ и главные судебные приставы субъектов РФ создают банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств. Все поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства, передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство. О принятом решении извещаются взыскатель, должник, суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. В данном случае в адрес указанных лиц направляются: — постановление об окончании исполнительного производства, вынесенное судебным приставом-исполнителем, передавшим исполнительный документ и иные материалы исполнительного производства; — постановление о возбуждении сводного исполнительного производства, вынесенное судебным приставом-исполнителем, принявшим исполнительный документ и иные материалы исполнительного производства. Исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по сводному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном ч. 11-13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве. |
Процессуальное правопреемство в исполнительном производстве
Цессия на стадии исполнительного производства.
Что стоит учесть, чтобы уступка прошла успешно. Как произвести правопреемство в процессе, если исполнительное производство завершено. Что делать, если требование частично уступлено после выдачи исполнительного листа. Какие документы необходимо представить для доказательства правопреемства Цессия на стадии исполнительного производства. Что стоит учесть, чтобы уступка прошла успешно. Как произвести правопреемство в процессе, если исполнительное производство завершено. Что делать, если требование частично уступлено после выдачи исполнительного листа. Какие документы необходимо представить для доказательства правопреемства. Сделки по замене лиц в обязательстве достаточно распространены среди участников имущественного оборота. Они позволяют участникам оперативно приобрести или, наооборот, продать имущество либо его часть.
Однако, в тех случаях, когда перемена лица в обязательстве произошла в ходе рассмотрения спора в суде, возникает необходимость осуществить процессуальное правопреемство.
Практика показывает, что в ряде случаев участники споров в процессе замены лица сталкиваются с многочисленными трудностями.
Например, после получения исполнительного листа взыскатель уступает не все, а только часть требований.
Заявление о правопреемстве в исполнительном производстве
Подготовка и подача заявления о правопреемстве является первоначальным и обязательным условием замены какой-либо стороны по исполнительному производству. Автоматически наличие любого из законных оснований для выбытия и замены стороны в ходе производства в службе приставов не происходит. По этой причине подача данного заявления является необходимым для оформления правопреемства.
Каких-либо требований к подобного рода обращениям законом не установлены. Правила оформления документа схожи и не зависят от того, каким судом было вынесено решение (общей юрисдикции или арбитражным), по которому имеется исполнительное производство.
Принятие решения о правопреемстве относится к исключительной компетенции судов. В этой связи, прежде чем требовать произвести замену от пристава-исполнителя, первоначально следует получить с отметкой о вступлении в силу соответствующее судебное постановление.
Правомочным судом по решению вопроса о правопреемстве выступает тот орган, который выносил основное решение по делу. В самом заявлении следует указать конкретные основания для производства правопреемства и приложить необходимые доказательства, например, договор уступки прав. Положительным в данном случае является отсутствие обязанности оплачивать госпошлину при подаче заявления в суд.
Сроки замены стороны в исполнительном производстве
Предельных сроков на решение вопроса о замены стороны по исполнительному документу законодательством не определен.
Вместе с тем, следует не забывать, что имеются ограничения по предъявлению исполнительного листа. Предусмотренный общий срок для таких действий не будет прерываться или аннулироваться в момент правопреемства. Поэтому по истечении срока подачи исполнительного документа приставу правопреемство производится не будет.
Таким образом, представляется возможным все-таки отметить, что максимальный срок правопреемства равен сроку предъявления исполнительного листа в службу приставов.
Остались вопросы? Пишите в комментариях к материалу и мы разберем их индивидуально, профессионально и в срок.