Как отражать расходы на такси в налоговом учете
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отражать расходы на такси в налоговом учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.
Как организовать бухучет таксопарка: особенности и важные моменты
Бухгалтерский учет и отчетность службы такси – задача, которую не стоит поручать оператору или менеджеру. Разобраться с бухгалтерией и отчетностью лучше всего сможет специально обученный сотрудник – в особенности, это касается крупных таксопарков, зарегистрированных как ООО.
В 2021 году ЕНВД для служб такси полностью отменен. Вместо него руководителям таксопарков предоставлен выбор: приобрести патент сроком от 3 месяцев до 1 года или работать по УСН (упрощенной системе налогообложения).
При приобретении патента предприниматель может вовсе не платить налоги, поскольку все необходимые суммы уже включены в стоимость патента. На патент автоматически не переводили ни одну службу такси. Если вы работали по системе ЕНВД, то для перевода вам необходимо было подать заявку в налоговую службу. Если заявка не была своевременно подана, то служба такси была автоматически переведена на ОСНО (общую систему налогообложения). Для большинства служб она неудобна, и для работы с такой системой обязательно нужен бухгалтер.
С 1 июля этого года все такси на ЕНВД обязаны ездить с ККТ
Каждому пассажиру таксист обязан пробить чек на своей мобильной онлайн-кассе в салоне для передачи данных в налоговую (закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ). В чеке должны быть кроме реквизитов фирмы регистрационный №, марка и модель автомобиля. За нарушения кассового режима предусмотрены следующие штрафы:
— за отсутствие кассы для таксиста — от 10 тыс. руб., для ИП и компании — от 30 тыс.;
— за использование нестандартной ККМ (старая или неправильная начинка) для ИП – до 3 тыс. руб., для организации – до 10 тыс.;
— за отказ выслать чек по электронке для ИП – 2 тыс. руб., для компании – 10 тыс.
Только для ИП без работников предоставлена отсрочка от применения кассы до 2021 года, таксисты-одиночки за рулём вообще могут не пробивать чеки.
В том случае, если мы условно согласимся с пользой корпоративного такси для бухгалтера, то нелишним будет сказать еще про варианты оплаты. Типовой корпоративный договор на оказание услуг такси для юридического лица предполагает под собой возможность безналичной формы. Насколько это известно, в корпоративном обслуживании перевозчики могут договориться на определенный «тарифный план» с организацией-клиентом. Так, за определенное количество поездок в определенном направлении может взиматься некая фиксированная сумма. В том случае, если бухгалтер или какой-то другой сотрудник компании в качестве пользователя такси будет точно знать, куда ему потребуется поехать в течение ближайшего времени, то такой вариант сотрудничества может быть наиболее выгодным и по цене и по вопросам оплаты. Безналичная форма расчетов в этом случае, получается, самая выгодная. Заплатив один раз, бухгалтер будет вызывать машину просто по телефону или через мобильное приложение, а далее нисколько не беспокоиться по поводу платежей.
Неужели все так хорошо с корпоративным такси?
Наверное, мед так бы и остался медом, если бы в него не положил кто-то щедрую ложку дегтя. С корпоративным такси абсолютно также история, что и с овердрафтами, обещанными платежами, услугами «на полном доверии» и прочей чепухе, которую активно рекламируют, всячески пытаясь продвинуть на рынок. Бесспорно, это удобно, часто выгодно с финансовой точки зрения, однако наш человек при всей своей скромности и застенчивости – любитель «злоупотребить должностными полномочиями». Возможность оплатить услуги компании-перевозчика по окончании месяца может вызвать у бухгалтера желание съездить не только в ИФНС, но и оттуда сразу домой, например. А если в ИФНС нужно попасть с утра, то поехать туда напрямую из дома. В любом случае, имеет место быть использование такси «немного не по назначению». За такие «несанкционированные» поездки итоговый ценник может существенно измениться в большую сторону, что станет не очень приятным сюрпризом для директора. Конечно, с работы за это не уволят, но вот от очень удобной услуги могут отказаться. Согласитесь, не самый лучший расклад.
Примеры расчётов и проводок в бухгалтерском учёте
Как распределить транспортные расходы на стоимость товара покупателю товара.
Пример 1
Бухгалтеру ООО «Альфа» нужно рассчитать и отнести на товар прямые транспортные расходы (ПТР) по итогам июня 2021 года. Организация приобретает товары для последующей перепродажи на условиях доставки до своего склада силами продавца. ТР оплачиваются как отдельная услуга. Право собственности к покупателю переходит после доставки на его склад.
На 1 июня сумма ПТР на остаток на складе (ПТРн) составила 12 тыс. руб.;
сумма полученных ПТР в течение июня (ПТРо) — 56 тыс. руб.;
остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 112 тыс. руб.;
стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 845 тыс. руб.
Считаем средний процент:
(12 тыс.руб. + 56 тыс. руб.) / (845 тыс.руб. + 112 тыс.руб.) = 7%
Считаем ПТР по остатку на складе:
7% х 112 тыс.руб. = 7,8 тыс. руб.
Считаем сумму ПТР, которую можно принять к затратам июня:
(ПТРн + ПТРо) — ПТРост = (12 тыс.руб. + 56 тыс.руб.) — 7,8 тыс.руб. = 60,2 тыс. руб.
В учёте операции отражаются следующими проводками:
- Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от реализации товаров в июне;
- Дт 90 — Кт 41 — отражена себестоимость проданных товаров (845 тыс.руб.);
- Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от транспортных услуг по доставке товара;
- Дт 90 — Кт 44 — в себестоимость товаров включены распределённые ПТР (60,2 тыс.руб.).
В каких случаях можно взять в расходы проезд на такси в командировке
Вернувшись из командировки, сотрудник представляет в бухгалтерию авансовый отчет, в котором на основании имеющихся подтверждающих документов происходит включение расходов по командировке в расходы.
Бухгалтер примет расходы на такси от него в случае, если они согласованы с администрацией фирмы, экономически обоснованы и подтверждены соответствующими документами.
НК РФ предусматривает, что расходы по командировке включаются в состав прочих расходов. В их состав включаются затраты на проезд сотрудника к месту назначения служебной поездки и обратно, в том числе и расходы на такси.
Для экономического обоснования желательно от работника получить служебную записку, в которой он отразит необходимость использования данного способа проезда к месту назначения и обратно. В качестве обоснования можно в служебке отразить график работы общественного транспорта, при котором оптимальнее использовать такси, удаленность места назначения и т. д.
Расходы на такси до работы и обратно
Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:
- Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
- Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.
Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.
Расходы на оплату услуг такси для доставки сотрудников в офис и обратно востребованы и оправданы в условиях пандемии коронавируса. Такой способ передвижения позволяет минимизировать многочисленные контакты, которые неизбежны в общественном транспорте и потенциально представляют угрозу для здоровья сотрудников.
Казалось бы, целесообразность таких расходов во время эпидемии очевидна. При этом есть одно «но» — Правительство РФ не включило такой вид издержек работодателя в разрешенные «коронавирусные» расходы, как это было сделано с расходами на дезинфекцию помещений, покупку для сотрудников спецодежды и СИЗ, приборов и лабораторного оборудования (п. 2, п. 3 ст. 1 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений…»).
Чтобы учесть в НУ такие расходы, запаситесь дополнительными аргументами и документами, чтобы у контролеров не было повода прицепиться к их неправомерности.
Главный аргумент — применение такси позволяет работодателям выполнить предписания органов власти в условиях распространения инфекции (Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, Постановление Главного государственного врача РФ от 18.03.2020 № 7).
Расходы на проезд в такси работника
С точки зрения бухгалтерии учет расходов на перевозку персонала таким видом транспорта зависит от того, находится ли он командировке на момент использования таких услуг и для каких целей они требуются.
1 вариант – Перемещение работника во время командировки
Откомандированный работник может пользоваться услугами перевозки, чтобы добраться до рабочего места и жилья, выделенного ему на время командировки, до аэропорта или вокзала.
По Налоговому кодексу расходы на командировки относятся к категории других производственных и реализационных. В состав этих затрат входит в том числе оплата поездки откомандированного к месту выполнения полученного задания и в обратном направлении. При этом закон не содержит указаний по поводу вида используемого транспорта. Исходя из разъяснений Министерства финансов, можно сделать вывод о том, что плата за поездку на такси во время командировки относится к другим расходам, если потребность в таких тратах экономически обоснована и есть бумаги, которые подтверждают оплату. Это квитанции или чеки, выданные при помощи контрольно-кассовой техники.
Правительство в своем постановлении от 14 февраля 2009 года перечислило реквизиты, которые должны в обязательном порядке присутствовать в подобных документах:
- Данные перевозчика – название, адрес, ИНН и контактный телефон.
- Название, регистрационный номер и серия платежного документа.
- Стоимость услуги.
- Дата, когда произошла оплата и выдана квитанция.
- Сведения об уполномоченном лице – ФИО и подпись.
Если хоть один из этих обязательных элементов в документе отсутствует, он не может быть принят в качестве доказательства понесенных затрат на поездку сотрудника.
Что касается обоснования таких трат с экономической точки зрения, с этой целью необходимо истребовать у работника служебную записку с описанием оснований для выбора такого транспорта. Аргументом может быть значительная удаленность рабочего места или места нахождения жилья на время командировки от станции метро, остановки автобуса или другого общественного транспорта или неудобный рабочий график, обуславливающий сложности с проездом. Если веских обоснований для использования такси не найдется, лучше добираться до места назначения другим способом или не учитывать расходы в качестве реализационных и производственных.
2 вариант – Проезд от места проживания до офиса (рабочего места) и в обратном направлении
Вопрос, есть ли основания для учета расходов на такие услуги, вызывает оживленные споры в среде бухгалтеров. Кроме того, присутствие в документации таких сумм привлекает пристальное внимание со стороны представителей контролирующих органов во время проверок состояния бухучета. Поэтому стоит проявлять особую осторожность и принимать к учету затраты на услуги такси только при наличии веских оснований для этого.
Из разъяснений Минфина можно сделать вывод о возможности включения подобных трат в сумму расходов, на которые уменьшается налог, при таких условиях.
- Поездки рассматриваемым способом оправданы неудобным расположением рабочего места, его удаленностью от станций метро, автобусных и троллейбусных остановок либо рабочим графиком, затрудняющим пользование такими видами транспорта. Обоснование необходимости поездок на такси следует зафиксировать в приказе, закрепляющем правила использования такого способа транспортировки персонала.
- В трудовом, коллективном договоре или в обоих этих документах зафиксирована транспортировка при помощи такси как часть системы оплаты труда. При этом должна быть возможность вычислить, какой доход приходится на определенного сотрудника.
- Транспортные расходы могут приниматься к учету исключительно при наличии подтверждающих документов.
Расходы на командировки. Наши люди на такси не ездят?
(Письмо Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-03-06/4/48)
Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются
расходы на командировки
, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Раньше Минфин не раз пояснял, что в составе этих расходов организация не может
учесть расходы на проезд работника
на такси
до аэропорта при направлении в служебную командировку (см., например, письма от 10.05.2006 г. № 03-03-04/2/138 и от 26.01.2005 г. № 03-03-01-04/2/15).
Не вдаваясь в подробности, отметим, что позиция Минфина была весьма спорной.
Однако арбитражная практика по этому вопросу не сформировалась
(нам удалось найти только одно судебное решение в пользу «несогласных» налогоплательщиков – постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2005 г. № А56-17467/04).
Теперь Минфин сделал шаг навстречу налогоплательщикам.
В комментируемом письме чиновники указали, что расходы на проезд работника на такси в аэропорт при направлении в служебную командировку как внутри страны, так и за ее пределы могут быть включены в состав прочих расходов
, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Расходы на такси в командировке
Как известно, затраты на командировки можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом установлено, что в состав данных затрат включаются расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Каких-либо ограничений по учету расходов на такси для проезда командированного работника Налоговый кодекс не содержит. Следовательно, оплата такси, которым работник воспользовался для проезда на вокзал или в аэропорт, либо обратно (как в пункте отправления, так и в пункте назначения), является частью расходов на проезд к месту командировки и обратно. А значит, если затраты на такси экономически обоснованы и подтверждены документами, их можно учесть в составе командировочных расходов (письмо Минфина России от 10.06.16 № 03-03-06/1/34183; см. «Минфин сообщил, какими документами можно подтвердить расходы на проезд на такси в командировке»).
Несколько сложнее обстоит ситуация с расходами на такси, которое работник берет для поездок в месте командировки. Подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ не относит такие расходы к числу командировочных. Но при этом сам перечень расходов, приведенный в данной норме, является открытым (при перечислении расходов использован оборот «в частности»). А на основании статьи 168 Трудового кодекса РФвозмещению подлежат любые расходы, которые работник произвел во время командировки с согласия или ведома работодателя. Таким образом, согласованные с работодателем расходы на такси, которые работник понес во время командировки, должны быть ему компенсированы. В целях применения ТК РФ это будут именно расходы, связанные с командировкой. И нет никаких оснований менять эту квалификацию для целей налогообложения.
Следовательно, расходы на такси, понесенные работником в месте командировки и возмещенные работодателем, можно списать на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, несмотря на то, что в данной норме они прямо не названы. Этот вывод подтверждается письмом Минфина России от 02.03.17 № 03-03-07/11901 (см. «Для подтверждения командировочных расходов на такси необходим кассовый чек или БСО»). В нем как раз был рассмотрен вопрос учета расходов на такси, которым работник воспользовался в месте командировки. По мнению авторов этого письма, такие затраты учитываются на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ при условии их документальной подтвержденности.
Завершая рассмотрение этого блока ситуаций, заметим, что компании на общей системе налогообложения могут учесть расходы на такси в месте командировки также на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Такое право им дает пункт 4 статьи 252 НК РФ. Согласно этой норме, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в составе какой именно группы он учтет такие затраты.
Бесплатно заполнить, проверить и сдать через интернет декларацию по налогу на прибыль
А вот у плательщиков единого налога по УСН подобной возможности для маневра нет, так как перечень расходов, учитываемых «упрощенщиками» при определении объекта налогообложения, является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Командировочные расходы списываются на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Иного основания для учета таких расходов в налоговой базе по УСН подобрать не удастся.
В любом случае и компаниям на УСН, и тем, кто применяет ОСНО, можно рекомендовать включить положение о порядке учета данных расходов в учетную политику для целей налогообложения.
Когда можно принять НДС к вычету
Распечатанные электронные билеты — это документы строгой отчетности, которые позволяют взять НДС к зачету на законных основаниях. Важно отметить, что налог должен быть прописан в отдельной строке (п. 18 Правил ведения книги покупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Если в билете НДС заложен в общую стоимость (о чем говорит соответствующая запись), налог к вычету брать опасно. В этом случае контролеры могут снять заявленный вычет, ссылаясь на то, что НДС нужно указывать отдельной строкой. Однако эту претензию можно оспорить в судебном порядке. Суды считают подобные требования необоснованными, так как в п. 6 ст.
Электронные билеты следует занести в книгу покупок в момент утверждения авансового отчета руководителем. Дата билета и дата авансового отчета могут относиться к разным налоговым периодам. Если работник улетел в командировку в июне, а вернулся обратно в августе, авансовый отчет будет датирован августом. Соответственно НДС можно заявить к вычету начиная с III квартала.
Использование такси и каршеринга для служебных поездок
Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:
- приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
- смета представительских расходов;
- отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.
Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье «Представительские расходы — это какие расходы?».
Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.
ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Подробнее о нормировании представительских расходов читайте в этой статье.
Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.
В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.
Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.
Дата публикации: 03.08.2016 12:30 (архив)
Расходы командированного работника на такси можно учесть при расчете налога на прибыль только при наличии чека ККТ или БСО, содержащего все обязательные реквизиты, включая подпись уполномоченного лица. Электронная квитанция, отправленная перевозчиком по электронной почте, расходы на такси не подтверждает.
Работники, направленные в командировку, несут расходы на проезд на такси. В некоторых случаях организация-перевозчик присылает по электронной почте квитанцию об оплате. Этот документ содержит следующие реквизиты: данные о перевозчике, стоимость такси, пункты маршрута, длительность и расстояние маршрута, имя и фамилия пассажира — командированного сотрудника, данные о платеже (последние четыре цифры номера банковской карты). Вместе с тем в квитанции отсутствует подпись (электронная подпись) уполномоченного лица, а также номер и серия документа. Может ли такой документ подтвердить расходы командированного сотрудника на оплату такси? Не может.
Расходы организации на командировки, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом на основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса затраты налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходы на оплату услуг такси можно подтвердить с помощью кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности. Обязательные реквизиты квитанции приведены в приложении № 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.09 № 112). К ним относятся:
- наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;
- наименование фрахтовщика;
- дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
- стоимость пользования легковым такси;
- фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.
Таким образом, организация может учесть расходы на проезд командированного работника на такси в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, только при наличии кассового чека либо квитанции в форме БСО, которая должна содержать перечисленные выше реквизиты. Если в документе отсутствует хотя бы один из обязательных реквизитов, то такой документ не может подтверждать расходы организации.
Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:
- Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
- Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.
Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.
Подробнее об удержании НДФЛ с компенсации проезда в статье «Проезд до работы и обратно — налоговый аспект».
Вариант оформления поездки сотрудника на такси и возникающие при этом налоговые обязательства зависят от маршрута поездки и времени работы общественного транспорта.
Вариант 1. Поездка на такси проходит по маршруту, где ходит общественный транспорт, и во время работы общественного транспорта. Такая поездка признается социальной льготой для работника. Подоходным налогом не облагается (подп. 2.8 ст. 196 НК). Однако, облагается ФСЗН и БГС. В налогообложении прибыли такие расходы не участвуют. НДС, которые выставляют компании-такси можно взять к зачету.
Вариант 2. Поездка сотрудника вызвана производственной необходимостью в то время, когда общественный транспорт не ходит или по данному маршруту нет движения общественного транспорта. Расходы по такой поездке можно включить в состав затрат и учесть при налогообложении прибыли. Дополнительных налогов в виде ФСЗН, подоходного налога, БГС в этом случае не возникает.
Подоходный налог |
ФСЗН |
БГС |
Затраты для налога на прибыль |
|
Такси в рабочее время |
нет |
да |
да |
нет |
такси в нерабочее время |
нет |
нет |
нет |
да |
Амортизация автомобиля
Чтобы рассчитать, какой будет сумма амортизации, нужно определить срок полезного использования автомобиля. Напомним: в бухучете организация устанавливает этот срок самостоятельно. А для целей налогообложения нужно руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В этом документе сказано, что легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе. Это значит, что срок их полезного использования может быть от 3 лет и 1 месяца до 5 лет включительно. В бухучете лучше определить такой же срок службы. Кроме того, выберите единый способ начисления амортизации — линейный.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2.
Для целей налогообложения таксопарк ООО «АвтоЭкспресс» определяет доходы и расходы методом начисления.
И в бухгалтерском, и в налоговом учете ООО «АвтоЭкспресс» установило один и тот же срок полезного использования «Волги» — 4 года (48 месяцев). Амортизацию решили начислять линейным методом. Следовательно, ее ежемесячная сумма составит:
140 100 руб. x (1 : 48 мес. x 100%) = 2918 руб. 75 коп.
Кроме того, каждый месяц на затраты нужно будет относить по 330 руб. (3960 руб. : 12 мес.) — часть страхового взноса.