Изъятие земель для государственных нужд 2024 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земель для государственных нужд 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ
- Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
- Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
- до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
- до момента расторжения Договора.
- Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Как происходит изъятие земли в пользу государства?
Но сначала орган, планирующий изъять участок, обязан узнать о его собственнике и направить в Росреестр соответствующий запрос. Правила прописаны в статье 56.5 Земельного кодекса (п. 10).
Зарегистрировавшим право собственности на землю до 1998 года и до появления единого Росреестра (ЕГРН) стоит помнить, что велика вероятность появления по этой причины проблемы с вычислением вас в качестве собственника. А в таких случаях для права признания собственности Российской Федерации уполномоченный орган обратится в суд.
Во избежание этого и судебных разбирательств следует проверить ваши права по информацию ЕГРН. Она будет точно зафиксирована, если право было зарегистрировано после 1998 года.
Если же право собственности у вас возникло по годам раньше 1998 года, закажите на свой участок и дом выписку из ЕГРН. Собственник может обратиться в отделение Росреестра, МФЦ или на сайте Росреестра заказать в электронном виде выписку с ЕГРН. Электронная выписка, как правило, дешевле обычной (250 рублей). А обычная в письменном виде выписка стоит 400 рублей, и в течение 3 рабочих дней документ будет готов.
При отсутствии информации о праве собственности в ЕГРН подавайте заявление для регистрации в МФЦ или на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре. Обязательно оплатите 350 рублей (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Существует дополнительный вариант, как позаботиться заранее о собственных интересах – это подача на земельные участки заявления об учете прав. Придется внимательно отследить на сайте региона и муниципалитета официальное извещение про изъятие земель. Как только заметили, так сразу подать заявление, а куда именно и когда, будет расписано в публикации (пп. 4 п. 5 ст. 56.5 ЗК РФ).
Как только будет установлена информация о собственниках, орган власти принимает решение об изъятии. И там указывают все изымаемые земельные участки с расположенными объектами недвижимости на них, а также ссылка на документы и цель изъятия (п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ).
В течение 10 дней после принятия о своем решении обязан сообщить уполномоченный орган: распространить информацию в СМИ, разместить на официальном сайте, направить копию правообладателям изымаемой недвижимости и копию в Росреестр.
Изъятие земли для государственных нужд: компенсация собственнику
Строительство новых линейных сооружений, в том числе и дорог, затрагивает интересы собственников земельных участков. На случай реализации такого проекта в интересах Общества по заказу государства предусмотрено возмещение при изъятии земли у их правообладателей. Цена определена вполне объективная – рыночная. Это значит, что когда строится дорога, собственник получит N-ую сумму средств. Но так закону.
На самом деле сплошь и рядом встречаются ситуации, когда уже и дорога проложена, и все ею пользуются, а собственник земли остался ни с чем: ни денег, ни участка. Это может быть связано и с низкой квалификацией чиновников, и элементарной халатностью. Результат – нарушен порядок изъятия, нет возможности на законных основаниях оформить принудительный выкуп.
Не застрахованы от подобного развития событий собственники любых категорий участков: с/х, земли промышленности, земли населенных пунктов и др. Что делать в такой ситуации собственнику недвижимости? Можно продолжать терпеть убытки, потому что участок не используется по его первоначальному предназначению.
Если возместить убытки мирным путем не получилось, то отстоять права необходимо через суд. Для этого требуется собрать документы, подтверждающие фактическое изъятие земли, рассчитать рыночную стоимость участка, обосновать убытки и недополученную прибыль.
Закон об изъятии земель
В соответствии со ст. 279 ГК РФ, для нужд государственного уровня изъять участок земли можно только в порядке, регламентируемом Земельным Кодексом РФ.
В ст. 282 ГК РФ приводится уточнение, что если землевладелец не заключает договор об изъятии добровольно, то надел изымается в принудительном порядке. Денежное возмещение собственник получает на основании ст. 281 ГК РФ, где указаны суммы возмещения, сроки и другие условия.
Новый закон позволяет местным властям изымать земли сельскохозяйственного назначения с явными нарушениями или неиспользуемые по назначению. Также государство сможет разобраться с невостребованными или неоформленными земельными долями. Они перейдут во владение муниципалитетов, которые найдут им соответствующее применение.
Могут ли изъять земельный участок принудительно
Да, могут — по решению суда. У правообладателя есть 90 дней, чтобы договориться об условиях и подписать соглашение. Если он этого не сделал, то орган, принявший решение об изъятии, вправе обратиться в суд, который может принять решение о принудительном изъятии земельного участка. При этом собственнику всё равно обязаны предварительно выплатить компенсацию (её размер устанавливается судом на основании рыночной оценки изымаемой недвижимости).
Если предложенные условия соглашения не устраивают, а договориться мирно не удалось, владелец участка тоже вправе искать решения в суде. Оспаривать в судебном порядке можно не только сам факт изъятия земельного участка, но и его условия — если собственник готов предоставить убедительное обоснование своих требований.
Изъятие недвижимости для государственных и муниципальных нужд может коснуться любого собственника — никто от этого не застрахован. Но если понимать, как грамотно действовать в подобной ситуации, то можно отстоять свои интересы и свести возможный ущерб к минимуму.
Как посчитать убытки?
Чтобы установить размер понесенных компанией убытков, Арбитражный суд Московской области привлек эксперта. Перед специалистом была поставлена задача определить сумму компенсации. Для этого необходимо было учесть следующие моменты:
- рыночную стоимость объекта недвижимости;
- убытки, возникшие вследствие изъятия земли;
- упущенную выгоду.
Размер возмещения за изъятый участок, как посчитал эксперт, составил 11,4 млн. рублей. Из них:
- 11, 1 млн. рублей – рыночная стоимость земельного участка;
- чуть более 300 тыс. рублей составили прочие убытки.
Определение размера выплаты: порядок и «подводные камни»
Компенсация рассчитывается исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости, а также убытков, причиненных реквизицией. При определении стоимости компенсации необходимо не только информацию о виде разрешенного использования, но и фактическое использование отчуждаемых объектов. Сумма компенсации позволять предпринимателю или физическому лицу восстановить имущественные потери.
Расчет возмещения необходимо сделать не позднее чем за 2 месяца до передачи правообладателю участка документов об отчуждении недвижимости. Все расходы, связанные с установлением стоимости несет орган, принявший решение об изъятии.
При определении суммы компенсации не учитывают:
- постройки и другие улучшения, возведенные после получения уведомления об изъятии, а также заключенные впоследствии сделки;
- объекты самовольного строительства.
Порядок конфискации участков земли определяется текстом Гл. 7.1 ЗК России. Решения принимают:
- Уполномоченные федеральные органы ИВ: цель – недропользование (конфискация участка для нужд России).
- Исполнительного типа органы государственной власти субъекта России (при изъятии надела для нужд региона). Это возведение региональных строений, ведение работ по недропользованию.
- Администрация – для эксплуатации земли, с целью возведения на ней построек местной значимости.
Любой процесс конфискации земли происходит на основе решения уполномоченных органов ИВ, который принимается:
- на основе их личной инициативы;
- на основе заявления об изъятии надела, которое отправила организация, записанная в п.1, ст. № 56.4 ЗК России.
Подать заявление о конфискации земельного участка могут:
- Фирмы, которые владеют правомочием на ходатайство о конфискации земли у владельца с целью использования её для федеральных нужд.
- Предприятие государственного типа – для возведения на участке объектов федеральной значимости, предусмотренной программой инвестиционной.
- Государство, забирающее надел с целью:
- выполнения международного договора;
- проведения строительных и реконструкционных манипуляций.
Как оспорить решение о изъятии земельного участка
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд может вызвать неудовольствие у его собственников. Если вы не согласны с принятым решением об изъятии вашего земельного участка, у вас есть право оспорить это решение через судебный процесс.
Первым шагом в оспаривании решения о изъятии земельного участка является подача административного иска в суд. В иске следует указать все аргументы, по которым вы считаете решение незаконным или несоответствующим действующему законодательству. Также необходимо представить все доказательства, которые могут помочь в ваших интересах.
Помимо судебного пути, вы также можете обратиться к профессиональному юристу, специализирующемуся на вопросах земельного права. Он сможет оценить ваши шансы на успешное оспаривание решения и предложить наиболее эффективную стратегию действий. Юрист также сможет оформить соответствующие юридические документы и представить ваши интересы в суде.
Важно помнить, что судебный процесс может занимать продолжительное время, поэтому необходимо быть готовыми к длительной работе по оспариванию решения. Однако, если у вас есть веские аргументы и достаточно доказательств, ваши шансы на успешное оспаривание решения значительно увеличиваются.
В чём суть ужесточения закона?
До сих пор процесс отчуждения земельного участка был довольно сложной задачей. Комиссия в рамках федерального земельного надзора (контроля) проводила проверку, «устанавливала факт неиспользования земли» и должна была подтверждать этот факт в течение следующих трёх лет.
Если за три года собственник земли так и не приложил усилий, чтобы нарушение устранить (выкорчевать кустарники, избавиться от многолетних сорняков), орган надзора мог обратиться в суд и прекратить право собственности нерадивого хозяина на указанный участок.
На деле изъять «запущенную» сельхозземлю оказалось непросто: за три года владелец мог продать участок, изменить его категорию, начать процедуру банкротства, снять участок с кадастрового учёта.
Обязательный трёхлетний период ожидания перед обращением в суд приводил к тому, что земля оставалась без дела шесть и более лет.
Минсельхоз намерен устранить эти бюрократические препоны: органам исполнительной власти позволят обращаться в суд сразу, как только будет установлен факт неиспользования земли.
Права и обязанности государственных и муниципальных органов при изъятии земельных участков
Государственные и муниципальные органы в Российской Федерации имеют определенные права и обязанности при осуществлении процедуры изъятия земельных участков. Эти органы осуществляют контроль и регулирование данного процесса в соответствии с действующим законодательством.
Права государственных и муниципальных органов при изъятии земельных участков включают:
- Право применять процедуры изъятия земельных участков в случаях, предусмотренных законом;
- Право определять порядок и условия изъятия земельных участков;
- Право требовать предоставления необходимых документов и информации от собственников или пользователей земельных участков;
- Право привлекать независимые экспертизы и консультации для определения стоимости земель и иных экспертных вопросов;
- Право принимать решения о размере компенсации при изъятии земельных участков;
- Право контролировать процедуру изъятия земельных участков и обеспечивать выполнение законодательных требований.
Обязанности государственных и муниципальных органов при изъятии земельных участков включают:
- Обязанность соблюдать законодательство о земле и процедуру изъятия земельных участков;
- Обязанность предоставить собственнику или пользователю земельного участка полную информацию о процедуре и правах;
- Обязанность провести оценку стоимости изымаемого земельного участка в соответствии с установленными правилами;
- Обязанность выплатить компенсацию собственнику или пользователю земельного участка в случае его изъятия;
- Обязанность обеспечить прозрачность и официальность процедуры изъятия земельных участков;
- Обязанность документально оформить процедуру изъятия и предоставить собственнику или пользователю копию соответствующих документов.
Права и обязанности государственных и муниципальных органов при изъятии земельных участков направлены на соблюдение законодательства, защиту интересов всех сторон и обеспечение прозрачности процесса изъятия земли.
Новации в процедуре изъятия земельных участков
На 2024 год в Российской Федерации были внесены ряд изменений и новаций в процедуру изъятия земельных участков. Эти изменения направлены на оптимизацию процесса и повышение эффективности использования земельных ресурсов.
Во-первых, были введены новые требования к документам, необходимым для изъятия земельного участка. Теперь заявителю необходимо предоставить детальное планирование земельного участка, обоснование его необходимости и технико-экономическое обоснование проекта. Это поможет ускорить процесс принятия решения и снизить вероятность отказа в изъятии.
Во-вторых, изменились сроки рассмотрения заявок на изъятие земельных участков. Теперь органы исполнительной власти обязаны принять решение о предоставлении или отказе в изъятии в течение 45 дней со дня подачи заявки. Это позволит ускорить процесс изъятия и улучшить взаимодействие с заявителями.
Также были уточнены правила и условия применения высокой экономической необходимости при изъятии земельных участков. Теперь она может применяться только при наличии объективно обоснованных экономических необходимостей, которые нельзя удовлетворить иными способами. Это поможет предотвратить произвол и злоупотребления при изъятии земли.
Наконец, введены новые механизмы контроля и наказания за нарушение правил изъятия земельных участков. Теперь органы исполнительной власти обязаны проводить регулярные проверки и контролировать процесс изъятия. В случае выявления нарушений предусмотрены административные и уголовные наказания для виновных лиц.
В целом, введение новаций в процедуру изъятия земельных участков на 2024 год направлено на сокращение бюрократических процедур, улучшение взаимодействия с заявителями и соблюдение правил использования земли. Это поможет ускорить развитие экономики и повысить эффективность использования земельных ресурсов в Российской Федерации.
Возникает ли доход при изъятии имущества для госнужд?
Автор: Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Иногда случается, что имущество, принадлежащее компании (как правило, земельные участки, объекты недвижимости), изымается для государственных или муниципальных нужд. В таких случаях бывшему владельцу выплачивается денежная компенсация за изымаемое имущество. Казалось бы, при этом у владельца не возникает никакой экономической выгоды, а значит, нет и оснований считать сумму компенсации доходом для целей налогообложения. Тем более что такой подход к решению данного вопроса был озвучен Президиумом ВАС еще в 2009 году. Однако чиновники Минфина до сих пор не готовы согласиться с ним. Доказательство – Письмо от 10.09.2018 № 03-03-06/1/64481.
Сразу отметим: тот факт, что в комментируемом письме рассматривался обозначенный вопрос применительно к налогу на прибыль, значения не имеет. Ведь основной аргумент финансистов – перечень необлагаемых доходов в ст. 251 НК РФ, которым при исчислении налоговой базы наравне с плательщиками прибыли руководствуются и «упрощенцы» в силу п. 1 ст. 346.15 НК РФ. Следовательно, данное обстоятельство позволяет распространить изложенную финансистами в Письме № 03-03-06/1/64481 позицию (а также высказываемые судами и ФНС в отношении нее контраргументы) на плательщиков «упрощенного» налога.