Стали известны квоты приема на целевое обучение в вузах в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стали известны квоты приема на целевое обучение в вузах в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В любой организации (государственной или частной), где есть кадровая потребность. Местоположение также не влияет: теперь заказчиком кадров может выступать учреждение, которое находится в столице, областном центре или крупном районном городе. Раньше целевое направление распространялось только на организации, расположенные в малых населённых пунктах и на загрязнённых территориях.

Предприятия, дающие целевое направление в 2023 году

С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который участвует в программе, ищет сам абитуриент. Целевое обучение предполагает квоты и отдельный конкурс, и фактически обучение «целевиков» оплачивается из государственного бюджета. Поэтому заказчиком обучения, к которому должен обратиться абитуриент, могут выступать только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например, Сбербанк.

Все типы предприятий, к которым можно обратиться за направлением на целевое обучение:

    1. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
    2. Государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
    3. Государственные корпорации.
    4. Государственные компании.
    5. Организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
    6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
    7. Акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации.
    8. Дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7.
    9. Организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

На какие специальности дают целевое направление

Зачастую целевой набор распространяется на профессии с невысоким спросом со стороны абитуриентов, но государство в таком формате не отказывается решать кадровый дефицит. В утвержденный перечень могут также включаться специальности, представителей которых не хватает на конкретном предприятии, образовательном или медицинском учреждении.

В 2022 году в перечень специальностей, которые можно освоить в рамках целевого направления, входят:

  • материаловедение и технологии материалов;
  • гидроаэродинамика и баллистика;
  • энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, биотехнологии и нефтехимии;
  • управление и системный анализ;
  • ракетные комплексы и космонавтика;
  • лазерная техника и лазерные технологии;
  • приборостроение;
  • химическая технология;
  • металлургия;
  • радиотехника;
  • стандартизация и метрология;
  • радиоэлектронные системы и комплексы;
  • машиностроение;
  • инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • эксплуатация железных дорог и систем движения поездов;
  • педагогическое образование;
  • анестезиология;
  • инфекционные болезни.

Гарантированное рабочее место – главный бонус

Целевая форма предполагает наличие трех сторон: абитуриента, который желает обучаться по направлению и четко знает, где хочет работать; заказчика кадров; вуза или колледжа, который готовит соответствующего специалиста. При данной образовательной траектории студент учится бесплатно за счет средств бюджета. Говоря о плюсах целевого направления, чаще можно услышать о низком конкурсе или его отсутствии. Но это не совсем так. В данном контексте уместнее упомянуть о проходных баллах, которые могут быть (но не всегда) несколько ниже. Из практики, кстати, всегда высокий конкурс на целевую подготовку по медспециальностям.

Но подходы меняются, пока рано предполагать, как выстроится ситуация в этом году. Главные преимущества целевого поступления — гарантированное место работы и индивидуализация процесса обучения. Предположим, студент получает образование в сфере автомобилестроения. Одновременно он начинает внедряться в рабочий процесс той организации, с которой у него заключен договор. Проходит практику, пишет курсовые работы и дипломный проект по тематике, интересующей заказчика. Отдельные работодатели поощряют обучающегося дополнительной стипендией. После учебы на бюджетном отделении при поступлении по общему конкурсу обязательный срок работы по специальности составляет два года, целевикам же необходимо работать у заказчика минимально пять лет.

Отменят ли ЕГЭ при поступлении в вуз в 2023 году

После того, как Россия вышла из Болонского процесса, встал вопрос об отмене ЕГЭ. Ведь именно эта система и породила единый государственный экзамен.

О необходимости отмены ЕГЭ говорят уже давно. Нынешними экзаменами недовольны многие учащиеся, родители, опытные педагоги и даже ректоры вузов. Существующая система поступления в вузы по результатам ЕГЭ не оправдала тех ожиданий, которые с ней связывали.

Еще несколько лет назад, помимо ЕГЭ, многие вузы ввели дополнительные внутренние экзамены, желая отобрать наиболее способных абитуриентов. Эта тенденция с каждым годом только нарастает.

Формат итогового тестирования в виде ЕГЭ придумали еще в 60-х годах прошлого столетия во Франции. Сделано это было для школьников из французских колоний, чтобы упростить процедуру сдачи экзаменов.

На данный момент достоверно известно следующее: ЕГЭ будет отменен, но постепенно. Уже к концу лета станут известны все подробности отказа от единого государственного экзамена. Предполагается, что поначалу ЕГЭ будет добровольным. Потому что многие ученики начали готовиться к экзаменам за несколько лет до окончания школы. И при резкой отмене ЕГЭ такие учащиеся остались бы в невыгодном положении.

Читайте также:  Служебная записка. Образец написания

Минобрнауки пока не уточняет, как будет проходить зачисление в вузы после отмены ЕГЭ. Не исключено, что в высших учебных заведениях вернут вступительные экзамены для тех, кто откажется от единого государственного экзамена.

Как получить целевое направление в 2020 году?

Чтобы получить целевое направление, молодой человек должен:

  • внимательно ознакомиться с условиями программы;
  • сдать ЕГЭ, соответствующие его специальности;
  • найти работодателя, который согласится принять его на должность после окончания обучения;
  • выбрать вуз/колледж, предоставляющий целевые квоты;
  • выиграть по результатам конкурса (чаще всего конкурс составляет 1,5 — 2 человека на место).

Поскольку претендентов на целевые квоты обычно немного, это прекрасная возможность учиться бесплатно для тех абитуриентов, которым после ЕГЭ не хватает баллов, чтобы пройти на бюджет. Кроме того, помимо отсутствия финансовых затрат непосредственно на обучение, студенту не придется думать о съемном жилье, месте отработки практики и средствах на жизнь, так как за все это отвечает будущий наниматель.

Доступные специальности в 2020 году:

  • Медицинский профиль (семейный врач, врач скорой помощи, стоматолог, терапевт, сетевой врач, ветеринар и т.д.);
  • Прикладная математика;
  • Лазерные техника и технологии;
  • IT-безопасность;
  • Радиотехника;
  • Авиа- и машиностроение;
  • Информационные технологии;
  • Программная инженерия;
  • Связи с общественностью;
  • Приборостроение;
  • Микросистемная техника и нанотехнологии.

Дополнительно льготный набор проводится по следующим профилям:

  • Материаловедение;
  • Метрология и стандартизация;
  • Динамика флюидов;
  • Металлургия;
  • Управление и аналитическая деятельность.

Как видно из приведенных выше списков, целевые квоты предоставляются в основном на сложные технические специализации, а также на направления, предполагающие тяжелые условия труда. Так, например, геологи трудятся по всей стране, включая Крайний Север, а зоотехники большую часть рабочего дня проводят на фермах и в животноводческих хозяйствах, где далеко не всегда есть отопление и даже крыша над головой.

Как получить целевое направление в ВУЗ: пошаговая инструкция

Тем, кто решил во что бы то ни стало получить целевое направление, предлагаем пошаговую инструкцию, как это сделать.

Шаг 1. Выберите будущую профессию. Подойдите к этому шагу очень ответственно, ведь от него зависит ваша ближайшая жизнь на 6-9 лет. Правильный выбор гарантирует вам счастливые студенческие годы и позитивное начало карьеры. Тем, кто затрудняется с выбором, помогут специалисты по профориентации.

Шаг 2. Попробуйте свою будущую профессию. Нередко наши представления о той или иной профессии оказываются далеки от реальности. Не пренебрегайте возможностью пройти краткосрочную «стажировку» на работе у родителей или родственников, посмотрите на выбранную сферу изнутри.

Шаг 3. Определитесь с организацией, где вы хотели и могли бы работать после получения диплома. Информацию о квотах, организациях, с которыми взаимодействуют, вузы публикуют на своих сайтах – не ленитесь их изучать. Потенциальными работодателями могут стать представители следующих структур:

  • федеральное министерство или ведомство;
  • региональные органы государственной власти или муниципальные структуры;
  • юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Можно ли поступить на целевое обучение с тройками?

Поступление в вуз по целевой квоте привлекательно тем, что дает дополнительный шанс абитуриенту стать студентом. Действительно, приказы о зачислении «целевиков» подписываются и публикуются на несколько дней раньше приказов основного потока и, в случае неудачи, у молодого человека остается возможность поступить по общему конкурсу.

Однако заключить договор о целевом обучении в последние годы стало сложнее, чем раньше. Это связано с тем, что изменения в законе ужесточили ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств по образовательному процессу и трудоустройству.

При введении поправок в законодательство учитывались многочисленные замечания, принятые в ходе общественного обсуждения системы целевого обучения, которая в полной мере себя не оправдала. В критике участвовали заинтересованные в притоке квалифицированных специалистов работодатели – Союз машиностроителей, госкорпорации, администрации регионов.

Выпускники вузов, закончившие целевые программы, неохотно возвращались в свои регионы, а студенты зачастую бросали учёбу и оставались жить в крупных городах. Отмечался высокий процент отсева среди «целевиков» за академическую неуспеваемость. Причина этого отсева связывалась с отсутствием конкурса при поступлении на целевые места (не более 1,2 человека на место) и слабой подготовкой абитуриентов, не готовых осваивать сложные образовательные программы.

Дипломированные выпускники зачастую не выполняли свои обязательства по договору и не возвращались в организации, направившие их на учебу. Отсутствие четкой законодательной базы позволяло им не отрабатывать срок, прописанный в договоре.

В обществе годами складывалось искаженное представление о целевом наборе как о пути поступления в вуз «троечникам». Абитуриенты с высокими баллами, желающие заключить договор о целевом обучении, получали отказ по причине того, что целевые места нужно оставить для «слабых». Ситуация качественно изменилась в связи с внесением изменений в закон об образовании и контролем целевого обучения со стороны государства.

За невыполнение пунктов договора о целевом обучении законом взимаются штрафы как с граждан, так и с организаций-заказчиков.
Если выпускник по завершении программы целевого обучения без уважительных причин не приступил к работе, он оплачивает штраф в размере затрат за весь период обучения. Если студент не освоил образовательную программу и был отчислен, размер штрафа пропорционален периоду фактического обучения. Кроме того, гражданин возмещает заказчику обучения расходы, потраченные на материальную поддержку.

Читайте также:  Транспортный налог в Республике Татарстан

Однако не всё так страшно. Новые поправки, внесенные Постановлением от 13.10.2020 № 1681 в правовую базу, перечисляют «уважительные» случаи приостановки договора и возможности внесения дополнительных соглашений.

Например, «целевик» освобождается от обязательной отработки, если заключает договор о целевом обучении более высокого образовательного уровня. Правда, при невыполнении следующих обязательств по трудоустройству, штрафные санкции суммируются. В рамках целевого обучения в магистратуру можно поступить только после программы бакалавриата, но не специалитета.

Если заказчик целевого обучения нарушил обязательства по трудоустройству и не принял на работу выпускника, то он выплачивает гражданину компенсацию в размере 3-кратной среднемесячной зарплаты и государству штраф в размере затрат на реализацию образования.

Инструкция по получению

Думать об это нужно как можно раньше. Старайтесь заняться этим еще до окончания учебы. Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Выберите интересующее направление, по которому проводится целевой набор.
  • Начните искать компанию или госорганизацию, которая будет оплачивать ваше обучение.
  • Подготовьте список документов, которые включают аттестат об образовании, если вы выпускник школы, диплом о получении среднего специального образование, если вы выпускник колледжа, копию паспорта, характеристики с мест учебы, любые грамоты и награды, подтверждающие ваши достижения.
  • Подпишите договор со структурой, которую выбрали и обсудите дополнительные условия или привилегии.
  • При поступлении в вуз имейте при себе эти документы и копию договора.

Схема поступления на целевое обучение в вуз

Определитесь с профессией. Выпускнику следует исходить из перечня предметов ЕГЭ, которые он сдаёт. Эти предметы нужно соотнести с вариантами профессий. Облегчить задачу помогут инструменты и ресурсы, которые выдают индивидуальную подборку специальностей на основе комбинации предметов ЕГЭ.

Выберите интересующие вас компании. Информацию о возможности целевого обучения обычно публикуют на сайте компании, но можно попробовать написать работодателю напрямую.

Компанией-заказчиком может выступить:

  • Федеральный государственный орган;
  • Орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления;
  • Юридическое лицо;
  • Предприниматели.

Как правило, у компаний уже есть договоренности с вузами, поэтому выпускнику нужно будет выбрать направление в одном из предложенных университетов в рамках договора.

Оформите документы. Получить целевое направление желательно до конца июня, но сроки заключения договора зависят от условий компании-заказчика.

Подать полученное направление и участвовать в конкурсе на целевые места можно в период подачи документов в вуз — до 26 июля. Целевик имеет право подавать документы в такое же количество вузов, как и абитуриент по общему конкурсу.

Для зачисления на целевое направление и подачи документов в приёмную кампанию нужно собрать следующие документы:

  • заявление о приёме на обучение по форме;
  • паспорт;
  • аттестат;
  • копию (заверенную компанией) или оригинал договора о целевом обучении;
  • документы об индивидуальных достижениях.

Где взять направление на учебу

Целевое направление в медицинский вуз можно получить в Департаменте здравоохранения своего города или района. Для этого нужно за полгода или даже за год до предполагаемого поступления заявить о своем желании учиться в медицинском университете по конкретной специальности.

Следует предоставить документы об успеваемости в школе, а также сообщить о возможной волонтерской деятельности в направлении медицины, прохождении каких-либо курсов.

Следует знать, что ждет вас после того, как какая-то организация оплатит обучение – сейчас ужесточили меру ответственности за несоблюдение обязательств сторон.

Если город дает направление и оплачивает учебу, государство рассчитывает, что выпускник вернется в свой город и будет там работать. Но очень часто случается, что студент получает приглашение от какой-то продвинутой клиники в большом городе с хорошей зарплатой и не имеет намерения возвращаться на отработку по своему месту жительства.

В основном, направления выдают государственные органы, но частные клиники также могут быть инициаторами учебы человека, который хорошо окончил школу и подает большие надежды. В таком случае выпускнику будет предложено распределение или придется компенсировать всю сумму, которая будут потрачена на обучение.

Это немало, с учетом того, что платят не только стипендию, но и социальный пакет, проезд. Если дойдет дело до суда, то сторона работодателя может выдвинуть претензию в виде морального ущерба, выраженную в денежном эквиваленте.

— Как вузы помогают в профориентации выпускников школ?

Андрей Сакович: Пожалуй, на первом месте такая традиционная форма, как день открытых дверей, когда в университет приходят абитуриенты и их родители. В нашем вузе 83% обучающихся — ребята из регионов. Сегодня на день открытых дверей из разных уголков страны приезжают классами. За последние два года мы активизировали работу со школами, заключили 188 договоров о сотрудничестве. Стали широко использовать и для профориентации конференцию школьников «Первый шаг в науку». В этом году в ней приняли участие 580 человек! Очень популярна такая акция, как «Стань студентом на один день». В этом году в ней приняли участие 230 человек со всей Беларуси. Кафедры провели почти 30 мастер-классов: по изготовлению стекла, художественной керамики, целлюлозы, журналов и газет, по 3d-моделированию… Во время «марш-бросков» договариваемся с районными отделами образования о сотрудничестве: наши студенты дают концерт старшеклассникам, рассказывают о своей альма-матер и факультетах. Кстати, раньше технологический университет ассоциировали чаще с лесным хозяйством, сейчас же это уникальный вуз, где 7 факультетов с самыми разными специальностями. Есть и химический, и полиграфический, и IT-факультет, и дизайн мебели. Недавно начали работать с Национальным детским технопарком по двум направлениям — инженерная экология и биотехнология. Преподаватели, среди которых кандидаты наук, говорят, что приходят мотивированные ребята, многие из них хотят поступать в наш университет. По инженерной экологии открыта уже 4-я смена, по биотехнологии — 2-я. Конкурс составляет по 5-6 заявок на место.

Читайте также:  Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Александр Маковчик: Недавно анализировали профориентационную работу, и оказалось, что в нее вовлечены более 20 тыс. школьников. У нас к ней комплексный подход. Проводим дни открытых дверей — и в онлайн-формате, и в аудиторном. Используем такой вариант, как «студент на один день», и здесь особую активность проявляют ученики педклассов. В этом году более 300 школьников побывали в нашем университете, встретились с ректором в актовом зале, где смогли задать ему любой вопрос. В стране более 500 профильных классов — свыше 5 тыс. учащихся, имеющих возможность ознакомиться с профессией изнутри. Они проводят пробные занятия с младшими школьниками по дисциплинам, которые выбирают для себя в качестве профильных. Ребята получают знания из области педагогики и психологии.

К нам поступают абитуриенты с хорошим уровнем мотивации и пониманием того, чем будут заниматься в перспективе. На таких активных молодых людей мы во многом опираемся в образовательном процессе. Это и наш студенческий актив, и старосты групп, и профсоюзные лидеры. Надо искать возможность достучаться до молодежи. А кому она больше доверяет? Сверстникам! Потому студенты на практике получают задание: провести профориентационные мероприятия. Кроме того, наши учащиеся активно задействованы в рамках профориентационной работы во время патриотической акции «Звездный поход». Безусловно, нас приглашают и школы. Как инновацию могу отметить создание чата в Телеграм-канале «Профиль+» для обучающихся в профильных классах.

— Что бы вы пожелали выпускникам, которым пришло время задуматься над выбором профессии?

Андрей Сакович: Всегда говорю ребятам о том, что выбор специальности — это веление сердца. Профессиональная стезя — по сути, судьба, дальнейшее благосостояние, будущее семьи и детей.

Александр Маковчик: Достичь успеха можно, только поверив в свои силы. Помимо развития в профессиональном плане, для самореализации нужно постоянно работать над собой, уметь преодолевать трудности, проявлять силу характера. И еще — верить в себя, что бы ни случилось.

Ирина Старовойтова: Когда молодой человек выбирает профессию, он определяет себе старт, от которого действительно очень многое зависит в жизни. Находясь в начале пути, нужно понять, что приоритетно: каковы мотивы этого человека, целевые установки, какие он для себя определяет жизненные задачи. Никогда не ставьте на первое место материальный мотив. Пусть во главе угла будут ваши интересы, увлеченность. Целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, оптимизм — эти качества не только помогут достичь профессиональных высот, но и сделают вас счастливым и успешным человеком.

Преимущества целевого обучения

Гражданин, заключающий договор, должен тщательно изучить все условия, права и обязанности, с которыми будет соглашаться. Поэтому прежде всего следует взвесить все «за» и «против» и только потом принимать окончательное решение. Причин, по которым данное обучение является привлекательным для будущих студентов, достаточно много:

  • Первое преимущество связано с процессом поступления, который становится немного проще: абитуриент участвует в отдельном конкурсе среди таких же «целевиков» и зачисляется раньше остальных.
  • Студент будет обучаться по выбранной им специальности бесплатно, поскольку оплачивать учебу обязуется организация-заказчик.
  • Предприятие, направившее студента на учебу, оказывает ему социальную поддержку, если это предусматривается документом: может выплачивать стипендию, покрывать расходы на проезд, проживание, питание, платные образовательные услуги или оказывать иную помощь.
  • К числу приятных обстоятельств можно отнести также то, что данная категория учащихся в некоторых аспектах имеет преимущества перед остальными студентами. Например, при заселении в общежитие их заявления могут рассматриваться в первую очередь, что особенно актуально для граждан, приехавших из других населенных пунктов. Кроме того, учась на хорошие оценки, появляется возможность получать помимо стипендии от предприятия еще и академическую.
  • Учебный план каждой специальности предусматривает прохождение практики: учебной, производственной и преддипломной. Гражданам с целевым направлением не придется переживать о том, где найти подходящую организацию для этих целей. Прохождение практики предусмотрено на предприятии, с которым учащийся заключал договор.
  • Студент может рассчитывать на помощь со стороны своей организации во время учебного процесса (например, при поиске данных для научных статей или курсовых работ и проектов).
  • Главное преимущество учебы по целевому направлению в том, что после получения диплома выпускнику не нужно будет переживать о поиске работы. Он будет трудоустроен в организацию, с которой у него заключен договор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *