Кто не нуждается в улучшении жилищных условий: Верховный суд установил критерии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто не нуждается в улучшении жилищных условий: Верховный суд установил критерии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мало пожелать иметь квартиру, отвечающую санитарным нормам или имеющую нужное количество квадратных метров. Важно убедить в этом чиновников, пройти массу бюрократических препонов и встать на очередь по улучшению жилищных условий.
Как получить жилье в соцнаем
- Сперва необходимо встать на жилучет, то есть получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. В каждом регионе бланки для заявления о постановке на учет разные, их можно найти на сайтах органов власти, МФЦ или на сайте госуслуг. В заявлении должны стоять подписи всех членов семьи. В некоторых субъектах, например в Москве, заявление заполняется непосредственно при подаче.
- Собрать остальные бумаги. К заявлению нужно приложить все документы, подтверждающие право на жилье по соцнайму: справки о доходах, свидетельствующие о малообеспеченности, документ об аварийности жилья, медицинские бумаги с диагнозом родственника с тяжелым заболеванием и т. д.
- Подать заявление через МФЦ или региональный орган, отвечающий за жилучет. Они тоже везде разные. Например, в Москве этим занимается Департамент городского имущества, в Тульской области — региональное Министерство строительства и ЖКХ, а в Дагестане — районные администрации.
- Дождаться ответа через властей — в течение месяца они должны уведомить, поставлена ли семья на жилищный учет. Отказ можно обжаловать в суде.
- Дождаться своей очереди на жилье. Чаще всего это занимает годы.
- Ожидая своей очереди, нужно уведомлять жилищные органы о любых событиях — изменениях зарплаты, переменах в составе семьи.
- Получить жилье. В некоторых регионах людям предоставляют выбор из нескольких вариантов, в других — нет.
Нюансы жилищного поведения на рынке услуг
Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая Закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:
- для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
- если Гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
- если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
- когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
- статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.
При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.
Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.
Жилье предоставляемое по договору социального найма лицам, что признаны нуждающимися и малоимущими. Обязательно, чтобы к гражданам можно было применить сразу обе характеристики. Малоимущий, у которого уже есть дом или квартира, на оформление социального объекта претендовать не вправе.
При получении социального жилья нужно подтвердить статус нуждающегося. Это возможно в следующих случаях:
- в собственности вовсе нет объектов недвижимости;
- ранее не предоставлялись объекты по договору социального найма;
- имеющееся жилье не соответствует общепринятым нормам по площади;
- жилье непригодно для проживания;
- один из жильцов имеет болезнь, из-за которой ему нужно ограничить контакты с другими гражданами. Например, хроническое инфекционное заболевание.
За признанием нуждающимся и постановкой на учет нужно обращаться в местную администрацию – муниципалитет. Как правило, данный орган разделен на департаменты, комитеты и отделы, которые занимаются отраслевыми вопросами. Задачи постановки нуждающихся на учет занимается соответствующая комиссия, образованная при одном из структурных подразделений администрации.
В ряде регионов реализована возможность подачи документов через МФЦ – и зачастую это удобнее, чем обращаться напрямую в комитет/отдел/департамент.
Внимание! Уточнить, куда именно обратиться, можно по общему телефону местной администрации. Специалисту нужно задать вопрос, кто занимается включением в очередь на улучшение жилищных условий.
Нюансы жилищного поведения на рынке услуг
Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:
- для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м 2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
- если гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
- если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
- когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
- статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.
При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.
Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.
Очередники, нуждающиеся в содействии, могут рассчитывать на приобретение квартиры по льготным ценам, утвержденным правительством Москвы. Когда у города появится возможность, им будут предоставлены варианты решения жилищного вопроса по одной из возмездных программ – социальная ипотека, купля-продажа с рассрочкой платежа, субсидии и другим, требующим вложения личных средств.
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 14 августа 2007 года № 703-ПП были введены коэффициенты льгот. Очередники 1999 года платят за жилье по себестоимости, а те, кто встал в 2000-м и позже – уже с повышающим коэффициентом. Для очередника, включенного в план обеспечения жильем, то есть простоявшего порядка 20 лет, коэффициент льгот составляет 0,3, ему один квадратный метр обойдется втрое дешевле – 6–10 тысяч рублей.
Для тех, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и получил статус нуждающегося в содействии города, установлен повышающий коэффициент, а значит, цена квадратного метра будет выше себестоимости.
Комментарии к статье 51 жилищного кодекса РФ
1. 1) Признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане:
а) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя. Это означает, что эти категории граждан не имеют жилого помещения, являющегося постоянным, устойчивым и гарантированным местом проживания. К ним относятся временные жильцы, поднаниматели, другие категории граждан, вообще не имеющие крышу над головой (бездомные, бомжи),
б) не являющиеся собственниками жилых помещений. Гражданину может быть отказано в приеме на учет, если дом, принадлежащий ему на праве собственности, находится в той местности, где он проживает и (или) трудится (учится), пригоден для проживания по своим санитарно-техническим характеристикам и соответствует социальной норме (установленной органами местного самоуправления норме проживания на одного человека),
в) пользующиеся равными правами на жилое помещение наравне с собственником жилого помещения (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования этим жилым помещением за бывшим членом семьи собственника жилого помещения не сохраняется. И если не представляется возможным обеспечить бывшего члена семьи по правилам ч. 4, 5 ст. 31 Кодекса жильем, он подлежит выселению без предоставления другой жилплощади.
Комментарии к статье 51 ЖК РФ, судебная практика применения
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие ЖК РФ
В статье 13 закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указано следующее.
«граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Обзор судебной практики ВС РФ об основаниях снятия с учета нуждающихся
Об основаниях снятия граждан с учета нуждающихся см. «Обзор практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года).
Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма — отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении
В п. 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)» содержится следующий вывод:
Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.
В частности, судами было установлено, что Б. вселилась в качестве члена семьи в трехкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения 55,8 кв. м. Квартира была предоставлена в октябре 1971 года отцу мужа заявителя и в настоящее время в ней проживают помимо Б. ее сын и брат умершего мужа. При этом, учетная норма площади жилого помещения в г. Химки Московской области установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи. Следовательно, заявитель проживает в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении.
* См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.
Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при общей площади жилья членов семьи более учетной нормы
В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)» содержится следующий вывод:
Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Суд указал, что поскольку суммарная общая площадь двух жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П. с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.. Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
** См. подробнее обстоятельства данного дела в извлечении к обзору практики ВС РФ, приведенному во вложении ниже.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
Вводный закон предусматривает сохранение действия статей ЖК РСФСР, касающихся учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такой вывод следует из анализа ст. 5 Вводного закона, которая установила, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (такой случай касается порядка предоставления жилых помещений). Следовательно, к жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г., будут ограниченно применяться нормы ЖК РСФСР, несмотря на то, что он Вводным законом признан утратившим силу.
По ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Под понятие «граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий» подпадают две категории граждан: 1) те, кто вообще не имеет жилого помещения для постоянного проживания, например, чаще всего это военнослужащие, молодожены, проживавшие ранее на жилой площади родителей либо у частных лиц на началах поднайма; 2) лица, улучшающие жилищные условия (чаще всего те, кто имеет какую-либо жилую площадь, но нуждается в переезде из одного жилого помещения в другое, большего размера или лучше благоустроенное), при наличии установленных в законе оснований.
Основания, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливались ст. 29 ЖК РСФСР, правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, которые приняты в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Лица, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Вводного закона).
Законодательное регулирование вопроса
В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.
В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади.
Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).
В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.
Что делать в случае отказа
Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке, подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.
В заявлении нужно будет указать:
- ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
- Дата составления иска.
- Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
- Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
- Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
В случае наличия свободного жилья уполномоченный орган принимает решение о его предоставлении, на основании чего с нуждающимся лицом подписывается договор безвозмездного пользования, который определяет условия, на которых человек будет пользоваться жилым помещением.
Между договором найма и договором безвозмездного пользования существует ряд отличий:
- Если первый заключается на срок до пяти лет, то второй может заключаться на любой срок.
- В отличие от контракта найма при заключении контракта безвозмездного пользования жилец не имеет преимущественного права на подписание контракта на следующий период.
- Договор безвозмездного использования жилья может быть расторгнут по инициативе любой из сторон, для этого достаточно за месяц до расторжения оповестить вторую сторону. Требовать досрочное расторжение стороны имеют право в случаях, которые предусмотрены статьей 698 Гражданского кодекса.
- Осуществление текущего и капитального ремонта проводится ссудополучателем, если другое не предусмотрено контрактом.
Сведения, которые содержаться в контракте безвозмездного пользования:
- название или ФИО ссудодателя и ФИО ссудополучателя. В случае подписания контракта представителем одной из сторон, прописывается его ФИО и номер доверенности, по которой он действует;
- адреса нахождения или проживания обеих сторон, реквизиты документов, которые удостоверяют их личности;
- реквизиты свидетельства или другого документа, которые удостоверят собственнические права ссудодателя на предоставляемое жилое помещение;
- детальное описание помещения, которое передается по договору, его адрес, общая и жилая площадь и прочие существенные характеристики;
- описание санитарного и технического его состояния;
- права сторон договорных отношений и их обязанности, в том числе кто вносит плату за жилье (включая услуги коммуналки), кто ответственен за проведение ремонтных работ и т.д.;
- информация о третьих лицах, которые имеют право на жилое помещение;
- период, в течение которого действует договор. Если в документе не указаны никакие временные рамки, он считается заключенным на неопределенный срок.
Когда обе стороны достигли согласия по существенным условиям контракта, они лично или их представители подписывают документ, после чего его считают заключенным, и он вступает в силу.
Порядок признания нуждающимся в жилом помещении
Радикальное изменение направления социальной политики, произошедшее в начале 90-х годов прошлого века, похоронило надежды большей части взрослого населения России на возможность получения бесплатного жилья.
Отныне такой привилегией пользуется очень ограниченный круг лиц резко отличающихся по своему социальному статусу и материальному положению.
Среди них и депутаты, имеющие право на получение квартир в Столице, и самые незащищенные категории граждан – дети-сироты, многодетные семьи и лица, проходящие службу в вооруженных силах.
Все остальные категории – даже дети, чьи родители включили их в число собственников приватизированных квартир, навсегда лишены надежды на возможность получения бесплатного социального жилья в порядке очередности. Если они по тем или иным причинам не перейдут в разряд лиц, упомянутых в ст. 51 ЖК РФ.
Бесплатные квартиры: 6 способов получить жилье от государства
Квартирный вопрос в России, пожалуй, остается одним из наиболее актуальных и в то же время сложных. Собственных средств на покупку жилья чаще всего не хватает, а обязательства по кредитам непомерны. Особенно остро жилищный вопрос стоит в кризис. Однако существуют минимум 6 способов получения квартиры от государства бесплатно без каких-либо доплат.
Согласно российскому законодательству, существует минимум 6 категорий граждан, имеющих право на бесплатные квартиры от государства.
1 категория — Малоимущие
Наиболее многочисленной группой населения, у которой есть возможность стать новоселами полностью за счет государства, на сегодняшний день остаются малоимущие без собственных квартир. Малоимущими признают тех, месячный семейный доход которых на каждого ее члена не превышает прожиточный минимум. В каждом регионе величина прожиточного минимума своя, в Москве, например, около 14 тысяч рублей.
Дохода в семье — не единственное условие, по которой россиянин имеет право на бесплатную квартиру. Критерии отнесения граждан к малоимущим могут значительно отличаться в разных субъектах РФ.
Нуждающимся в жилпомещениях признают, если:
- сумма имущества и доходов за установленный период не дает возможность купить квартиру площадью, соответствующей принятой законом норме;
- гражданин проживает в квартире, площадь которой на каждого жильца меньше установленной законом нормы;
- в собственности или соцнайме нет других жилпомещений, позволяющих в сумме достичь законодательную норму площади на человека;
- россиянин не ухудшал жилусловия в течение определенного срока (обычно — 5 лет) до подачи заявления на бесплатную квартиру от государства.
Кто может претендовать на данную господдержку
По факту улучшения условий проживания государство может предоставлять денежную помощь на приобретение жилья или собственно жилье. В качестве жилья может рассматриваться отдельная квартира, дополнительная комната или квадратные метры.
Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и встать на учет, вступив таким образом в очередь на получение субсидии или жилья, могут не все.
Согласно ЖК РФ эти граждане должны соответствовать одному из следующих критериев:
- Человек может проживать в социальном жилище или быть собственником занимаемого помещения при условии, что размер жилой площади в расчете на одного человека меньше величины учетной нормы, принятой в данном регионе.
- Жилище, в котором человек проживает, не соответствует требованиям и нормативам жилищного законодательства.
- Человек может жить в социальном жилище или быть собственником занимаемого жилого помещения при условии проживания в нем нескольких семей или при наличии члена семьи с хроническим заболеванием в тяжелой форме (все заболевания перечисляются в Постановлении Правительства РФ № 378 от 16.06.2006г.).
- Человек или его семья в целом должны относиться к категории малоимущих граждан.
Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий можно на основании как одного критерия, так и их совокупности.
Кроме того, чтобы иметь возможность получить данный статус, нужно иметь местную прописку и проживать в течение определенного времени по месту прописки. Срок при этом устанавливается муниципалитетами самостоятельно.
При наличии соответствующих льгот некоторым гражданам жилье предоставляется в первую очередь. К ним относятся:
- дети, лишившиеся обоих родителей;
- пострадавшие от последствий аварии на АЭС в Чернобыле и их ликвидации;
- больные туберкулезом в открытой форме;
- государственные служащие, получившие должность прокурора.
Законодательством предусмотрено предоставление социального жилья вне очереди сразу после постановки на учет. Такую привилегию получают следующие лица:
- специальные категории государственных служащих (например, судьи);
- лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, не являющиеся членами семьи, но проживающей с ними на одной площади;
- лица, помещенные на длительное стационарное лечение, впоследствии отказавшиеся от врачебной помощи и желающие иметь собственное жилье, но не имеющие возможности вернуть недвижимость, в которой жили до попадания в стационар.
Этот перечень можно пополнить рядом категорий лиц, установленных в качестве льготных, государственным законодательством и местными органами самоуправления.
Также рядом федеральных законов установлены категории граждан, которые имеют право на получение к имеющейся или получаемой от государства жилплощади определенное количество квадратных метров дополнительно. В их число входят:
- Люди с инвалидностью;
- Люди со званием Героя Социалистического труда, Героя труда РФ, Героя РФ, Героя СССР, имеющие орден Трудовой Славы третьей степени;
- Сотрудники Следственного Комитета РФ, федеральные судьи и судьи Конституционного Суда РФ;
- Сотрудники полиции и военнослужащие в звании полковника, генерала;
- Ученые, имеющие степень и др.
Определенные привилегии при получении социального жилья также имеют молодые, многодетные семьи, семьи военнослужащих, погибших при исполнении и семьи с детьми-инвалидами.
Основания для присвоения статуса
В ЖК РФ (ст. 51) предусмотрено четыре категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий при государственной поддержке:
- Не являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма помещений социального использования. Не являющиеся собственниками жилых помещений, либо членами семьи собственника.
- Проживающие в помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям. Например, если жилье было признано аварийным.
- Являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя, собственниками или членами семьи собственника жилого помещения, будучи обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы. Сейчас это – 15 кв.м. на одного члена семьи. Например, если семья из трех человек проживает в квартире площадью 45 кв.м, то встать на учет по улучшению жилищных условий она не может. В некоторых регионах учетные нормы могут немного различаться. Если у гражданина или членов его семьи есть несколько помещений, занимаемых по договору социального найма, принимается во внимание их общая площадь. Но при этом квартира или дом должны находиться в одном городе. Если, например, одна квартира находится в Москве, а вторая в Саратове, их площадь суммироваться не будет.
- Проживающие в одном помещении с хронически больными людьми, при этом не имеющие иного помещения, используемого по договору социального найма. Перечень заболеваний определяется федеральным органом исполнительной власти.
В первую очередь рассматриваются заявления от таких категорий граждан:
- Жилье которых было признано непригодным для дальнейшего проживания и не подлежит реконструкции.
- Страдающие тяжелыми заболеваниями в хронической форме.
Матери-одиночки и дети-сироты не имеют права на внеочередное предоставление жилья.