Досудебное обжалование решений налоговых органов в Германии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Досудебное обжалование решений налоговых органов в Германии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предварительные согласительные процедуры, как было отмечено ранее, являются видом альтернативного досудебного рассмотрения возможных конфликтных ситуаций, которые помогают налогоплательщику разрешать спорные (неоднозначные) налоговые вопросы до момента подачи им налоговых деклараций. Несмотря на то что процедура реализации предварительных согласительных процедур различается в тех странах, где они существуют, основная концепция остается неизменной и заключается в том, что после разрешения спорных вопросов между налогоплательщиком и налоговым органом в рамках осуществления предварительных согласительных процедур и формирования общего подхода к разрешению спорных вопросов ранее согласованная с налоговым органом позиция не должна меняться в ходе проведения дальнейших мероприятий налогового контроля [1].
Предварительные согласительные процедуры в отношении большинства налогоплательщиков
В США действуют резолюции, регулирующие вопросы предварительных согласительных процедур, в различных отраслях экономической деятельности (Industry Issue Resolutions Program) [4].
Упомянутые процедуры позволяют организациям (ассоциациям), осуществляющим деятельность в определенном сегменте экономической деятельности, консультироваться с налоговыми органами по тем налоговым вопросам, которые наиболее остро затрагивают их интересы. Результатом таких консультаций может быть принятие обновленных рекомендаций, в которых налоговый орган устанавливает, как должны учитываться операции, которые были предметом обсуждений между налоговым органом и налогоплательщиком.
Так, в США налогоплательщики могут обратиться в налоговую службу за получением индивидуальных рекомендаций относительно налоговых последствий заключаемых ими сделок или операций. Следование таким рекомендациям носит для налогоплательщика добровольный характер. Но если налогоплательщик при заключении сделки следовал этим рекомендациям, то они признаются и налоговым органом, который не вправе применить иные налоговые последствия в отношении сделки, по которой были вынесены частные рекомендации.
В России также существует возможность обращения налогоплательщиков (посредством направления письменных запросов) в уполномоченный орган (Минфин России) за получением разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Однако полученные разъяснения носят информационный характер и не обязывают ни налоговый орган (который входит в систему Минфина России), ни налогоплательщика действовать в пределах данных разъяснений. Тем самым полученные налогоплательщиком разъяснения не освобождают его от налоговых притязаний со стороны налоговых органов. Данный факт позволяет сделать вывод о неэффективности данного способа урегулирования спорных ситуаций в современных российских реалиях.
Разрешение споров путем привлечения третьих лиц
Суть данных согласительных процедур заключается в том, что при разрешении налоговых споров налогоплательщики и налоговые органы привлекают третье лицо, которое помогает сторонам определить налоговые риски и прийти к консенсусу при разрешении спорных вопросов. При этом такое третье лицо (медиатор) является именно посредником в споре, а не независимой стороной (как судья), которое принимает конечное решение, исходя из трактования той или иной спорной налоговой ситуации. Стоит отметить, что медиатор не имеет права выносить решения по спорным налоговым ситуациям.
В частности, процедура медиации распространена в Нидерландах, Бельгии, США, Канаде. При этом нередко медиаторами являются сотрудники налоговой службы, которые осуществляют функции медиатора в свободное от основной работы время.
Досудебное разрешение налоговых споров: особенности процедуры
Досудебное урегулирование налоговых споров — это альтернатива судебному разбирательству, призванная в кратчайшие сроки устранить нарушения прав российских налогоплательщиков.
Реагированием на нарушения, а также аудитом допущенных ошибок занимается специально созданное в системе Федеральной налоговой службы РФ подразделение, исключительной обязанностью которого является досудебное разрешение налоговых споров.
Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианта защиты прав физлиц и организаций (статья 137):
- обжалование действий и/или актов налоговых органов в суде;
- досудебное решение спорных вопросов.
Важно знать, что федеральный закон РФ от 2 июля 2013 года № 153-ФЗ определяет, что налогоплательщик может обжаловать действия и/или акты налоговиков в суде, исключительно после рассмотрения его жалобы органами налоговой службы.
Досудебное урегулирование налоговых споров для российских плательщиков налогов имеет ряд преимуществ:
- процедура абсолютно бесплатна;
- жалоба рассматривается в кратчайшие сроки;
- решения исполняются достаточно оперативно.
Когда можно обратиться в суд
Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.
Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
С какими проблемами можно столкнуться в ходе досудебного урегулирования налоговых споров?
Досудебное решение споров не всегда проходит легко, иногда можно столкнуться со сложностями и проблемами. Они мешают быстрому и эффективному урегулированию конфликта, и нужно быть готовым к тому, что придётся столкнуться с некоторыми из них и знать, как действовать в подобных ситуациях.
Вот наиболее распространенные проблемы досудебного урегулирования налоговых споров:
- жалобу не приняли к рассмотрению – отказ в рассмотрении жалобы встречается очень часто. Справедливости ради, нужно отметить, что зачастую вина за это лежит на заявителе: пропущены сроки обжалования, текст жалобы не соответствует требуемому, не поданы необходимые документы и т. д. Однако бывает и так, что все требования соблюдены, но ФНС все равно отказывает в рассмотрении по формальным поводам. В таких ситуациях можно обращаться с жалобой повторно, устранив недочёты, или же обратиться в вышестоящую инстанцию;
- жалобу рассмотрели поверхностно и вернули «отписку» – к сожалению, такие ситуации также не редкость, особенно когда речь идет о рассмотрении жалоб на действия/бездействие сотрудников того же органа, где и обжалуется решение. Это и понятно, ведь если жалобу удовлетворить, придётся признать, что сотрудники отделения ФНС допустили в своей работе ошибки и нарушения, а значит, придется наказать своих подчиненных. Потому заявитель получает отписку, что нарушений не было обнаружено. Выход из ситуации – подача жалобы в вышестоящий орган или обращение в арбитражный суд;
- сложности налогового законодательства – вопросы налогообложения регулирует большое количество законов, и человеку без соответствующих знаний бывает очень сложно найти нарушения в действиях ФНС и правильно составить жалобу. В результате такие жалобы не имеют перспектив быть удовлетворёнными. Единственное решение в подобных ситуациях – это привлечение для обжалования профильного адвоката, который поможет с составлением жалоб.
Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.
Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.
Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).
Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).
При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).
Основные сведения налоговых споров
Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.
И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.
!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.
Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:
- Анализ споров;
- Оценка причин;
- Анализ норм закона;
- Оформление претензий;
Преимущества досудебных урегулирований
Плюсы досудебных урегулирования можно отметить следующие:
- Рассмотрение жалоб редко превышает один месяц;
- Обратившись, в вышестоящий орган за помощью является бесплатной услугой, хотя в то время как при судебном рассмотрении придется нанять адвоката и оплатить пошлину;
- Если рассматривается, спор то соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
- Налоговая инспекция не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
- Процедура досудебного урегулирования проста и не требует от налогоплательщика как-то особых требований;
- Чтобы узнать, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает сервис «узнать о жалобе».
Какие виды консультаций дает налоговый адвокат в Италии и на какие вопросы он отвечает?
Например :
- Вы хотите приобрести недвижимость в Италии как не-резидент или резидент страны. Как перевести денежные средства на покупку, чтобы не платить налоги на доход?
- Вы переехали в Италию по мотивам бизнес-иммиграции и хотите взять в аренду бизнес. Какие налоги необходимо платить как вашей фирме, так и вам лично?
- Вы стали резидентом Италии. Какие возможности есть избежать уплаты налогов по итальянским ставкам?
- Вы вложились в арендный бизнес в Италии. Какие налоги с аренды как иностранец , вы должны платить, чтобы не иметь проблем с итальянскими налоговиками?
- Вы открыли филиал иностранной компании в Италии. Подлежит ли его деятельность налогообложению в Италии или по месту нахождения материнской компании?
Почему возникают споры с контрагентами
Спор возникает, когда одна компания считает, что ее бизнес-партнер не выполнил свои обязательства по договору, а партнер с этим не согласен. Такие конфликты происходят не только у крупных корпораций, которые сотрудничают с десятками контрагентов, но и у мелких предприятий.
Например, поставщик задерживает поставку товаров, арендатор не платит за съемное помещение или подрядчик выполнил ремонт в офисе, а заказчик отказывается его принимать из-за множества дефектов.
Участниками споров могут быть не только юрлица и ИП, но и госорганы, и даже обычные физлица, которые выступают одной из сторон сделки. Например, если компания обращается к самозанятому фрилансеру для разработки сайта, фрилансер становится ее контрагентом.
Судебное рассмотрение спора
С 1 января 2005 года налоговый спор может рассматриваться в трех инстанциях: в суде первой инстанции, в суде второй инстанции, в Верховном суде.
Споры по таможенным вопросам могут инициироваться лишь в суде Харлема. Вопросами исследования фактов занимаются суды первых двух инстанций, Верховный суд решает лишь вопросы права.
Наднациональными инстанциями для нидерландских судов
- Европейский Суд;
Европейский Суд по правам человека;
Комитет по правам человека при ООН (не будучи судебной инстанцией, выносит мнения и предписания относительно соблюдения государством Международного пакта о гражданских и политических правах).
Предварительное обжалование решения налогового органа в административном порядке обязательно. Данное правило действует с 1 сентября 1999 года. До этой даты обращение в суд без
Административное обжалование выполняет две функции:
- определение предмета разногласий сторон;
возможность без обращения в суд устранить очевидные ошибки в работе налоговых органов и улучшить их работу.
Обращение в налоговые составы судов возможно лишь по налоговым спорам, перечисленным в статье 26 «Общего закона о государственных налогах», а именно о размере налоговой задолженности и об определенных решениях налоговых органов. Прочие споры с налоговыми органами подлежат рассмотрению административными или (в случае превышения компетенции административных палат) гражданскими палатами судов.
Одна из особенностей налогового процесса — отсутствие необходимости использования услуг профессионального
Судебные составы по рассмотрению налоговых споров создаются в рамках административных палат, действующих в судах наряду с гражданскими и уголовными палатами.
Примеры употребления в «Секрете»
«Шансы оспорить доначисления налоговой в досудебном порядке намного выше, чем в суде, говорят опрошенные “Секретом” эксперты. В 2019-м из всех рассмотренных в суде требований по спорам с ФНС в пользу налогоплательщиков завершились лишь 14,6% дел».
(Из материала о том, что делать, если компании насчитали слишком много налогов.)
«Семья афроамериканца Джорджа Флойда получит $27 млн от властей американского Миннеаполиса за урегулирование иска о неправомерных действиях полиции города, которые привели к смерти мужчины <...> По словам адвоката семьи Флойда Бенджамина Крампа, решение властей Миннеаполиса — самое крупное в истории досудебное урегулирование иска о нарушении гражданских прав, которое привело к смерти человека».
К досудебному порядку урегулирования гражданских и арбитражных споров относятся претензионный порядок, примирительные процедуры (медиация, обращение к финансовому уполномоченному), жалоба в вышестоящий орган. Направление уведомления или сообщения информационного характера не считается досудебным порядком.
Если требования соистцов могут быть рассмотрены самостоятельно, каждый из них должен соблюсти этот порядок. Досудебное урегулирование должно быть соблюдено и в отношении каждого из ответчиков, если дело невозможно рассмотреть без участия их всех. Соблюдение порядка правопредшественником или в отношении такового не требует его повторного соблюдения правопреемниками.
Направление претензии по электронной почте или через соцсети возможно, если такой порядок установлен законом, договором или является обычной деловой практикой между сторонами.
Несовпадение в претензии и иске требуемых сумм еще не означает несоблюдения обязательного досудебного порядка. Если в претензии указана только сумма основного долга, добавление требования о неустойке или процентах в иске не нарушит такой порядок. Если же основной долг уже был взыскан, то новый иск о неустойке требует досудебного урегулирования.
Если закон или договор предусматривают подачу с претензией конкретных документов и сведений, то их непредставление не будет свидетельствовать о соблюдении указанного порядка.
Если закон позволяет изменить досудебный порядок, то стороны могут заменить претензию переговорами или медиацией, даже если они не согласовали такие процедуры до возникновения спора.
Рассмотрены отдельные вопросы досудебного урегулирования споров.
Понятие правонарушения в налоговой сфере
Налоговые правонарушения, согласно нормам налогового законодательства, это действия плательщика налогов и сборов, которые нарушают действующие нормы налогового права. Под деяниями понимаются как действия (в том числе и не осознанные), так и бездействия. Например, когда плательщик не платить вмененные ему налоги и сборы.
Несмотря на то, что действие или бездействие плательщика, в результате которого возникает налоговое нарушение, к ответственности привлечь можно не всех плательщиков и не всегда. Так, Налоговым Кодексом предусмотрен ряд ситуаций, в которых налоговое правонарушение не приводит к ответственности виновного лица.
Определение налогового правонарушения впервые было дано в 1996 году Конституционным судом РФ. Уже после этого в Налоговом Кодексе была отведена отдельная статья для определения. Налоговые правонарушения являются нарушениями, которые выявляют налоговые органы в отношении плательщика. При этом для того, чтобы за найденные нарушения наступила ответственность плательщика по нарушениям, налоговым органам необходимо доказать виновность этого плательщика.
Налоговое правонарушение признается совершенным тогда, когда налоговый орган обнаруживает это нарушение при проверке в отчетный налоговый период. При этом плательщик со своей стороны обязан только вовремя представлять на рассмотрение налоговых органов необходимую документацию.