Особенности уплаты транспортного налога для организаций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности уплаты транспортного налога для организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.
Отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам
Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
- при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.
Кто рассчитывает налог
Организации, как и прежде, в 2021 году ведут расчет транспортного налога самостоятельно и уплачивают на основании этих расчетов авансовые платежи.
ИФНС, в свою очередь, занимается тем же самым и высылает каждому налогоплательщику сначала специальное сообщение с расчетом налога, а за ним – требование об уплате транспортного налога.
Если организация до установленного срока оплаты не получила требование, обязанность оплатить налог в срок сохраняется. И она должна оплатить его согласно своим расчетам.
Компании, имеющие льготы по налогу на транспорт, не обязаны заявлять о льготах в ИФНС, но учитывают их в своих расчетах.
Если в требовании об уплате налога от ФНС сумма транспортного налога не совпадает с итогами расчетов организации, предприятие в течение 10 рабочих дней после получения требования имеет право подать возражения, подтвердив их соответствующими документами. Инспекторы, рассмотрев документы, примут решение уточнить свои расчеты либо выставить требование о погашении недоимки.
Ставки транспортного налога для юридических лиц в 2021 году
Подробные данные по налоговым ставкам в 2021 году представлены в виде таблицы в статье 361 НК РФ. В не` входят несколько видов автотранспортных средств:
- легковые авто;
- мотоциклы и мотороллеры;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- самоходные ТС на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы и мотосани;
- катера и моторные лодки;
- яхты и другие парусно-моторные суда;
- гидроциклы;
- несамоходные (буксируемые) суда;
- самолеты и иные воздушные суда.
Например, налоговая ставка по легковым авто выглядит так:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
---|---|
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Данные ставки применяются только в том случае, если регион не установил собственные.
Региональные платежные особенности
Дополнительные сроки уплаты транспортного налога для юридических лиц появляются внутри каждого отчетного года, если региональные власти своими НПА предусмотрели обязательные авансовые платежи по этому налогу.
Далеко не все регионы настаивают на уплате ежеквартальных авансов по транспортному налогу, но в любом случае игнорирование этого требования чревато материальными потерями в виде пеней за несвоевременное поступление обязательных налоговых сумм в бюджет.
Пример
Специалист по бухучету Потапов Р. М. последние три года ведет налоговый и бухгалтерский учет в ООО «Бригантина» (Свердловская область). С января 2022 года он добавил к своим обязанностям удаленный учет в ООО «Фортуна» (Московская область). Обе компании используют транспорт в своей деятельности.
Исполняя обязанность по уплате транспортного налога за 2021 год, Потапов Р. М. в феврале оформил платежные поручения от имени каждой из компаний. Затем с головой погрузился в годовую отчетность.
По поводу авансовых платежей он не беспокоился ─ в Свердловской области региональное законодательство платить авансы по транспорту не требует (п. 1 ст. 3 Закона Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ).
Что касается авансов по транспорту ООО «Фортуна», осуществлявшей деятельность в Московской области, то этот вопрос он из виду упустил, вовремя не заглянув в закон МО от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ. Эта невнимательность обернулась для ООО «Фортуна» дополнительными издержками ─ компании пришлось заплатить пени за несвоевременную уплату «транспортных» авансов, т. к. обязанность по их уплате предусмотрена в. п. 1 ст. 2 указанного закона.
Отметим, что в законах субъектов РФ может быть прописано только требование об уплате «транспортных» авансов, но устанавливать свои сроки их перечисления региональные власти не вправе.
НК РФ содержит базовые ставки по транспортному налогу. Большая часть субъектов придерживается этого диапазона. Однако некоторые регионы устанавливают свои показатели.
Ставки транспортного налога для юридических лиц на 2021 г. для легковых автомобилей представлены в таблице (руб./л. с.):
Субъект РФ | До 100 л. с. | От 100 до 125 л. с. | 125–150 л. с. | 150–175 л. с. | 175–200 л. с. | 200–225 л. с. | 225–250 л. с. | Превышает 250 л. с. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Москва и область | 12 | 25 | 35 | 45 | 50 | 65 | 75 | 150 |
Севастополь | 5 | 7 | 7 | 25 | 25 | 75 | 75 | 100 |
Воронежская область | 20 | 30 | 30 | 50 | 50 | 75 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 28 | 50 | 50 | 75 | 75 | 150 |
Респ. Алтай | 10 | 14 | 14 | 20 | 20 | 45 | 45 | 120 |
Респ. Ингушетия | 5 | 7 | 7 | 10 | 10 | 30 | 30 | 40 |
Мурманская область | 10 | 15 | 15 | 25 | 25 | 40 | 40 | 80 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 25 | 50 | 50 | 75 | 75 | 150 |
Приморский край | 18 | 26 | 26 | 42 | 42 | 75 | 75 | 150 |
Тюменская область | 10 | 30 | 30 | 38 | 38 | 55 | 55 | 100 |
Как рассчитать транспортный налог для юридических лиц
Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц регламентируется ст. 363 НК РФ. В отличие от физлиц, у которых нет необходимости рассчитывать размер транспортного налога самостоятельность, на организации такая обязанность возложена. Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2023 году производится для каждого ТС путём отнесения его к соответствующей категории и умножения значения ставки на величину налоговой базы.
Еще одно отличие порядка исчисления налога для физ- и юрлиц заключается в том, что размер налога для юрлиц определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Физлица оплачивают транспортный налог единовременным платежом.
При расчёте налога для легковых автомобилей применяются повышающие коэффициент Кп (ч. 2 ст. 362 НК РФ):
- 1,1 при стоимости машины от 3 млн до 5 млн руб и возрасте до 3 лет;
- 2,0 при стоимости машины от 5 млн до 10 млн руб и возрасте до 5 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 10 млн до 15 млн руб и возрасте до 10 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 15 млн руб и возрасте до 20 лет.
В общем случае формула расчета транспортного налога для одного ТС выглядит следующим образом:
Сн = Нс х Нб х Кв х Кп – Нл – Ап, где
- Сн – сумма налога к уплате;
- Нс – налоговая ставка;
- Нб – налоговая база, выраженная в л.с. или других единицах измерения;
- Кв – коэффициент владения (рассчитывается по числу месяцев, в течение которых ТС находилось во владении юрлица в налоговом периоде);
- Кп – повышающий коэффициент;
- Нл – размер налоговых льгот;
- Ап – сумма авансовых платежей.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога
Плательщиками-организациями налоговая декларация (расчет) по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата авансовых платежей производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который исчисляется авансовый платеж.
Доплата транспортного налога по итогам налогового периода производится не позднее 22 февраля года, следующего за текущим налоговым периодом.
В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного транспортного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы транспортного налога подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК.
Важно!
В счет уплаты авансовых платежей на основании заявления плательщика в порядке, установленном ст. 66 НК, может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней при наличии у него объекта налогообложения по транспортному налогу.
Плательщиком – физическим лицом транспортный налог уплачивается на основании извещения налогового органа установленной формы, ежегодно вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится:
-
ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом;
-
в течение 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику – физическому лицу за предшествующие налоговые периоды (см. раздел «Порядок исчисления налога»).
Суммы транспортного налога включаются: · плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав; · индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 307-10 НК). |
На каких нормативных актах базируется вычисление транспортного налога и его перечисление в госказну
На федеральном уровне основным документом, определяющим налогоплательщиков по налогу, отчетный и налоговый периоды, а также регламентирующим принципы расчета и уплаты налога на транспорт, является Налоговый кодекс — глава 28, введенная в действие законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ. Однако не все моменты, касающиеся налога, обозначены в кодексе. Очень многие и существенные, такие, например, как налоговые ставки, установление той или иной льготы, обязанность подачи ежеквартальных расчетов по авансам, ежеквартальное перечисление авансовых платежей, прописываются в нормативных документах областей, краев, республик, городов федерального значения и т. д. Приведем примеры таких законодательных актов:
- в столице принят Закон города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33;
- в Севастополе действует Закон города Севастополя «О транспортном налоге» от 14.11.2014 № 75-ЗС;
- в Республике Татарстан нормативным документом выступает Закон РТ «О транспортном налоге» от 29.11.2002 № 24-ЗРТ.
Очень удобный и полезный сервис для поиска законодательной базы по транспортному и другим региональным налогам расположен на портале ФНС.
Возникновение налоговых обязательств
Если Ваша организация владеет авто на правах собственности, то она признается плательщиком налога на транспорт. Обязательства по уплате налога возникают в тот момент, когда данные об организации-собственнике внесены в регистрационные документы на машину.
Ваша компания является плательщиком налога не только в тех случаях, когда на фирму оформлен легковой или грузовой транспорт. Также фирме придется заплатить налог, если компания владеет водным или воздушным транспортом, будь то яхта, моторная лодка, катер, самолет или вертолет.
Отметим, что налог необходимо платить не только фирмам-собственникам авто, но и компаниям, участвующих в лизинговых договорах. Это возможно в следующих случаях:
- Организация приобретает авто, оформляя право собственности на него. При заключении договора лизинга и передаче авто арендатору осуществляется перерегистрация ТС на пользователя (арендатора). При возврате авто снова регистрируется на лизингодателя. В данной ситуации арендатор оплачивает налог в период пользования авто согласно сроку договору, арендодатель – с момента регистрации до передачи в аренду, а также после истечения договора лизинга;
- Покупая транспорт, фирма-арендодатель сразу регистрирует его на арендатора, поэтому обязательства по уплате налога сразу возникают у организации, которая фактически пользуется автомобилем. При возврате авто из лизинга авто оформляется на лизингодателя, после чего эта организация и оплачивает налог. Данная схема на практике применяется достаточно редко и лишь в тех случаях, когда фирма покупает авто непосредственно для сдачи в аренду конкретной организации (лицу).
Общие положения о транспортном налоге
По НК транспортный сбор платят все без исключения физические лица, у которых есть в собственности автомобиль, и все юридические, то есть представители бизнеса. Правда, на сейчас есть утвержденный список тех объектов, за которые платить нужно, а за которые не нужно. И далее список таких транспортных объектов.
Обязательно подлежит налогообложению:
- Автомобили любой марки и года выпуска;
- Автобусы;
- Мотоциклы;
- Грузовой транспорт;
- Моторные лодки, яхты, парусники;
- Авиатранспорт, в частности, самолеты и вертолеты;
- Другие виды транспорта.
Но, несмотря на кажущийся обширный список транспортных средств, есть и обширный список тех объектов, за владение которыми не нужно платить налог. К ним относятся:
- Легковые автомобили, которые специально сделаны или переоборудованы для людей с ограниченными возможностями;
- Те транспортные средства, которые были предоставлены физическому лицу за счет фонда социального обеспечения. Но только в том случае, если их мощность не превышает 100 лошадиных сил;
- Судоходный транспорт промышленного и пассажирского назначения, а также речной транспорт;
- Любые виды транспорта, которые официально используются в сельском хозяйстве и которые оформлены именно на фермерские хозяйства и другие виды сельскохозяйственных предприятий;
- Те транспортные средства, которые уже находятся официально в розыске. Налог не начисляется только в том случае, если есть официально подтвержденный об этом документ.
Транспортный налог для юридических лиц
Транспортный налог относится к региональным налогам. Порядок, сроки, ставки транспортного налога для юридических лиц установлены Налоговым кодексом, а также законами субъекта РФ.
Транспортный налог — это обязательный к уплате региональный налог, который уплачивают владельцы транспортных средств в бюджет субъекта Российской Федерации в зависимости от мощности автомобиля.
Кто является плательщиком транспортного налога
В соответствии с положениями ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения
Таким образом , плательщиками транспортного налога являются как физические так и юридические лица.
Объектом налогообложения
Объектом налогообложения признаются:
- автомобили,
- мотоциклы, мотороллеры,
- автобусы
- самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,
- самолеты, вертолеты,
- теплоходы, яхты, парусные суда, катера,
- снегоходы, мотосани,
- моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства
Ключевые положения транспортного налога юридических лиц.
Для предприятий транспортный налог является декларативным. Поскольку все платежи осуществляются в том размере и относительно тех объектов, на которые указал сам налогоплательщик. К тому же до 01.01.2011 года каждое предприятие обязано было представлять декларацию в налоговый орган 4 раза в год, а с начала 2011 года необходимость в этом отпала. Теперь все юридические лица направляют декларацию, в которой отражаются итоги прошедшего налогового периода, уже один раз в год. Делается это 1 февраля.
Несмотря на отмену ежеквартальной декларации, необходимость выплаты авансовых платежей, которые предусматривает транспортный налог юридических лиц, сохранилась во многих регионах страны. Только такие крупнейшие субъекты Федерации, как Свердловская область и Москва, отказались от авансов.
В свою очередь, предприятия и фирмы других регионов, которые по-прежнему выплачивают аванс, ежеквартально производят расчет, отражают в учете и оплачивают 1/4 налога в отдельности по каждой единице ТС.
Подача декларации осуществляется фирмой по окончании налогового периода. В этом документе указывается сумма задолженности по рассматриваемому налогу за минусом фактически произведенных авансовых платежей. Недостающие средства вносятся в установленный законом период. Если компания купила ТС и не зарегистрировала его в установленном порядке на себя, то такие действия указывают на факт уклонения от уплаты налогов. В этом случае имеет место нарушение Федерального законодательства, которое в перспективе непременно приведет к несению уголовной ответственности. Причем заплатить транспортный налог юридических лиц доведется все равно, о чем свидетельствует арбитражная практика. Да еще и внести пеню, которая набежала за весь период просрочки.