Хочу стать волонтером: с чего начать?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Хочу стать волонтером: с чего начать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Добровольцем можно стать в любом возрасте. Правда, если ребенку еще нет 14 лет, его как волонтера должен сопровождать родитель или официальный представитель. Если юному добровольцу уже исполнилось 14, но он еще не достиг совершеннолетия, достаточно будет получить письменное разрешение от родителей или опекунов.
Кто может стать добровольцем
Добровольчество доступно и людям старшего поколения. «Серебряное» волонтерство востребовано потому, что с выходом на заслуженный отдых многие пенсионеры чувствуют себя ненужными и не могут реализовать еще не растраченную энергию. Пожилому волонтеру, как и ребенку, не дадут слишком тяжелую работу, но и при небольшой нагрузке он сможет проявить себя как важное звено в социальном проекте, на фестивале или благотворительной акции.
Для чего люди становятся волонтерами
Рассмотрим этот вопрос на примере двух временных отрезков: 2000 и 2019 годов.
Причины волонтерства |
2000 год |
2019 год |
Собственное желание, нужды семьи |
28% |
26% |
Связь с работой |
9% |
7% |
Желание бескорыстной помощи, делать людям добро |
31% |
34% |
Просьбы друзей, коллег, родственников |
7% |
10% |
Необходимость приобрести смысл жизни, опыт |
5% |
3% |
Наличие свободного времени |
12% |
11% |
Необходимость самореализации в жизни |
6% |
5% |
Другие причины |
2% |
2% |
Особенности волонтёрства
Появление массового нерелигиозного субъекта добровольческого труда относится скорее к XX веку, хотя его появление в XIX веке не так далеко, и в то же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как доктрина рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства, как идеал. Свободный труд свободных людей был идеалом социалистических утопистов: Святой Симон, С. Фурье рассматривали труд как удовольствие, как развитие человеческих способностей. Коммунистические идеологи К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных социальных сил работа на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и будет действительно свободной от принуждения и отчуждения.
В современной западной науке общепринята модель общества, принята и российская наука. Сегодня роль организаций гражданского общества высоко оценивается в развитых странах мира, и тогда отчетливо прослеживается тенденция государства передавать часть своих функций по социальной защите и поддержке населения организациям независимого сектора.
«Экономическое исследование добровольчества характеризуется акцентом на проблемы производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и, в частности, исследует компенсирующий характер затрат характер индивидуальных и общественных отношений. Этот подход характеризуется тем, что он воспринимает совокупность, а не отдельного субъекта трудовой деятельности.
Добровольность, самоотверженность и социальная направленность — это три основных компонента добровольного труда, которые делают его особенным. Добровольная работа мало изучена с точки зрения отечественной социологии. Существует три основные традиции изучения волонтерской деятельности. В контексте христианской традиции добровольческая деятельность рассматривается как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Добровольческая работа также рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент в построении социалистического, т.е. коммунистического, общества. Другой метод изучения волонтерства — смотреть на него сквозь призму социальной модели общества. В случае применения данного метода волонтерство определяется как основа построения гражданского общества.
Основные направления волонтёрства
Наиболее важные формы и направления добровольной деятельности молодежи.
Работать с социально уязвимыми группами населения. Волонтеры, выбравшие эту работу, посвящают свое свободное время, оказывают помощь и поддержку пожилым людям в домах престарелых, сиротам в детских домах и приютах. Пожилые люди и дети являются наиболее уязвимыми категориями, наиболее нуждающимися в духовной поддержке, милосердии, привязанности и внимании. Сотрудники домов для детей и престарелых, как бы они ни хотели, не имеют физических возможностей для того, чтобы уделять достаточное внимание всем, кто живет в таких учреждениях. Участвуя в проекте, волонтеры помогают пожилым людям достойно встретить свою старость и оказывают им поддержку, потому что пожилые люди, как и дети, нуждаются в постоянном уходе, сочувствии и внимании.
Больничное обслуживание. До сегодняшнего дня в России, как и в некоторых других странах, до сих пор не создана служба по организации жизни ребенка в больнице. Потребность в добровольцах чрезвычайно высока. Однако особенность работы в этой области заключается в том, что многие не сопротивляются и уходят. Поэтому проблема отбора волонтеров, способных работать в больнице для оказания эффективной помощи, является актуальной. Волонтерская работа, даже если она длится всего несколько часов в неделю, помогает реализовать целостный подход к пациенту в стационаре, дает возможность пациентам почувствовать свою жизнь полноценной, а самим себе — нужным и важным человеком, человеком.
Психологическая и образовательная поддержка детей и подростков. Оба ребенка с нормальным и ограниченным развитием нуждаются в помощи. В этих рамках осуществляются следующие мероприятия: Репетиторство, отдых, досуг и т.д. Одной из основных проблем детей с особыми потребностями в психическом и физическом развитии является отсутствие возможностей для их социализации в здоровом обществе. Контакт с волонтерами противодействует социальной изоляции детей с ограниченными возможностями и ведет к большей толерантности общества к ним.
Предотвращение здорового и безопасного образа жизни. Очень важным направлением является работа волонтеров с молодежью, направленная на улучшение молодежной среды и профилактику наркомании и алкоголизма.
Восстановление и сохранение памятников природы, истории и культуры. Охраняемые территории нуждаются в бескорыстной практической помощи волонтеров, поскольку именно волонтеры выполняют необходимую работу, для которой у персонала часто не хватает сил, средств и времени. Очень часто вход на эти территории закрыт для посетителей, только волонтеры имеют право посещать нетронутые цивилизацией места с целью сохранения живого наследия нашей страны. добровольное социально-психологическое образование
Защита окружающей среды. Экологическое волонтерство вовлекает молодежь в различные мероприятия, направленные на повышение осведомленности общественности или правительств об экологических проблемах, которые необходимо решать. Волонтеры помогают распространять информацию о различных экологических проектах. В частности, они читают лекции и рассказывают истории о современных технологиях, которые могут сделать вашу жизнь и работу более экологичной, не тратя при этом много денег. Активная деятельность включает в себя экологические инспекции: выявление незаконных вырубок деревьев и кустарников, несанкционированных свалок и т.д.
Помогать животным. Волонтеры, ухаживающие за бродячими животными, стараются воплотить в жизнь идеи гуманного обращения с животными и принять действительно эффективные меры по сокращению количества бродячих животных.
Молодежь участвует в образовательной деятельности:
Творческая работа. Молодые люди, которые выбирают эстетическое направление волонтерской работы, имеют возможность познакомиться с миром искусства, пообщаться с музыкантами, художниками мирового класса, расширить свои горизонты в области искусства и музыки. Они помогают в реализации конкретных проектов, участвуют в выставках и концертах, распространяют рекламные листовки и концертные программы. Волонтеров, владеющих иностранными языками, можно использовать для сопровождения иностранного музыканта, знакомства гостя с городом и т.д. Кроме того, иногда требуется помощь с переводом иностранных книг и других материалов, необходимых для планирования концерта.
Другим видом деятельности в этом направлении является работа в Интернете: Поиск необходимой информации, информирование слушателей о предстоящих концертах или выставках по электронной почте.
Волонтерами в сфере искусства могут быть как молодые люди с эстетическим образованием, так и обычные студенты и учащиеся. Мальчики, которые хотят совместить свою жизнь с искусством, имеют возможность пополнить свой профессиональный багаж и получить необходимый опыт, когда они работают.
Местная доставка. Участие молодежи в добровольных проектах, посвященных изучению истории своего края, позволяет расширить кругозор детей и молодежи через экскурсии, путешествия, системное изучение страны, научить их различным практическим навыкам, пробудить в них патриотизм, любовь к Родине.
Историческая и образовательная деятельность. Среди задач, решаемых в рамках историко-педагогической деятельности, можно выделить следующие поддержка инициатив и осуществление проектов, направленных на образование и подготовку молодежи в духе ненасилия, миротворчества, уважения прав человека, идеалов демократии и гуманизма, поощрение участия молодежи в общественно-полезной деятельности Важно, чтобы молодые люди находились в прямом контакте с историей, со своими материальными и документальными свидетельствами, а еще лучше — со своими живыми и активными участниками.
Какие возможности открывает волонтерство
Добровольчество предлагает ряд возможностей — от участия в социально значимых проектах и мероприятиях до личностного роста и увлекательных командировок.
Все виды волонтерства станут отличным дополнением к резюме при поиске работы, поступлении в университет или подаче документов на соискание образовательного или проектного гранта. Забота о ближних говорит о вашей осознанности и социальной активности, что ценится в нашем обществе.
А еще как волонтер вы заведете множество полезных знакомств и контактов, улучшите свои коммуникативные навыки, получите опыт неформального образования, погрузитесь в культуру и быт нового места или принимающей страны, а может, и подтянете иностранный язык, расширите кругозор.
Чтобы иметь более полное представление о том, что такое волонтерство, попробуйте его на практике! Помните: в мире всегда найдутся те, кто нуждается в помощи и поддержке.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Интересные факты о профессии волонтера: как развить лидерские качества
Волонтер – что это за профессия? Универсального определения, закрепленного на законодательном уровне, не существует, но общепринятой считается такая формулировка:
Волонтерская работа – вид деятельности, который осуществляется на добровольных и безвозмездных началах, и направлен на пользу людей, которые не представляют собой приближенный к волонтеру круг. Также в разрезе данного вопроса рассматривается работа по защите животных и окружающей среды.
Внимание! Наглядный пример волонтерства – это субботник. Каждый из нас хоть раз в жизни жертвовал своим выходным днем, чтобы освободить территорию от мусора.
Волонтерством нельзя назвать голосование на выборах, а также игру на гитаре или фортепиано – это хобби, а не работа. Иногда благотворительный труд может оплачиваться, однако формой расчета являются не привычные для всех деньги. Например, если музыкант сыграет на публику в обществе инвалидов за небольшое вознаграждение, это можно будет отнести к волонтерской деятельности.
В любой сфере нужны волонтеры, и если у вас есть желание стать частью этого сообщества, можно пойти в любой благотворительный фонд, общественную организацию, хоспис, приют для животных. В этих учреждениях для вас всегда будет работа. Если вы хотите стать волонтером в другой стране, то понадобится опыт, профессиональное образование и знание языка (английского, испанского или французского) – зарубежные программы рассчитаны на 1-24 месяца, так что будьте готовы надолго покинуть родину. Плюс к этому, во многих иностранных организациях для волонтеров устанавливается определенный возрастной лимит.
В России для добровольцев созданы специальные курсы. Например, есть проект «Узнай.PRO». Он предполагает регистрацию на сайте и самостоятельное прохождение программы. В конце обучения слушателю выдается сертификат. Также в нашей стране действует Школа социального волонтерства. Это проект движения «Даниловцы». Он создан для людей, которые хотят стать добровольцами или создать собственную организацию. На сайте представлено множество разных курсов, после прохождения которых требуется выполнить проверочную работу. Положительные результаты дают право на получение документа, подтверждающего факт обучения.
Волонтеры на руси, в ссср и россии
На Руси волонтерство начало активно развиваться после принятия в 988 году христианства. Активно поддерживал волонтерскую помощь Ярослав Мудрый, при его правлении были созданы сиротские дома, дети в которых содержались и обучались за счет пожертвований мирян.
При императрице Екатерине II появилась целая сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, в которой работали добровольцы. В XIX веке развивались благотворительные общества и союзы, общественные организации. В народных начальных школах учителя преподавали бесплатно, а земские врачи в селах лечили людей на безвозмездной основе.
В начале XX века в России работало около 20 тыс. попечительских советов для бедных, в которых трудились волонтеры. В советский период добровольчество приобрело идейно-патриотическую окраску, и было связано с крупными всесоюзными «проектами»: например, освоением целины и строительством БАМа. Дети занимались волонтерством в пионерских и тимуровских организациях.
В 1990-е годы, с появлением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, волонтерство обрело современную, знакомую нам форму. В 2022 году по инициативе Владимира Путина была образована Ассоциация волонтерских центров — крупнейшая волонтерская организация в России. Миссия АВЦ — «создавать инфраструктуру развития добровольчества в стране».
Волонтерство стало обычной частью образовательного процесса: почти в каждой школе есть свои волонтерские отряды, а в вузах и ссузах — студенческие. Все больше компаний практикуют корпоративное волонтерство и привлекают своих сотрудников к добровольческой деятельности ради сплочения команды и имиджа бренда. Эффект сплочения работает и на родственном уровне — в волонтерских проектах нередко участвуют семьями.
История движения волонтеров
Историки пишут, что идеи добровольчества наиболее ярко проявились с распространением христианского учения, которое основывается на любви к ближнему, милосердии и помощи немощным. В Византии, в дни церковных праздников, императоры выходили на главную площадь и раздавали нищим милостыню, для пожилых строились первые богадельни.
Официально называть волонтерами стали французов, англичан и испанцев в XVII—XVIII веках, которые добровольно шли на военную службу. Термин «волонтер» имеет общеиндоевропейский корень, который означает «желание» и «стремление».
В более современном и близком нам смысле слово «волонтер» стали употреблять после Первой мировой войны. Бывшие австрийские, британские, немецкие и шведские солдаты бесплатно восстанавливали разрушенные французские фермы. Так в 1920 году появилась одна из старейших волонтерских организаций — Международная гражданская служба (Service Civil International), которая занималась восстановлением европейских городов и деревень, пострадавших от войны. 1920-й официально считается годом рождения движения добровольцев.
Модель профессионально важных качеств волонтера русскоязычных программ
Под спецификой психограммы волонтера русскоязычных программ, составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки волонтеров русскоязычных программ, мы понимаем выявление профессионально важных качеств (ПВК), поддающихся развитию в ходе овладения профессиональным мастерством волонтера русскоязычных программ [1, 2, 3].
В отличие от профессиограммы, вообще, и психограммы, в частности, в модели волонтера русскоязычных программ все основные характеристики представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в идее многоуровневой динамической системы, построенной по иерархическому принципу.
Модель формирования ПВК волонтеров русскоязычных программ содержит психологические качества, являющиеся объектом формирования, состояние которых оценивается через систему уровней: желаемого, приемлемого, критического и недопустимого. Желаемый уровень характеризуется высокой степенью сформированности ПВК по всем компонентам: эмоциональному, коммуникативному, гностическому, мотивационному, практическому и рефлексивному. Это эталонный уровень, стремление к которому максимально способствует формированию личности профессионала волонтера русскоязычных программ. Приемлемый уровень предполагает достаточную степень сформированности ПВК, для соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе. Данный уровень, тем не менее, требует дальнейшей проработки психологических качеств, поскольку предполагает дальнейшее совершенствование в успешном осуществлении профессиональных обязанностей. Критический уровень указывает на недостаточную сформированность ПВК личности, что затрудняет выполнение профессиональных обязанностей. Недопустимый уровень характеризует слабую сформированность качеств, что существенно затрудняет выполнение профессиональных задач, более того, может пагубно сказаться на их эффективности.
Интегративность компонентов на каждом из уровней состоит в том, что проявление одних качеств на высоком уровне способствует росту уровневых показателей других качеств, благодаря единству взаимосвязей в системе ПВК волонтеров русскоязычных программ. Мониторинг уровневых показателей ПВК позволяет студенту определить направления своего развития в процессе работы над собой.
Генетический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ
Цель: Исследовать происхождение модели, процесс ее формирования и развития.
Сказанное является основанием для построения системы ПВК волонтеров русскоязычных программ в соответствии с шестикомпонентной структурой социально-психологической установки. Была разработана модель профессионально важных качеств с опорой на структуру социально-психологической установки (Э.С. Чугунова и Д.Н. Багжюнене). Согласно этому подходу, ПВК распределяются на компоненты: эмоциональный, коммуникативный, гностический, мотивационный, практический, рефлексивный. Эти компоненты соответствуют названиям компонентов структуры социальных установок. С опорой на это разделение нами осуществлен морфологический аспект анализа исследуемой проблемы [4, 5].
Морфологический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ.
Цель: выделить элементы модели, дать им характеристику.
В первый блок, связанный с эмоциональным компонентом структуры установок, входят следующие качества: эмпатия, эмоциональная устойчивость и толерантность.
Как особые формы эмпатии выделяются:
1) сопереживание – переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
2) сочувствие – переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.
В профессиональном взаимодействии волонтера русскоязычных программ эмпатия должна сопровождаться развитой рефлексией, поскольку эмпатии свойственны замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта, слабая чувствительность к различению собственных чувств и чувств другого человека, тенденция к слиянию с эмоциональным состоянием другого и, как следствие, высокий риск эмоционального выгорания.
Эмоциональная устойчивость в деятельности волонтера русскоязычных программ имеет весьма важное значение, что объясняется повышенными эмоциональными нагрузками при взаимодействии с людьми, испытывающими дефицит общения, внимания и, чаще всего, страдающими соматическими заболеваниями.
Во второй блок, связанный с коммуникативным компонентом структуры установок на деятельность волонтера русскоязычных программ, входят следующие качества: коммуникативность, лидерство.
В третий блок, связанный с гностическим компонентом структуры установок, входят: знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ, интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления, креативность, способность к творческому применению профессионального опыта, эрудированность.
Знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ составляют основу компетентности волонтера, определяют качественный уровень оказываемого им сопровождения.
Интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. При взаимодействии с людьми в условиях сопроводительного процесса волонтеру необходимо быстро ориентироваться в ситуации, проявлять гибкость, находить варианты решений в ситуациях неопределенности.
Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей.
Способность к творческому применению профессионального опыта – в условиях монотонности режима проживания людей, например, в геронтологическом центре – это профессионально важное качество волонтера, наряду с креативностью, особенно актуально [6]. С одной стороны, излишнее разнообразие новых или необычных впечатлений может вызвать утомление у людей, с другой, адекватная мера проявления изобретательности и находчивости, необычности решений вносит оживление в их рутинные, однообразные будни.
В четвертый блок, связанный с мотивационным компонентом структуры установок, входят: мотивация и направленность на психологическую работу с людьми, оптимистичность, гуманность, работоспособность, энергичность.
Мотивация и направленность – у волонтера русскоязычных программ должен быть интерес к работе с людьми разного возраста, в том числе психологической, различные аспекты этой деятельности, уважение к разным людям, должны быть включены в систему его идеалов, ценностей и убеждений. Например, «работая волонтером людьми, я делаю важное дело», «людям, особенно тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации необходима помощь» и т.д.
Оптимистичность – люди, переживая экзистенциальный кризис, страх смерти, могут утрачивать веру в благоприятные обстоятельства, собственные силы, усилия врачей, психологов и т.д. Именно поэтому оптимистичность выступает в ряду основных ПВК волонтера.
Работоспособность – сниженный энергетический фон, высокая утомляемость людей может вызывать ответное утомление у работающего персонала, в связи с чем, требует высокого уровня работоспособности и энергичности волонтера.
В пятый блок, связанный с практическим компонентом структуры установок, входят следующие качества: организованность, ответственность, инициативность, самостоятельность принятия решений.
Организованность – деятельность волонтера разнообразна и многоаспектна, что требует проявления организованности в процессе постановки задач, планирования действий и упорядочения их выполнения.
Инициативность — способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
Самостоятельность принятия решений – ввиду относительно частых ситуаций неопределенности, отсутствия готовых инструкций «на все случаи», возможные во взаимодействии, деятельность волонтера русскоязычных программ требует от него творческого подхода и самостоятельности при принятии решений.
В шестой блок, связанный с рефлексивным компонентом структуры установок, входят: способность к саморегуляции, адекватной самооценке, честность и искренность.
Способность к саморегуляции – одно из важнейших ПВК волонтера русскоязычных программ, ввиду насыщенности его деятельности психологически и эмоционально сложными ситуациями и состояниями.
1. Стремление помочь своему району или городу
Николай Кабелев пишет, что в США это один из наиболее сильных мотивационных факторов, особенно среди людей без высшего образования, которые рождаются, учатся, создают семьи и работают в одном и том же городе на протяжении всей жизни. Тут, говоря о российских реалиях, конечно, нельзя не вспомнить пирамиду Маслоу, согласно которой такие порывы появляются только после того, как в полной мере удовлетворены потребности в еде, жилье, безопасности и прочих базовых вещах, с чем часто в небольших городах проблемы.
2. Стремление делать «правильное дело», религиозные мотивы, понятие о воздаянии и справедливости
«Правильное дело» — это очень американская фраза, характерная для общества, где принцип справедливости возведен в абсолют, однако и в России для многих это ощущение – важный мотив, чтобы этим заниматься.
3. Наличие волонтеров в семье.
Родители-добровольцы, муж-спасатель – с высокой вероятностью эта деятельность захватит и других членов семьи.
4. Бегство из тяжелой семейной ситуации.
Если в семье тяжело, если не хочется находиться дома, волонтерская деятельность – один из способов на время из нее уходить. И высокий процент разводов и расставаний с партнерами в волонтерской среде говорит не только о том, что у людей, вовлеченных в эту деятельность, страдает семья, но и о том, что сюда часто приходят люди с уже имеющимися проблемами, которые только усугубляются на этом фоне.
5. Попытка заниматься полезным/любимым делом при наличии нелюбимой, но оплачиваемой работы
Далеко не все занимаются на работе тем, что им нравится. Для многих работа – это исключительно место для зарабатывания денег. Но желание делать то, к чему лежит сердце, остается нереализованным, и зачастую человек готов это делать даже бесплатно в свое свободное время. В США в добровольческую пожарную охрану часто приходят люди, мечтавшие стать пожарными, но выбравшие более выгодную в денежном отношении профессию.
6. Поиски приключений
Это тоже достаточно распространенный мотив, особенно в спасательских видах добровольчества. «Не случайно при более тщательном рассмотрении оказывается, что многие спасатели также увлекаются теми или иными экстремальными видами спорта», — пишет Николай Кабелев. Волонтерство в спасательских организациях для некоторых участников – это что-то вроде ролевой игры, ожившего компьютерного квеста, но с полезным результатом.
7. Возможность бесплатного обучения
Это мотив, который приводит в волонтерские организации тех, кто хочет овладеть навыками, которые, как они предполагают, могут им понадобиться и в их частной жизни – первая помощь, уход за лежачими больными, владение средствами навигации и так далее.
8. Попытки решить собственные психологические проблемы
К ним относятся стремление к самоутверждению, восприятие себя как значимого человека только при условии собственной нужности («комплекс спасателя»), борьба со своими страхами и проблемами (некоторые выбирают определенные сферы деятельности, пытаясь вылечить себя от клаустрофобии, брезгливости, страха смерти, немощи, болезни, высоты и т. д.), попытка преодолеть проблемы с социализацией.
9. Личный опыт столкновения с чрезвычайными ситуациями
Это частый путь в волонтерство: свой ребенок с инвалидностью, близкий человек с тяжелым заболеванием, пропавший без вести родственник и так далее. Наблюдая работу волонтеров, люди, часто даже до того момента не подозревавшие об их существовании, приходят в эту организацию и остаются в ней.
10. Попытки активно противодействовать социальной несправедливости и неэффективности государства
«Разочарование в правительстве или степени справедливости жизни не всегда выливается в отрицательный протест, а может наоборот приобретать формы активного совершения действий положительного характера с целью внести свой посильный вклад в дело решения накопившихся в обществе проблем», — пишет Николай Кабелев. Это как раз частая мотивация для нашей страны: люди перестают верить в то, что в таких ситуациях стоит рассчитывать на государство, и решают сделать что-то сами.
Когда зародилось волонтерство
Сейчас крайне сложно даже примерно определить начало зарождения такого явления, как волонтерская деятельность, ведь формально первым волонтером мог стать и человек доисторической эпохи, который инстинктивно помог собрату, еще даже не зная, что за это, по-хорошему, можно и что-нибудь попросить.
Если же отбросить формальности, то, например, в России такой вид деятельности, как оказание помощи нуждающимся на добровольной основе, глубоко уходит еще во времена работы сестер милосердия в XIX веке, и еще раньше, от периода постройки многочисленных училищ для детей-сирот и до первых войн Российской империи, жертвам которых, совершенно не требуя ничего взамен, помогали многие врачи и сестры.
А вот в США можно более точно выяснить, что массовые волонтерские движения начались после создания в Филадельфии первой бригады рабочих-пожарников, которые работали исключительно по своей доброте еще в период правления Бенджамина Франклина. После того как весть об этой бригаде распространилась по штатам, многие американцы погрузились в процесс волонтерской деятельности, как настоящие филантропы (особенно в рамках Американского Красного Креста – организации, добровольно и по собственной инициативе оказывающей услуги помощи всем нуждающимся гражданам).
Подходит ли вам добровольчество?
Как понять, сможете ли вы быть волонтером? Ответьте на несколько вопросов.
Меньше 3 ответов «да». Видимо, добровольчество — это не то, что сейчас вам нужно. Это не значит, что дорога в волонтерство закрыта для вас навсегда: возможно, чуть позже ваша жизненная ситуация или сфера интересов изменится, и такая работа станет более актуальной (а может быть, и нет, и это совершенно нормально).
От 3 до 6 ответов «да». Добровольчество наверняка вам подходит. Волонтерская помощь требуется практически в любых областях, так что при желании вы сможете подобрать именно тот вид и тот формат деятельности, который будет вам и приятен, и полезен.
7 и более ответов «да». Ставим свою шляпу, что вы уже волонтер! Вы точно знаете, что помощь другим — это возможность не только заработать «плюс в карму», но и получить вполне конкретную пользу в виде опыта, знаний, общения и морального удовлетворения.
Иногда для этого ничего специально делать и не нужно: скажем, очистить участок пляжа или посадить деревья во дворе можно самостоятельно или с помощью друзей и родных. Однако многие виды добровольчества вроде помощи детям с нарушениями здоровья, спасения бездомных животных, организации масштабных мероприятий и пр. требуют специальных навыков и объединения усилий многих людей.
Найти организации, которые решают такие проблемы и привлекают в свои ряды волонтеров, можно разными способами:
Социологи, психологи и экономисты считают, что волонтерство постепенно становится полноценным социальным институтом, столь же значимым, что и образовательные или религиозные организации. Для общества это способ реализовывать инициативы снизу и самоорганизовываться при решении важных проблем. Для самих же волонтеров добровольчество — это возможность сделать жизнь вокруг немного лучше, в полном соответствии с изречением Махатмы Ганди: «Если ты хочешь перемену в будущем, стань этой переменой в настоящем».
Существует множество социальных групп, которые нуждаются в поддержке: пенсионеры, малоимущие семьи, дети-сироты, инвалиды, больные люди и проходящие реабилитацию, пр. Каждой из этих групп требуется различная помощь.
Чтобы помочь нуждающимся материально, волонтеры организовывают сбор одежды, детских игрушек, различной кухонной утвари и всего, что готовы пожертвовать другие добровольцы. Затем распределяют все собранные вещи по семьям нуждающихся людей. Напомню, что за свой труд волонтеры не получают материального вознаграждения. Они получают опыт и моральное удовлетворение.
Существует другой вид помощи. Например, детям-сиротам, инвалидам и другим категориям, которые государство содержит в специализированных учреждениях. Волонтеры организовывают развлекательные и развивающие мероприятия. Они ставят спектакли в детских домах, устраивают концерты самодеятельности в интернатах и больницах, проводят развивающие занятия с детьми и даже организовывают компьютерные курсы для пенсионеров. Добровольцы отдают свое время и внимание людям, которые нуждаются в поддержке.