Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.
Какое наказание при выезде на встречную полосу движения за нарушение первый раз и повторный?
Нарушение | Наказание | Исключение |
---|---|---|
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.
Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. |
1 000 — 1 500 рублей | Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников. |
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении. |
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим. |
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | — |
Штраф при фиксации камерой
Оштрафовать за движение по встречной полосе нарушителя может не только сотрудник ГИБДД или судья. Если запрещенный маневр будет снят дорожной системой автофиксации нарушений, владельцу ТС по почте придет «письмо счастья» с требованием заплатить штраф. Единственным утешением для нарушителя в данной ситуации является то, что, сколько бы раз в течение года дорожные камеры ни «ловили» его за подобные запрещенные действия, грозить ему будет только потеря денег, но не лишение прав за встречку.
Юристы крайне не советуют автолюбителям набирать несколько подобных штрафов с камер. Причина такой рекомендации заключается в том, что если в дальнейшем человек будет остановлен дорожным инспектором за любое нарушение ПДД, влекущее за собой изъятие ВП, то практически со стопроцентной вероятностью несколько следующих месяцев он не сможет управлять автомобилем.
Подробно о повороте налево с трамвайных путей читайте по ссылке.
Как поступить, если инспектор неправ?
Нередко люди совершают обгон через сплошную линию за счет наличия препятствий или других чрезвычайных ситуациях. Сотрудник ГИБДД может не учитывать данные факты, поэтому сразу выписывает протокол, отправляемый в суд. Чтобы отстоять свои права, непременно выполняются следующие действия:
- первоначально надо спокойно объяснять автоинспектору, по какой причине гражданине выехал на «встречку»;
- если все равно сотрудник ГИБДД заполняет постановление, то оно тщательно изучается;
- в данный документ вносятся сведения о том, по какой причине было совершено правонарушение;
- проводится съемка местности, так как она позволит подготовить доказательства правоты автовладельца;
- сохранятся запись с видеорегистратора, если она имеется;
- не следует вовсе подписывать протокол, выражая свое несогласие с информацией, которая содержится в этом документе;
- обратиться за обжалованием данного протокола в суд необходимо в следующие 10 дней.
Практика показывает, что выигрывают суды автовладельцы, обращающиеся за помощью к опытным юристам.
Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:
- При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
- Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
- Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
- Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.
Если водитель пересек сплошную линию, выехал на встречку, то это ещё не означает, что он нарушил ПДД и должен быть привлечён к административной ответственности. Если водитель считает, что он не виноват в совершении административного правонарушения, то наказание следует оспорить. Приведём ключевые положения КоАП РФ, где регламентируется процедура оспаривания постановления об административном правонарушении:
- постановление обжалуется вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 1 ст. 30.1);
- заявитель подаёт жалобу в орган или должностному лицу, которое вынесло постановление, а то, в свою очередь, должно передать её в вышестоящий орган или должностному лицу в 3-дневный срок (ч. 1 ст. 30.2);
- на подачу жалобы у заявителя есть 10 дней с момента вручения (получения) копии постановления (ч. 1 ст. 30.3);
- жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня её поступления в орган или должностному лицу (ч. 1 ст. 30.5);
- по результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления;
- об отмене постановления и прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.
Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.
Сводная таблица: когда будет штраф или лишение за обгон?
Итак, давайте теперь рассмотрим все виды нарушений (или ситуаций с их отсутствием), и какое наказание будет применяться в том или ином случае.
Ситуация на дороге или манёвр | Это разрешено? | Наказание |
---|---|---|
«Обгон» без выезда на встречную полосу | Разрешено | Нет ответственности, так как это и не обгон вовсе |
«Обгон» справа по дороге | Разрешено, если нет сплошной | Нет наказания. Если была сплошная, то штраф 500 рублей по ч.1 ст. 12.16 КоАП РФ |
«Обгон» по попутной обочине | Запрещено | Штраф 1 500 рублей по части 1 статьи 12.15 |
На пешеходном переходе | Запрещено | Штраф 5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев по ч.4 ст. 12.15 |
Через сплошную линию разметки | Запрещено | Также 12.15, часть 4 |
Через двойную сплошную | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Под знак «Обгон запрещён» | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На перекрёстке | Условно разрешено | Только на неравнозначных нерегулируемых перекрёстках и если вы едете по главной дороге. Иначе снова ч.4 ст. 12.15 со штрафом или лишением прав |
Колонной | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На ж/д переезде | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
На мостах (а также эстакадах и путепроводах (развязках) | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В туннеле | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
В конце подъёма, в крутых поворотах и везде, где ограничена видимость дороги | Условно запрещено | Статья 12.15, часть 4, но применимость данной нормы спорная, так как участки конца подъёма и критерии крутости поворотов и ограниченной видимости не обозначены в законодательстве 2023 года |
Если на дороге 4 и более полосы | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Если на дороге вообще нет разметки | Условно разрешено | Нет наказания, только если это не 4-полосная или более дорога |
Обгон по трамвайным путям | Условно разрешено | Нет ответственности, если вы едете по попутным трамвайным путям, они не отделены сплошной и находятся на одном уровне с проезжей частью |
Обгон трамвая | Запрещено | Статья 12.15, часть 4 |
Каким будет наказание: штраф или лишение прав?
Закон 2023 года выделяет три вида ответственности за несоблюдение ПДД – административную, уголовную и гражданско-правовую. Забегая вперёд, скажем, что в случае выезда на встречную полосу может применяться любая из них. Как правило, ответственность идёт в связке: административная (уголовная) + гражданская.
Наказание за несоблюдение п. 9.1(1) или 9.2 ПДД предусмотрено частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ – это либо штраф 5 000 рублей, либо лишение водительских прав на 4-6 месяцев. На практике в первый раз чаще всего выписывают штраф. Лишение применяется в отношении тех, кто совершил повторное нарушение с выездом на встречку, кто имеет другие неоплаченные штрафы, был в состоянии опьянения и т.п.
Давайте рассмотрим несколько ситуаций.
Фиксация нарушения автоматической камерой ГИБДД
Даже если на дороге в данный момент не находится пост ДПС, нужно все равно быть внимательными. За вами наблюдают камеры. Десять лет назад ими были оборудованы практически все крупные дороги и магистрали. Наблюдение ведется в фото и видео формате, поэтому будет замечен малейший нюанс вашего передвижения.
Чтобы камеры работали на уровне, их систематически пропускают через калибровку. Каждая видеокамера оборудована технической документацией, подтверждающей их исправность и возможность использоваться на дороге, где нарисована двойнаясплошная.
Камеры работают достаточно качественно, чтобы зафиксировать не только нарушение правил. Устройство зафиксирует марку машины, совершившую нарушение. Также будет списана дата и время, когда было обнаружено нарушение.
Устройства, данные которых могут быть использованы в качестве доказательства:
Мобильные
Этот тип камер могут применяться вручную. Их используют инспекторы ГИБДД, которые стоят на посту и смотрят за соблюдением порядка на дороге, где нарисована двойнаясплошная, пересечение которой запрещено.
Стационарные
Рассматриваемый тип устройств крепится на столбы или на другие объекты, что находятся высоко и позволят получить хороший обзор.
Большинство современных камер передают отличную картинку не только в дневное, но и ночное время. Камера видит, как себя ведут водители в туман, слякоть, дождь и даже сильный снегопад. Неисправные камеры быстро находят и меняют на полностью рабочие. Важно, чтобы камера, которая зафиксировала правонарушение, имела лицензию и прошла техническую проверку. Иначе штраф или лишение прав можно оспорить в суде.
Фиксируют ли камеры разворот через сплошные
Зафиксировать пересечение двойной сплошной могут не только инспекторы ГИБДД, но и специально предназначенные для этого технические средства — камеры фото- и видеофиксации. Подобные устройства впервые стали использоваться на территории Российской Федерации в 2008 года.
При этом технические приспособления обязательно должны соответствовать определенным требованиям:
- должны иметь сертификат и все необходимые разрешающие документы (в противном случае доказательства с камеры не будут учтены при рассмотрении административного дела);
- на камере должен быть отчетливо запечатлен не только сам момент нарушения ПДД, но и модель автомобиля, его госномер.
На сегодняшний день для фиксации пересечения двойной сплошной линии разметки применяются камеры двух видов:
- мобильные устройства, установленные на автомобилях ГИБДД или вручную на трассе и управляемые с ближайшего поста Госавтоинспекции;
- стационарные камеры, крепящиеся столбы и другие высотные объекты вдоль автомагистрали.
Штраф за выезд на встречную полосу — кто фиксирует правонарушение?
Фиксация нарушение выполняется:
- Камерой наблюдения. Все устройства, которые следят за авто и выявляют тех, кто превысил скорость, способны определять и такое нарушение, как выезд на встречную полосу. Зачастую системы видеонаблюдения устанавливают в местах с высоким риском нарушения. Это может быть прямой и продолжительный участок между городами или селами.
- Представитель ГИБДД. Инспектор дорожной службы может стоять в месте, в котором выявляется максимум нарушений. Если сотрудник обнаружит нарушение, он остановит авто, проверит права и личные документы, составит протокол, выпишет штраф или отправит протокол в мировой суд для лишения водителя прав.
Если нет разметки или ее не видно
Во многих регионах Российской Федерации есть дороги, разметка на которых стерта. Не всегда порядочные служащие ГИБДД достаточно долго пользовались возможностью и штрафовали водителей. Они были уведомлены, где расположены зоны, в которых должна быть разметка, но в действительности она была стерта. Самое неприятное, что в таких случаях судебные инстанции принимали решения против водителей, а их доводы практически никогда не принимались во внимание даже в том случае, если были представлены фотографиями с видео с места события.
Тогда доказать факт отсутствия разметки было практически невозможно, но ситуация изменилась в 2017 году. Тогда Верховный суд принял проставление о том, что если водитель выехал на встречную полосу там, где это запрещено, но не обозначено ограничивающими знаками или полосой, то считать его действия нарушением нельзя.
Штраф или лишение прав за выезд на встречную полосу движения
Камера. Все камеры, которые «штрафуют» за превышение скорости, могут определить и движение в противоположном направлении. Как правило, камеры ставят в местах, где нарушения происходят чаще всего, например, на длинных прямых участках дороги между населенными пунктами или районами города.
Инспектор ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции тоже стоят там, где водители нарушают чаще. Если инспектор заметит движение по встречной полосе, последует наказание — чаще всего это лишение прав, но возможен и штраф.
Маневр участника движения на дороге с выездом на встречную полосу подразумевает ситуацию, когда он покинул свою полосу и оказался на полосе, где транспорт движется навстречу. Тогда часто возникают аварийные ситуации, влекущие за собой столкновения, опасные для жизни пассажиров.
В ряде случаев выезд на встречку допустим, но основная масса таких происшествий влечет нарушений ПДД и применение наказаний, прописанных в ст. 12.15 и 12.16 КоАП. Именно этим нормативным документом устанавливаются виды нарушений и размер полагающегося наказания.
Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.
Нарушение | Наказание | Исключение |
---|---|---|
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.
Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. |
1 000 — 1 500 рублей | Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников. |
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении. |
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим. |
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | — |
Выезд на встречную полосу: штраф
Несмотря на то, что нормами современного законодательства не предусмотрено четких указаний, когда выезд на встречку считается допустимым, в судебной практике все же сформировались такие «неписанные нормы».
Штрафовать за движение по встречной полосе в 2021 году не будут, если:
- Манёвр имел место на участке дороге, где отсутствует всяческая разметка. То есть, нет запрета, предполагается что разрешено. В таком контексте можно трактовать, что если на дороге нет знака – запрета на обгон, то совершить его можно. Но манёвр в этой ситуации допустим лишь при условии, что ему сопутствует сложившаяся дорожная ситуация. То есть на встречной полосе отсутствует интенсивное движение машин.
- Езда по встречной полосе проходит на трехполосной автотрассе. Такие дороги встречаются не так часто, но как раз они способны облегчить жизнь водителя. Центральная лента как раз адаптирована для объезда препятствий, обгона с обеих сторон. Вот только двигаться стоит по участку, максимально приближенному к собственной полосе.
Важно! Выезд на противоположную часть центральной ленты трехполосной автотрассы – грубое нарушение ПДД, за которое водителю грозит серьезная мера наказания.
Казалось бы, два вышеперечисленных правила довольно четко объясняют допустимость маневра, так в чем же тут кроется «подвох»? Неточность первая: запрет обгона обеспечивают специальные ограничительные знаки. Таким образом, если такого знака не наблюдается, то и обгон допустим (даже если это место не предназначено для соответствующего маневра).
Неточность вторая: при обгоне водитель должен проанализировать ситуацию на дороге и габариты своего транспортного средства. Опять же таки, четких критерий относительно размеров машин и списка критериев не предусмотрено. Некоторого рода «размытость» норм переводит их разряда правил в рекомендации, которые могут быть учтены при рассмотрении конкретной ситуации в суде.
Правилами определены ситуации, когда водитель имеет право выехать на сторону дороги для встречного транспорта, не рискуя таким образом получить штраф или иную санкцию от ГИБДД. Первая описана в п.9.1 ПДД. Выезд на встречную полосу без разметки может быть разрешен только чтобы обогнать ТС или развернуться, если водитель находится на двухполосной дороге без знака, запрещающего обгон или если на дорожное полотно нанесена разметка под номером 1.11. Она выглядит как прерывистая линия с правой стороны.
Автомобилистам запрещено пересекать разметку на трассе, которая разделяет потоки транспорта. Она в Правилах обозначена значениями 1.1 и 1.3 Если требования такой разметки будут нарушены, водитель понесет ответственность в соответствии с положениями КоАП. Получить штраф от сотрудника ГИБДД он сможет, если окажется на дороге с реверсивным движением в полосе, поменявшей направление. Об этом будет сигнализировать красный свет в форме Х или дорожная разметка под номером 1.9 в случаях отсутствия специального светофора. Движение по встречной полосе запрещено:
- На двусторонних дорогах с 4 и более полосами. Повороты налево разрешены только на перекрестках или в местах со специальной разметкой или знаками (п.9.2);
- На трехполосной дороге двустороннего движения с разметкой запрещен выезд на крайнюю полосу слева в соответствии с п.9.3 Правил;
- На двусторонних дорогах, если встречка отделена трамвайными путями, непрерывной, двойной сплошной линией или разметкой 1.11, если пунктирная линия находится с левой стороны;
- На дорогах со знаком, запрещающим обгонять ТС.
Последняя ситуация не выражает полный запрет на выезд на встречную полосу. Если автомобилист сворачивает налево или совершает разворот, заезжая на встречку, сотрудник ГИБДД его не оштрафует. Но если он выезжает навстречу идущим машинам, чтобы совершить обгон, его обязательно остановят и выпишут постановление об админправонарушении.
Штраф за выезд на встречную полосу, совершенный ради объезда препятствия составляет 1,5 тыс. рублей, но автолюбитель может получить и минимальное наказание — 1 тыс. рублей. Под препятствием административное законодательство подразумевает любой объект, находящийся на полосе и не позволяющий продолжать по ней движение, в том числе транспортное средство, остановившееся на проезжей части из-за аварии, яма на дороге и т.д. Штраф в таком же размере положен при объезде препятствия по встречным трамвайным путям. Не является препятствием автомобильная «пробка», ряд машин, ожидающих зеленого сигнала светофора, затор перед переездом через ж/д рельсы. Относительно последнего, то п.15.3 ПДД запрещает объезд стоящих впереди перед переездом автомобилей по встречной полосе.
Штрафная санкция за выезд на встречную полосу при повороте или развороте составляет от 1 до 1,5 тыс. рублей. Он выписывается водителям сотрудниками ГИБДД в случаях нарушения требований знаков на дороге или разметки. Если на дороге есть двойная непрерывная линия или другая разметка, не позволяющая перестроения в левый ряд, а водитель совершает этот маневр, он будет наказан в соответствии с п.2 ч.16 гл.12 Админкодекса РФ.
Водитель имеет право поехать по встречке, если на его полосе стоит транспортное средство на аварийке. В соответствии с ПДД, такое препятствие допускается объезжать исключительно с правой стороны по обочине. Однако если она не соответствует требуемым параметрам, например, маленькая либо имеется высокий бордюр, то можно объехать с правой, пересекая сплошную линию.
Когда водитель поворачивает через сплошную полосу, при этом не доезжает до прерывистой разметки, то ему положен штраф в размере до нескольких тысяч. Либо вы выезжаете со двора, и перед вами при повороте налево имеется сплошная линия. Такое правонарушение приведет к штрафным санкциям, но права будут сохранены.
Как и в предыдущей ситуации, если человек выезжает из переулка, поворачивает влево или его подрезает другой автомобиль, вследствие чего он пересекает сплошную полосу и выезжает на встречку, то правонарушение приведет к штрафу. Лишение прав за такое действие на дороге не предусмотрено.
Рекомендации автовладельцам
Совет первый. Подъезжая к перекрестку, нужно внимательно следить за знаками. Они указывают, по каким правилам можно передвигаться на обозначенном участке дороги, какие маневры совершать допустимо и запрещено.
Совет второй. Даже в час пик не следует перестраиваться на полосу с трамвайной линией, если требуется ехать прямо. Своим маневром водитель может помешать движению общественного транспорта.
Совет третий. Водитель перестроился на полосу движения, где располагаются трамвайные пути в попутном направлении. Его цель – совершить разворот. Тогда нужно двигаться по полотну с рельсами до ближайшего перекрестка, затем подождать прохода встречного потока, и наконец пересечь пути встречного направления, направив авто перпендикулярно.
Штраф за обгон тихоходного транспортного средства, читайте здесь.
Видео: Движение по трамвайным путям,где можно и где нельзя: