Понятие незаконной легализации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие незаконной легализации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для рассмотрения вопроса легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, необходимо коснуться истории возникновения данного явления и познакомится с теми определениями, которые даны законодателем в рассматриваемой области.
В работе А.В. Шашковой затрагивается вопрос возникновения термина «легализация», который традиционно увязывается с принятием «сухого закона» в США. Понятие «легализация» («отмывание») преступных доходов появилось в США в 20-х годах 20 века и было связано с деятельностью Альфонсо Капоне. В 1920 г. в США вступила в силу 18-я поправка к Конституции США, так называемый «сухой закон», принятая конгрессом еще в 1917 г.
Принятый закон после вступления в действие повлёк за собой значительный рост подпольного производства алкогольной продукции и их контрабанду, приносящие большие прибыли. Данная прибыль находилась в сфере теневой экономики и требовала своей легализации, т.е. возвращения в законный оборот. По основной версии, полученные преступным путём денежные средства смешивались с законно получаемой выручкой от сети прачечных самообслуживания, принадлежавшей Альфонсо Капоне. Таким способом осуществлялась легализация преступных доходов.
В отечественной истории на примерах памятников русского права, несмотря на отсутствие современного термина «легализация» («отмывание»), можно обнаружить нормы, затрагивающие легализацию как социальное явление. Так, Псковская судная грамота 1467 года разграничивает законное и незаконное получение имущества. Покупатель совершая на торгу сделку купли-продажи должен был дать присягу, что новое имущество приобретено правомерным путём. Подтверждение законности получения имущества в Псковской судной грамоте касалось лишь новых вещей.
Судебник 1497 года в ст. 46 требует доказательств законности сделки на основании свидетельских показаний, данных очевидцами совершённой сделки купли-продажи. При отсутствии очевидцев допускалась присяга.
Судебник 1550 года распространяет требование доказывания правомерности приобретения имущества как на новое, так и на старое («что поношено у носящего или с лавки»). Условием законности сделки купли-продажи является наличие поручительства за продавца, в качестве которого выступает рядовая порука со стороны постоянных продавцов рыночного ряда. При отсутствии таковой купивший теряет право на иск.
В Соборном уложении 1649 года также предусмотрена ответственность за куплю-продажу вещей, совершённую без поруки. Здесь понятие правомерности владения распространяется и до использования данной вещи. Кроме того, предусматривается ответственность не только за укрывательство преступников, но и за приём, хранение или продажу похищенного имущества. Тем самым был юридически предусмотрен запрет на легализацию имущества, добытого преступным путём.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года предусматривает наказание к лицу, совершившему сбыт преступного имущества, украденного или через насилие полученное другим лицом, а также ответственность за скупку недвижимого имущества у неправомерного лица, т.е. незаконно им владеющего. Данные положения достаточно близко лежат с современным пониманием легализации.
В первые термин «отмывание» был использован в 20 веке при освещении в британской газете The Guardian так называемого Уотергейского скандала, событий, связанных с проведение предвыборной кампании президентом Соединённых Штатов Америки Р. Никсоном. По данному событию приведены сведения, что используемые в предвыборной кампании денежные средства в размере 200 тысяч долларов ранее были направлены в Мексику под видом пожертвований.
В настоящее время в международном праве, в частности в ст. 6 принятой 08 ноября 1990 года в г. Страсбурге Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», под легализацией (отмыванием) преступных доходов понимается осуществление с данным имуществом таких действий, которые нацелены на сокрытие преступного источника их происхождения.
В российском законодательстве также приводятся понятия, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов. В ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ N 115 «О противодействии легализации») даны следующие понятия:
«доходы, полученные преступным путём, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления»1.
Как видим, явление легализации преступных доходов, вопросы «чистоты» полученного имущества, находились в поле зрения и в прошлые времена, но в современном мире данная проблема становится особенно остро в связи с развитием электронных средств перевода, со становлением в России рыночной экономики, с появлением транснациональной преступности, усложнением схем легализации преступных доходов и запутывания следов преступной деятельности.
Зарождение понятия «легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем
В настоящей статье рассмотрены вопросы зарождения
и развития понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, как в США и Европе, так и в России, начиная
с XV и до XX века.
Традиционно считается, что понятие «легализация» (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, возникло в США в 20-е годы XX века
и связывается с деятельностью известного чикагского гангстера
Альфонса Капоне. В 1920 году в США вступила в силу 18-я поправка
к Конституции США, принятая конгрессом еще в 1917 году,
ратифицированная 16 января 1919 г. и представлявшая собой:
«Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут
запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях,
подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка
опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз
таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные
их юрисдикции, равно как и вывоз таковых.
Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью
путем принятия соответствующего законодательства.
Раздел 3. Настоящая статья не вступит в силу, если она
не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции
законодательными собраниями отдельных штатов — как это предусмотрено
в Конституции — в течение семи лет со дня представления
ее Конгрессом на одобрение штатов». Это был так называемый «сухой
закон».
Реализация данного закона вызвала негативное отношение со стороны среднего
класса, что повлекло за собой неизбежное возникновение
и распространение тайного производства алкогольных напитков,
их контрабанду. На черном рынке бойко шла торговля алкоголем
по баснословно высоким ценам. «В первые же годы действия акта
Войстеда, принятого в 1919 году в целях практического осуществления
18-й поправки к Конституции, широчайшее распространение в стране
получили нелегальное производство, контрабанда и транспортировка спиртных
напитков. Этим были заняты многочисленные подпольные организации бутлегеров,
прибыли которых исчислялись миллионами долларов. Результатом их операции
стал невиданный разгул коррупции, взяточничества и гангстеризма».
Получаемые сверхприбыли требовали введения данных незаконных доходов
в законный оборот, то есть «очищения» и «отмывания» данных
денежных средств.
Согласно распространенной версии, денежные средства,
полученные от бутлегерства, смешивались с выручкой (как правило,
металлической монетой) принадлежавшей Альфонсу Капоне сети прачечных
самообслуживания (landromat).
Таким образом осуществлялась легализация
(money-laundering) незаконно добытых денежных средств.
Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике «Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.
- Вконтакте
Состав простой легализации преступных доходов, предусмотренный ч.1 ст.174 УК РФ
- Объект: легальный финансово-экономический оборот, нарушаемый путем внедрения незаконно добытых денежных средств или имущества.
- Объективная сторона: придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению деньгами или имуществом, добытым третьими лицами незаконным путем (то есть перевод активов из теневой экономики в экономику официальную). Отмывание совершается путем совершения финансовых операций и сделок. К финансовым операциям относятся любые операции с деньгами – переводы, размен, обмен, наличные и безналичные расчеты и т.д. К сделкам относятся действия, направленные на установление, корректировку или завершение гражданских прав и обязанностей.
- Субъект: вменяемое физлицо, достигшее 16 лет.
- Субъективная сторона: прямой умысел. Цель – придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению деньгами или имуществом.
Основные понятия о легализации доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации
Термин «отмывание» денег обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. «Отмывание денег — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».
В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. Наиболее полно все этапы отмывания доходов представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Процессы отмывания денег и финансирования терроризма
После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства.
Рисунок 2. Интеграция как стадия отмывания криминальных доходов
Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ.
Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу.
Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование оффшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов.
Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику.
Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.
Банки выступают своего рода «стражами ворот» законной финансовой системы.
Только их бдительность может оградить систему от организованных преступных группировок, коррупционеров и террористов, не давая им в руки инструмент сокрытия доходов от преступной деятельности.
Банки играют решающую роль в предупреждении и выявлении фактов отмывания денежных средств и передаче сведений в соответствующие органы.
Легализация преступных доходов в России тесно связана с перемещением капитала через российские кредитные организации и выражается в огромных денежных суммах. В 2013 году совокупный оборот нелегальных денежных средств в российской экономике оценивается примерно в 220 миллиардов долларов, что составляет порядка 40-50% от всего оборота финансовых средств.
Проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в стране, обусловлены тем, что российская организованная преступность за последние десять лет сделала такой «рывок», что по значимости сравнялась с транснациональными криминальными синдикатами, имеющими вековые традиции. По данным МВД, около 40 процентов наших банков либо напрямую контролируются организованной преступностью, либо находится в сфере их «операций». Отмываемые и запускаемые в оборот «грязные» денежные средства приносят немалый вред государству и обществу.
Целенаправленная законотворческая и организаторская работа по реализации задач финансового мониторинга, играющего важную роль в этой борьбе, в России началась лишь в 2001 году.
Ратифицировав Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Россия вступила в систему международного сотрудничества по борьбе с «грязными» деньгами, присоединившись к основным принципам и приняв их за основу, начала работу в этом направлении.
Этапы отмывания денежных средств
Перед тем, как отмыть деньги, каждый злоумышленник должен понимать, что это происходит в несколько этапов, а именно:
- Первый этап заключается в совершении преступления, в результате которого преступник получит большую сумму денег. Это может быть обыкновенное мошенничество, терроризм, коррупционные схемы, торговля наркотиками или организованная преступность.
- Второй этап подразумевает внедрение полученных денег в коммерческие законные потоки.
- Скрытие истинного способа получения денег. В этом случае злоумышленники максимально отдаляют от себя деньги, переводя их на другие счета, иногда в зарубежные банки. Таким образом, ни у кого не возникнет подозрений, так как по факту они не имеют к ним никакого отношения.
- Последний этап – это интеграция. Эту схему необходимо тщательно обдумать, так как при неблагоприятном раскладе деньги могут быть полностью утеряны. Преступник должен продумать каждый ход и вернуть себе деньги, но уже под видом законного заработка.
Процесс отмывания денег считается довольно сложным, в зависимости от способа такой легализации и использованных при этом инструментов, наказание может быть различным.
Так, если обналичивание было осуществлено при помощи подделки документации, в этом случае, согласно статье 199 УК РФ, преступнику грозить реальное лишение свободы на срок до 6 лет.
Если для совершения преступления использовалось подставное лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, преступнику предъявляют обвинение в незаконном предпринимательстве и обналичивании средств. Срок наказания составляет до 7 лет.
Если преступление совершается с привлечением финансовых организаций, они рискуют потерять право заниматься подобной финансовой деятельностью в дальнейшем (отзыв лицензии), руководителю такого учреждения грозит тюремный срок до 7 лет.
Если были незаконно использованы средства материнского капитала (подобные преступления совершаются не одним человеком, а группой лиц), все участники также рискуют собственной свободой. Срок заключения в этом случае составляет 3 года.
Также совершение подобного деяния карается и материальными санкциями — штрафами в размере от 50000 рублей.
Процесс отмывания денег контролировать довольно сложно, ведь при совершении данного преступления используют большое количество крупных финансовых учреждений, многие из которых находятся за пределами нашей страны.
Дело в том, что за рубежом в некоторых государствах принято соблюдать банковскую тайну, а значит, доказать факт незаконного обналичивания становится еще сложнее.
-
Пьер-Лоран Шатен, Джон Макдауэл, Седрик Муссе, Пол Аллан Шотт, Эмиль ван дер Дус де Вильбуа.
Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма. Практическое руководство для банковских специалистов = Preventing Money Laundering and Terrorist Financing: A Practical Guide for Bank Supervisors. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 316 с. — (Библиотека Всемирного банка). — ISBN 978-5-9614-1466-0. -
Под редакцией Эдгардо Кампоса, Санджая Прадхана.
Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4. -
Reuter, Peter.
. — Peterson, 2004. — .
Эта страница в последний раз была отредактирована 6 февраля 2019 в 19:49.
Что такое легализация денежных средств?
Понятие «незаконная легализация денежных средств» – это попытка придания правомерности денежным ресурсам или другим материальным ценностям, полученным незаконным путем. Проще говоря, деньги переводятся из криминальной, теневой экономики в легальную, официальную, чтобы лицо, владеющее ими, могло спокойно распоряжаться данными активами.
Формы отмывания денежных средств могут быть различными: перевод из наличной формы в безналичную и обратно, обмен денег на материальные ценности (золото, недвижимость, ценные бумаги) и т.д. Главное условие – изначально имущество получено преступным путем: это могут быть взятки, мошенничество, кражи, ограбления, торговля наркотиками и оружием, другие имущественные преступления.
Комментарии к статье 174 УК РФ
Судебное толкование признаков состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем».
Под легализацией доходов, полученных преступным путем, понимается совершение действий с доходами от криминальной деятельности таким образом, чтобы источники этих доходов казались законными, а равно действий, направленных на сокрытие незаконного происхождения таких денег (БВС РФ. 2008. N 7. С. 18.)
Объект преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ — установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Предмет преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права. Предметом преступления являются также и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления.
Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.
Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума ВС РФ N 32).
Предметом преступления являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признаком конкретного состава преступления (например, хищения, получения взятки), но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, за убийство по найму) либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.
Под денежными средствами понимаются наличные денежные средства в валюте РФ или в иностранной валюте, а также безналичные и электронные денежные средства.
Под иным имуществом понимается движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем).
Деньги и иное имущество должны быть приобретены преступным путем, т.е. в результате совершения любого преступления на территории России или за ее пределами (например, хищение, вымогательство, получение взятки). Доходы, полученные иным незаконным путем, в частности в результате административного правонарушения, не являются предметами данного преступного посягательства.
Денежные средства, «сэкономленные» в результате уклонения от уплаты налогов, не могут быть предметом легализации, так как они изначально не были приобретены преступным путем.
Объективная сторона преступления выражается в совершении финансовых операций и других сделок с предметом преступления (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32):
«Под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.).
К сделкам как признаку указанных преступлений могут быть отнесены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей.
При этом, по смыслу закона, указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения (основным преступлением)».
Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.
Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.
Преступление путем совершения финансовой операции следует считать оконченным с момента, когда лицо, действуя с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, непосредственно использовало преступно полученные денежные средства для расчетов за товары или размена либо предъявило (передало) банку распоряжение о переводе денежных средств и т.п.
Так, например, если руководитель предприятия, заведомо знавший о том, что денежные средства были добыты преступным путем, с целью придания им правомерного вида оплатил ими какие-либо услуги (допустим, юридические), его действия могут квалифицироваться как отмывание денег.
Преступление путем совершения сделки следует считать оконченным с момента фактического исполнения виновным лицом хотя бы части обязанностей или реализации хотя бы части прав, которые возникли у него по совершенной сделке (например, с момента передачи виновным лицом полученных им в результате совершения преступления денежных средств или иного имущества другой стороне договора вне зависимости от того, получено ли им встречное исполнение по сделке).
Состав и ответственность
Как и любой вопрос, касающийся финансов, вопрос легализации денежных средств, полученных преступным путём, невероятно сложен и запутан. К рассматриваемой теме непосредственное отношение имеют положения статей 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ, которые устанавливают уголовное наказание за два одинаковых состава преступления, но с различными субъектами.
Но за скобки следует вынести и положения ст. 15.27 КоАП РФ, которая, в свою очередь, устанавливает административную ответственность для должностных и юридических лиц, не оказавших противодействия «отмыванию» незаконных доходов третьих лиц, полученных преступным путём. Отсутствие противодействия может проявляться как в форме конкретных действий, так и в форме абсолютного бездействия.
Санкционная составляющая не отличается видовым разнообразием и носит лишь вид административного штрафа — минимально 10000 рублей, максимально — 50000 рублей.
Основная и ведущая цель процессов и преобразований, представляющих этапы схемы отмывания денег – сокрытие источников доходов, то есть, засекречивание преступных действий, за счет которых были получены грязные деньги. Целый ряд преобразований и манипуляций в конечном итоге создавал видимость того, что деньги получены честным путем. Образованные таким образом официальные средства расходовать в целях дальнейшего бизнеса, или – в личных целях их получателя.В подавляющем большинстве случаев отмывание денег связано с функционированием теневой экономики и источниками доходов от незаконных видов предпринимательской деятельности, за которые в законодательстве любого государства предусмотрена уголовная статья и наказание. Иногда отмывание денег проводится в целях безопасности, когда афишировать действительный источник финансов невозможно, но с преступной деятельностью это не связано. Но такая схема применяется крайне редко, поэтому терминология «теневая экономика», «преступный бизнес» и «отмывание денег» тесно переплетены между собой как в сознании обывателя, так и в юриспруденции.Не стоит путать отмывание денег и другую преступную схему, связанную с обналичиванием сокрытых доходов через банк и другие финансовые учреждения. Такие незаконные операции чаще всего применяются для уклонения от уплаты налогов. В настоящее время в общемировом масштабе самыми распространенными являются именно схемы отмывания денег, тогда как в нашей стране (в силу специфики налогового законодательства и порядка взаимодействия предпринимателей и государственных органов) более распространены методики обналичивания денег. Что, в частности, сказывается и на ситуации в банковской сфере последних месяцев (отзыв лицензий, приостановки деятельности, многочисленные выявления злоупотреблений при проверках сектора).
Отмывание денег через банковские карты
На сегодняшний день – это одна из самых распространенных схем деятельности теневой экономики в осуществлении процедур отмывания денег. Дело в том, что любое ИП обладает правом взять в банке любое количество денежных средств с помощью кредитных или дебетовых карт и расходовать их практически на любые нужды. В этих целях можно использовать банковские карты, электронные валютные кошельки, передавать в дар третьим лицам денежные средства.Особенно много злоупотреблений в операциях, совершаемых с наличностью. Конечно, ИП обязано сдавать в банк выручку, превышающую установленный законом и договором лимит. Но – если этого не сделать, ответственность предпринимателя будет минимальной: небольшой штраф в несколько тысяч рублей, и то, выписанный лишь в том случае, если нарушение будет выявлено в ходе налоговой проверки. Поскольку ИФНС проверяют ИП не так часто, организаторы преступных схем охотно пользуются этой лазейкой.
Важно!До недавнего времени распространенным способом отмывания грязных доходов были операции по банковским картам, в том числе – личным.
Но Закон о финансовом терроризме сделал такую схему подозрительной и опасной, наделив банки полномочиями отказать в выплатах при возникновении у них подозрений, а также – начать расследование по движению финансовых переводов. Ограничения по личным картам в 15 тысяч рублей на одну операцию также лишили схему своей жизнеспособности.