Судебная реформа в Российской Федерации: цели и содержание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная реформа в Российской Федерации: цели и содержание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебная реформа — это практическое преобразование. Достижение целей преобразований связано не столько с нормативным описанием «правильных» образцов правосудия и правоохранительной деятельности, не столько с заимствованием институтов из иностранного и российского дореволюционного права, сколько с точным представлением о причинах провалов при налаживании новых отношений чисто юридическими методами.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Поставленный судебной и правоохранительной системам диагноз требует лечения, основанного на использовании ресурсов гражданского общества, поскольку исключительно государственные, проводимые сверху преобразования оказываются неэффективными и, не подпитываемые постоянно административной энергией, затухают. В некоторых случаях энергичное проведение мероприятий, называемых реформами, оборачивается реакцией вместо прогресса.
В основу третьего, демократического, этапа судебной реформы в России необходимо, таким образом, положить следующие определяющие идеи:
судебная и правоохранительная системы должны быть прозрачны и их деятельность доступна для контроля со стороны гражданского общества;
представители гражданского общества должны в самых широких масштабах участвовать в отправлении правосудия;
судебная и правоохранительная системы нуждаются в притоке «свежей крови», в том, чтобы их возглавили и наполнили люди, разделяющие современные правовые ценности;
судебная система должна быть децентрализована на основе дальнейшей специализации ее подсистем;
судебная система должна иметь возможность самостоятельно распоряжаться выделяемыми бюджетными средствами через единый для всех ветвей судебной власти ее вспомогательный орган -Судебный Департамент;
в рамках судебной и правоохранительной систем должен быть признан и развит восстановительный подход к нарушенным общественным отношениям в противовес карательному;
всемерное развитие должны получить действующие наряду с государственными институтами альтернативные механизмы разрешения конфликтов.
Задачи судебной реформы
Новый этап судебной реформы должен иметь не демагогический, а реальный эффект и оцениваться в зависимости от достижения конкретных результатов. Среди таких результатов первоочередными являются:
преодоление обвинительного уклона в деятельности правоохранительной системы и судов;
освобождение людей от угрозы применения пыток, от риска унижающего достоинство обращения; справедливое, эффективное и быстрое расследование заявлений о применении пыток; восстановление нормального судопроизводства на территории Чеченской Республики;
обеспечение каждому доступности квалифицированной юридической помощи; ликвидация «черной адвокатуры», содействующей органам уголовного преследования вопреки интересам доверителей;
сокращение предельных сроков пребывания обвиняемых под стражей до 6 месяцев с момента фактического лишения свободы (задержания);
сокращение численности тюремного населения до уровня, не превышающего 300 человек на 100 тысяч населения;
преодоление практики сокрытия преступлений от учета;
предоставление каждому права на судебное разбирательство без неоправданной задержки; подавляющее большинство гражданских дел должны разрешаться в пределах месячного срока;
искоренение фальсификаций в ходе досудебного и судебного производства, в особенности, фальсификации протоколов судебных заседаний;
эффективное восстановление пострадавших в правах, реальное исполнение судебных решений о взысканиях в кратчайшие сроки.
Основные мероприятия судебной реформы
Анализ текущей ситуации в судебной и правоохранительной системах позволяет сформулировать ряд предложений, касающихся назревших основных мероприятий нового этапа судебной реформы.
В области законотворчества и научных разработок предлагается:
разработать методики законотворческой работы, обеспечивающие учет менталитета российских правоприменителей и привычных им технологий деятельности, в том числе — теневых;
разработать научно обоснованные предложения по этапности введения новых и институтов (учреждений и процедур) в разных регионах России;
разработать научно обоснованные критерии оценки эффективности работы правоохранительных органов и судов, имея в виду сделать государственную защиту людей доступной и быстрой;
разработать типовые проекты судебных зданий, залов судебных заседаний, которые обеспечивали бы достойные условия работы в судах судей, присяжных заседателей, прокуроров, адвокатов, представителей сторон, изоляцию ожидающих допроса свидетелей, а также комфортное присутствие в залах журналистов.
В области кадровой работы предлагается:
создать при Администрации Президента Российской Федерации кадровый резерв для замещения руководящих должностей в судебной и правоохранительной системах; периодически проводить учебные сборы лиц, зачисленных в кадровый резерв; данное предложение особенно актуально в преддверии окончания шестилетних сроков полномочий ныне действующих председателей судов и их заместителей;
создать при Администрации Президента Российской Федерации учебное заведение по подготовке судейских кадров демократического правового государства;
при обсуждении кандидатуры на судейскую вакансию допускать и запрашивать в качестве характеризующего претендента материала сведения, имеющиеся у правозащитных организаций;
постепенно перейти к практике, при которой должности председателей судов замещаются по очереди судьями данного суда либо достаются старшим по стажу работы судьям; срок полномочий председателя суда не должен превышать 2 лет — без права повторного назначения;
гражданин, жалоба которого на действия судьи допустима, должен получить право поддерживать свою жалобу в заседании квалификационной коллегии судей, участвуя в рассмотрении дела в качестве полноправной стороны; отклонение жалобы должно, при желании заявителя, стать предметом обжалования в Высшей квалификационной коллегии судей;
лишить квалификационные коллегии судей права прекращать полномочия судей и передать окончательное решение данного вопроса на рассмотрение органа, назначившего судью; заключение квалификационной коллегии по вопросу о прекращении полномочии судьи должно приниматься в судоподобном порядке: обжалование неблагоприятного заключения судья мог бы осуществить в Высшей квалификационной коллегии судей, а затем и в суде;
в связи с введением в 2001 году дисциплинарной ответственности судей организовать пересмотр дел в отношении судей, чьи полномочия были прекращены по порочащим основаниям, в особенности, когда судья утверждал, что причиной его преследования был конфликт с председателем суда.
В области судебного строительства предлагается:
применительно к судам обшей юрисдикции и впервые образуемым специализированным судам изменить границы судебных округов таким образом, чтобы они не совпадали с административно-территориальным делением страны;
учредить административные суды, суды по делам несовершеннолетних и трудовые суды в качестве самостоятельных подсистем российской судебной системы; изменить в связи с этим нововведением компетенцию арбитражных судов и су дов обшей юрисдикции:
федеральным органам государственной власти вступить с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в переговоры по поводу возможности учреждения на их территории при соответствующем изменении федерального законодательства, дополнительных судов субъектов Российской Федерации, помимо конституционных (уставных) судов и мировых судей;
выделить мировые судебные учреждения в системе судов обшей юрисдикции; передать апелляционное производство по делам, рассмотренным мировыми судьями, съездам мировых судей;
создать Верховную судебную палату из представителей всех ветвей судебной власти в качестве совещательною органа и органа, осуществляющею общее руководство Судебным Департаментом;
реорганизовать Судебный Департамент, возложив на него функцию организационного обеспечения деятельности судов, принадлежащих ко всем ветвям и уровням судебной системы; генеральный директор Судебного Департамента должен назначался Верховной судебной палатой по согласованию с Советом судей Российской Федерации;
учредись в рамках судебной системы Следственный Комитет в качестве вспомогательного органа судебной власти: сохранить при этом за органами внутренних дел и государственной безопасности функцию дознания; разграничить нормативно предварительное следствие (дознание) и формальное следствие, производимое судебными следователями;
реорганизовать прокуратуру, освободив ее от функции общего надзора; числить прокуроров при судах.
В области общественного контроля предлагается:
обеспечить гражданам право предстать перед судом с участием присяжных заседателей по всем уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях; ввести суд с участием присяжных заседателей по гражданским делам, в первоочередном порядке — по делам о возмещении вреда, причиненного гражданам государственными органами и хозяйствующими субъектами;
возродить институт народных заседателей, предусмотрев их участие в апелляционной инстанции; предусмотреть участие общественных судей, представляющих объединения работодателей, с одной стороны, и профсоюзы, с другой, в рассмотрении трудовых дел; назначать в суды почетных судей из числа лиц, не состоящих на государственной и муниципальной службе, для периодического рассмотрения на общественных началах уголовных и гражданских дел;
поощрять аккредитацию при судах и правоохранительных органах представителей общественности, оказывающих сторонам помощь в мирном разрешении конфликта: медиаторов, оценщиков исков, а также специалистов, способных выступить в роли третейских судей; рассматривать примирительные договоры и отчеты социальных работников об условиях жизни и воспитания несовершеннолетних обвиняемых как доказательства по уголовному делу;
отказаться от необоснованного ограничения гласности судебных заседаний, во всех случаях оглашать публично полный текст приговора;
обеспечить с привлечением частных инвесторов перенос всех судебных актов на магнитные носители и распространение соответствующих баз данных; предоставить всем желающим возможность получить копию любого судебного решения и протокола всякого открытого судебного заседания за цену, не превышающую стоимости расходных материалов;
учредить институт общественных инспекторов, имеющих доступ всюду, где люди содержатся под стражей или принудительно удерживаются в других формах; установить, что при общественном инспекторе действуют доверенные врачи и другие специалисты.
Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ).
Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России. Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.
Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции. Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.
Реформы судебной системы в 2021г
Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.
Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:
– Всероссийский съезд.
– Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом квалификационного экзамена у тех, кто претендует на должность судьи.
– Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.
– Общие собрания.
– Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.
– Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).
– Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.
– Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.
Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества.На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:
– квалификационные коллегии;
– съезд;
– конференция;
– общие собрания;
– экзаменационные комиссии;
– советы судей.
Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.
1 октября 2020 года вступила в действие новая судебная реформа судов общей юрисдикции. Направлений несколько. Одно из них — работа кассационных судов, правила подачи кассационной жалобы, а также новые сроки.
Отметим важное и положительное в судебной реформе 2019 года:
- Все кассационные жалобы подлежат рассмотрению, а у подателей жалобы нет необходимости изыскивать поводы для оспаривания предыдущего судебного акта.
Сроки подачи кассационной жалобы сокращены с 6 до 3 месяцев. Для решений, принятых в переходный период до 1 октября 2020 года 6-ти месячный срок сохраняется. Но рассматриваться они будут уже в новых кассационных судах.
Также участники процесса могут подавать кассационную жалобу непосредственно в Верховный суд РФ, даже если они уже воспользовались правом кассации в суде субъекта Российской Федерации.
Изменения затронули и судопроизводство по административным делам. Если административное правонарушение было совершено до начала работы новых судов, то рассмотрение кассационной жалобы будет происходить по старым правилам. Если же после — рассматриваться она будет согласно вступившим изменениям.
К судам первой инстанции будут относиться:
- Мировые суды,
- Районные суды,
- суды субъекта Российской Федерации
- Гарнизонные военные суды
- Окружные флотские военные суды.
Судами апелляционной инстанции будут:
- Для мировых судей — районный суд,
- Для районного суда — суд субъекта Российской Федерации,
- А для суда субъекта РФ — Апелляционный суд.
Для всех трех ветвей судов следующей инстанцией будет кассационный суд, после которого в свою очередь можно будет обжаловать решение в Верховный суд РФ.
Если это изобразить схематически, то выглядеть это будет так:
У военных судов апелляционная инстанция идет по прямой: окружной флотский или апелляционный военный суд, затем кассационный военный суд, последняя инстанция -Верховный суд РФ.
Ранее подача заявления в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, считалась серьезной ошибкой. Суд мог отказать в принятии иска или прекратить производство по делу. После смены процессуальных правил, если судом установлено, что спор подсуден другому суду, он не прекратит производство, а передаст материалы в соответствующую инстанцию. Если ошибка выявлена на этапе принятия искового заявления, его вернут.
Закажите бесплатный
сборник консультаций
«Процессуальная реформа и другие изменения для юриста с 01.10.2019»
и получите доступ к важнейшим изменениям в законодательстве. В сборнике вы найдете информацию о изменениях в ГПК, АПК, КАС, о новых кассационных и апелляционных СОЮ, узнаете как обжаловать решение суда по новым правилам и многое другое.
В настоящее время функционирование судебной системы в Российской Федерации находится под регулированием Конституции (гл. 7), а также ФКЗ №1 от 31 декабря 1996 г. Также на практике используются отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Верховного суда. Например, ФКЗ 33 от 5 февраля 2014 г. и Закон №3132-1 от 26 июня 1992 г. Особого внимания заслуживают многочисленные кодексы процессуального характера.
Порядок распределения дел между различными судебными инстанциями находится под влиянием нескольких факторов:
- суть сложившейся спорной ситуации;
- характер сторон;
- этап, на котором находится процесс рассмотрения дела;
- прочие обстоятельства.
Рассмотрение дел в судах осуществляется, исходя из специализации и уровня. Что касается системы общей юрисдикции, в России она является более сложной и разветвленной. Связано это с изобилием дел, пребывающих в ведение подобных организаций. В связи с проведенной реформой появятся новые суды. Это снизит нагрузку на существующие инстанции и упростит их деятельность, а также повысит качество принимаемых решений.
Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.
Однако если сравнивать ситуацию десятилетней давности и нынешнюю, то глубоких изменений нельзя не заметить. Реально ли было раньше в судебном порядке обжаловать действия райисполкомов и уж тем более проверять на соответствие Конституции те или иные законы? А сегодня это стало вполне возможно. В советские времена не было Конституционного и арбитражных судов, институтов мировых судей и судебных приставов. С принятием федеральных Законов «О судебной системе РФ» и «О статусе судей в РФ» в нашей стране был фактически заложен фундамент нового здания системы правосудия. Судьи из чиновников превратились в представителей независимой ветви государственной власти. Напомню, что 10 лет назад существовали пресловутые списки #═1 и #═2, и те, кто был включен в эти списки, не могли оспаривать действия вышестоящего руководства — даже касающиеся увольнения. За 10 лет преобразований был радикально изменен статус судей, значительно уменьшились возможности административного воздействия на судейский корпус: сегодня судью нельзя ни уволить, ни арестовать, ни возбудить против него уголовное дело без согласия на то судейского сообщества.
В России начинается масштабная судебная реформа
Изменения в 2021 году коснутся и детских выплат. С 1 января 2021 года сумма платежей по беременности и родам составит 322192 рубля. В 2021 году эта выплата была немного выше 300 тысяч.
Максимальные ежемесячные выплаты на детей до 1,5 лет тоже подросли до 27985 рублей. Увеличится и маткапитал впервые с 2021 года, когда приняли закон о приостановке индексации выплат. В 2021 году эта сумма составит 466 тыс. рублей.
Из бюджета ПФР под эти цели зазерзервировали около 325 млрд. рублей.
С 2021 года в России отменяют ежемесячные 50 рублей на ребенка от 1,5 до 3 лет. Если женщина начала их получать в 2021 году, выплаты продолжатся до трехлетнего возраста.
Еще одна реформа в России с 2021 года касается оформления электронных трудовых книжек. Суть новшества в том, что до 1 июля 2021 года все владельцы компаний должны сообщить сотрудникам о возможности оформления трудовой в цифровом формате.
После этого до 31 декабря 2021 года работники могут заполнить заявление о переходе на электронную версию. Тем сотрудникам, которые откажутся, работодатели оставят ведение трудовых книжек на бумажном носителе.
Но если работник передумает поменять электронную версию на бумажную не получится.
Те граждане РФ, которые начнут трудовую деятельность в 2021 году, не смогут выбирать формат трудовой книжки. Для них в обязательном порядке оформят электронный вариант. Найти сведения о трудовой деятельности граждане смогут на сайте ПФР в личном кабинете.
С 1 января повышаются акцизы на напитки, в которых содержится спирт. Из-за этого показатели минимальной розничной цены на алкогольные напитки увеличатся:
Наименование группы товаров | Увеличение цены |
Этиловый спирт | 16% — до 57 руб. за 1 литр |
Водка | 7% — до 230 руб. за 0,5 литра. Раньше минимальная розничная цена за бутылку составляла около 215 рублей |
Коньяк | 11,6% — до 433 рублей за 0,5 литра |
Бренди | 2,6% — до 315 рублей за пол-литровую бутылку |
Оптовые цены на коньяк увеличатся на 6,2% — до 359 рублей, а на бренди на 4,4% — до 261 рубля.
В России создаётся новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.
Концепция судебной реформы 2013 2021
Обеспечение доступа граждан к правосудию и обеспечение его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений являются основными направлениями дальнейшего развития судебной системы. От освещения деятельности судов зависят предупреждение коррупционных проявлений, формирование доверия к российской судебной системе, прозрачность, публичность и гласность правосудия, нашедшие свое развитие в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года N 1735-р.
В пункте 15 Заключения N 7, принятого Консультативным советом европейских судей (2005) отмечено, что наилучшей гарантией независимости судов является активная их роль в информировании общественности, что не является препятствием для соблюдения требования о беспристрастности суда. Государства должны поощрять представителей судебной власти, расширять и углублять образовательное значение их деятельности, что способствует росту доверия населения судам. От качества предоставляемой гражданскому обществу информации о деятельности суда зависит мнение общества о судебной системе в целом, независимости правосудия.
Вместе с тем, проводимая политика информационной открытости влечет необходимость обеспечения информационной безопасности, предполагающей введение определенных запретов и ограничений, в связи с чем актуальность приобрела проблема поиска баланса между реализацией принципа информационной открытости деятельности судов и применением мер защиты в информационной сфере.
В настоящее время доступ к информации о деятельности судов обеспечивается посредством использования различных ресурсов: официальных интернет-сайтов судов, официальных интернет-порталов правовой информации, справочной информационной системе «Гарант», печатных изданий, информационных терминалов судов, средств массовой информации. Взаимодействие судов и СМИ осуществляется в целях объективного, достоверного и оперативного информирования пользователей информацией о деятельности судов.
Принципы информационной политики судебной системы должны отвечать общим принципам государственной информационной политики, а именно принципам законности, научной обоснованности, системности, эффективности.
Принципы развития информационной политики судебной системы:
1) информационная открытость и доступность для граждан и организаций;
2) эффективность, достоверность, своевременность предоставления информации о деятельности судов;
3) безопасность информационных баз судов и охрана персональных данных;
4) невмешательство в сферу осуществления правосудия при предоставлении информации о деятельности судов;
5) нераспространение информации, предоставление которой запрещено законом;
6) компетентное взаимодействие судов со средствами массовой информации;
7) единство информационного пространства.
Задачи развития информационной политики судебной системы:
1) создание условий по обеспечению прав граждан на получение своевременной, объективной, полной и разносторонней информации о деятельности судебной системы;
2) соответствие технологического развития и оснащения судов современным требованиям;
3) увеличение количества информационных ресурсов судов (порталы, издания, мобильные приложения, социальные сети, информационно-образовательные проекты, видео);
4) повышение уровня подготовки специалистов по взаимодействию со средствами массовой информации и сопровождению Интернет-ресурсов судов;
5) повышение уровня правовой и информационной грамотности населения;
6) доступность предоставления достоверной информации о деятельности судов;
7) координация действий органов судебной власти при создании и ведении информационных ресурсов в Российской Федерации в целях соблюдения принципа разумной достаточности при обработке и передаче данных;
8) установление пределов ответственности за распространение недостоверной информации о деятельности судов, порочащих сведений о судьях.
Одной из приоритетных задач информационной политики судебной системы выступает создание единого информационного пространства как совокупности обеспечивающих информационное взаимодействие судов всех уровней, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил (ст. 1 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). На базе единого информационного пространства должно получить свое развитие и легализацию такое направление информационной политики судебной системы, как формирование эффективной и устойчивой информационно-образовательной среды судов. Образовательный компонент деятельности судов объединяет в себе внутреннее и внешнее проявления. Повышение уровня знаний о правосудии (внешний образовательный компонент) должно быть достигнуто за счет:
— проведения мероприятий по гражданскому воспитанию населения, разъяснительной работы в образовательных организациях (школах, училищах, ВУЗах);
— проведения совместных научных и образовательных мероприятий (семинары, конкурсы, круглые столы, конференции) с учебными заведениями различного уровня;
— возможности участия судов в программах профессиональной ориентации школьников и студентов;
— организации производственной практики студентов юридических специальностей в судах;
— организации Дней открытых дверей в судах для студентов — выпускников отделений журналистики;
— проведения модельных судебных заседаний с участием студентов;
— создания на официальных сайтах судов дополнительных страниц, касающихся информационно-образовательной деятельности судов, интернет-страниц, разъясняющих алгоритм действий граждан по вопросам правового характера, связанным с обращением в суд;
— создания в системе ГАС «Правосудие» обучающего модуля, при помощи которого граждане, а также студенты юридических вузов смогут изучить систему и сформировать навыки работы в ней по аналогии с Порядками подачи документов в электронном виде в Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды Российской Федерации;
— распространения информационно-образовательных материалов («Электронное правосудие», «Гражданские права в суде», «Я-присяжный», и др.);
Реализация информационно-образовательной деятельности зависит от организационных особенностей судов. Поскольку в малосоставных районных судах нагрузка на судей и аппарат суда является повышенной, проводить работу по данному направлению деятельности представляется трудновыполнимой задачей. В связи с этим целесообразным представляется привлечение к информационно-образовательной деятельности ветеранов судебной службы, судей, пребывающих в почетной отставке, общественных объединений судей.
Для судейского сообщества и сотрудников аппарата суда особую актуальность приобретает внутренний образовательный компонент. Низкий уровень навыков работы с персональными компьютерами, информационными ресурсами, государственными автоматизированными судебными системами среди судей и персонала судов обусловливает задержку информационного прогресса. В связи с этим остро встает вопрос о сотрудничестве с образовательными организациями по обучению и повышению квалификации судей и сотрудников аппарата судов с целью обеспечения эффективного и качественного уровня их подготовки в указанном направлении, а также об обеспеченности судов современными персональными компьютерами, и необходимостью иметь в штате судов специалистов по информационным технологиям, обеспечивающих их бесперебойную работу.
Кроме того, образовательные курсы, посвященные принципам и проблемам взаимодействия судебной системы и средств массовой информации, изучению вопросов организации электронного правосудия, применения федерального законодательства в сфере информатизации судов, должны быть включены в базовую подготовку юридических ВУЗов страны и в первую очередь Российского государственного университета правосудия.
Закон о программировании и реформе правосудия на 2018-2022 годы
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013 — 2024 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2024 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст. 13; 2021, N 2, ст. 402).
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
Рассекречены глобальные изменения судебной системы
Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц.
Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере.
При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и – в случае необходимости – изменении.
Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:
– контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;
– участие в ресурсном, кадровом и организационном обеспечении деятельности судебного сегмента;
– при фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.
На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.
Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий.
Развитие судебной системы в 2013-2020 гг.
Показатель, касающийся количества федеральных судей, обеспеченных жилыми помещениями, в части Верховного Суда Российской Федерации, определяется как численность судей Верховного Суда Российской Федерации, обеспеченных жилыми помещениями в отчетном периоде.
Правительством Российской Федерации утверждена концепция федеральной целевой программы (ФЦП), нацеленной на развитие судебной системы в 2013-2020 гг. Соответствующий указ правительства подп…
Динамика развития права в современной России колоссальна, в связи с этим судебная система также требует развития, в том числе путем интегрирования различных звеньев системы с другими. Именно эта необходимость и обусловила вступление отечественной судебной системы в эпоху перемен.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.
Севастополь. В арбитражном процессе будет введена система двойного кассационного обжалования, существующая сейчас в судах общей юрисдикции. На реализацию программы за счет средств федерального бюджета выделен прогнозный объем финансирования в размере 90,6 млрд руб. На приобретение жилья судьями, на техническое оснащение, на реконструкцию зданий судов и т.д., выделены средства, часть которых освоена управлениями ФССП России (241 171,21996 тыс. руб.) уже в 2013 году [7].
Среди направлений модернизации российского правосудия названы: развитие системы разрешения споров граждан и организация с государством (административного судопроизводства), обеспечения права общественных объединений обращаться в защиту прав граждан и юридических лиц.
Все дело в том, что попытки реформировать судебную систему проводятся уже в течение более двух десятков лет. Если быть объективным, то наиболее положительные сдвиги в реформировании судебной системы произошли в период с 1991 по 2000 годы. И сдвиги эти коснулись создания правовой базы для дальнейшей демократизации существующей судебной системы.
Преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процесса ФГБОУ ВО «СГЭУ» г. Самара, Российская Федерация.
По мнению В.В. Осина, адвоката МГКА (статья М.В. Латышева и М.Ю. Баранова [4]), создается ощущение, что те, кто разрабатывал Концепцию, никогда не жил в России и не читал Конституцию РФ. По мнению адвоката, судебная реформа никак не связана с теми основами, которым должна соответствовать судебная система в Российской Федерации.
Левочкина А. В. Организационно-правовые факторы нарушения разумных сроков судопроизводства в районном суде в свете анализа практики европейского суда по правам человека // «Российский судья». 2013. № 7.
Например, повышение уровня информатизации и технологизация, что означает оснащение лабораторий современными приборами и аппаратами, формирование электронных архивов, внедрение и развитие информационных технологий (например, подача жалобы в электронном виде, что возможно в рамках арбитражного разбирательства) и т.д.
Руководителем Программы является Министр экономического развития Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Работников суда обяжут носить форму
Если говорить про последние новости о повышении окладов аппарата суда в России, то не стоит игнорировать и то, что Верховный суд России утвердил несколько законопроектов. Первый обязывает обеспечить судей мантиями, а в соответствии со вторым все сотрудники судебного аппарата без исключения обязаны носить специальную форму при исполнении своих трудовых обязанностей. Форма предусматривается как для помощников судьи, так и для секретарей судебных заседаний, а также должностных лиц, которые работают с гражданскими. Нормы распространяются также на людей, которые принимают и отдают документы, и целью данных нововведений является повышение авторитета суда.
Суд представляет собой орган дисциплины, и это очень важно отразить на поведение его сотрудников. Чем больше людей будет ходить форме, тем более высокое доверие населения будет к этой организации. Так что увеличение зарплаты аппарату суда – это не единственное, что заслуживает внимания.
Одна из членов федеральной Палаты адвокатов говорит о том, что уже давно нужно было обеспечить суды рабочей формой. Ещё с того момента, как каждый сотрудник получил классный чин. Роль аппарата суда переоценить просто невозможно. Он выполняет важнейшую функцию правосудия, и люди, которые обеспечивают документооборот, регистрируют дела, фиксируют нарушения прав или привлекают к ответственности просто обязаны внешне выглядит так, чтоб можно было им нужно было доверять.
Каждый сотрудник судебного аппарата – это олицетворение дисциплины, и наличие форменной одежды, в едином стиле, несомненно повышает авторитет судебного аппарата в глазах каждого гражданина.
На 2021 год приостановлена индексация должностных окладов судей
Судебная система очень обширна, поэтому список профессий, которые можно освоить для работы в юриспруденции, довольно широк. Судебный аппарат России предлагает такие должности как:
- секретарь суда;
- помощник судьи;
- собственно, судья;
- работник с архивами;
- административный сотрудник;
- охранник.
Параллельно есть ещё люди, которые занимаются делопроизводством, работают в отделе кадров или клининговой службе.
Для работы в судебной инстанции необходимо репутация частного человека, отсутствие уголовных дел, высшее образование, но людей, которые занимаются отделом кадров, клинингом и так далее, берут и без специального образования.
В современное время есть возможность начать свою служебную карьеру после окончания юридического колледжа, но необходимо помнить, что для получения высокой зарплаты и профессионального роста без диплома о высшем образовании обойтись не получится.
Новая судебная реформа началась на территории Российской Федерации во время третьего срока правления нынешнего президента. На текущий момент она уже завершена, то есть можно говорить о результатах. Запущены новые суды, проведена реформа процессуального законодательства, изменён рабочий состав.
Основной целью изменений должно было стать создание новой судебной системы, которая будет отвечать всем запросам современного гражданского общества. В первую очередь необходимо было создать высокий уровень правовой защищенности для населения России, и данный момент нельзя критиковать, потому что законодательство изменилась и практика показывает, что россияне стали более защищены в правовом плане.
Изменения законодательства не проходят бесследно, поэтому в полную силу суды начнут работать уже в 2021-м году. И здесь нужно сказать, что новые судебные инстанции имеют кардинально обновлённый рабочий состав, кстати говоря, именно на этом фоне и обсуждается вопрос по поводу того, что будет с зарплатой сотрудника аппарата суда.
Судебная реформа привела к тому, что судебный процесс стал профессиональным. Теперь для того, чтоб стать его участником, обязательно необходим диплом о высшем юробразовании или подтверждённая юридическая ученая степень. Все это привело к тому, что многие представители судебной системы просто не смогли попасть на заседания.
Сегодня для работы в суде нужно специальное образование. Более того, необходима репутация, в соответствии с которой у родственников не должно быть уголовных дел или неоплаченных штрафов. Всё серьёзно, соответственно, прибавка к зарплате аппарата суда в России просто необходима.
Сегодня суды заполнены чуть больше, чем на половину, потому что найти по-настоящему квалифицированные кадры в современное время – это серьезная проблема. Такие цифры приводятся официальной статистикой, но этого достаточно для того, чтоб судебная система нормально функционировала, потому что суд считается укомплектованным, если в нём занята половина штата.
В связи с этим по поводу того, будет ли сокращение аппарата суда в 2021 году, переживать, вероятнее всего, не стоит, но позаботиться об образовании, прохождении всех переаттестаций, подтверждении диплома и так далее, конечно, необходимо.
Увеличение выплат работникам суда реализуется в рамках принятого алгоритма роста окладов для госслужащих. Несмотря на все трудности работы в органах правосудия, существования множества соблазнов, рисков, давления и угроз, данная отрасль не была включена в указы Президента об ощутимом приумножении жалования (в данном документе упоминаются военные, работники МВД и Росгвардии).
В данный момент в федеральном бюджете отсутствуют возможности для ощутимого роста окладов госслужащих, поэтому зарплата будет только проиндексирована на процент прироста потребительских цен. План повешения окладов аппарату суда:
- 1 октября 2021г. +4,3%;
- 1 октября 2021г. +3,8-4,0%;
- 1 октября 2021г – ориентировочно до 5%.
Будет ли повышение зарплаты аппарату суда в 2021 году?
- Прописать в коллективном и, или трудовом договоре.
- Подписать дополнительно соглашение к трудовому договору.
- Разработать отдельное положение об индексации заработной платы в компании.
- Вписать пункт об индексации в положение о заработной плате.
Пункт об индексации в Положении об оплате труда: формулировку скачайте здесь
Шаблон дополнительного соглашения в трудовому договору по индексации зарплаты можно скачать здесь
Для проведение индексации в компании создают отдельный приказ.
Шаблон приказа по индексации зарплаты можно скачать здесь
Приказ об индексации и локальный нормативный акт, где закреплены правила индексации в компании будут требовать трудовые инспекторы при проверке.
Отсутствие документа может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
- на сумму от 1 000 до 5 000 руб. могут оштрафовать ИП или директора организации как должностное лицо.
- на сумму от 30 000 до 50 000 руб. могут оштрафовать организацию.
О том, что Роструд будет штрафовать по статье 5.27 КоАП РФ чиновники предупредили в письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1.
В более выигрышной позиции находятся те работодатели, у которых оплата труда работников состоит из небольшого (но не менее МРОТ) оклада и различных премиальных. Проиндексировать нужно оклады, чтобы не иметь ненужных, лишних претензий со стороны трудовой или налоговой инспекции. Уровень инфляции еще неизвестен. По предварительным данным Банка России – около 4%.
Увеличение выплат работникам суда реализуется в рамках принятого алгоритма роста окладов для госслужащих. Несмотря на все трудности работы в органах правосудия, существования множества соблазнов, рисков, давления и угроз, данная отрасль не была включена в указы Президента об ощутимом приумножении жалования (в данном документе упоминаются военные, работники МВД и Росгвардии).
В данный момент в федеральном бюджете отсутствуют возможности для ощутимого роста окладов госслужащих, поэтому зарплата будет только проиндексирована на процент прироста потребительских цен. План повешения окладов аппарату суда:
- 1 октября 2021г. +4,3%;
- 1 октября 2021г. +3,8-4,0%;
- 1 октября 2021г – ориентировочно до 5%.
В абсолютных цифрах сумма очень разная, поскольку оклад в зависимость от квалификации, должности и мест работы может колебаться от десятка до нескольких сотен тысяч рублей.
Важно отметить, что индексируется только чистый оклад без доплат и надбавок.
В отличии от главных вершителей правосудия, другие служащие системы не имеет решающего влияние на исход процесса, но, чтобы исключить любую коррупцию в отрасли, их оклад также подлежит увеличению, в 2021 году повышение состоится за счет индексации до 4%.
Судьи работаю довольно в сложных обстоятельствах, им приходится иметь дело с важными документами и находит подход к довольно разным людям, поэтому их труд должен оплачиваться достойно. Они должны быть мотивированы на честную и трудозатрату работу, так как даже маленькая ошибка влечет серьезные последствия. Представители системы должны всегда учиться, применять новое законодательство и повышать квалификацию.
Для начала стоит отметить, что существует значительная разница между заработной платой непосредственно судьей и остальных работников отрасли. Если зарплата судьи даже последнего служебного ранга (девятого класса квалификации) с опытом свыше трех лет может достигать 70 тыс. руб., то его официальный заработок его помощника может не достигать 20 тыс. руб. А остальные работники зарабатывают и того меньше, например, для секретаря может быть назначен минимальный оклад (МРОТ). В разы отличаются заработной платы высших органов правосудия: Конституционный суд – 500 тыс. руб.месяц, Верховный – 200 тыс. руб., Федеральный – 150 тыс. руб.
Как и в любого другого служащего, официальный заработок работника судебной системы включает основной оклад и доплаты. Рассмотрим структуру заработка более детально:
- Должностной оклад;
- Оклад, что соответствует квалификационному классу;
- Поощрение, что подразумевает увеличение должностного оклада в несколько раз: в 10,1 раза для Конструкционного суда, в 5,9 раз для Верховного суда, в 2,2 раза в большинстве других судов РФ;
- Доплата за выслугу лет;
- Дополнительная выплата за ученую степень;
- Если служащий владеет иностранным языком, он также может рассчитывать на дополнительные выплаты;
- Доплата за звание «Заслуженный юрист».