Как юридическому лицу не исчезнуть из ЕГРЮЛ?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как юридическому лицу не исчезнуть из ЕГРЮЛ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.09.2017 предельный срок ликвидации ООО на основании решения участников или исполнительный органа составит один год, который может быть продлен в судебном порядке не более чем на шесть месяцев (п. 6 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[3]).
Проверка достоверности сведений о ЮЛ, содержащихся в ЕГРЮЛ
Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).
Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.
К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
В заключение остановимся на сроках вступления в силу Федерального закона № 488-ФЗ:
- по общему правилу он вступает в силу с 28.06.2017;
- положения о предельном сроке ликвидации ООО, о направлении заявлений кредиторов по поводу решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о новых основаниях исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ вступают в силу с 01.09.2017;
- положения о порядке привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (к ответственности в виде возмещения убытков) применяются к заявлениям, поданным после 01.07.2017;
- положения о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вследствие их действий и (или) бездействия применяются в случае, если определение о завершении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников вынесено после 01.09.2017.
Исключение из ЕГРИП недействующих ИП
С 01.09.2020 года налоговые органы получат право на исключение из ЕГРИП прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 12.11.2019 № 377-ФЗ). В указанных целях Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ дополняется новой статьей 22.4. «Исключение индивидуального предпринимателя из ЕГРИП по решению регистрирующего органа».
ИП будет признаваться фактически прекратившим свою деятельность, если:
- с даты окончания действия патента истекло 15 месяцев/ИП в течение последних 15 месяцев не сдавал налоговую отчетность;
- ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.
Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:
- не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
- в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.
Решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ выносит ФНС. Если компания в течение одного года не вела деятельность, то налоговая исключает её из реестра.
Для ФНС недействующая организация определяется по двум критериям:
- не сдаётся отчётность;
- операции по банковским счетам отсутствуют.
Также налоговая может исключить компанию из реестра, если:
- в нём в отношении организации имеется запись о недостоверности данных, которая не исчезает уже более полугода;
- у организации нет средств провести ликвидацию.
Популярные ситуации и действия
Ситуации | Действия |
---|---|
ФНС направила организации уведомление о недостоверности адреса или сведений, однако в ЕГРЮЛ изменения ещё не вносила | Если из налоговой в организацию приходит уведомление о недостоверности данных, то в течение одного месяца потребуется перед ФНС документально подтвердить все сведения, по которым возникают сомнения. Налоговиков могут не убедить предоставленные документы, поэтому они внесут в реестр отметку о недостоверности данных |
ФНС внесла в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности адреса или сведений | Организации потребуется в течение шести месяцев предоставить необходимые документы, чтобы подтвердить достоверность данных. Например, если налоговая внесла соответствующую информацию в ЕГРЮЛ из-за недостоверного адреса, то можно предоставить договор аренды с собственником или копию свидетельства о праве собственности. В таком случае отметка из реестра будет убрана, а дальнейшего исключения не случится |
ФНС опубликовала в отношении организации решение об исключении из ЕГРЮЛ | Участникам организации, кредиторам и другим лицам нужно подать мотивированное возражение в течение трёх месяцев |
ФНС исключила организацию, которая имела долги перед другой | Кредитору необходимо в течение 12 месяцев обжаловать решение в ФНС или арбитражном суде. По возможности получить законное право на оставшееся имущество, чтобы возместить частично или полностью убытки |
ФНС внесла отметку о недостоверности в отношении контрагента | Рекомендуется приостановить сотрудничество до момента, пока отметка не будет убрана. Если ситуация не будет меняться в течение шести месяцев, то нужно начинать следить за публикациями в журнале «Вестник государственной регистрации». Налоговая в нём заранее сообщит об исключении контрагента из ЕГРЮЛ. Также у себя можно ожидать и налоговую проверку. Для этого необходимо подготовить за последние три года сотрудничества все документы. |
Исключение компании или контрагента из ЕГРЮЛ
Компания с отметкой о недостоверности данных в ЕГРЮЛ с налоговой точки зрения становится рискованным контрагентом, может лишиться возможности участвовать в госзакупках и распоряжаться расчетными счетами, а также столкнуться с претензией контрагентов о компенсации убытков, которые вызваны недостоверными сведениями о компании в ЕГРЮЛ (ст. 54.1 НК РФ; письмо ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872; письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 № Д28и-1214, Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10; п. 4 письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088; п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Такая пометка может возникнуть, если руководитель или участник компании сам представит в налоговую инспекцию заявление о недостоверности соответствующих сведений или если ФНС по результатам проверки выявит недостоверную информацию об адресе, участниках компании и (или) ее руководителе. В последнем случае у компании есть 30 дней с даты направления уведомления, чтобы подтвердить сведения и представить соответствующие документы. И только если компания не представит их по истечении этого срока, в ЕГРЮЛ будет внесена пометка о недостоверности сведений (п. 5 и 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Исключение предприятия из реестра: общие вопросы
Разбираемые нами вопросы регулируются:
Поводом для принудительной ликвидации считается (п. 1, п. 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ):
- Одновременное наличие на протяжении 12 месяцев подряд обстоятельств, в связи с которыми лицо признается недействующим, а именно:
- неисполнение обязанности по сдаче налоговой отчетности;
- отсутствие операций по счетам.
- Отсутствие у компании и ее учредителей средств на проведение ликвидации в общем порядке.
- Истечение 6 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, если фирма не предприняла никаких опровергающих данную отметку действий.
При этих условиях регистрирующий орган (далее — налоговая, инспекция, налоговый орган) принимает решение о предстоящем исключении лица из реестра, размещаемое в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России «Об обеспечении публикации…» от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Сообщение находится в открытом доступе на официальном сайте издания.
В течение последующих 3 месяцев сама компания, ее кредиторы или иные заинтересованные лица имеют право подать в инспекцию мотивированное заявление о нарушении их интересов в случае принудительной ликвидации. Если никаких возражений не поступит, то налоговая вносит в реестр запись о прекращении деятельности соответствующей организацией (п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ).
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится
В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ: Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.
В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций. Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.
Рекомендуем прочесть: Изменения в административном кодексе с 2020 года
Исключение организаций из егрюл. можно ли воскресить компанию, которой уже нет?
Рассматривая материально-правовые основания процесса, в первую очередь нужно обратить внимание на то, когда именно можно начинать оспаривание правомерности ликвидации. Это можно сделать на протяжении трех месяцев, начиная с момента, когда кредиторы узнали о закрытии компании, а значит, о том, что их права были нарушены.
Но когда именно произошел этот момент – точно определить невозможно, поскольку на протяжении двух месяцев ликвидатор должен опубликовать решение о закрытии предприятия в «Вестнике государственной регистрации». Также ликвидационной комиссии необходимо найти всех кредиторов предприятия и письменно сообщить им о закрытии предприятия.
Инфо
То есть кредитор узнает о ликвидации организации уже постфактум, когда ничего нельзя изменить. А с учетом того, что решение о внесении записи в ЕГРЮЛ уже вступило в силу, вложиться в трехмесячный срок его оспаривания чрезвычайно затруднительно.
Не в интересах налоговых служб
По мнению ФНС России в опубликованном письме, в связи с исключением недействующей фирмы, которая не исполнила свои налоговые обязательства, из ЕГРЮЛ, затрагиваются права и законные интересы налоговых служб.
Ведь в Налоговом кодексе исключение юридического лица, фактически прекратившим свою деятельность, из ЕГРЮЛ вне зависимости от наличия или отсутствия возможности взыскания задолженности не является основанием:
- либо для прекращения обязанности по уплате налога (ст. 44 НК РФ);
- либо для признания долга безнадежным к взысканию (ст. 59 НК РФ).
- Это является причиной для того, чтобы налоговая служба не принимала решения об исключении недействующей фирмы из ЕГРЮЛ.
- Налоговое ведомство также заметило, что факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не может являться нарушением законодательства.
- Такой вывод основывается на следующем:
- исключение из ЕГРЮЛ юридического лица возможно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ;
- сроки, регламентирующие принятие налоговой службой решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не установлены.
Исключили из ЕГРЮЛ: как вернуть забытое имущество
Эксперты TaxCoach — про тему исключения компаний из ЕГРЮЛ, которая в 2018 году по-прежнему актуальна. Темп борьбы за «чистоту» реестра, заданный ФНС с 2016 года, сохраняется. В среднем за год налоговый орган по собственной инициативе ликвидирует порядка 500 тысяч организаций.
Полагаем, не вызовет удивления тот факт, что среди них есть как сознательно брошенные компаний, так и организации, ликвидировать которые в общем-то никто и не собирался.
Причин такого исключения может быть масса, но суть их сводится к тому, что руководство по тем или иным причинам проглядело решение ИФНС о предстоящем исключении. Сам по себе факт исключения компании из реестра — штука неприятная, а если компания ещё и владела активами, вернуть контроль над ними — настоящая головная боль для собственников.
Напоминаем, что в случае исключения из ЕГРЮЛ компании, имеющей задолженность перед бюджетом, её директор и участник (с доле более 50%) не смогут зарегистрировать новую компании или стать директором/участником в уже созданной, в течение 3-х лет с момент исключения (абз. 2,3 пп ф п 1 ст 23 ФЗ «О гос регистрации юр лиц и ИП»).
Смоделируем ситуацию. Существует бизнес, разделённый на операционный сектор и сектор хранения активов, условно ООО «Б». ООО «Б» владеет нежилым помещением, а на его расчётном счёте лежит 1 миллион рублей. Предположим, что активы в настоящий момент операционным сектором не используются, соответственно ООО «Б» находится в «спящем» состоянии.
Представим, что ИФНС вдруг решила проверить местонахождение ООО «Б» по адресу, указанному в реестре.
Инспекторы вышли на место, не увидели вывеску (или дверь им никто не открыл) и сделали вывод, что организация по адресу не располагается. После этого выслали письмо на юр адрес, с требованием внести достоверные сведения.
Письмо по тем или иным причинам никто не получил и никак на него не отреагировал. Итог — в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности адреса.
Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:
- не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
- в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.
В соответствии с ЕГРЮЛ, ООО «Старатель» зарегистрировано 15.10.1997 администрацией города. Основной вид деятельности общества — продажа пиломатериалов, сантехнического оборудования, стройматериалов. Юридический адрес компании: г. Южно-Сахалинск, ул. Октября, 18.
18 апреля 2018 г. специалисты администрации выехали по адресу общества в связи с задолженностями компании и не обнаружили ее по юридическому адресу.
После получения письма от администрации ФНС направила в адрес ООО «Старатель», директора, учредителей письменный запрос о необходимости предоставить достоверную информацию об адресе компании. Инспекция дала для ответа 30-дневный срок. Так как сведения вовремя не поступили, 28.06.2018 ФНС внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных о месте нахождения юр. лица.
На основании п. 5 ст. 21.1 129-ФЗ налоговая внесла запись о предстоящем исключении ООО и опубликовала решение в Вестнике государственной регистрации. Исправить ситуацию могли заявления от юр. лица, кредиторов. Однако документы в течение 3 месяцев в ФНС не поступили. Поэтому 15.05.2019 ФНС исключила юр. лицо из ЕГРЮЛ.
Процедура исключения организации из ЕГРЮЛ
Процедура исключения недействующей организации простая, и условно ее можно разделить на несколько этапов.
1 этап: выявление кандидатов на исключение.
Для определения, удовлетворяет ли юридическое лицо признакам недействующего, отдел камеральных проверок налоговой инспекции в соответствии с п. 1.1 Порядка периодически формирует списки налогоплательщиков — юридических лиц, не представляющих в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные российским законодательством о налогах и сборах.
Затем инспекция запрашивает банки, в которых, по имеющейся у нее информации, есть счета организации, осуществляются ли какие-либо операции на них в течение последних 12 месяцев. Если информации о счетах нет либо из банков приходит информация об отсутствии операций, отдел камеральных проверок оформляет справку об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
2 этап: принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Оформленная справка направляется в структурное подразделение налогового органа, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц.
Проблемы и возможности
Нормы об административном (внесудебном) порядке прекращения недействующих юридических лиц были призваны стать альтернативой применению к недействующим организациям судебных процедур .
Витрянский В.В. Банкротство и ликвидация в свете судебной практики // Закон. 2007. N 7. С. 5.
Однако, несмотря на то что налоговые органы получили право принимать решения об исключении таких юридических лиц из Реестра без обращения в арбитражный суд, они по-прежнему продолжали инициировать судебные дела о банкротстве отсутствующих должников, используя Закон о банкротстве.
В связи с этим ВАС РФ в своем Информационном письме от 17.01.2006 N 100 указал на то, что суды до принятия заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица или о признании его банкротом должны проверить, является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Налоговый орган, в свою очередь, должен представить соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.
В Пояснительной записке к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2007 г., размещенной на сайте ВАС РФ, содержится любопытная информация: почти каждое третье заявление о признании должника банкротом в 2006 г. не принималось судом к производству, что объясняется поступлением большого числа заявлений налоговых органов о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего. Вместе с тем 2007 г. характеризовался резким сокращением числа поступивших заявлений о признании должников банкротами.
В 2007 г. в арбитражные суды поступило в 2,1 раза меньше, чем в 2006 г., заявлений о несостоятельности (банкротстве). Такое уменьшение количества поступивших заявлений обусловлено принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» и, как следствие, сокращением числа поступивших заявлений о признании банкротами отсутствующих должников в 3,4 раза.
Интерфакс предоставляет сведения регистрационному органу
- о введении каждой из стадий банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, признания корпорация налоговиков в суде. Но попытки оказались безуспешными — все по закону. И только КС РФ указал, что ситуация получилась несправедливой. Он признал незаконными нормы по поводу исключения компаний как недействующих, в отношении которых суд по заявлению кредитора ввел процедуру банкротства. должника банкротом и открытия конкурсного производства);
- дате введения соответствующей процедуры;
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утвержденных внешнем или конкурсном управляющем (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, его ИНН) и об изменении таких сведений.