Налогоплательщика вызвали дать пояснения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогоплательщика вызвали дать пояснения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Об обязанностях налогоплательщиков
Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. 23 НК РФ. Данной нормой обязанность прибыть в инспекцию по вызову для дачи пояснений не предусмотрена. Не означает ли это, что явку в налоговый орган можно расценивать как право налогоплательщика?
Минфин так не считает. В Письме от 09.04.2010 № 03-02-08/21 ведомство сослалось на пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Здесь закреплена обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Вероятно, необеспечение налогоплательщиком реализации законного права контролеров на личную встречу с ним расценивается чиновниками как препятствование деятельности ФНС.
Остался еще один вопрос. Обязан ли налогоплательщик, явившийся по требованию налогового органа для дачи пояснений, эти пояснения давать? Здесь все довольно просто: согласно пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов является правом налогоплательщика. Поэтому, полагаем, он может отказаться отвечать на вопросы налоговиков. Есть только один случай, когда дача пояснений вменена в обязанность налогоплательщика, – это выставление налоговым органом на основании п. 3 ст. 88 НК РФ требования о представлении пояснений (об этом мы говорили выше). Но для исполнения этой обязанности явка проверяемого лица в налоговый орган законом не предусмотрена.
Практика свидетельствует о том, что почти всегда в ходе камеральных и выездных налоговых проверок (в том числе, встречных проверок) проверяющие прибегают к такому инструменту налогового контроля как допросы свидетелей. Для налоговиков это малозатратный (в отличие от экспертизы) и самый легкий способ сбора доказательств по выявленным нарушениям.
На допрос в качестве свидетеля в налоговую инспекцию рискует попасть любое физическое лицо, которому, по мнению инспекторов, могут быть известны какие-либо обстоятельства деятельности организации, заключения и исполнения различных сделок и т. д.
Как правило, в первую очередь на допрос в налоговой инспекции вызывают должностных лиц проверяемой компании и руководителей ее контрагентов. Но кроме генерального директора, финансового директора и главного бухгалтера налоговыми свидетелями могут выступать любые сотрудники проверяемой организации (причем как уволившиеся, так и ныне работающие).
Вызов для дачи пояснений – не допрос
Если пришло уведомление из налоговой о предоставлении пояснений на основании статьи 31 НК, значит у проверяющих возникли вопросы, связанные с уплатой налогов. В основном это – занижение налоговой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, расхождения в отчетности и т.д. В этих случаях практически всегда последует вызов в налоговую для дачи пояснений.
Вызов для дачи пояснений и вызов на допрос – это совершенно разные процедуры. Вот три основных отличия:
- В первом случае налоговики получают пояснения, во втором – свидетельские показания. Текст пояснения следствие и суды не принимают в качестве самостоятельного доказательства, свидетельские показания – самое популярное доказательство при подозрении компании в получении необоснованной налоговой выгоды.
- За отказ от пояснений ответственности нет. Но если никто из сотрудников не придет по уведомлению, директора компании оштрафуют на 2–4 тыс. руб.
- Для дачи пояснений в налоговой можно оправить любого представителя компании по доверенности. А на допрос в качестве свидетеля должен явиться именно тот, кто указан в повестке о вызове (например, генеральный директор или главбух).
Обязан ли я явиться в налоговую как свидетель, если работодатель против?
Налоговая прислала мне повестку — вызывают свидетелем по выездной налоговой проверке компании, в которой я работаю инженером. Мой работодатель против того, чтобы я туда шел.
Как мне правильно поступить?
Я советую вам не игнорировать вызов в инспекцию.
Работодатель может быть хоть десять раз против вашего визита в налоговую, но если вы предъявили ему повестку о вызове на допрос, то он обязан не только отпустить вас в назначенный день, но еще и выплатить вам средний заработок за время отсутствия на работе.
Вас же ИФНС наверняка оштрафует на 1000 Р за неявку на допрос без уважительной причины. То, что работодатель не пускает вас в налоговую, такой причиной не является — так считают суды.
Сумма штрафа небольшая, но это не повод игнорировать повестку, ведь налоговики могут направить запрос в полицию об оказании содействия в розыске и приводе необходимого им лица. И тогда вам все равно придется явиться в инспекцию, но уже под конвоем.
Расскажу подробнее про допрос: как он должен проходить, как оформляется и как лучше себя на нем вести.
Начало допроса. Перед началом допроса инспектор должен:
Получается, допрос нельзя проводить по телефону или электронной почте.
На право не свидетельствовать против самого себя часто пытаются сослаться руководители проверяемых фирм. Но для налоговиков это не аргумент: они проверяют не руководителя, а возглавляемую им организацию. Другое дело, если свидетель — предприниматель, и его вызвали как свидетеля по проверке его самого. Тогда он может отказаться давать показания — так считают некоторые суды.
Постановление АС ЦО от 08.10.2018 № А08-3699/2017 PDF, 66 КБ
Протокол допроса. Свидетелю обязательно должны дать ознакомиться с протоколом допроса. А все его замечания внести в этот протокол. Если при допросе инспекторы вели фотосъемку, видео- или аудиозапись, то, во-первых, они обязаны сделать в протоколе специальную отметку об этом, а во-вторых, приложить к протоколу эти материалы.
Копию протокола налоговики обязаны выдать свидетелю лично под расписку.
Время допроса. Допрос не может проводиться в ночное время — с 22:00 до 06:00. Кроме того, он не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжить допрос можно только после как минимум часового перерыва на отдых и еду.
Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.
Как правило, рядовых сотрудников компании налоговики допрашивают быстро. Дело в том, что такие допросы налоговики проводят с определенной целью. Например, чтобы подтвердить, что бизнес раздробили для получения незаконной налоговой выгоды. Или чтобы доказать выплату серой зарплаты. На такой допрос не нужно много времени, всем работникам обычно задают одинаковые вопросы.
Другое дело, когда речь идет о допросе руководителя или главбуха. Их допрашивают долго и с пристрастием, стараясь поймать на неточностях, противоречиях, незнании производственных процессов в компании, чтобы затем обвинить, например, в номинальности директора или связях с фирмами-однодневками.
Главное правило поведения на допросе — лучше недоговорить, чем сказать лишнее. Можно просто отвечать «не знаю», «не помню», «не уверен» и т. д. Это не будет считаться отказом давать показания.
Место проведения допроса
Как правило, допрос свидетеля проводится на территории налоговой инспекции. Но при необходимости он может быть проведен и в месте нахождения допрашиваемого (например, по месту работы или в лечебном учреждении).
Кончено, если свидетель не может явиться на допрос в налоговый орган самостоятельно по причинам болезни, старости, инвалидности, то инспектор сам должен к нему прийти. В практике можно встретить случаи, когда свидетели дают показания и заверяют их нотариально.
На практике, как правило, инспектор вызывает повесткой свидетеля непосредственно в налоговый орган. Это экономит время инспектора. Свидетель приходит к назначенному времени по повестке и сообщает в кабинете инспектора какую-либо информацию.
Но, не редки случаи, когда инспектор пытается использовать эффект неожиданности и самостоятельно выезжает на место жительства или работы свидетеля, чтобы тут же его допросить. Такие допросы для налогоплательщика могут быть нежелательны, так как свидетель не успевает подготовиться к процедуре.
Если вопрос для налогового инспектора важный, либо свидетель по вызову инспектора не является, либо надо навести страху на свидетеля, допрос могут назначить в кабинете у полицейского, когда в состав проверяющих включен сотрудник полиции. При этом, участие в допросе полицейского вовсе необязательно. Допрос проведет налоговый инспектор в отсутствие сотрудника полиции. Психологически среднестатистическому свидетелю тяжелее давать показания в кабинете полицейского. Атмосфера там немного другая, да и орган это тоже иной. Но это все редкость.
Возможен допрос на территории проверяемого предприятия.
Порядок проведения допроса. Протокол
Практика показывает, что допрос происходит по следующей схеме:
- перед началом допроса инспектор должен установить личность свидетеля. Очевидно, что для этого нужен паспорт либо заменяющий его документ;
- затем заполняется протокол допроса в части сведений о свидетеле. Это ФИО, дата рождения, место регистрации, место работы, телефон, знание русского языка и т.п.;
- в протоколе до начала допроса также должны быть указаны данные о том, кто производит допрос, кто присутствует при допросе (например, адвокат, иное лицо), место проведения допроса, дата, время начала допроса. Кроме этого, указываются сведения о ведении аудио, видео записи, если таковая ведется;
- до момента постановки вопросов свидетелю должны быть разъяснены положения: статьи 51 Конституции РФ о возможности не свидетельствовать против самого себя, своего супруга, своих родственников; статьи 128 НК РФ об ответственности за дачу заведомо ложных показания либо за отказ от дачи показаний;
- после этого приступают уже непосредственно к допросу, который состоит в том, что инспектор устно задает вопрос, записывает его в протокол, выслушивает ответ свидетеля и фиксирует его в протоколе.
Встречаются ситуации, когда в протоколе уже имеются заранее поставленные вопросы и в момент допроса в протокол вносятся только ответы в отведенные пустые строки. Иногда налоговые инспектора не пишут вопросы в протоколе допроса вовсе. Отражают лишь ответы свидетеля единым текстом;
- ведет протокол сам инспектор (то есть инспектор заполняет его, а свидетель его читает и подписывает). Но встречаются случаи, когда инспектор передает свидетелю протокол допроса, в котором уже имеются подготовленные вопросы, и свидетель самостоятельно вписывает свои ответы на них;
- после окончания опросной части свидетель самостоятельно должен прочитать протокол допроса и либо подписать его без замечаний, либо указать на такие замечания. Например, если инспектор неправильно отразил ответ свидетеля, написал то, чего свидетель не указывал или, напротив, не написал необходимую информацию.
Протокол не обязательно должен быть заполнен шариковой ручкой. Можно его изготовить машинописным способом (на компьютере). Инспектор может предложить свидетелю дать образцы своего почерка (подписи). Но, это дело добровольное, обязать никто не может.
Время, в течение которого возможен допрос ничем не регламентируется. Период времени суток, в рамках которого возможно проведение допроса, также не ограничен во времени. При этом, у инспектора нет никакого права задержать свидетеля либо принудительно заставить его отвечать на вопросы. Не может инспектор осуществить принудительный привод. Такое право есть только у сотрудников полиции и дано оно им в строго определенных случаях.
После допроса попросите ознакомиться с протоколом. Если вы где-то не согласны с изложением — смело об этом говорите. При необходимости требуйте внести дополнения или изменения.
Директора вызвали на разговор в ФНС: выстраиваем линию защиты
В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ИФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации, или же его главного бухгалтера. Насколько это известно, с августа 2016 года сотрудники Налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.
Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.
На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем, грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации
Уведомление о вызове налогоплательщика и ответственность за неявку
Да, налоговики вправе направлять уведомления о вызове налогоплательщика. Вместе с тем в вашем случае штрафа за неявку в инспекцию быть не должно, так как уведомление было вручено вам незаконным способом.
Вызов — в законе
Подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговикам право вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов для дачи пояснений:
— в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;
— в связи с налоговой проверкой;
— в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.
Этому праву налоговиков корреспондирует обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Уведомления о вызове налоговики составляют по форме, приведенной в приложении 1 к приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. При направлении компаниям данных уведомлений инспекторы руководствуются рекомендациями, разработанными ФНС России и направленными нижестоящим налоговым органам письмом от 17.07.2013 № АС-4-2/12837.
В этом письме приведен следующий перечень случаев, в которых налогоплательщику может быть направлено уведомление о вызове:
1) если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии по легализации налоговой базы;
2) если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной проверки ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
3) в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации с документами, составляемыми при проведении выездной проверки;
4) в иных случаях.
Кроме того, в данном письме ФНС рекомендовала подчиненным приводить в тексте уведомления ссылку на ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Она предусматривает штраф для руководителя компании в сумме от 2000 до 4000 руб. за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Таким образом, в том, что налоговики направили вам уведомление о вызове, нарушения нет. Это подтверждает и письмо Минфина России от 09.04.2010 № 03-02-08/21.
В правовых базах нам удалось найти только одно судебное решение, в котором арбитры признали уведомление о вызове незаконным. Это постановление ФАС Центрального округа от 27.05.2013 № А68-7925/2012.
Налоговики вызвали предпринимателя для дачи письменных пояснений по сумме отраженного в декларации ЕНВД, физическому показателю, корректирующему коэффициенту К2, а также уменьшению налога на страховые взносы. Но предпринимателю удалось доказать судьям, что раз уведомление направлено в период проведения «камералки», действительной целью налоговиков было истребование дополнительных доказательств в ходе проверки. А это противоречит ст. 88 НК РФ, которая позволяет налоговикам требовать у налогоплательщика представления пояснений только при наличии ошибок и противоречий в декларации.
Но, во-первых, в вашем случае вызов не связан с проведением «камералки», ведь справки 2-НДФЛ не являются декларациями, а потому не подлежат камеральной проверке. А во-вторых, изложенная точка зрения судей — это скорее исключение, чем правило. Большинство судей в данном вопросе на стороне ФНС России. Признавая уведомления законными, арбитры ссылаются на то, что ИФНС, направляя эти документы, действует в рамках полномочий, предоставленных ей ст. 31 НК РФ. Значит, при этом не нарушаются права и законные интересы компаний и индивидуальных предпринимателей, на них не возлагаются какие-либо дополнительные обязанности, а также не создается иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности (постановления ФАС Поволжского округа от 24.10.2013 № А55-35598/2012, Дальневосточного округа от 27.03.2013 № Ф03-917/2013, от 23.11.2012 № Ф03-4485/2012 и от 22.08.2008 № Ф03-А51/08-2/3393).
Письмо должно быть заказным
Итак, полученное вами уведомление само по себе законно. В то же время способ направления этого документа противоречит Налоговому кодексу.
Порядок, в котором организациям должны направляться документы, используемые фискалами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закреплен в п. 4 ст. 31 НК РФ. Так, если конкретный порядок передачи того или иного документа не предусмотрен Кодексом, у налоговиков есть три варианта:
— передать документы непосредственно под расписку;
— направить их по почте заказным письмом;
— передать их в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Как видите, ИФНС должна была направить вам уведомление не обычным, а заказным письмом. Более того, это обычное письмо было выслано всего за два дня до крайнего срока явки, то есть фактически налоговики лишили компанию возможности исполнить свою обязанность. Следовательно, они не имеют права оштрафовать вашего директора по ст. 19.4 КоАП РФ.
В то же время надо учитывать, что судебная практика по привлечению должностных лиц компании к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, за игнорирование уведомления о вызове не сложилась. Поэтому директору вашей компании имеет смысл хоть и с опозданием, но явиться в инспекцию и ответить на вопросы инспекторов по поводу НДФЛ. В случае необходимости отменить штраф явка директора станет дополнительным доказательством законопослушности компании.
Вас вызывают в налоговую
Главная Налоговые проверки Вас вызывают в налоговую
- Вызов по требованию
- Вызов вне рамок налоговой проверки
- Вызов в рамках налоговой проверки
- Вызов на допрос
- Вызов в налоговую инспекцию можно получить двумя способами:
- Получив Уведомление о вызове для дачи пояснений (по форме КНД 1165009)
- Получив повестку о вызове на допрос (форма КНД 1165207)
Есть еще один способ вызова – по телефону. И, представьте себе, есть руководители компаний, которые приходят в налоговую по телефонному вызову. Но такие глупости мы даже не будем рассматривать.
Документ | Уведомление о вызове для дачи пояснений по форме КНД1165009 образец | Повестка о вызове на допрос в качестве свидетеля форма КНД 1165207 |
Причина вызова См подробнее | Дача пояснений
|
Допрос в рамках налоговой проверки. |
Кто может прийти по вызову? | Любое лицо на основании доверенности от компании | Только лицо, указанное в повестке |
Можно ли прийти с юристом или представителем? | Да, можно (есть прямое указание). подробнее |
|
Штрафные санкции за не явку | Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб. (ст. 19.4 КоАП). | Налоговый орган не может подвергнуть свидетеля к принудительному приводу для дачи показаний, а ответственность за неявку ограничена штрафом в 1000 руб. (ст. 128 НК) |
Ответственность за отказ от дачи показаний (если прийти на встречу и ничего не говорить) | Штраф законом не предусмотрен. Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3) | В соответствии со ст. 128 НК за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, за дачу заведомо ложных показаний — штраф 3000 рублей. О правомерности отказа см. текст ниже. |
Оформление встречи | Не предусмотрено. На практике документы составляются всегда — под диктовку инспектора | Протокол допроса. подробнее |
Что делать, если было получено оповещение из налоговой
Что такое уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений и как быть, если вручение такого уведомления всё-таки произошло?
Причиной получения этого извещения могут быть некоторые расхождения в отчетностях, обнаруженные в ходе проверки или проведения камеральной инспекции. В такой ситуации при возникновении разного рода вопросов со стороны органов, они вправе потребовать объяснений от гражданина.
В каких случаях налоговая обязана уведомлять налогоплательщика:
- Если в ходе проверки были обнаружены расхождения сведений, которые предоставил налогообязанный гражданин в ИФНС и теми сведениями, которые есть у самой инспекции.
- Пояснения могут потребоваться при подозрении на уклонении от уплаты налогов и обнаружении незадекларированных доходов.
- Также налогоплательщика могут вызвать в ИФНС с целью ознакомления с ходом камеральной проверки.
- У ИФНС возникает необходимость предоставления гражданином дополнительной поясняющей документации.
Кто входит в зону риска
Итак, первыми претендентами на вызов в ИФНС являются следующие налогоплательщикиПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722:
- показывающие убытки на протяжении как минимум 2 лет подряд;
- имеющие большую долю вычетов по НДС (89% и более);
- имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, по налогу при «доходно-расходной» УСН, по акцизам, ЕСХН, а также по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается, в частности:
- для фирм, занимающихся производством продукции, — нагрузка менее 3%;
- для торговых организаций — менее 1%.