Ответственность за езду по выделенной полосе для общественного транспорта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за езду по выделенной полосе для общественного транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда штрафы за нарушение выписываются ошибочно, так как камера или инспектор могли ошибиться. Это случается тогда, когда камера неправильно распознала номер — а уже этот номер инспектор сверил с маркой или моделью авто. Также ошибочный штраф может прийти в результате неясной погоды, из-за чего знак или разметку было не видно, а также из-за избежание водителем препятствия, например, когда он хотел объехать упавшее дерево по запрещенной полосе.
За порядком на дорогах следят сотрудники ГИБДД, а также специально установленные видеорегистраторы слежения: стационарные (закрепленные на опорах) и мобильные (в кабинах транспорта).
Правонарушения контролируются простым способом. Видеокамера постоянно делает фотоснимки проезжающих автомобилей и отправляет их в базу данных автоинспекции. Инспекторы просматривают полученную за сутки информацию и выявляют нарушения. Штрафы выписывают по номеру машины и отправляют уведомления провинившимся водителям.
Штраф за движение по автобусной полосе в 2023 году составляет 1,5 тыс. рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – 3 тыс. рублей. Если тебе выписали штраф, то не тяни с его оплатой. В первые 20 суток (считая с момента вынесения постановления) можно воспользоваться приятной скидкой в 50%.
ДТП на автобусной полосе – кто виноват?
Здесь отметим самое главное правило при определении виновности. Виноват бывает тот, чьё нарушение ПДД находится в причинно-следственной связи с дорожным происшествием. Если у всех участников ДТП прослеживается такая связь из-за их нарушений, то вина признаётся обоюдной.
Ключ кроется именно в нарушении. В этом и заключается главная тонкость. Если вы перестроились на автобусную полосу, где ехал, например, автобус или троллейбус либо автомобиль такси – любое транспортное средство, движение которого разрешено по ней, то вина очевидна – она будет ваша (при прочих равных). Потому что вы не уступили дорогу при перестроении.
Однако, если по ней ехал другой автомобиль в нарушение ПДД, а вы перестроились через прерывистую, то не всё так просто. Дело в том, что судебная практика 2024 года именно в такой ситуации вполне может «завиноватить» того, кто проехал по ней с нарушением.
Объясним подробнее в логической последовательности терминов в Правилах.
Наказание за езду по выделенной автобусной полосе в Москве, Петербурге и регионах
Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.
Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.
-
Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.
-
Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.
Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.
Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.
Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.
Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:
-
непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);
-
помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).
Как быть с автобусной полосой при повороте направо
В этом случае пересекать общественную полосу разрешено, и даже необходимо. Например, вы подъехали к перекрестку и собираетесь двигаться направо. Впереди пунктирная линия разметки, которая разделяет полосу общественного транспорта от остальной дороги. Как поступить в этом случае?
Правила дорожного движения разрешают перестраиваться на данную полосу при повороте направо. Причем штрафа за это не будет. Вам нужно включить сигнал поворота и перестроиться на правую полосу через пунктирную линию. Тогда никаких нарушений не будет. В случае претензий от сотрудника ДПС напомните ему о Правилах дорожного движения.
Нарушением окажется другая ситуация, когда вы на перекрестке будете поворачивать направо со своей полосы, не перестроившись на автобусную. За это вам грозит штраф от 1 до 1.5 тысяч рублей. Также нельзя перестраиваться по сплошной разметке. Поэтому совершайте перестроения заранее. Если не успели, то лучше езжайте прямо. Такие случаи бывают, когда нужно съехать на прилегающую территорию дома, но прерывистой разметки нигде нет.
Какой штраф за выезд на выделенную полосу
Штраф за езду по выделенной полосе может быть назначен и по данным дорожных камер, и при фиксации инспектором на дороге. Иногда камеры размещаются прямо на общественном транспорте и снимают движение автомобилей по полосе.
Наказание для Москвы и Санкт-Петербурга оговаривается статьей 12.17 КоАП и составляет 3000 рублей.
В остальных российских городах штраф за езду по выделенной полосе составляет 1500 рублей.
Если движение по автобусной полосе организовано в обратном направлении общему потоку транспорта, выезд на нее будет квалифицироваться как выезд на встречку. Санкции последуют по ч. 4 статьи 12.15 КоАП в виде штрафа в 5000 рублей или лишения удостоверения водителя на период в 4–6 месяцев. Повторный подобный проступок в течение года оставит нарушителя без прав на 1 год (5000 рублей штрафа при фиксации камерой).
Если ваше появление на встречной выделенной полосе носило вынужденный характер, например, вы объезжали препятствие, санкции последуют по ч. 3 статьи 12.15 КоАП в размере 1000–1500 рублей.
Как выглядит камера на выделенную полосу
За соблюдением ПДД следят следующие разновидности фото- и видеокамер:
- «Автоураган», «Автодория». Отслеживают ситуацию на нескольких полосах одновременно. Фиксируют не только выезд на «выделенку», но и несоблюдение установленного скоростного режима.
- «Автоураган-МС». Гибридная система, устанавливающаяся на принадлежащих полиции транспортных средствах. С ее помощью фиксируют различные нарушения.
- «Астра-Лаб». Эти устройства следят за игнорированием разметки, скоростного режима.
- «Паркнет», «Паркрайт». Приборы, призванные отслеживать соблюдение разметки, правил парковки.
Разрешено ли такси заезжать на автобусную полосу?
Давайте будем честными — да, такси могут ездить по автобусной полосе. Вы были правы почти десять лет назад, следуя общественному мнению и самим таксистам. Но не каждое такси может воспользоваться этой полосой, только те, которые имеют официальную лицензию, оснащены таксометром и отличительными знаками, такими как желтая окраска кузова, «шашечки» на крыше и по бокам, специальные световые сигналы.
Что касается Москвы, то здесь все немного строже. Таксисты получили право пользоваться автобусной полосой только в 2013 году. Кроме того, наряду с требованиями к окраске кузова, опознавательным знакам и таксометрам, московские таксисты обязаны иметь желтые номерные знаки. Их можно получить непосредственно в мэрии.
Если у таксиста нет этих желтых номеров (но есть другие атрибуты) и он выезжает на выделенную полосу, то он будет оштрафован как обычный автомобиль.
Когда езда по выделенной полосе разрешается обычным автомобилям
Водители обычных автомобилей могут находиться на выделенной полосе только временно и только тогда, когда
- Выполняют поворот, если им нужно переместиться на правую полосу. Невыполнение требования о смене полосы движения влечет за собой штраф в размере 500 рублей по статье 12.14 КоАП.
- Въезд на полосу движения транспортных средств с подчиненной дороги или с прилегающей территории.
- Высаживать или подбирать пассажиров у края проезжей части, но мешать движению общественного транспорта запрещено.
Иногда, если полоса обозначена знаком 8.5.2 (молотки), в выходные дни на автобусной полосе разрешено движение любого транспортного средства. Могут наблюдаться дополнительные симптомы, такие как:
- 5.3 «Дни недели», указывающие, в какие дни выделенная полоса доступна только для общественного транспорта;
- Знак 8.5.4 «Срок действия», указывающий срок действия знака;
В знаках 8.5.5-8.5.7 также указывается время действия знака.
Въезд другого транспортного средства на автобусную полосу, когда это запрещено правилами и дорожными знаками, наказывается штрафом.
Движение и маневрирование по выделенной полосе для маршрутного транспорта
- В целях оптимизации дорожного движения правила дорожного движения Российской Федерации (далее в статье — ПДД РФ) устанавливают для водителей транспортных средств специальный режим движения по автобусным полосам.
- За въезд, выезд и движение по полосе, выделенной для маршрутного общественного транспорта, вопреки предусмотренным ограничениям предусмотрена административная ответственность.
- В статье рассмотрен порядок осуществления движения и маневрирования по выделенной полосе, отведенной для автобусов и иного маршрутного транспорта, даны разъяснения основных спорных ситуаций, с которыми часто сталкиваются водители, привлекаемые к административной ответственности за выделенную полосу.
- При возникновении у гостей нашего сайта каких-либо сложностей или затруднений при подготовке и подаче жалобы на незаконные действия сотрудников подразделений ГИБДД МВД РФ, а также при появлении после ознакомления с данной статьей дополнительных или уточняющих вопросов рекомендуем обращаться в службу поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в х к этой статье.
- Подробности читайте в статье:
- Юридическая помощь автомобилистам
Какой штраф положен за езду по автобусной полосе
РИА НовостиРИА Новости
За нарушение ПДД российским законодательством предусмотрена административная ответственность для водителей. Штрафы подстерегают отечественных автомобилистов буквально на каждом километре пути. Так, оштрафовать водителя в России могут в том числе за движение по выделенной специально для общественного транспорта полосе.
В соответствии с действующими на территории нашего государства правилами дорожного движения, автомобили и прочие транспортные средства могут выезжать на так называемую автобусную полосу только для перестроения или посадки/высадки пассажиров вдоль тротуара и лишь на тех дорожных участках, которые разделены разметкой в виде прерывистой полосы. Беспрепятственно передвигаться по выделенной для общественного транспорта полосе помимо автобусов, троллейбусов и маршруток также могут лицензированные такси, школьные автобусы, кареты скорой медицинской помощи и велосипедисты.
Выделенные полосы для движения общественного транспорта – частое явление на дорогах в крупных городах. Они создаются специально для того, что автобусы не стояли в многокилометровых пробках и осуществляли движение в соответствии с графиком, не опаздывая.
Однако многие водители на своём личном транспорте выруливают на автобусную полосу, желая объехать пробку и тем самым препятствуют движению общественного транспорта, создавая помехи и даже провоцируя дорожные аварии.
Именно поэтому сотрудники дорожной полиции регулярно останавливают таких нарушителей и наказывают их.
При нарушении владельцами личных ТС правил передвижения по автобусной полосе, им грозит наказание. В соответствии с КоАП, а точнее, главой 12 водители могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
Его размер в большинстве регионов страны в 2022 году, как и в прошлом, достигает полутора тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге, которые относятся к городам федерального значения, вдвое больше — три тысячи рублей.
Также за остановку на автобусной полосе предусматривается штраф в размере одной тысячи рублей.
Для сравнения, в соседнем Казахстане за несоблюдение нанесённой на дорогу разметки и движение по автобусной полосе местных водителей штрафуют на 3 месячных расчётных показателя (9200 тенге или около 1600 рублей по курсу), а за повторное нарушение, совершённое в течение года, штраф увеличивается больше чем втрое до 10 МРП.
Также не лишним будет напомнить в завершении и о том, что существуют такие автобусные полосы, которые действуют только в будни и в определённое время, а в выходные и праздничные дни движение по ним личного транспорта не ограничено. Такие полосы на дорогах отмечены дополнительной табличкой к знаку с указанием времени или изображением двух перекрещенных молотков.
Есть «выделенки», на которые никогда нельзя заезжать
С 2019 года в Москве стало появляться все больше дорог, где движение по выделенкам запрещено в любой день. В их числе — участки от проспекта Мира до Ярославского шоссе, на Можайском шоссе, улице Воздвиженка и Кутузовском проспекте. Также по выходным запретили ездить по выделенкам на Нахимовском и Ломоносовском проспектах, Минской улице, на участке от Нижегородской улицы до Рязанского проспекта.
Также оказалось, что нельзя выезжать на автобусные полосы в районе центральных улиц: Большой Каменный мост, Лубянская площадь, площадь Тверская Застава, Театральный проезд, Охотный Ряд, Моховая улица, улицы Покровка, Маросейка, Варварка, Славянская площадь, улицы Пречистенка, Солянка и Солянский проезд, улицы Сретенка и Большая Лубянка, улица Малая Дмитровка, Долгоруковская улица, Баррикадная улица, Большая Никитская улица и другие.
Размеры штрафов в 2022 году
Правила дорожного движения запрещают движение и остановку других автомобилей в зоне общественного движения, за исключением случаев, предусмотренных действующими правилами. Данный вопрос регулируется пунктом 18.2 Правил дорожного движения в редакции Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 № 1478.
Нарушение данного положения предусматривает административную ответственность по частям 1.1 и 1.2 статьи 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эти части были введены Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.04.2011, а в первую часть были внесены изменения нормативными правовыми документами № 116-ФЗ от 10.07.2012, № 169-ФЗ от 23.07.2013. В соответствии с ними водителей штрафуют за остановку, проезд в месте, предназначенном для общественного транспорта.
Размер штрафа зависит от города, в котором был совершен маневр. В 2022 году эта сумма составляет:
- для регионов — 1 500 р;
- Для жителей Москвы, Санкт-Петербурга — 3 000 р.
К этому наказанию могут быть добавлены другие штрафы, в зависимости от ситуации, в которой было совершено правонарушение. Например, если вы въедете на автобусную полосу через сплошную линию, вас привлекут к ответственности по статье 12.16, пункт 1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. За несоблюдение маркировки налагаются санкции. Штраф составляет 500 р.
Когда можно ездить по автобусной полосе в Москве
Полоса для общественного транспорта, обозначенная на какой-либо дороге города Москвы, регулируется общепринятыми правилами дорожного движения, если для конкретного участка не предусмотрено иных дополнений.
Отличительным фактором, применяемым в Москве, считается назначение субботы в качестве рабочего дня. Это значит, что осуществлять те транспортные маневры, которые допустимы по выходным в других регионах, в Москве запрещено.
Движение автомобилей, относящихся к категории такси, по выделенной полосе разрешено. При этом в Москве действует дополнительное правило, предписывающее оборудование таких машин гос. номерами, нанесенными на табличку с желтым фоном. Автомобиль, не имеющий таких номерных знаков, осуществляющий перевозку пассажиров, не считается такси с точки зрения регулирующего законодательства.
Требования добавить отдельную линию для некоторых видов транспорта появились в больших городах из-за пробок на определенных улицах. Власти захотели отделить обычных граждан и коммерческие перевозки пассажиров, чтобы автобусы не стояли на месте по несколько часов.
В 2020 году водители специального транспорта не обязаны ездить только по отдельной полосе. Бывают случаи, когда есть несколько свободных полос, кроме специальной, и они размечены пунктирной линией.
При необходимости или по желанию водителя транспорт может переехать на любую из дорог и не нарушит законодательство. Общественный транспорт не получит штраф за выезд на дорогу, а вот водителям своих автомобилей требуется быть аккуратнее.