Изменение границ земельного участка: когда, зачем и как осуществить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение границ земельного участка: когда, зачем и как осуществить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.

Какие нужны документы?

Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

– ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

– материалы лесоустройства;

– планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

– документы по территориальному планированию муниципальных образований;

– проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
        Читайте также:  Региональный материнский капитал в Омске и Омской области в 2021 году

        Постановка земельного участка на кадастровый учет.

        После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

        В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

        Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

        Как провести межевание земельного участка

        1. Первое, с чего нужно начать процесс межевания, — это подготовка документов на земельный участок:

        • заявление, составленное в свободной форме;
        • паспорт собственника;
        • нотариально заверенная доверенность (при обращении представителя собственника);
        • правоустанавливающие документы на земельный участок (договор дарения, купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и другие);
        • правоудостоверяющие документы (свидетельство о праве собственности на участок, выписка из ЕГРН);
        • кадастровая выписка на земельный участок;
        • кадастровый паспорт территории и справка из БТИ об отсутствии строений на участке или кадастровые паспорта (при наличии строений).

        Комплексные кадастровые работы

        Выше мы вели речь об уточнении границ, проводимом по желанию и за счет самого собственника. Однако кадастровые работы могут также производиться комплексно по заказу местных властей сразу на территории целого кадастрового квартала (-ов). В процессе этого в том числе происходит и массовое уточнение границ участков (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42.1 закона № 221-ФЗ).

        Такие работы имеют ряд преимуществ:

        • они оплачиваются из бюджета муниципального образования или субъекта РФ, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета, а не за счет собственников (ч. 2 ст. 42.2 закона № 221-ФЗ);
        • уточняются границы сразу всех смежных участков в пределах определенной территории, что сводит к минимуму риск пересечения границ или кадастровых ошибок, споров.

        Зачастую больше всего времени у кадастрового инженера уходит на сбор необходимой информации и ее предварительный анализ. Если в ЕГРН и в правоустанавливающих документах собственника нет сведений о проведенных границах, он обращается к архивам, госфонду данных, изучает карты.

        Работы на местности назначаются не менее чем через 10 дней после изучения ситуации и составления техзадания для геодезистов. Это время необходимо, чтобы уведомить заинтересованных лиц о проводимых работах.

        В среднем геодезисты проводят работы на участке в течение 1-3 дней. На обработку информации и составление межевого плана уходит еще 2-4 дня при условии, что не возникли земельные разногласия с соседями. Росреестр должен принять заявления и внести корректировки в ЕГРН в течение 10 дней.

        Таким образом, на всю процедуру уточнения границ земельного участка уходит в среднем 30–45 дней, если не возникли споры со смежниками.

        Когда это необходимо?

        Иногда складываются ситуации, когда без межевания не обойтись. Так, уточнение границ земельного участка необходимо тогда, когда его границы четко не определены. Иными словами если:

        • отсутствуют данные о координатах местоположения участка, его границ;
        • земля не состоит на учете в органах землеустройства (Росреестре);
        • координаты определены неточно или ниже нормативной точности, чем установлено органами землеустройства;
        • если координаты не позволяют точно определить местоположение указанных точек;
        • если у 1 точки несколько различных координат.

        Определить границы может принудить государство, подав иск или вынеся соответствующее судебное решение, может проявить инициативу собственник или иное заинтересованное лицо.

        Есть ряд оснований для проведения данной процедуры:

        • покупка участка со статусом «ранее учтенного». Иными словами, земля поставлена на учет, но данные об ее местоположении весьма приблизительные. Вполне вероятно, что могут возникнуть проблемы при дальнейших операциях с участком: продаже, завещании, строительстве. Даже если в документах есть данные о местоположении, лучше будет уточнить границы сразу после перехода земли в собственность;
        • возникновение спорных ситуаций с соседями относительно того, кому принадлежит та или иная часть земли;
        • судебный иск составляют тогда, если возникли подозрения, что одна из сторон пригородила себе часть чужой земли. На основании искового заявления выносится предписание об уточнении границ смежных земельных участков, иногда из-за отсутствия учета суду очень трудно принять решение;
        • проведение работ по землеустройству;
        • ошибки в кадастровых бумагах, ошибка инженера, проводившего работы. В этом случае проводится процедура признания межевания недействительным. А затем участок измеряют заново.
        Читайте также:  Инструкция по заполнению налоговой декларации на автомобиль

        Зачастую больше всего времени у кадастрового инженера уходит на сбор необходимой информации и ее предварительный анализ. Если в ЕГРН и в правоустанавливающих документах собственника нет сведений о проведенных границах, он обращается к архивам, госфонду данных, изучает карты.

        Работы на местности назначаются не менее чем через 10 дней после изучения ситуации и составления техзадания для геодезистов. Это время необходимо, чтобы уведомить заинтересованных лиц о проводимых работах.

        В среднем геодезисты проводят работы на участке в течение 1-3 дней. На обработку информации и составление межевого плана уходит еще 2-4 дня при условии, что не возникли земельные разногласия с соседями. Росреестр должен принять заявления и внести корректировки в ЕГРН в течение 10 дней.

        Исправление кадастровой ошибки

        Ситуации, когда в результате проведения геодезических мероприятий выявляются случаи наложения границ участков, пересечения со смежными территориями, называют кадастровой ошибкой.

        Для исправления несоответствия проводят дополнительные работы с межеванием, либо решают вопрос в судебной инстанции. Корректировка требуется не всегда, а лишь в случаях ощутимых расхождений.

        Следующие обстоятельства требуют исправления кадастровых бумаг:

        • Обнаружены противоречия в информации, имеющейся в базе данных кадастрового учета.
        • Выявлено наложение участков по краям.
        • Есть нарекания к качеству выполнения кадастровых работ.
        • Естественное изменение территории вследствие происходящих с течением времени корректировок конфигурации участка с учетом особенностей рельефа и почвенного состава.
        • Допущение ошибок в топографических измерениях кадастровым специалистом.
        • Ошибки при обработке полученной информации и ее внесении в реестр.

        Можно выделить следующие этапы:

        1. Сбор и подготовка документов. Заказчик должен предъявить паспорт и правоустанавливающие бумаги на землю (свидетельство о регистрации права, документы, подтверждающие право наследования, решение суда и другие), также понадобятся паспорт и план участка.
        2. Подача бумаг в соответствующие органы, написание заявления. Образец можно найти в органах землеустройства.
        3. Заключение договора на предоставление услуги.
        4. Запрос сведений об участке.
        5. Собственно геодезические работы, выполняемы кадастровым инженером: съемка объектов, измерение площади, уточнение границ, определение характерных точек.
        6. Обработка полученных сведений;
        7. Изготовление межевого плана;
        8. Согласование уточненных границ, при этом необходимо поставить с известность соседей, с которыми непосредственно граничит участок, и согласовать данную процедуру и с ними.
        9. Принятие решения и внесение изменений в кадастровые бумаги.
        10. Получение итогового документа.

        Оспаривание результатов межевания

        Есть случаи, когда можно провести процедуру признания межевания недействительным. В судебной практике известно множество таких исков. Например, если результат межевания не устраивает обоих соседей, то они могут устно урегулировать спор и составить новый проект. Затем с бумагами нужно обратиться в Росреестр, чтобы установить новое местоположение границ.

        Также подлежат обжалованию новые границы после межевания, если они нарушают права собственников смежных участков, но при этом права на такой надел еще не возникли. При этом допускается подать иск в Росреестр. Оспорить его можно, если права возникли. Тогда иск подается соседям. Вполне возможно, что решение суда поддержит права других собственников и признает недействительными результаты проведенного межевания.

        Можно оспорить результаты межевания при выявлении ошибки, допущенной инженером. Для этого придется подать иск в суд. В этом случае также можно добиться отмены нового местоположения границ. Решение суда может изменить местоположение границ участка и устранить ошибки в межевании.

        Очень важно своевременно провести работы, затрагивающие вопросы землеустройства. Затраты невелики, но впоследствии такой учет сэкономит много времени и нервов. В дальнейшем при совершении любых сделок с землей не возникнет проблем. А возможные споры с соседями будут урегулированы без исков и вмешательства суда.

        Поэтапный порядок действий

        Процедура установления точных границ земельного участка обычно проходит в несколько этапов.

        1. Начальный этап характеризуется подготовительными работами, связанными с поиском организации, которая занимается геодезической деятельностью и имеет лицензию на ее проведение. Потребуется написать заявление от имени владельца с указанием причины обращения. Далее проводится сбор собственником участка нужных документов, список которых обычно предоставляют кадастровые работники. Они изучают документацию и определяют предстоящий план мероприятий по уточнению границ. Владелец заключает договор о проведении уточняющих межевых работ на его участке. Требуется также оповестить всех владельцев смежных земель о предстоящих действиях.
        2. Кадастровый инженер на местности проводит геодезические работы с использованием специальных инструментов и приспособлений. Он определяет координаты поворотных точек, решает о вопрос о правильности уже имеющихся установленных межевых знаках или о необходимости их переноса. С результатами своей работы кадастровый специалист знакомит владельцев смежных участков. При их согласии составляется Акт согласования. Если кто-то из соседей имеет возражение, то это также заносится в документ.
        3. При наличии согласия всех владельцев кадастровый инженер проводит работы по изменению границ путем переноса уже имеющихся межевых знаков или установки новых для уточнения рельефа местности и формы участка.
        4. Происходит оформление документации, в которой указываются новые уточненные границы.
        5. На основании проведенных работ требуется переоформление документов в кадастровой службе. Все изменения должны быть внесены в кадастровый паспорт.
        Читайте также:  Как переехать в Швецию на ПМЖ: правила эмиграции

        Уточнение границ может проводиться с увеличением площади за счет объединения нескольких участков, присоединения свободной территории или разрешения спорных ситуаций между соседями. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

        • Желание собственника и соседних владельцев. Соседи могут быть против, если присоединение свободной земли будет мешать им, например, при подъезде к своему участку.
        • Наличие свободных земель, прилегающих к данному наделу. Эти земли могут находиться в муниципальной или федеральной собственности, или быть неучтенными. В первом случае необходимо получить разрешение властей на присоединение земель к своему участку.
        • Присоединяемый земельный надел должен быть той же категории разрешенного использования.

        Уточнение границ с уменьшением территории земельного надела встречается гораздо реже. Это происходит обычно в результате разрешения споров между соседями или при ошибочном разграничении земли кадастровой службой. Согласно статье 42.8 ФЗ № 221 уменьшить участок нельзя более, чем на 10% от его площади, заявленной в ЕГРН. При несогласии дело направляется в суд.

        Зачастую больше всего времени у кадастрового инженера уходит на сбор необходимой информации и ее предварительный анализ. Если в ЕГРН и в правоустанавливающих документах собственника нет сведений о проведенных границах, он обращается к архивам, госфонду данных, изучает карты.

        Работы на местности назначаются не менее чем через 10 дней после изучения ситуации и составления техзадания для геодезистов. Это время необходимо, чтобы уведомить заинтересованных лиц о проводимых работах.

        В среднем геодезисты проводят работы на участке в течение 1-3 дней. На обработку информации и составление межевого плана уходит еще 2-4 дня при условии, что не возникли земельные разногласия с соседями. Росреестр должен принять заявления и внести корректировки в ЕГРН в течение 10 дней.

        Таким образом, на всю процедуру уточнения границ земельного участка уходит в среднем 30–45 дней, если не возникли споры со смежниками.

        По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

        Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

        N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

        Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

        Преимущества конкретизации пределов земли

        Согласно рекомендациям Росреестра, уточнение землевладельцами ранее установленных границ может оказаться полезным по следующим причинам:

        1. Обеспечивается надежная юридическая защита земельной собственности, что позволяет эффективно противостоять посягательствам сторонних субъектов. К примеру, конкретизация пределов участка поможет воспрепятствовать захвату его площади соседями.
        2. Без надлежащего уточнения границ надела не представляется возможным его легальное дробление или объединение с другими угодьями.
        3. Собственник надела земли, в отношении которого проводилось межевание с конкретизацией территориальных пределов, имеет существенную преференцию при рассмотрении судебных споров. Суд, как правило, принимает сторону того землевладельца, который ранее осуществил официальное закрепление границ собственного участка.

        Уточнение границ земельных участков – комплекс кадастровых работ, при которых определяются координаты поворотных точек земли, устанавливается точная площадь и конфигурация участка. В результате земельный надел отображается на публичной кадастровой карте Росреестра, его юридические границы учтены и зафиксированы государством.

        После межевания земельного участка площадь уточняется, то есть она может отличаться от той площади, которая приведена в вашем правовом документе.

        По действующему закону увеличиться участок может на величину, не превосходящую 10 процентов. Однако и уменьшиться тоже может по причинам, которые мы разберем ниже.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *