Авансовый НДС по новым правилам в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авансовый НДС по новым правилам в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новыми изменениями в НДС с 1 октября 2024 года, уведомление о представленности авансового платежа должно быть представлено не позднее двух дней с момента поступления авансового платежа или даты его налогового периода. Если уведомление не было предоставлено в указанный срок, оно будет считаться «непредставленным».
Коды ошибок в декларации по НДС
Если налоговая обнаружит расхождения в декларации по НДС с контрольными соотношениями, она направит требование представить пояснения или внести исправления в отчетность. Возможную ошибку указывают в требовании в виде кода. Всего их 9, например:
- код ошибки «1» означает «разрыв» по налогу. Он возникает, когда есть расхождения с данными контрагента;
- код ошибки «2» — выявили неточности в данных разделов 8 и 9 или приложений 1 к разделам;
- код ошибки «4» — возможная ошибка в разделах 8 – 12 декларации;
- код ошибки «5» — в разделах 8 – 12 декларации есть записи, где нет даты счета-фактуры либо дата выходит за границы периода, за который сдали декларацию.
Когда платим налоги по НДС
- Реализация товаров внутри страны: если ваше предприятие продает товары на территории России, вы обязаны уплатить НДС;
- Оказание услуг внутри страны: если ваше предприятие предоставляет услуги резидентам России, вы также должны уплатить НДС;
- Импорт товаров в Россию: при ввозе товаров из-за рубежа на территорию России, уплата НДС обязательна;
- Поставка товаров и услуг внутри страны с использованием электронных площадок: с 1 января 2019 года вступили в силу изменения в законодательстве, согласно которым владельцы электронных площадок обязаны уплачивать НДС за товары и услуги, продаваемые на их площадках;
- Авансовые платежи: с 1 октября 2024 года вступят в силу изменения в налоговом законодательстве, согласно которым при получении авансовых платежей перед реализацией товаров или оказанием услуг, будет возникать обязанность по уплате НДС.
Примеры ситуаций, когда возникает обязанность по уплате НДС:
- Вы реализуете товары наличным расчетом внутри страны.
- Ваше предприятие оказывает услуги населению России.
- Вы закупаете товары за границей для дальнейшей продажи в России.
- Вы являетесь владельцем электронной площадки и продаете товары на ней.
- Вы получаете авансовые платежи перед реализацией товаров или оказанием услуг.
Важно помнить, что при реализации товаров или оказании услуг в случаях, перечисленных выше, субъекты предпринимательской деятельности обязаны правильно рассчитывать и своевременно уплачивать НДС. Нарушение данного требования может повлечь за собой штрафы и санкции со стороны налоговых органов.
Когда уведомление будет считаться «непредставленным»
В случае, когда уведомление было непредставленным, владелец организации будет обязан:
- Представить уведомление в налоговый орган не позднее двух дней с момента его непредставления;
- Оплатить авансовый платеж в полном размере, указанном в уведомлении;
- Уплатить пени за просрочку представления уведомления;
- Если уведомление о представленности авансового платежа будет представлено после установленного срока, оно не будет принято во внимание и не позволит считаться уплаченным;
- Обязательно предоставить уведомление при возврате денежных средств по авансовому платежу.
Новый способ подачи уведомлений для индивидуальных предпринимателей
С 1 октября 2024 года для индивидуальных предпринимателей вступили в силу изменения в порядке подачи уведомлений. Вместо традиционного обращения в налоговую инспекцию или отправки уведомления почтой, предприниматели получили возможность предоставлять уведомления электронным способом.
Этот новый способ подачи уведомлений обязательно требует наличия у предпринимателя электронной подписи, которая гарантирует подлинность документа. Электронная подпись позволяет идентифицировать отправителя и обеспечивает конфиденциальность информации, содержащейся в уведомлении.
Электронные уведомления, подаваемые индивидуальными предпринимателями, равнозначны по своей юридической силе уведомлениям, поданным в письменной форме. Они имеют такую же юридическую силу и подлежат рассмотрению налоговым органом в соответствии с установленными сроками и правилами.
Реализация товаров по посредническому договору (на примере договора комиссии).
В силу п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Следовательно, отгрузка товаров комитентом комиссионеру не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При реализации комиссионером товаров комитента плательщиком НДС выступает комитент, на нем же лежит обязанность по исчислению и уплате налога в бюджет. Таким образом, при передаче в 2018 году товаров комитентом комиссионеру в накладных стоимость товаров, облагаемых по базовой ставке, указывается со ставкой НДС 18 % (впрочем, это никаких налоговых последствий не влечет). При отгрузке комиссионером покупателю товаров в 2024 году налоговая ставка составит 20 %. Вознаграждение комиссионера, с учетом того что исполнение поручения состоялось в 2024 году, также будет облагаться НДС по ставке 20 %.
Кто вправе претендовать на возмещение НДС в заявительном порядке
Перечень компаний и ИП, которые имеют право заявить НДС к возмещению в ускоренном порядке, приведен в пункте 2 статьи 176.1 Налогового кодекса. К ним относятся:
- компании, у которых совокупная сумма налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ), уплаченных за 3 календарных года, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, не меньше 2 млрд руб. В расчет не входят налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров
через таможенную границу РФ и в качестве налогового агента. При этом со дня создания компании до дня подачи декларации должно пройти не менее 3-х лет (пп. 1 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса); - налогоплательщики, представившие банковскую гарантию (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса);
- резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые представили поручительство управляющей компании (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса);
- резиденты свободного порта Владивосток, которые представили поручительство управляющей компании (пп. 4 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса);
- налогоплательщики, которые представили поручительство в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса (пп. 5 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса);
- налогоплательщики, в отношении которых на дату подачи декларации с суммой НДС к возмещению проводится налоговый мониторинг (пп. 6 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса).
- налогоплательщики, которые на дату подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС не находятся в процессе реорганизации или ликвидации и в отношении которых не возбуждено производство по делу о банкротстве (пп. 8 п. 2 ст. 176.1 Налогового кодекса).
Последствия внедрения новых правил
Внедрение новых правил в отношении авансовых платежей по НДС в 2024 году может иметь ряд серьезных последствий для бизнеса. Во-первых, новые правила могут повлечь за собой дополнительные затраты на бухгалтерские и налоговые услуги. Компании будут вынуждены тщательно следить за соблюдением новых требований и отчитываться перед налоговыми органами, что может потребовать дополнительных ресурсов и усиление контроля со стороны бизнеса.
Во-вторых, внедрение новых правил может привести к увеличению доли налоговых рисков и возникновению споров с налоговыми органами. В связи с ужесточением требований к авансовым платежам, бизнесу придется более тщательно анализировать свою деятельность и расчеты с налоговой базой. Несогласие с оценками налоговых органов может вызвать споры, что может отразиться на финансовом положении компании и занять много времени и сил для их разрешения.
Как подготовиться к новым авансовым платежам?
Начиная с 2024 года, предприятиями будет введена новая система авансовых платежей по НДС. Для успешного внедрения и рационального использования этой системы, необходимо предпринять ряд мероприятий, чтобы быть готовым к изменениям.
1. Проведите аудит своей текущей налоговой системы. Перед введением новых авансовых платежей необходимо проанализировать свою текущую систему учета НДС и выявить ее слабые места. Это поможет определить необходимые изменения и подготовиться к новым требованиям.
2. Обучите своих сотрудников. Реализация новой системы авансовых платежей потребует от сотрудников предприятия дополнительных знаний и навыков в области налогового учета. Проведите тренинги и семинары для сотрудников, чтобы они были готовы к новым требованиям и разбирались в новых правилах и процедурах.
3. Организуйте систему мониторинга платежей. Введение новых авансовых платежей потребует эффективного контроля и мониторинга платежей. Разработайте специальную систему, которая позволит отслеживать все платежи и своевременно подавать необходимые отчеты и информацию в налоговые органы.
4. Подготовьте соответствующую документацию. Новая система авансовых платежей потребует изменений в документации, связанной с учетом НДС. Убедитесь, что все необходимые документы и отчеты будут готовы к введению новых платежей.
Преимущества и риски связаны с использованием КВР для зачета аванса НДС 130 или 180 в 2024 году
Использование КВР для зачета аванса НДС 130 или 180 в 2024 году имеет как свои преимущества, так и риски. Разберем их подробнее.
- Преимущества:
1. Упрощение бухгалтерского учета. При использовании КВР для зачета аванса НДС 130 или 180, предприятию не требуется вести сложные расчеты и учет движения средств на специальных счетах.
2. Оптимизация налоговой нагрузки. В случае, когда сумма аванса по НДС превышает сумму НДС к уплате, КВР позволяет зачесть этот излишек с последующих платежей.
3. Снижение временных затрат. Использование КВР позволяет сократить административные процедуры по взаимодействию с налоговыми органами по вопросам зачета аванса НДС.
4. Гибкость в управлении финансами. Предприятие может самостоятельно решать, как использовать средства, полученные в результате зачета аванса НДС. Это позволяет более эффективно управлять денежными потоками.
- Риски:
1. Возможность ошибок при расчетах. Неверные расчеты по зачету аванса НДС могут привести к нарушению налогового законодательства и привлечению к ответственности со стороны налоговых органов.
2. Непредвиденные изменения в законодательстве. Правила использования КВР для зачета аванса НДС могут быть изменены в будущем, что потребует дополнительной адаптации со стороны предприятий.
3. Ограничения на использование средств. Некоторые виды деятельности могут ограничивать использование средств, полученных от зачета аванса НДС, что может негативно сказаться на финансовых планах предприятия.
Ставка НДС в переходных документах
Если договоры были заключены до 2024 года, то ставка НДС будет действовать в размере 18%, а если товары реализуются в 2024 году по длительным договорам, заключенным до 2024 года, то ставка будет действовать уже в размере 20%. При этом вносить изменения в договор, либо заключать дополнительные соглашения не потребуется. Это связано с тем, что продавец уже по новой ставке (20%) предъявляется покупателю НДС вместе с ценой товара. При этом стороны могут уточнять порядок осуществления расчетов и размеры оплаты. Для большей наглядности приведем разъяснения по переходному периоду при различных ситуациях в таблице:
Ситуация | Порядок действий | |
в 2018 году | в 2024 году | |
Продукция приобретена в 2018 году, а реализована в 2024 году | К вычету входной НДС идет по ставке 18% | Начисляется НДС по ставке 20% |
Продукция отгружена в 2018 году, а деньги за нее перечислены только в 2024 году | НДС по ставке 18% | НДС по ставке 20% только по тем товарам, которые были отгружены в 2024 году. Корректировке налог не подлежит. |
Оплата за продукцию поступила в 2018 году (в размере 100%), а отгружена продукция только в 2024 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении. |
Частичная предоплата за продукцию поступила в 2018 году, отгружена продукция и окончательная оплата поступила в 2024 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Начисляется НДС по ставке 20%, а налог с предоплаты к вычету применяется по ставке 18/118. Разница указывается в дополнительном соглашении. |
Предоплата по Госконтракту перечислена в 2018 году, а исполнен контракт только в 2024 году | НДС с предоплаты рассчитывается как 18/118 | Налог с аванса к вычету применяется по ставке 18/118, все изменения необходимо согласовать в контракте. |
Применение ставки НДС в переходный период
ФНС дала разъяснения о том, как применять новую ставку НДС 20% в переходный период в своем письме № СД-4-3/20667@ «О порядке применения Налоговой ставки по НДС в переходный период»). В этом письме содержится официальная позиция налогового органа, которая будет приниматься к сведению в случае проведения проверок. При этом в данном письме приведены далеко не все вопросы относительно фактического применения НДС, поэтому нужно будет дожидаться момента, когда появятся новые разъяснения. Рассмотрим основное из данного письма.
Общие разъяснения относительно применения новой ставки НДС с 2024 года. В своем письме ФНС указала, что с 2024 года по отношению к товарам (работам, услугам), а также имущественным правам применяется ставка НДС 20%, независимо от того, какой датой заключен договор на их реализацию. Поэтому дополнительное внесение изменений в части ставки НДС не нужно. Но учесть в договоре порядок осуществления расчетов, а также стоимость товаров (работ, услуг) в связи с изменением размера ставки компании вправе.
Документация: изменения в 2024 году
Для электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, не составляются НДС-счета, книга покупок, книга продаж, реестр полученных и выданных НДС-счетов. Но после того, как иностранная компания зарегистрирована в Федеральной налоговой службе России, в документах на продажу услуг должны быть указаны следующие реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика ИНН, КПП и точное название компании. При указании этих обязательных реквизитов в документах российские клиенты имеют право вычесть НДС, уплаченный иностранной компанией, и им не нужно включать сумму налога в стоимость услуг.
Важно! Закон отражает попытку законодателя упорядочить администрирование НДС, поступающего от многочисленных субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, приобретающих электронные услуги у крупных иностранных корпораций и, выполняющих свои обязательства по постановке на учет в налоговых органах и уплате НДС в соответствии с новыми правилами.
Учет облагаемых и необлагаемых НДС операций покупателем
При учете облагаемого НДС операций покупатель должен выписывать счет-фактуры на каждую сделку с поставщиком. Счет-фактура заполняется в соответствии с правилами и реквизитами, указанными в действующей 1С-книге по учету покупок и продаж. Когда возникают ошибки в заполнении бланка счет-фактуры, покупатель должен внести исправления и правильно заполнить все реквизиты.
При учете необлагаемого НДС операций покупатель регистрирует сделки поставщика без применения НДС в книгах учета покупок. Такие операции не требуют выписывания и оформления счета-фактуры, но требуют правильного указания реквизитов и кодов видов операций, предусмотренных в действующей 1С-книге.
При получении аванса от поставщика покупатель должен оформить счет-фактуру на авансовый платеж. Для этого необходимо указать соответствующий код вида операции и правильно заполнить реквизиты счета-фактуры. При расторжении договора с поставщиком покупатель также должен оформить счет-фактуру на возврат авансового платежа.
При учете операций, не подлежащих НДС, покупателю следует провести правильные проводки на счет-фактуру и правильно заполнить реквизиты и коды видов операций в действующей 1С-книге. Декларация о НДС не предусматривает подробные правила учета таких операций, поэтому необходимо руководствоваться правилами и рекомендациями, указанными в действующей 1С-книге по учету.
Влияние налога на экономику
Введение новых ставок НДС может повлиять на цены товаров и услуг, а также на потребительскую активность населения. Повышение ставки НДС может привести к увеличению стоимости товаров и услуг для потребителя, что снизит их покупательскую способность и смещение в сторону более дешевых товаров.
Однако, изменение ставок НДС также может содействовать развитию отдельных отраслей экономики. Например, снижение ставок НДС на продукты питания может способствовать росту сельского хозяйства и развитию местного производства пищевых товаров.
Кроме того, ставки НДС также влияют на деятельность предприятий и инвестиции. Понижение ставки НДС может стать стимулом для предпринимателей вести свою деятельность, расширять производство или вкладывать средства в экономику.
В целом, изменение ставок НДС в России в 2024 году может иметь как положительные, так и негативные последствия для экономики. Правильная налоговая политика должна учитывать как интересы государства, так и интересы бизнеса и потребителей, содействуя устойчивому развитию экономики страны.
Преимущества изменения ставок НДС: | Недостатки изменения ставок НДС: |
---|---|
Стимулирование экономического роста | Повышение стоимости товаров и услуг для потребителей |
Развитие отдельных отраслей экономики | Снижение покупательской способности населения |
Стимулирование предпринимательства и инвестиций | Неоправданное увеличение доли незарегистрированных бизнесов |