Брак и семья по мусульманскому праву

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Брак и семья по мусульманскому праву». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как известно, ислам запрещает вступать в брак с махрамами. Например, с отцом и матерью, с братом и сестрой и их детьми, дядями и тётями, дедушкой и бабушкой. Но брак с другими родственниками, которые не являются махрамами, дозволен. Например, брак с двоюродными братьями и сёстрами и другими дальними родственниками.

1. Мужчине нельзя жениться на женщине, родной по крови, за исключением двоюродных сестер со стороны отца или матери. Ученые однозначно определили, что не является махрамийей двоюродная сестра со стороны отца или матери, то есть на ней можно жениться. Сказано в Кур‘ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 23), что означает: «Харам жениться на матери, дочери, родной сестре, родной тете и дочери родного брата или сестры».

2. А что касается родных по груди, то на ком из родных по крови запрещается жениться, то и на соответствующих родных по груди запрещается жениться. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, говорил: «Что запрещено родным по крови, то запрещено и родным по груди». Этот хадис передали имамы Муслим и Аль-Бухарий.

3. Нельзя жениться на женщинах, родных в результате никаха, то есть на жене отца, деда и выше или на жене сына, внука и ниже. Эти женщины уже не являются чужими. С ними можно находиться наедине, и они могут показать то, что мать может показать своему сыну, как свои волосы, ноги и т.п.

Сказано в Кур‘ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 23), что означает: «Запрещено жениться на женах своих сыновей». Запрещается жениться на матери жены, даже после развода с женой, и даже если не был совершен половой акт. Также сказано в Кур‘ане, что «если мужчина заключил с женщиной никах, то ему уже запрещено когда-либо жениться на ее матери» (Сура «Ан-Ниса», Аят 23).

Запрещается жениться на дочери жены, если был совершен половой акт с женой. Но разрешается жениться на ее дочери после развода с ее матерью, в случае, если не был совершен половой акт с ее матерью. Об этом сказано в Кур‘ане: «Нельзя жениться на дочери жены после никаха с матерью в том случае, если имел с последней половые отношения» (Сура «Ан-Ниса», Аят 23).

4. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах, если они родные и по отцу и по матери или же по отцу, или по матери, независимо от того, родные они по крови или по груди. Но разрешается жениться на родной сестре бывшей жены после развода с женой или после ее смерти. Об этом сказано в Аяте 23 Суры «Ан-Ниса». Значение этого Аята: «Запрещено одновременно жениться на двух родных сестрах».

Подобный случай произошел с благочестивым ‘Усманом бин ‘Аффаном – третьим халифом, да будет ему милость Аллаhа Всевышнего. Халиф был женат на госпоже Рукайе, дочери Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. Когда она умерла, он женился на ее сестре Умм-Кульсум, которая тоже умерла. Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал: «Если бы у меня была третья дочь, то я бы выдал ее замуж за ‘Усмана».

Если у кого-либо одновременно есть четыре жены и одна из них умерла или же он разошелся с ней, только тогда он имеет право жениться на другой, то есть мужчине нельзя иметь одновременно более четырех жен. Передано, что `Али бин Аби Талиб имел четырех жен. Это произошло после смерти его жены, дочери Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, – госпожи Фатимы. В Исламе это разрешается.

А также нельзя быть женатым одновременно на женщине и ее тете (родной сестре матери или отца). Но разрешается жениться на тете жены после развода с женой.

Запрещается жениться на молочной матери, молочной бабушке и выше, дочери молочной матери, внучке молочной матери и ниже. Запрещено женщине выходить замуж за молочного сына, его сына, его внука и ниже. Но женщина может выйти замуж за брата молочного сына, его отца, дядю или деда, если они не являются ей родными по груди.

Женщина, достигшая половой зрелости, кормящая чужого ребенка, становиться ему молочной матерью, если при этом выполняются следующие два условия:

– Ребенку в это время должно быть не более двух лет по лунному календарю. Если кормила ребенка после того, как ему исполнилось два года, то он не может быть молочным сыном.

– Женщина должна кормить его не менее пяти раз, по мнению имама Аш-Шафи’ий, по школе имама Абу Ханифа достаточно покормить один раз. Одним кормлением считается, когда ребенок принял грудь и сам прекратил есть.

Если женщина по каким-то обстоятельствам прервала кормление, а затем через некоторое время продолжила – это считается одним разом. Если ребенок прекратил есть по причине того, что играл или заснул на короткое время, или потому, что во рту много молока, а затем продолжил, то во всех этих случаях кормление считается одним разом.

Если есть сомнение, кормила ли пять раз или меньше, было ли во время кормления ребенку меньше или больше двух лунных лет, то в этом случае женщина не является ему молочной матерью.

Если же упомянутые условия выполняются, то женщина становится ребенку молочной матерью, ее муж – молочным отцом, брат мужа – молочным дядей, ее дети – молочными братьями (сестрами).

Ответы на вопросы о недозволенных браках

Мой отец женился второй раз. Сейчас я живу с ним и его женой. Считается ли их дочь мне сестрой? Данияр.

Да, она является вашей сестрой по отцу, на которой вы не имеете права жениться.

Моя мама кормила молоком моего двоюродного брата полтора месяца, является ли он мне махрамом[5]? Диляра.

Да, однозначно, является. Он ваш молочный брат, а молочное родство приравнивается к кровному.

Я женат. У жены есть сестренка, она повзрослела и стала меня очень привлекать. Могу ли я на ней жениться?

Это категорически запрещено кораническим текстом! «[Запрещается брать в жены] супруг родных сыновей и вместе — двух родных сестер» (см. Св. Коран, 4:23).

Вам нужно быть от нее как можно дальше. Какие-либо чувства к ней выбросьте из головы!

Я вознамерился жениться на двоюродной сестренке и знаю, что по Исламу это правильно, но некоторые считают, что это не так. Мне вообще хотелось бы подробней узнать об этом, и с точки зрения медицины, если можно.

Настоятельно советую отказаться от этой идеи. В Исламе такого рода браки не запрещены, но и не приветствуются. С точки зрения Сунны, чем дальше родственные связи, тем оно лучше. С медицинской точки зрения это также не рекомендуется, так как есть большая вероятность рождения детей с наследственными патологиями и физическими уродствами.

Допустимо ли по Исламу жениться на дочери своей тети по материнской линии? Мансур, 22 года.

Если тетя вам родная, то получается, что та, о ком вы говорите, приходится вам двоюродной сестрой. На двоюродных родственниках по Исламу жениться нежелательно. С медицинской же точки зрения это крайне не приветствуется, так как чревато появлением в потомстве различного рода физических и психических отклонений.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Здесь говорится не о матери данного человека, а, например, о молодой другой жене его отца, которая после смерти отца (то есть своего мужа) осталась вдовой.

Читайте также:  Перевод работников к другому работодателю

[2] Молочное родство приравнивается к кровному.

[4] Упомянутое в аяте касается только оборонительных войн в защиту отечества и веры, а не захватнических. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 8.

[5] Махрам — это тот мужчина, за которого данная женщина никогда не сможет выйти замуж по причине родства (например, ее сын, отец, родной брат и т. д.). См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 411.

Брак с родственниками

Здесь возникает вопрос, лучше вступать в брак с родственниками или с чужими людьми? Следует отметить, что брак с родственниками имеет много плюсов. Во-первых, родственники лучше знают о характере друг друга, так как больше общаются между собой. Во-вторых, брак между ними ещё больше укрепляет родственные связи, что приветствуется исламом. В-третьих, они идут друг другу на уступки при определении размера калыма, приданного и свадебных расходов. В-четвёртых, благодаря родственным связям брак будет более крепким, так как супруги будут лучше следовать морали, понимать и прощать друг друга. В-пятых, такие браки реже распадаются, потому что при разногласиях между супругами их родители и ближайшие родственники пытаются помирить их. Поэтому многие люди стремятся по мере возможности заключить брак с родственниками.

Но многие учёные убеждены в том, что лучше не заключать брак с близкими родственниками, такими как двоюродные братья и сёстры. Более того, они в иных случаях предлагают запретить такие браки, утверждая, что главный недостаток браков между родственниками ― это вероятность рождения неполноценных детей. Ведь, согласно статистике, неполноценные и отсталые в физическом и психическом отношении дети, подверженные разного рода болезням, чаще рождаются от браков между родственниками. Если вы сами изучите этот вопрос, то убедитесь в этом так же, как и автор настоящей книги.

Разумеется, учёные не утверждают, что неполноценные дети рождаются только в браках между родственниками, они встречаются и в других семьях. Но путём сравнения можно убедиться, что от браков между родственниками они рождаются чаще. Учёные также не утверждают, что все браки между родственниками приводят к такому результату. Мы знаем много семей, где супруги приходятся друг другу родственниками и у них вполне здоровые дети. В тех же семьях, где имеется неполноценный ребёнок, остальные дети, как правило, полноценные и здоровые. Учёные говорят лишь то, что если сравнить браки между родственниками с браками между чужими людьми, то не трудно убедиться в том, что неполноценные дети чаще рождаются в первых браках.

Они считают, что причина рождения неполноценных детей заключается в наследственных болезнях, утверждая, что они передаются детям от родителей путём неполноценных генов, которые имелись в ком-нибудь из предков. Особые гены иногда передаются от отца, а иногда от матери, а иногда от них обоих. И если такие гены передадутся ребёнку и от отца, и от матери, то вероятность его заболевания увеличивается.

Поэтому в браках между родственниками высока вероятность того, что у одного из предков супругов были больные гены, которые могли передаться как мужу, так и жене, и потому могут проявиться у их ребёнка. В браках же между чужими людьми такая вероятность значительно ниже. Таким образом, рождение неполноценных детей в браках между родственниками лишь вероятность, но вероятность высокая и большая. Поэтому лучше всего избегать её реализации.

Один из американских психологов пишет: «Исследования специалистов в области генетики показали, что многие браки между родственниками заканчиваются тем, что на свет появляются неполноценные дети. Конечно, не все подобные браки приводят к таким последствиям, ведь миллионы людей, которые сейчас живут на свете, родились от браков между родственниками. Во многих странах, особенно в скандинавских и США, молодые люди до вступления в брак проходят генетическое обследование. И лишь в случае положительных результатов они вступают в брак.

Некоторые генетики считают, что надо постепенно запретить браки между двоюродными братьями и сёстрами так же, как запрещены браки между родными братьям и сёстрами, или хотя бы обусловить их прохождением специальных медицинских обследований, чтобы удостовериться в совместимости будущих супругов и маловероятности рождения отсталых детей.

По мнению учёных, причина того, что в браках между родственниками рождается много неполноценных детей, заключается в том, что существует более двух тысяч видов генетических заболеваний. Каждый здоровый человек может быть потенциальным носителем двух-трех генов наследственной болезни. И поскольку в таких браках вероятность совмещения таких генов больше, постольку и вероятность рождения неполноценных детей выше на тридцать процентов.

Что же касается тех родственников, от браков которых рождаются нормальные, здоровые дети, то, к счастью, они не являются носителями плохих генов, и потому такая опасность минует их. В странах Скандинавии на каждого гражданина заводится медицинская книжка, которая фактически выполняет роль их генеалогического древа. В ней можно увидеть, чем болели несколько поколений предков человека. На основании этой книжки выдаётся медицинский сертификат о том, могут ли молодые люди заключить брак или нет»[115].

Другой учёный пишет: «Слепота, сопряжённая с умственной отсталостью, — это болезнь, связанная с головным мозгом. Она бывает двух видов. Первый вид наблюдается в детях. Так, ребёнок рождается здоровым, но через несколько месяцев в нём проявляются признаки болезни. Его умственные способности никак не развиваются и постепенно он теряет свое зрение. И в возрасте двух-трёх лет он умирает слабым и худым. Эта болезнь вызывается больным геном. Второй вид не проявляется до шести-семи лет, после чего умственные способности снижаются, а зрение теряется. И примерно к двадцати годам человек умирает. Эта болезнь также вызывается больным геном. Она встречается относительно реже и чаще в браках между двоюродными братьями и сёстрами по отцовской линии»[116].

Третий учёный пишет: «Вероятность возникновения гетерозиготы намного выше среди супругов, которые приходятся друг другу близкими родственниками и имеют общих предков, чем среди тех, кто таковыми не являются. Кроме того, эта вероятность зависит от степени близости родства, т.е. чем ближе супруги друг другу с точки зрения родства, тем выше вероятность гетерозиготы»[117].

Также он пишет: «Если у семейной пары, которая имеет общих предков, рождается неполноценный ребёнок, то в этом нет ничего удивительного, так как вероятность того, что у него гетерезиготный организм, очень высока. В таких случаях основа вероятностей коренится в нездоровых генах общих предков. В генетике потомки общих предков называются кровными родственниками. Следует отметить, что слова “кровное родство” не имеют ничего общего с группой крови и т.п. Здесь подразумевается то, являются ли они гетерозиготными или нет. Поэтому кровное родство существует между родственниками первой категории, а ими можно называть тех, кто имеет общего деда или предков.

Коэффициент кровного родства состоит из вероятности передачи аналогичных генов ребенку от обоих родителей, которые приходятся друг другу родственниками. Например, коэффициент кровного родства ребёнка от брака между детьми двух братьев равняется 161%. Это означает, что ребёнок, рождённый в таком браке, с вероятностью на 161% является гетерозиготным»[118].

В другом месте он пишет: «Смертность среди детей, рождённых в браке между родственниками, намного выше, чем среди тех, кто родился в браке между не родственниками. Рост смертности среди детей от брака между родственниками колеблется в зависимости от коэффициента кровного родства. На основе проведенных исследований сделан вывод, что из тысячи детей, рождённых в браках между не родственниками, умирают около 40 детей, а из тысячи детей, рождённых в браках между детьми братьев, примерно 60-80»[119].

Как видно, специалисты в области генетики уверены, что количество неполноценных детей намного больше в браках между родственниками, чем между не родственниками. И статистика подтверждает их мнение. Поэтому автор этих строк рекомендует по мере возможности избегать брака между близкими родственниками. Да, вероятность рождения неполноценных детей в таких браках остается лишь вероятностью, которая существует и в других браках, но здесь она выше и больше. Поэтому не стоит заключать такой брак, ведь лучше предотвратить его, чем родить на свет неполноценного ребёнка, которому будет трудно жить и который усложнит жизнь своим родным и близким.

Понятие, условия брака в мусульманском праве

Говоря о важности брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак – это половина религии». Поэтому мусульманин должен серьезно отнестись к заключению брака и серьезно подойти к выбору спутницы жизни.

Согласно Исламу в первую очередь в выборе жены нужно смотреть на ее благонравие благочестие, на ее богобоязненность и воспитание. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!» Чаще всего в Исламе ответственность в поиске жены лежала на семье жениха, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. Если кандидатура устраивала семьи обеих сторон, жениха и невесту, то наступало время для помолвки. При этом обе стороны оговаривали размер калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д.

Законность процедуры заключения брака обусловливается следующими условиями:

1. Необходимо чтобы жених и невеста были из числа мусульман. Говоря на запрет брака мусульманки и не мусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют». Хотя иудеи и христиане и не являются язычниками, о которых здесь говорится, запрет мотивируется теми же соображениями. Коран не запрещает брак между мусульманином и христианкой или иудейкой, но по мнению сподвижников Пророка и многих исламских ученых он нежелателен. Объясняется это тем, что дети от подобного брака должны быть воспитаны по исламским традициям и законам, но так как воспитывает детей в основном мать, то дети могут не получить должного исламского воспитания.

2. При заключении брака необходимо, чтобы на процедуре бракосочетания присутствовали обе стороны или их представители.

3. Крайне желательно чтобы при бракосочетании присутствовал опекун невесты(отец), при его отсутствии – дед, дядя, брат или другой близкий родственник. Присутствие отца невесты подразумевает его добрую волю и согласие на брак дочери.

Бывает так, что девушке делает предложение достойный человек. Ее отец принимает предложение, а затем отказывается выдавать ее замуж. И подобное повторяется несколько раз. В таком случае его опекунство утрачивает силу, а замуж ее выдает кто-либо из ближайших родственников, имеющих право выступать в качестве опекуна

4. Наличие как минимум двух свидетелей-мусульман.

5.Необходимо согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж против ее воли. Если ей сделали предложение двое мужчин, и она сказала: «Желаю этого», то она выходит за того, кого пожелала, при условии, что он ей подходит. Если же он ей не подходит, то ее опекун должен воспрепятствовать ей выходить за него замуж. На опекуне в данном случае не будет греха.

6. Жених и невеста не должны быть близкими родственниками, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.

7. В случае заключения брака с еще одной женой, жены не должны состоять в родственных отношениях между собой.

8. Запрещен временный брак.

9. Необходима договоренность о размере и времени выплаты калыма, кроме того невеста иметь право требовать калым, который положен ей по ее социальному статусу.

10. В случае так называемого окончательного развода женщина может вернуться к прежнему мужу, лишь тогда, когда она получит развод от нового мужа. Развод, хотя и разрешен в исламе, но нежелателен. Прибегают же к нему, например, в случае систематического несоблюдения кем-либо из супругов своих супружеских обязанностей.

11.Совершеннолетие жениха и невесты.(Совершеннолетие в Исламе не определяется четко определенным возрастом, совершеннолетним считается человек достигший половой зрелости).

Законодательство Иордании устанавливает особые правила для заключения брака, когда разница в возрасте будущих супругов слишком велика. Согласно иорданскому закону(ст.7),если жених более чем на 20 лет старше невесты, не достигшей 18 летнего возраста, договор может быть заключен только после того, как судья убедится в добровольном желании девушки выйти замуж.

За многие столетия Ислам стал частью бытия миллионов людей в разных странах мира. Для них эта религия является образом мышления и действия, надеждой на справедливость в жизни земной и упование на награду в жизни иной.

Мусульманин верит, что все их поступки, мысли и слова открыты взору Божию. С приобретением главной цели – угождения Всевидящему и Всезнающему Богу, от которого невозможно скрыть даже самые потаенные мысли, в их жизни все меняется. Бог, Создатель и Устроитель Вселенной, неподвластен для осознания ограниченным разумом человека, и если бы не Его желание одарить человеческие существа знанием о Себе, внушать им любовь к Себе, и направлять их жизни на путь процветания и счастья, то людям так никогда и не удалось бы обрести спасительную веру в Него. Эта важная концепция ислама известна как «пророчество». Мусульмане полагают, что с самого начала существования человеческой мысли вседа появлялись провидцы. О многих из них известно из Библии. Большинство мусульман считают Адама первым посланником Бога и первым же устроителем святыни, предназначенной для богопочитания.

Верят мусульмане и в то, что земная жизнь не исчерпывает возможности человеческого бытия. Жизнь мусульманина начинается не с рождения, а в тот самый момент, когда Богу угодно будет сотворить живую душу. И оканчивается жизнь не тогда, когда придет смерть, а в тот миг, когда Бог решит эту душу растворить. Краткий период времени, проведенный мусульманином на Земле, не считается прожитым зря. Земная жизнь предлагает ему многочисленные уроки и испытания, выдержать которые ему нужно, для дальнейшего духовного развития. Чтобы пройти все испытания и искушения необходим духовный образец для подражания. Люди Откровения и посланники Бога своей жизнью являли людям тот образец, однако всегда находились недобросовестные последователи, искажавшие смысл их учений. Итак, подводя итоги, можно сказать, что брак и семейные отношения в Исламе можно изучать вечно, все это таит множество интересных фактов, институт семейных отношений в Исламе достаточно сложен в осмыслении, где то несет ярко выраженный патриархальный характер, но если заглянуть вглубь, он достаточно справедлив. Интересен и тот факт, что несмотря на жесткость и резкость мусульманского права, на сегодняшний день, число разводов в мусульманских семьях гораздо ниже, нежели в других.

Женщины, на которых нельзя жениться мусульманам

Существуют также категории женщин, на которых не разрешается жениться мужчинам исламской веры. Это:

  • близкие и кровные родственники — матери или жены отцов, сестры, тети, племянницы, внучки и т. д.;
  • близкие родственницы жены — ее сестры, тети, внучки (это становится возможным только после развода с женой или ее смерти);
  • женщины, связанные узами брака с другим мужчиной;
  • пятые супруги — если у мужчины уже есть четыре жены, ему нельзя больше жениться;
  • женщины, у которых еще не прошел определенный период после развода или смерти супруга;
  • лица, поклоняющиеся каким-либо существам или силам природы, сектантки — женитьба возможна, только если они раскаются и примут Ислам.

Мусульманину ислам не рекомендует жениться на христианке, но и не запрещает

Можно ли мусульманину жениться на христианке? Что говорит об этом ислам? Да, не желательно, но можно.

Муфтий (богослов в исламе) Сухайл Тармахомед так отвечает на этот вопрос:

«Недопустимо мусульманину жениться на женщине-немусульманке и наоборот,

единственное исключение делается для брака с христианской или иудейской женщиной,

такой никях будет действителен. لا هن حل لهم و لا هم يحلون Смысл:

«Они (неверующие женщины) им (мусульманам) не дозволены и те (неверующие мужчины) не дозволяются им (мусульманкам)» (Коран, Сура 60, аят 10).

Единственное исключение из данного правила — брак с женщинами, являющимися людьми Писания (Ахлюль-Китаб).

Хотя подобное бракосочетание (на иудейской или христианской женщине) считается нежелательным, сам никях будет действителен, если брак проводился согласно исламским законам.

Следовательно, если муж выдаст талак (развод) этой женщине, то развод будет действителен».

Межрелигиозный брак – быть или не быть?

Итак, в наше время брак (никах) между мусульманином и христианкой не запрещается напрямую ни в исламе, ни в Православии. Однако он является нежелательным и проблематичным. Православная Церковь, хоть и не будет считать такой брак блудным сожительством, но не сможет его благословить и освятить. Протоиерей Андрей Ефанов, отвечая на вопрос о смешанных браках, говорит, что без единства в самом главном – вере – не может быть настоящего единства между супругами. Также он указывает на то, что у принадлежащих к разным конфессиям супругов могут возникнуть проблемы в совместном воспитании детей.

Читайте также:  Устроить в детский сад Москвы можно только ребенка со столичной пропиской?

Что может значить никах для русской девушки? Нередко это покорное и бесправное существование с другими «наложницами» супруга и зависимость от его родни. Не стоит исключать и угрозу давления со стороны мусульманского мужа и его родственников с целью обратить русскую девушку в ислам.

В Коране есть прямое указание на превосходство мужа над женой и разрешение на применение физической силы по отношению к супруге (Коран 4,38; 4, 34). Также по правилам ислама муж может легко развестись с любой из своих жён. Женщине, которая вышла замуж за мусульманина, намного сложнее добиться развода. Оставаться христианкой в некоторых исламских странах и вовсе опасно для жизни. Согласно исследованиям 2016 года международной благотворительной правозащитной организации «World Watch List», в 9 из 10 наиболее опасных для христиан стран мира ислам является главенствующей религией.

Протоиерей Владислав Свешников высказывает мысль, что межрелигиозный брак двух истинно верующих людей маловероятен. Если же конфессиональная принадлежность у супругов изначально лишь номинальная, то нет смысла называть такой брак межрелигиозным.

В исламе существует четкий регламент правил и условий для вступления в религиозный брак:

  • никах заключается исключительно по обоюдному согласию мужчины и женщины;
  • будущие супруги должны достичь брачного возраста;
  • недопустимо, чтобы они находились в близком родстве;
  • на церемонии обязательно присутствие мужчины из числа ближайших родственников невесты, выполняющего роль опекуна: отца, брата или дяди. Когда это невозможно, приглашаются другие совершеннолетние мужчины-мусульмане;
  • совершение обряда всегда проходит при свидетелях мужского пола со стороны каждого из будущих супругов;
  • жених непременно должен выплатить махр (деньги в качестве свадебного подарка) невесте. Сумма зависит от ее желания. Современные мусульмане нередко заменяют деньги дорогими украшениями, ценным имуществом или недвижимостью.

Ислам не запрещает мусульманским мужчинам жениться на христианках и иудейках. При этом женщина не обязана менять веру, а принуждать ее к этому считается грехом. Тем не менее, желательно, чтобы в будущем члены семьи придерживались одной религии. Это позволит избежать многих разногласий при совместной жизни, в том числе и в вопросах воспитания детей.

Никах с девушкой иной веры проводится с соблюдением всех традиций, но при этом есть ряд особенностей:

  • свидетелями со стороны невесты должны быть мусульмане, так как присутствие представителей иных религий при обряде недопустимо;
  • девушка должна быть одета в соответствии с исламскими правилами;
  • при совершении никаха невеста произносит особую молитву – шахаду – и получает второе (мусульманское) имя.

Интересно! Исламским женщинам разрешено выходить замуж только за мусульман. Создавать семью с представителями других конфессий они могут лишь в том случае, если будущий муж примет ислам.

Ночь хны: мусульманские традиции за день до свадьбы

Перед свадьбой по мусульманским обычаям проводится девичник, который носит название «Ночь хны», во время которого на ноги и руки невесты наносят красивые узоры хной, каждый из которых имеет символическое значение. Делать это может только женщина, счастливая в браке. Правильно нанесенный рисунок сулит молодоженам счастье, мир и благополучие. Причем, чем дольше продержатся узоры на руках невесты, тем лучше, ведь на это время она освобождается от любой домашней работы.

Невесту наряжают в мусульманское свадебное платье, украшенное многочисленными орнаментами и узорами, а лицо прикрывают вуалью или надевают на голову традиционный платок – хиджаб. По традиции свадебный мусульманский наряд должен прикрывать силуэт, плечи, уши и предплечья девушки. Причем, он не обязательно должен быть белого цвета, а даже наоборот: в мусульманских странах подвенечные платья чаще всего цветные.

Подружки невесты поют грустные исламские песни, оплакивая ее уход из родного гнезда. Жених тоже в ночь перед свадьбой проводит со своими друзьями мальчишник, прощаясь с холостой жизнью.

В 21 веке ночь хны уже не проводят) Обходятся никахом и большой свадьбой. Многие проводят только большой никах.

Банкет по-мусульмански

После обряда бракосочетания молодожены и их гости отправляются на праздничный ужин. Свадебные столы накрывают обильно и разнообразно. Для создания особой атмосферы торжества на мероприятие приглашаются музыканты. Люди от души веселятся и танцуют.

На свадебный банкет разрешено приглашать друзей и родственников, независимо от вероисповедания. Перед началом застолья гости одаривают молодоженов. В качестве подарков преподносят преимущественно деньги, специальные золотые монеты и дорогие украшения.

Согласно мусульманской традиции, на столе не должно быть алкоголя и свинины. Зато приветствуются сладости, фрукты, соки и популярные газированные напитки. По окончании праздничного ужина новоиспеченные муж и жена уезжают домой.

Разница между «никахом» и венчанием

Также, как православное венчание, никах является религиозным свидетельством брака.

К тому же проводить церемонию имеет право не только представитель духовенства, но и мирянин, хорошо разбирающийся в постулатах веры.

При заключении никаха главным свидетельством считается не юридический документ, который чаще всего вообще не выдаётся, а показания присутствовавших свидетелей.

Кроме того религиозное бракосочетание всегда предшествует походу в ЗАГС и для мусульман оно гораздо важнее государственной регистрации отношений. Что касается венчания, оно, согласно правилам, не может быть проведено без предоставления священнику свидетельства о заключении брака.

Венчание не проводится во время постов, накануне и в дни церковных празднеств, и чаще всего проходит в пятницу или воскресенье. Никах может совершаться в любой день года, в зависимости от пожеланий молодых.

Строгого дресс-кода для исламской церемонии бракосочетания не требуется — жених и невеста должны быть одеты соответственно общепринятым мусульманским нормам, в то время как при венчании девушка обязана облачиться в белое платье и покрыть голову фатой.

В каких случаях возможны союзы мусульман с иноверцами?

Брак между мусульманином и женщиной другой веры в России возможен, если она уважает ислам и не мешает воспитанию детей в его традиции. По словам заместителя председателя Совета улемов ДУМ РФ, муфтия Москвы Ильдара Аляутдинова, согласно принятому документу, на территории Российской Федерации мусульманин может вступить в брак только с мусульманкой, за исключением некоторых случаев, если местный муфтий посчитает такой брак возможным. «Например, если женщине близок ислам, она уважает его каноны и не будет препятствовать мужу воспитывать детей в традициях ислама», — сказал Аляутдинов.

В документе оговаривается, что в случае, если девушка признает существование Одного Единого Бога, принимает Иисуса и Мухаммада как Божьих посланников и выражает готовность следовать предписаниям Священного Корана, то она вправе вступить в брак с мусульманином.

Брак мусульманина с христианкой или иудейкой

Исламское каноническое законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христианками и иудейками). Во все времена — как в период миссии Пророка, так и в наши дни — мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и иудейках.

Сегодня же, в условиях глобализации и смешения культур, вследствие межконфессиональных браков, в семьях возникает ряд проблем, например с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с прививанием им исламского мировоззрения. Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически недозволенно.

Подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания

Я — православная, а он — мусульманин. Мы полюбили друг друга и хотели бы создать семью. Возможно ли это и при каких условиях?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *