Гособоронзаказ – как участвовать в закупках для обороны страны по 44-ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гособоронзаказ – как участвовать в закупках для обороны страны по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Торги в рамках ГОЗ проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках 275-ФЗ. Предметом контракта являются те же товары (работы, услуги), что и по 44-ФЗ, например поставка продуктов или строительство. В некоторых случаях выбор исполнителя производится не при помощи процедуры закупки, а путем его утверждения. Например, постановление Правительства РФ или указ Президента РФ устанавливает такого поставщика. Так, к примеру, на Автовазе возможно разместить гособоронзаказ, в том числе военного назначения, в том числе и ракеты.
Права и обязанности заказчика
Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:
- о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
- о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
- о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.
Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.
Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Например, заказчик обязан:
- разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
- организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
- формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
- заключать государственные контракты и принимает необходимые меры по их исполнению;
- присваивать каждому государственному контракту идентификатор государственного контракта и указывает его в государственном контракте;
- включать в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке и др.
Государственное регулирование
Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.
Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу…».
Под государственным регулированием подразумевается:
- определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
- определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
- государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком
- определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
- уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.
Что такое раздельный учет и как его организовать
Сначала может показаться, что раздельный учет – это довольно просто и никаких трудностей с этим возникнуть не должно, но есть ряд существенных моментов, которые отличают учет по ГОЗ от бухгалтерского и налогового учета. Например, другой состав затрат, финансовый результат и т.д. Правильное ведение раздельного учета в случае необходимости поможет подтвердить и обосновать целесообразность использования денежных средств и установки цен. Отсутствие такового или же выявление ошибок может грозить организации и ее руководителям санкциями, начиная с ответственностью по КоАП РФ и штрафами от 300 000 руб. до 1 млн, и заканчивая уголовной ответственностью и лишением свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).
Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает. Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.
Первым шагом будет определение метода учета затрат, калькулирования себестоимости, оценка продукции, распределение расходов и т.д. Далее стоит определить первичные учетные документы, убедиться, что во всех них проставлены обязательные реквизиты, например, для ГОЗ одним из таких является идентификатор государственного контракта. Необходимо помнить о составлении плановой калькуляции и предполагаемой прибыли. И один из самых важных шагов, помогающих в раздельном учете, это выбор программного обеспечения для ведения учета по контрактам ГОЗ.
Отказ или уклонение лица от заключения государственного контракта
Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3. УК РФ)
Здесь также особый субъект: лицо, ранее отказавшееся или уклонившееся от заключения гособоронконтракта и привлеченное к административной ответственности:
- поставщик российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов,
- единственный поставщик, определенный законодательными актами,
- поставщик, занимающий в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере гособоронзаказа доминирующее положение.
Рекомендация: Оцените свое положение на рынке, свою продукцию, чтобы понять, относитесь ли Вы к данной зоне риска. В любом случае не рекомендуем необоснованно отказываться от контрактов. Подготовьте правовую базу и документы, подтверждающие Вашу добросовестность при принятии такого решения.
Кто может участвовать в ГОЗ
Участвовать в гособоронзаказе могут юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Юрлицо, с которым заказчик заключает контракт ГОЗ является головным исполнителем (исполнителем первого уровня). Для выполнения контракта ГОЗ головной исполнитель может сформировать кооперацию. Участники, входящие в её состав, именуются исполнителями второго и третьего уровня. Это могут быть как организации, так и ИП и физические лица.
Для головных исполнителей и участников прописаны обязанности. В частности, головной исполнитель должен:
- заранее подобрать исполнителей;
- для каждого члена кооперации подготовить обоснование по участию;
- определиться с ответственным банком;
- предоставить госзаказчикам возможность контролировать исполнение обязательств;
- обосновать цену контракта.
Также организация должна соответствовать ряду требований:
- не иметь задолженности по налогам;
- отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков;
- не должны быть зарегистрированы в офшорах.
Особенности работы с отдельным счетом по 275-ФЗ
Мы уже отметили, что для каждого выполнения ГОЗ следует иметь отдельный счет, который открывается в Промсвязьбанке. Средства на нем можно тратить строго на конкретные цели, определенные условиями контракта. Только после исполнения обязательств становится возможным перевод денег со спецсчета по 275-ФЗ на обычный расчетный счет.
Если выполнение госконтракта подразумевает несколько этапов, то деньги можно получить после выполнения всей работы целиком, а не ее части.
Для того, чтобы перевести средства на свой счет, исполнителю нужно предоставить в банк следующие бумаги:
- контракт с допсоглашениями;
- акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
- документы, подтверждающие, что исполнитель тратил собственные средства на исполнение контракта по ГОЗ;
- иные документы, перечень которых устанавливает банк, открывший отдельный счет.
Списание суммы произойдет только в том случае, если в распоряжении указан идентификатор госконтракта. В п.2 ч.1 ст.8.3 275-ФЗ приводится ряд случаев, когда разрешено выводить деньги с отдельного счета, помимо случая получения прибыли. Например, для уплаты налогов и сборов. А в ст.8.4 и 8.6 утвержден перечень операций, которые запрещено проводить по спецсчету и основания для приостановления операций по спецсчету.
К обязанностям поставщика относится особенный учет и оформление документации по ГОЗ. Во всех бумагах (договорах, счетах-фактурах и др.) необходимо указывать идентификатор контракта. Он служит инструментом контроля всех финансовых действий. Кроме того, поставщику потребуется вести учет расходов раздельно с другими расходами.
Обеспечение исполнения контракта
44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).
275-ФЗ установил такие особенности. Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).
Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.
Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г. В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.
Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.
Приступая к работе в рамках гособоронзаказа, необходимо понять, в чём состоят особенности нормативного регулирования данной сферы. Основные положения определяет Закон № 44-ФЗ, а Закон № 275-ФЗ ─ это подзаконный нормативный акт, определяющий следующие отличия гособоронзаказа:
- осуществление планирования закупок
- установление начальной максимальной цены контракта, а также цен контрактов, заключаемых с единым поставщиком в рамках ГОЗ
- особенности описания объектов закупок
- порядок определения цены госконтракта на ТРУ
- финансовое обеспечение исполнения контракта
- регламентация требований для экспертов и экспертных организаций, которых привлекают к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги
- вынесение решения об одностороннем отказе от исполнения госконтракта
Кроме данных законов, приняты ряд документов, определяющих особенности осуществления закупок по гособоронзаказу. Необходимо знать их основные положения и следить за внесением изменений в них.
Обеспечение исполнения контракта
44-ФЗ утвердил общие требования по ОИК. Особенности его предоставления для ГОЗ может определять Закон о гособоронзаказе (ч.10 ст.96).
275-ФЗ установил такие особенности. Если процедура проводится на конкурентной основе по заказу на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, то организатор вправе не устанавливать требования к ОИК. Однако таким правом госзаказчик может воспользоваться только в случае предъявления требований к потенциальным поставщикам о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств (ч.2 ст.6 275-ФЗ).
Как известно, к конкурентным способам определения поставщика относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений (ч.2 ст.24 44-ФЗ). Следовательно, если закупка относится к конкурентным, например, на поставку военной техники, но при этом не предъявляются указанные в ч.2 ст.6 требования к участникам, то ОИК должно быть установлено обязательно.
Устанавливается ОИК согласно следующему порядку. П.1 ч.1 ст.12 275-ФЗ предполагает, что Правительство РФ вправе определять условия госконтрактов по ГОЗ. Исходя из этого, Правительство издало Постановление № 1275 от 26.12.2013 г. В п. 28 регламента говорится, что если заказчик установил требование о предоставлении ОИК головным исполнителем согласно 44-ФЗ, то в госконтракте необходимо указать способ обеспечения, который выбрал головной исполнитель, размер и сроки возврата, если ОИК предоставляется деньгами.
Говоря простыми словами, требование об ОИК вносится в контракт не всегда, а лишь при определенных условиях. Такое же требование высказало Минэкономразвития в Письме № Д28и-1005 от 06.04.2015 г.
Казначейское сопровождение гособоронзаказа
По закону казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2022 году осуществляется территориальными подразделениями Федерального казначейства (в рублях). Казначейство открывает лицевые счета исполнителям по ГОЗ, в том числе и головным. Каждому госконтракту присваивается соответствующий идентификатор (п. 1 Постановления Правительства РФ № 2153 от 18.12.2020).
Код присутствует на всех контрактах, внутренних приказах и платежных документах (поручениях), сопровождающих выполнение заказа в рамках одного ГОЗ. Порядок формирования идентификатора установлен Приказом Минобороны РФ, Казначейства № 475/13н от 11.08.2015 и Письмом Казначейства № 07-04-05/05-822 от 04.12.2015.
Госконтракт не требует включения идентификатора, если («з» пп. 2 п. 1 ст. 8.5 ФЗ № 275):
- Оформлен по регулируемым ценам, тарифам.
- Оплачиваются расходы на свет (электроэнергию).
- Оплачиваются ежемесячные расходы на сумму до 3 млн руб. – для исполнителя, до 5 млн руб. – для головного исполнителя по ГОЗ.
Выполнение гособоронзаказа
Выполнение гособоронзаказа в 2022 году осуществляется под контролем государства и в несколько этапов:
- Формирование – ГОЗ формируется государством в соответствии с военной доктриной, госпрограммой вооружения и планами развития ВС РФ.
- Утверждение – гособоронзаказ, в том числе и госзаказчики, утверждаются Правительством РФ.
- Размещение – ГОЗ размещается госзаказчиками в ЕИС в соответствии с ФЗ № 44 от 05.04.2013.
- Заключение госзаказчиком контракта с головным исполнителем. Головной исполнитель, соответственно, оформляет контракты с исполнителями.
- Выполнение – исполнители и головной исполнитель производят товары, работы и услуги в рамках ГОЗ, осуществляют поставку заказчику.
Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.
Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.
В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.
Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.
Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.
Нормативное регулирование ГОЗ
Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:
Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.
Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.
В конце статьи есть шпаргалка
Государственный заказчик в рамках исполнения государственного оборонного заказа — это Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом.
На первый взгляд процедура ничем не отличается: как и другие госзаказчики, они публикуют закупку на сайте, выбирают способ определения поставщика, назначают начальную максимальную цену.
Но существует ряд принципиальных отличий:
- цена контракта должна быть строго обоснована;
- сделка отличается прозрачностью в финансовых операциях между участниками;
- исполнитель должен предоставлять отчетность по первому запросу заказчика и Федеральной антимонопольной службы.
Особенности банковского сопровождения
Основным требованием и главным отличием закупки по 275-ФЗ является открытие специальных счетов в уполномоченных банках. Такие жесткие условия созданы для усиленного контроля со стороны заказчика.
Все расчеты между исполнителем и заказчиком будут проводиться с помощью такого счета, а открыть его можно только лишь в определенных банковских учреждениях.
Вот перечень банков от сайта Центробанка:
- Банк ВТБ (ПАО);
- ПАО Сбербанк;
- Банк ГПБ (АО);
- ОАО «АБ «Россия»;
- АКБ «Российский капитал» (ПАО);
- АО АКБ «Новикомбанк»;
- ОАО «Банк Москвы»;
- АО «Россельхозбанк»;
- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
В рамках исполнения каждого контракта открывается отдельный счет.Тоже самое применимо и к субподрядчикам.
Все счета в рамках контракта обозначены общим идентификатором. Так банк и ФАС будут отслеживать все манипуляции с деньгами. Банк, в свою очередь, обязан отправлять сведения по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. По исполнению контракта счета закрываются.
Для обеспечения целевого использования число операций ограничено. С помощью такого счета можно:
- выводить прибыль по окончании госконтракта на основании подтверждающих документов;
- возмещать затраты от поставщика в случае приобретения материалов за свой счет;
- оплачивать налоги и сборы;
- перечислять заработную плату работникам;
- оплачивать расходы чрезвычайного характера до 3 000 000 рублей в месяц. К ним относят незапланированные командировочные и транспортные обязательства.
Особенности закупок при гособоронзаказе
Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:
- различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
- ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
- особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ. - отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным Правительства от 28.04.2015 № 407.
- установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
- применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
- жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).
Рассмотрим некоторые особенности более подробно.