Юридическое лицо в РФ: как определить его статус – резидент или нерезидент

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическое лицо в РФ: как определить его статус – резидент или нерезидент». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Читайте также:  Оформление автомобиля по наследству после смерти владельца

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Прибыль КИК и ее определение

По смыслу пункта 1 статьи 309.1 Налогового кодекса прибыль контролируемой иностранной компании – это количество прибыли данной организации, которая определяется по средствам двух способов: на основе данных ее финансовой отчетности, которая должна составляться в соответствии с личным законом контролируемой организации за финансовый год. В этом случае прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) этой компании до налогообложения; по правилам, установленным главой 25 НК РФ для налогоплательщиков — российских организаций.

Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ.

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика — контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

Прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, выплаченных этой иностранной компанией в календарном году, следующем за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность, с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение финансового года, за который составляется эта финансовая отчетность.

Прибыль КИК, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица или иностранным юридическим лицом, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, уменьшается на величину распределенной прибыли.

При определении прибыли КИК, являющейся структурой без образования юридического лица, не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены в качестве взноса (вклада) от учредителя (основателя) данной структуры и (или) лиц, являющихся членами его семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, а также от иной контролируемой иностранной компании (в том числе иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой хотя бы одно из указанных выше лиц является контролирующим лицом. При этом, если передающая сторона является КИК, при определении прибыли этой контролируемой иностранной компании не учитываются расходы в виде переданного имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав.

Если по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, у иностранной организации отсутствует возможность распределения прибыли (полностью или частично) между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) по причине установленной личным законом такой организации обязанности направления этой прибыли на увеличение уставного капитала, такая прибыль не учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в налоговом законодательстве закреплены два варианта определении прибыли КИК. Согласно первому варианту прибыль определяется по данным финансовой отчетности, которую должна представлять организация в налоговый орган, а с государством данной организации должно быть соглашение об избежание двойного налогообложения. В остальных случаях применяется второй вариант, то есть прибыль будет определяться по правилам главы 5 НК РФ по иным документам, позволяющим определить сумму прибыли.

Возможность зачета сумм налогов, которые организация оплатила государству, в котором она зарегистрирована предусмотрена пунктом 11 статьи 309.1 НК РФ, в соответствии с которым сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается пропорционально доле участия контролирующего лица на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного

Читайте также:  Уволиться, не отрабатывая 2 недели, к чему обязывает Трудовой Кодекс РФ .

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:

пп.1 российские организации;

пп.2 иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

пп.3 иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если в отношении иностранной организации выполняются условия, установленные подпунктом 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, и такой организацией представлены документы, подтверждающие выполнение таких же условий в отношении какого-либо из иностранных государств, Российская Федерация признается местом управления этой иностранной организацией, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

пп.1 ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в Российской Федерации;

пп.2 ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;

пп.3 оперативное управление персоналом организации осуществляется в Российской Федерации.

(№ 13) Важные даты и сроки взаимодействия с ФНС — уведомления, отчеты и уплата налогов для цифровых кочевников и релокантов

Предлагаю ознакомиться с самыми важными датами и сроками взаимодействия с ФНС и держать их в голове чтобы не попасть на штрафы.

  • Уведомление об открытии (закрытии) изменении реквизитов, счета в иностранном банке или иной финансовой организации (брокере, страховом счете, пенсионном и т.д.) — в течение 1 месяца с момента совершения действия;

  • Отчет о движении денежных средств по иностранным счетам — до 1 июня года следующего за отчетным периодом;

  • Подача декларации 3-НДФЛ — до 30 апреля года следующего за отчетным периодом;

  • Уплата НДФЛ — до 15 июля года следующего за отчетным периодом;

  • Уведомление об участии в иностранных организациях (доля более 10%) — в течение 3 месяцев с даты учреждения;

  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК) — до 20 марта (для юридических лиц) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.

Не ФНС и отдельная тема, но напишу тут, уведомление о получении ПОСТОЯННОГО ВНЖ или второго гражданства подается в течение 60 дней в случае если Вы находитесь за пределами территорий РФ и в течение 30 дней если Вы находитесь в РФ.

Прошу обратить внимание на слово — ПОСТОЯННОЕ ВНЖ, то есть не имеющее срока давности, если ВНЖ временное, подавать уведомление не нужно.

Что дает налоговое резидентство РФ для организации?

Смена налогового резидентства юрлица с российскими учредителями позволяет больше не выполнять обязательства, связанные с КИК. Однако главное, чтобы сама иностранная организация при смене резидентства не получила статус контроллера другой иностранной компании (если она учредитель с долей в капитале >25% или в некоторых случаях >10%). В таком случае обязанности по КИК уже будут ложится на нее.

Остались вопросы по смене налогового резидентства иностранной компании, использования КИК, нуждаетесь в организации оптимальной бизнес-структуры с учетом законодательных нововведений, обращайтесь к нам за консультацией в онлайн-чат или оставляйте контактные данные в специальной форме. Мы обязательно свяжемся с вами.

Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов

Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:

  • кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
  • лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.

ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

Справка о налоговом резидентстве

Справка о налоговом резидентстве и юридических и физических лиц является документальным подтверждением того, что определенное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование справки – «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».

Такой статус требуется для того, чтобы определить обязательства лица по уплате налогов в бюджет той или иной страны. Для определения данного статуса учитывают пребывание лица в России на протяжении 183 дней в течение одного года. Такой срок не прерывается, если лицо менее 6 месяцев находится не в РФ по причине лечения, обучения, работы или оказания услуг.

Для получения данной справки в налоговый орган необходимо направить заявление. Ранее оно составлялось в свободной форме, но с декабря 2017 года данное заявление составляется по утвержденной ФНС форме (КНД 1111048). При этом в документе указывается следующая информация:

  • наименование организации (если заявление подает физлицо/ИП, то ФИО);
  • период времени, за которые заявителю необходима справка (за прошлый год, за несколько лет);
  • причина выдачи справки (например, она необходима при применении двусторонних международных договоров или для иных целей);
  • время пребывания лица в РФ;
  • основания, по которым лицо считается налоговым резидентом РФ;
  • данные о документе, удостоверяющем личность (в случае отсутствия ИНН).
Читайте также:  Расчет платы НВОС в 2022-2023 году

Заявление для подтверждения разрешения

Первым делом нужно подать заявление для получения определенной справки. Ее уполномочена выдавать только российская Федеральная Налоговая Служба. Сам документ должен свидетельствовать о законности и соблюдении законодательных норм.

При заполнении заявления, нужно указывать следующие данные:

  • для юридических лиц – ИНН, адрес, наименование;
  • для физических лиц – Ф.И.О., адрес, ИНН;
  • год, за который нужно подтверждение статуса;
  • страну, в которую будет предоставлена справка в соответствующие службы;
  • документы, которые должны быть с заявлением;
  • подпись – в случае если это физлицо, подписывать нужно лично, а если есть оригинал, подтверждающий полномочия этого лица, тогда подпись может ставить руководитель организации.

Специальный шаблон для таких заявлений не предусмотрен, поэтому, если вопросом занимается некая организация, заявление оформляется на ее фирменном бланке, а физические лица оформляют произвольно.

Заявление на налоговое резидентство РФ должно быть дополнено копиями некоторых форм, которые должны содержать подпись руководителя и обязательно нужно проставление печати. Это подтверждение возможных доходов из-за границы, а в роли документа, удостоверяющего данный факт, может выступать:

  • заключенный контракт или другая форма договора;
  • документ о выплате дивидендов, это может быть принято на акционерском собрании;
  • копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность физлица;
  • документы, подтверждающие получение иностранной пенсии;
  • физические лица, кроме индивидуальных предпринимателей, предоставляют таблицу, в которой рассчитано время и периоды пребывания в РФ, оно не должно быть меньше 183 дней на протяжении года.

Справка о налоговом резидентстве

Справка о налоговом резидентстве как юридического, так и физического лица является документальным подтверждением того факта, что данное лицо имеет статус налогового резидента РФ. Официальное наименование такой справки звучит, как «Подтверждение постоянного пребывания в РФ».

Важно! Под резидентом в свою очередь понимают юридическое или физическое лицо, числящееся в конкретном месте в определенной стране, например, резидент РФ.

Данный статус необходим для определенности в уплате налогов в бюджет того или иного государства. При этом при определении статуса физлица учитывается его пребывание в РФ в течение 183 дней на протяжении последовательно идущих 12 месяцев. Данный срок не будет прерываться, если лицо находится менее 6 месяцев за пределами РФ с целью лечения, обучения, работ или оказания некоторых услуг (

Налоговое резиденство для иностранных граждан

Получить статус НР имеет право и гражданин России, и субъект другой страны, который, например, получил рабочую визу. Главное условие — находиться в стране 183 дня на протяжении 12 месяцев. К иностранцам, которые стали подданными РФ за 3 месяца, используя упрощенную схему получения гражданства, также относится правило 183 дней. На 184 день инспектор ФНС должен выполнить перерасчет ставки за текущий период. Содействовать обретению резиденства поможет «центр жизненных интересов», подразумевающий проживание членов семьи, местонахождение предприятия или собственного дела в РФ.

Вид на жительство не может быть использован как доказательство статуса резиденства, т.к. он лишь дает возможность пребывать в стране, но не относится к документам, гарантирующим постоянное нахождение в ней.

Россия заключила официальные соглашения со многими государствами о предотвращении двойного налогообложения. Учитывая тот факт, что российская система налогообложения более гибкая и демократичная, чем, например, во многих европейский странах, подданные иностранных государств предпочитают стать НР РФ.

Налоговое резидентство как принцип налогообложения

Налоговое резидентство — основополагающее понятие в налоговом праве. Оно определяет налоговую юрисдикцию, на территории которой возникают обязательства и осуществляется конечная налоговая ответственность налогоплательщика. В соответствии с энциклопедическим словарем слово «резидент» берет свое начало в Петровскую эпоху, оно было заимствовано из французского языка — resident и дословно означает «сидящий на месте». От определения, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации, зависит очень многое в налогообложении налогом на доходы физических и юридических лиц.

В частности, от налогового статуса хозяйствующего субъекта зависит:

  • налоговая ставка (ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ));
  • объект налогообложения (ст. 209 НК РФ);
  • право на применение налоговых вычетов;
  • применимость правил об избежании двойного налогообложения.

Термин относится к сфере гражданства. Следует отметить главное: если резидент — это обязательно гражданин страны, то нерезидент — это не обязательно иностранный гражданин.

Общее представление о резиденте: к нему относится юрлицо или физлицо, которое зарегистрировано в стране, к нему возможно полное применение местного законодательства.

К нерезиденту относятся те юридические или физические лица, которые функционируют в одной стране, но имеют регистрацию и место проживания в другой.

Статус резидента формируется под влиянием следующих принципов налогового резидентства:

  • количество времени пребывания в стране;
  • регулярное присутствие в стране (возможно с кратковременными выездами);
  • наличие либо отсутствие вида на жительство, а также специальной визы (рабочей или учебной).

Перечисленные выше факторы характерны не только для нашей страны, но и для большинства иностранных государств.

Основными законодательными документами, на которые можно сослаться при определении статуса гражданина, являются:

  • № 173-ФЗ «О валютном регулировании», последнее изменение от 03.08.2018 № 293-ФЗ.
  • Налоговый кодекс РФ (ст. 207), последняя редакция от 03.04.2017 № 58-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *