На каких перекрёстках обгон разрешён и запрещён? Обзор ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На каких перекрёстках обгон разрешён и запрещён? Обзор ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, мы уже выяснили, что любое маневрирование без выезда на встречную полосу движения не является обгоном. При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток. Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием. В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения. Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.
Главные правила опережения и обгона
Прежде чем выполнять обгон водителю любого транспортного средства необходимо придерживаться простых, но очень важных требований:
- Убедитесь в том, что встречная полоса свободна, а впереди движущиеся транспортные средства находятся на большом расстоянии от вас. Самый оптимальный вариант – отсутствие на горизонте встречных автомобилей.
- Предварительно удостоверьтесь, что ваш маневр не создаст никаких помех для остальных участников движения.
- Не забывайте смотреть в зеркала! Именно они вам помогут визуально убедиться в том, что следующий за вами автомобиль не начал так же выполнять маневр.
- Нельзя совершать обгон одновременно двум и более транспортным средствам. «Обгон паровозиком» категорически запрещен!
- Включайте поворотники перед тем, как приступите к маневрированию на дорожном полотне.
С опережением все намного проще. Вам нужно лишь использовать указатели поворота, соблюдать заявленный скоростной режим и быть внимательным на дороге.
Стандартный маневр обгона включает в себя не только классическое опережение впереди идущих транспортных средств, но и маневр влево, перемещение на встречную или идущую рядом полосу, возвращение на исходную полосу движения. Правила дорожного движения предусматривают ограничения и запреты, которые не допускают выполнять обгон. Но там так же прописаны случаи при которых подобный маневр разрешен.
Выполняя опережение, все действия совершаются в рамках границ той проезжей части, по которой двигается автомобиль. Конечно, скорость в этот момент выше чем у других участников движения. Опережение не предусматривает выезд на встречную полосу и возвращение транспортного средства на ранее занимаемую им сторону.
Помимо этого, обгон и опережение отличаются тем, что:
- обгон можно совершить как с разных сторон. Опережение можно выполнить только слева.
- обгон ограничен правилами дорожного движения. В большинстве случаев он запрещен.
- опережение можно выполнить в любой ситуации. Исключением может является только наличие большого количества автомобилей в потоке, которые не позволят выполнить действие.
Основные правила опережения и обгона
При проведении маневра с выполнением обгона водителю необходимо осуществить комплекс простых, однако обязательных требований, к числу которых относятся следующие определения.
- Следует предварительно убедиться в том, что встречная полоса полностью свободна для выезда транспортного средства, а движущиеся параллельно автомобили находятся на значительном расстоянии. Идеальные условия, при которых в зоне видимости полностью отсутствуют встречные машины.
- Важно убедиться заранее, что осуществление маневра не спровоцирует создание препятствий для других участников дорожного движения.
- Перед выполнением маневра обгона следует при помощи зеркал заднего вида визуально убедиться в том, что следующий позади автомобиль также не перешел к маневру обгона.
- Полностью запрещен «обгон паровозом», который представляет собой движение, при котором одновременно несколько машин совершают друг за другом его обгон.
- Следует включать сигнальные обозначения поворота перед проведением процесса маневрирования.
Вопрос с опережением значительно проще: маневр предполагает использование стандартного указателя поворота, а также логики движения, соблюдения заявленного скоростного режима.
Меня обгоняют: что можно и нельзя делать?
И все-таки знание того, что такое обгон и опережение, в чем разница между ними – это далеко не все, что отличает грамотного водителя. Ведь он постоянно находится в совершенно противоположных ипостасях, то есть обгоняющего и обгоняемого. В последнем случае также существуют азы поведения, соблюдение которых исключает создание помех другим автомобилям и помогает более быстро и безопасно выполнить обгон.
Во-первых, мешать транспортным средствам, идущим на обгон, ни в коем случае нельзя – это провоцирует множество аварий. Ведь далеко не каждый человек за рулем является асом вождения: он может неправильно рассчитать соотношение скорости и расстояния, и тогда ему придется притормаживать и возвращаться в исходную полосу. Во-вторых, при обгоне не следует самому набирать скорость, а еще лучше ее сбавлять и немного прижиматься вправо.
Основной принцип водительской этики при обгоне и опережении заключается в простом слове «помогай». То есть, обгоняемому водителю нельзя ни резко тормозить, ни набирать скорость. При этом не следует думать, что корректным поведением вы делаете кому-то услугу – правильные действия помогают обоим участникам движения избегать потенциально опасной ситуации. Например, если водитель машины-лидера видит, что впереди плохая дорога либо какое-то препятствие, то включенным левым поворотом он может предупредить обгоняющего, что с маневром лучше повременить. Это поможет соседу по полосе предпринять адекватные действия – в данном случае притормозить и отказаться от обгона – и в итоге в выигрыше окажутся все участники дорожного движения.
Общие правила запрещения обгона
Особое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеют не только и не столько принципы правильного обгона, сколько условия, при которых этот маневр категорически запрещен. Данные условия можно разделить на две группы:
1) общие;
2) специальные.
Рассмотрим первоначально первый вариант.
К общим правилам, запрещающим обгон, следует отнести требования знаков, разметки и принципов расположения транспортных средств на проезжей части.
Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?
Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.
Ситуация на дороге или манёвр | Это разрешено? | Наказание |
---|---|---|
«Обгон» без выезда на встречную полосу | Разрешено | Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе |
«Обгон» справа по дороге | Разрешено, если нет сплошной | Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ |
«Обгон» по попутной обочине | Запрещено | Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15 |
На пешеходном переходе | Запрещено | Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15 |
Через сплошную линию разметки | Запрещено | Также 12.15, часть 4 |
Через двойную сплошную | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Под знак «Обгон запрещён» | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На перекрёстке | Условно разрешено | Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав |
Колонной | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На ж/д переезде | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В туннеле | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги | Условно запрещено | Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2023 года |
Если на дороге 4 и более полосы | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Если на дороге вообще нет разметки | Условно разрешено | Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога |
Обгон по трамвайным путям | Условно разрешено | Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью |
Обгон трамвая | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Актуальные штрафы за неправильный обгон
Российский КоАП не предусматривает наказания за неправильный обгон, а само слово упоминается лишь один раз — в ст. 12.15. Согласно п.4 этой статьи выезд на полосу встречного движения, нарушающий ПДД, наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении прав можно лишиться на год, а если его зафиксировала камера видеонаблюдения — придет уведомление о штрафе на 5000 рублей.
Эта статья будет действовать в случае любого нарушения ПДД при обгоне. Например, если была создана помеха другому участнику движения, выезд на встречную полосу произошел на мосту, на пешеходном перекрестке и так далее.
Что касается обгона справа по обочине или тротуару, он будет наказываться соответствующим штрафом — в первом случае на 1500 рублей и 2000 рублей во втором случае.
Таблица штрафов и наказаний за неправильный обгон.
Нарушение | Предусмотренное наказание |
Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД, совершенный впервые | Штраф 5000 рублей или лишение прав на срок 4–6 месяцев |
Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД, совершенный повторно | Штраф 5000 рублей или лишение прав на год |
Опережение справа с заездом на обочину | Штраф 1500 рублей |
Опережение справа с заездом на тротуар | Штраф 2000 рублей |
Опережение справа по полосе разгона или торможения не наказывается, если не созданы помехи другим участникам движения.
Мы рассказали, как правильно выполнять обгон и затронули тему опережения. Помните, что любой маневр с выездом на встречную полосу считается очень опасным. Поэтому трезво оценивайте обстановку, а если не уверены — не обгоняйте.
Комплексный подход к решению
Вряд ли вы станете выбирать новые обои в дом, стены которого находятся в аварийном состоянии. Здесь стоит начать с укрепления самого фундамента. Мы так же привыкли поступать и с нашим здоровьем. «Один витаминный комплекс точно не работает, должна быть система, в которую входят прием микронутриентов, спорт, питание, сон, контроль общего состояния и постоянный мониторинг здоровья. Помимо всего перечисленного важен грамотный подход к питанию: сейчас все повально садятся на такие диеты, как кето, палео, интервальное голодание. Но я призываю подобрать тот рацион, который подойдет именно вам, — объясняет руководитель медицинского направления Bioniq Екатерина Оганесянц. — Еще, конечно, важны регулярные обследования у врачей. Даже если ничего не беспокоит, то раз в год нужно ходить к терапевту. Женщинам посещать гинеколога два раза в год. Я рекомендую два-три раза в год делать чекапы, в которые будут входить общий анализ крови, биохимия. «Бесконтрольный прием добавок на завтрак, обед и ужин может навредить, ведь некоторых случаях избыток окажется хуже, чем дефицит того или иного вещества. Поэтому рекомендую проверить баланс витаминов и только после этого составлять план приема».
Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.
Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:
- из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
- из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
- из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.
Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.
Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:
- превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
- ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
- возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.
Где в Москве купить камеру обгона для праворульных машин, рассказываете в статье: камера обгона для праворульных машин. Какой штраф за обгон по встречной полосе через сплошную, читайте здесь.
Столкновения при нарушении правил обгона
Обгон – один из наиболее сложных маневров, который предполагает наличие у водителя не только уверенных навыков управления транспортным средством, но и правильной оценки дорожной ситуации перед его выполнением.
Как правило, обгон осуществляется в режиме набора скорости, с выездом на встречную полосу движения, что неизменно повышает степень опасности данного маневра.
В ряде дорожных ситуаций даже опытным водителям не всегда удается безупречно выполнить обгон автомобиля, не нарушив предписаний ПДД РФ.
На видеозаписи, зафиксировавшей ДТП, при обгоне по встречке поворачивающего автомобиля видно, как автомобиль (№1), на котором установлен видеорегистратор, после выезда на проезжую часть дороги с прилегающей территории занял левую полосу для движения и продолжил по ней движение.
Завершив встречный разъезд с транспортными средствами, водитель автомобиля №1 предпринял маневр поворота влево (разворота).
В момент нахождения данного транспортного средства на встречной полосе происходит столкновение с автомобилем (№2), выполнявшим обгон поворачивающего автомобиля (№1).
Можно долго спорить в поисках ответа на вопрос кто виноват в столкновении автомобилей?
При этом аргументы водителя автомобиля №2 в подтверждении вины водителя №1 могут сводиться к возможному нарушению последним правил маневрирования, не указания им светового сигнала левого поворота, выполнение маневра левого поворота не с той полосы.
Водитель №1 также может обосновать вину оппонента.
Например, пункт 11.2 ПДД РФ запрещает обгон транспортного средства с включенным указателем левого поворота.
А кто теперь докажет, включал водитель № 1 световой сигнал или не включал?
Объективно опровергнуть, а равно как и подтвердить включение сигнала почти невозможно, если на автомобиле №2 на момент происшествия отсутствовал видеорегистратор.
Для того, чтобы дать однозначный ответ на вопрос кто прав или кто виноват в ДТП при обгоне в данной ситуации, необходимо дать анализ действиям каждого из водителей и соотнести результаты с имеющимися в деле доказательствами.
При отсутствии возможности изучить материалы о ДТП обратимся к видеозаписи.
Визуально видно, что проезжая часть дороги имеет четыре полосы для движения транспортных средств, по две в каждом направлении, дорожная разметка отсутствует.
В таких условиях водители при определении расположения транспортного средства на проезжей части дороги должны руководствоваться пунктом 9.1 ПДД РФ.
Исходя из критериев, перечисленных в названной норме — ширины дороги, габаритов автомобилей и интервалов между ними, водитель автомобиля № 1 занял перед поворотом левую полосу и, находясь по середине проезжей части дороги, приступил к выполнению левого поворота (разворота).
Данный маневр не запрещен ПДД РФ.
После выезда автомобиля №1 на встречную полосу происходит столкновение с автомобилем № 2.
Координаты места столкновения относительно элементов дороги определены и зафиксированы в схеме.
Таким образом, диагноз: ДТП на встречке, при обгоне поворачивающего автомобиля.
К разочарованию водителя №2 отметим, что пункт 9.2 ПДД РФ в рассматриваемой ситуации запрещает ему выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.
На основании изложенного, действия водителя автомобиля №2 не соответствуют требованиям пунктов 1.5, 9.1, 9.2 ПДД РФ, а при доказанности включения водителем автомобиля № 1 указателя поворота — левого светового сигнала и пункта 11.2 ПДД РФ.
Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).
Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.
Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:
- начало подавать знак левого поворота;
- производит обгон или объезд препятствия.
Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.
Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.
Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.
Запрет выполнения обгона
Обгон, как и опережение, должен производиться по правилам.
Есть целый ряд запретов.
- Противопоказано совершать обгон в том месте, где по пути следования на дороге установлены запрещающие обгон знаки.
- Если впереди следующий водитель желает свернуть налево, то его запрещено обгонять. Заблаговременно получить такую информацию позволяет контроль за сигналами «поворотников».
- Если начинает совершать обгон другое транспортное средство, то вы не имеете право его обгонять, пока автомобиль, который движется перед вами, не закончит свои действия и не вернётся на прежнюю полосу. Посмотрите, нет ли автомобилей на встречной полосе, и только тогда осуществляйте обгон.
Если не придерживаться рекомендаций, то можно забыть о водительском удостоверении на долгий срок либо хорошенько «влететь в копеечку».
Противопоказано выполнять такое действие, как обгон либо опережение в особо опасных местах:
- железнодорожных переездах — автомобиль может застрять либо разбиться о шлагбаум;
- регулируемых зонах;
- перекрёстках — здесь могут двигаться другие средства передвижения, которые вы можете не заметить;
- эстакадах — очень опасно обгонять здесь;
- тоннелях — резкие манёвры могут привести к перевороту машины, а также привести к негативным последствиям;
- подъёмах в гору — могут не сработать тормозные колодки или вовсе отказать, вследствие чего машина может скатиться или попасть в кювет;
- резких поворотах — есть риск не вписаться в поворот.
Также противопоказан обгон в таких ситуациях, когда вы едете не по главной дороге, а по смежной. Нельзя обгонять машины там, где есть соответствующие знаки магистрали, пересекать двойные сплошные.
Нельзя обгонять на участках дороги:
- на мостах и под ними;
- на путепроводах;
- на пешеходных переходах, если там находятся люди,
- а также в любых местах, где водителю перекрыт обзор.
За такие нарушения можно получить не только штраф, но и лишение прав на длительный период.
Обгон и опережение транспортного средства
C 12 июля 2022 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.
- «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
- «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
- «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
- Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
- Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.
Обгон и опережение на перекрестках
Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. На регулируемых перекрестках обгон всегда запрещен. При наличии двух и более попутных полос вы можете опередить другое ТС на регулируемом перекрестке, не выезжая на сторону, предназначенную для встречного движения.
Обгон и опережение на нерегулируемых перекрестках запрещены в тех случаях, когда вы можете совершить столкновение с внезапно выехавшим наперерез транспортным средством, которое будет загорожено обгоняемым (опережаемым) ТС.
Такая ситуация может возникнуть при подъезде к перекрестку по второстепенной или равнозначной дороге.
Если вы движетесь по главной дороге, которая не поворачивает на перекрестке направо, то обгон и опережение допускаются, поскольку ТС подъехавшие к перекрестку с других направлений, обязаны уступить вам дорогу.
Двойной обгон в свете правил ДД
Согласно ПДД двойной обгон не всегда считается нарушением. Для наглядности перечислим все вариации данного маневра. Далее обсудим каждый из них в отдельности.
- Автолюбитель решил обогнать машину, обгоняющую другое авто.
- Водитель обгоняет 2 и более ТС, не возвращаясь в исходное положение.
- Вереницу машин объезжают «паровозиком» несколько транспортных средств.
Теперь поэтапно рассмотрим неправильные действия автовладельцев. В согласии с требованиями ПДД п. 11.2 запрещается обгонять в случае, когда обгоняемое ТС уже совершает обгонные действия. Порой желающих лихачей собирается много, и они уже составляют шлейф из двух и более машин. Езда «гуськом» по встречной полосе, даже когда она свободна, является грубым правонарушением нескольких водителей. Отметим, что подавляющее большинство случаев обгонных действий происходит непосредственно на встречной полосе.
Выезд навстречку при отсутствии автотранспорта, с пересечением прерывистой линии сам по себе безопасен. Согласно действующим правилам, если шофер не создает помех другим водителям, его действия не запрещены. Соответственно езда первой обгоняющей машины легальна, так как нет риска в ДТП. Следующие за первым ТС водители, движущиеся в одном направлении, не могут адекватно оценивать обстановку. Обзор дорожного полотна загроможден и создается огромный риск аварии. Подобные горе-водители нарушают правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье водителей и пассажиров.
Непосредственного наказания за двойной обгон правилами ДД не предусмотрено. Однако обгонные маневры по отношению к соседним авто запрещены в следующих случаях:
- Машина, движущаяся впереди, производит обгон или совершает объезд преграды.
- Транспортное средство, которое следует впереди, сигнализирует левым поворотником и идет на опережение.
- Следующее позади авто совершает обгонные или опережающие действия.
Любое неправильное завершение обгона свидетельствует о его ошибочном применении и штрафуется в следующих случаях:
- Автолюбитель не уверен, не убедился в успешном исходе маневра, поэтому не успевает занять ранее занимаемую полосу дорожного полотна.
- Водитель полностью не удостоверился в отсутствии встречного транспорта либо завершил маневрирование на сплошной разметке, не уступил дорогу на пешеходном переходе.
В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:
Признак | Обгон | Опережение |
Порядок выполнения | — выезд на встречную полосу; — возврат в свою полосу | — выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении; — необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке |
Скоростной режим | Увеличивается для выполнения маневра | В зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения |
Ограничения | Несколько. Устанавливаются правилами движения | Одно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов |
Может совершаться | Исключительно с левой стороны | Как с левой, так и с правой стороны |
Наличие штрафов | Установлены. Административным Кодексом за невыполнение правил | Отсутствуют |
Опасность маневра | Большая, так как требуется выезд на полосу встречного движения | Невысокая, так как осуществляется в попутном направлении |
Правила выполнения маневра
Перед началом такого маневра, как обгон, водитель обязательно должен оценить обстановку и убедиться в том, что та полоса, на которую он собирается осуществить выезд, свободна, а на большом расстоянии нет машин. Если в процессе обгона может быть причинен хоть малейший вред другим участникам ДД, его не следует выполнять.
Соседняя трасса – встречная полоса, должна быть полностью свободна от машин. Чаще всего, обгон выполняют за городом.
Если в результате выполнения маневра происходит дорожно – транспортное происшествие, виноватым всегда оказывается тот водитель, который совершал обгон.
Исключение возможно только в единственном случае, в соответствие с ПДД пунктом 11.3, водитель обгоняемого средства не имеет право создавать препятствия для обгона посредством превышения скорости движения или любыми другими способами.
Водитель, намереваясь совершить обгон, не может предвидеть поведение водителя на встречной полосе. Если тот повышает скорость намеренно, создается препятствие. В таком случае, вина ложится на второго водителя.