С 01.01.2022 предоставление отдельных мер социальной поддержки возложено на ПФР
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 01.01.2022 предоставление отдельных мер социальной поддержки возложено на ПФР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.
Целевой принцип помощи
А главное, что деньги должны быть потрачены по целевому принципу, например, если человек без работы, то и помочь ему надо так, чтобы работать начал, на себя, например, а не просто выделить деньги, проесть их за какое-то время и опять на том же месте, условно, с протянутой рукой.
Именно такой подход предполагает социальный контракт, как адресная социальная помощь нуждающимся, которая включает целый перечень мероприятий, помогающая людям в сложной жизненной ситуации и помощь в определении постоянного источника дохода.
Среди разнообразных форм соцконтракта может быть и целевая денежная выплата, но обязательно направленная на конкретную цель.
Потому при заключении контракта совместно с соцработником человек составляет индивидуальную программу социальной адаптации.
В ней четко расписывается куда, на что и как планируется потратить выделяемую помощь, в зависимости от жизненной ситуации. Именно этим соцконтракт отличается от адресных пособий.
Ежемесячная денежная выплата
Право на ежемесячную денежную выплату имеют следующие категории «федеральных льготников»:
Если гражданин имеет одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, то назначается одна – более высокая по размеру.
Ежемесячная денежная выплата установлена в размерах:
Ежемесячная денежная выплата индексируется в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера БЧ трудовой пенсии.
Ее выплата осуществляется территориальным органом ПФР.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Cоциальная поддержка лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми гражданами
Лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, имеют право на получение ежемесячной компенсационной выплаты. С 01.07.2008 г. ее размер составляет 1200 руб.
Для назначения компенсационной выплаты необходимо представить:
а) заявление с указанием даты начала ухода и своего места жительства;
б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. Подлинность подписи нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом органа, осуществляющего выплату пенсии. Если уход осуществляется за ребенком-инвалидом или недееспособным лицом, то заявление подается его законным представителем. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;
в) справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
г) справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
д) справка об инвалидности, либо выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;
е) медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;
ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.
В случае если такие документы имеются в пенсионном деле нетрудоспособного гражданина, их представление не требуется.
Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в назначении должны быть указаны причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения.
Компенсационная выплата назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган.
Выплаты прекращается в следующих случаях:
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили перечисленные обстоятельства.
Суммы назначенной компенсационной выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года. Суммы назначенной компенсационной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
-
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
-
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
-
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
-
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
-
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
-
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
С 2010 года государственная социальная помощь пополнилась еще одним ее видом — социальной доплатой к пенсии. В Закон «О государственной социальной помощи» внесена норма об оказании указанной помощи малоимущим гражданам из числа пенсионеров.
Социальная доплата к пенсии — это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме в соответствии с названным выше Законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Социальная доплата устанавливается в сумме, повышающей источник средств существования пенсионера, с учетом предоставляемых ему различных мер социальной поддержки, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Доплата к пенсии состоит из федеральной или региональной социальной доплаты к пенсии.
Закон «О государственной социальной помощи» предусматривает, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (ст.12.1).
Общая численность неработающих пенсионеров, которым была установлена социальная доплата к пенсии в 2012 году, составила 5 233 517 человек.
Для целей настоящего Закона под молодыми специалистами понимаются лица, впервые получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию и лицензию на осуществление образовательной деятельности образовательных учреждениях среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и поступившие на работу в соответствии с полученной специальностью (квалификацией) не позднее двух месяцев со дня получения ими документа государственного образца об уровне профессионального образования, за исключением случаев поступления на работу по совместительству.
Лицо утрачивает статус молодого специалиста по истечении трёх лет со дня оформления приёма его на работу.
Статья 2. Молодые специалисты, которым предоставляется
право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом
Право на получение мер социальной поддержки, установленных статьёй 3 настоящего Закона, предоставляется молодым специалистам, поступившим на работу в областные государственные учреждения, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность, медицинскую деятельность, а также деятельность в сферах социального обслуживания населения, культуры, кинематографии , архивного дела, физической культуры и спорта, ветеринарии. Право на получение установленных статьёй 3 настоящего Закона мер социальной поддержки также предоставляется молодым специалистам, поступившим на работу в муниципальные учреждения муниципальных образований Ульяновской области (далее – муниципальные учреждения), осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность, а также деятельность в сферах культуры, кинематографии, архивного дела, физической культуры и спорта.
Статья 3. Меры социальной поддержки, предоставляемые молодым специалистам в соответствии с настоящим Законом
1. После оформления приёма на работу в указанные в статье 2 настоящего Закона учреждения молодым специалистам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) единовременная денежная выплата в размере 10000 рублей;
2) ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей.
Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:
- Дети. В основном, это пособия семьям с низким достатком, особенно многодетным, и услуги, направленные на поддержку таких семей и детей.
- Многодетные семьи могут также рассчитывать на выдачу удостоверения о многодетности семьи, а также на денежные выплаты, пособия, льготы по оплате ЖКХ и другие.
- Ветераны и инвалиды: различные услуги, денежные выплаты.
- Героям войны и труда.
- Все, кто имеет право на льготы: пенсионеры, учащиеся, работники государственных учреждений и т. д.
- Молодые семьи: жилищные программы.
- Люди с низким материальным достатком.
Пособие на погребение
Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.
Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.
В 2020 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.
Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.
Меры социальной поддержки для людей старшего возраста предусмотрены законодательством нашей страны. Хоть многие пенсионеры и смирились с тем, что получают мизерную пенсию и учатся выживать на гроши как умеют. Мало кому известно, что старики имеют право на доплату к пенсии, если ее размер ниже прожиточного минимума и пенсионер признан малоимущим. Для того чтобы получить такую помощь, нужно предоставить документы о доходах, подтверждающие статус малоимущего.
Кроме денежной помощи, малоимущие лица пожилого возраста могут рассчитывать:
- на льготы на оплату коммунальных услуг;
- налоговые льготы;
- социальное обслуживание пожилых людей на дому в случае утраты способности самостоятельно себя обслуживать;
- увеличение размера пенсии после 80 лет;
- индексация пенсий и другие.
Федеральные льготники (жители блокадного Ленинграда, ветераны войн)
Перечень мер социальной поддержки, предназначенных для ветеранов ВОВ и боевых действий и жителей блокадного Ленинграда, идентичен и включает в себя следующие льготы и выплаты:
- Скидка в размере 50% от стоимости коммунальных услуг.
- Подключение домашнего телефона без ожидания очереди.
- Бесплатный осмотр у врачей и медицинские процедуры в поликлиниках по месту жительства.
- Бесплатные ортопедические протезы и зубное протезирование.
- Продолжительный отпуск в случае официального трудоустройства (35 календарных дней в любое время).
- Внеочередное обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях.
- Социальная помощь на дому на безвозмездной основе.
- Предоставление места в доме престарелых без очереди (по мере необходимости).
Ветеранам войны также полагается следующая дополнительная поддержка от государства:
- освобождение от уплаты налога на имущество (в некоторых регионах также налога на транспорт и землю),
- бесплатная квартира по договору социального найма (36 кв.м. на самого льготника и по 18 кв.м. на каждого члена семьи),
- возможность оформления сразу двух пенсий (социальной по инвалидности и страховой по возрасту),
- право на дополнительное денежное обеспечение (ЕДВ ежемесячную денежную выплату).
Пособие на погребение
Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.
Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.
В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.
Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.
Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:
- Разработка прогнозов социально-экономического развития.
- Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
- Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
- Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
- Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
- Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
- Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
- Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.
С марта по декабрь 2019 г. в Москве стартовал новый социальный проект. Он предполагает выплату компенсаций федеральным и региональным льготникам данного субъекта РФ за приобретение льготных жизненно необходимых лекарств. Такой мерой соцподдержки можно будет воспользоваться вместо стандартной льготы в виде бесплатного или частично оплачиваемого обеспечения лекарственными препаратами. Исключение — недееспособные лица.
Подробности проекта можно найти на сайтах мэра и правительства г. Москвы.
С мая 2019 г. МФЦ г. Москвы оказывают дополнительно еще 21 государственную и муниципальную услугу без привязки к фактическому месту проживания или регистрации москвичей. Речь идет о различных пособиях и выплатах для федеральных и региональных льготников.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Виды пособий от государства
Классификация по видам и критериям собрана в таблице социальных выплат в 2022 году:
Критерий |
Виды социальных выплат в России 2022 |
---|---|
По уровню нормативного регулирования |
|
По категориям получателей |
|
По периодичности выплат |
|
По уровню бюджета, за счет которого финансируется выплата |
|
По основанию для получения |
|