Все о камеральных налоговых проверках
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о камеральных налоговых проверках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
НДПИ в налогом законодательстве
Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.
Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.
Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:
- добытые на территории России;
- извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
- добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).
Не облагаются:
- распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
- подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
- минералы в коллекции;
- добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
- ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.
Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:
- в процентах (адвалорная);
- в рублях за тонну (специфическая, твердая).
Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.
Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:
- нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
- попутному газу;
- разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
- водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
- минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
- подземным водам для полива сельхозкультур;
- вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
- нормативным отходам горнодобычи и переработки.
Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.
По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.
С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.
Как оспорить результат проверки
Если в ходе проведения камеральной проверки инспектор выявляет нарушения, то далее он действует следующим образом:
-
в течение 10 дней готовит акт проверки, где отмечает все выявленные нарушения и замечания;
-
после этого в течение 5 рабочих дней отправляет акт налогоплательщику.
В случае согласия с замечаниями, налогоплательщик должен устранить нарушения, уплатить пени, штрафы, недоимку. В противном случае в течение месяца можно подать возражение. У руководителя ИФНС будет 10 рабочих дней для того, чтобы рассмотреть документ и принять решение:
-
привлечь налогоплательщика к ответственности, согласившись с тем, что инспектор не допустил нарушений, сделал правильные замечания и выявил серьезные нарушения;
-
освободить налогоплательщика от ответственности, признав акт проверки недействительным.
Результаты камеральной налоговой проверки
Результат КНП оформляется актом проверки только в том случае, если выявлено нарушение законодательства о налогах и сборах, а сам акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания КНП.
Сообщение налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании КНП законом не предусмотрено.
Если налогоплательщик представлял декларацию с целью получения налогового вычета, то инспекция принимает решение о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ или об отказе в возврате НДФЛ. При подтверждении права на вычет и факта излишней уплаты НДФЛ сумму переплаты должны перечислить на счет налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения заявления о возврате излишне уплаченного налога или окончания КНП, если налогоплательщик представил заявление вместе с декларацией.
Важно понимать, что выездные налоговые проверки в качестве самостоятельной формы налогового контроля не зависят от выводов, сделанных в рамках камеральных проверок и являются самостоятельной формой налогового контроля.
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ: сроки, этапы проведения, что надо знать налогоплательщику
После подачи декларации приключения налогоплательщиков не заканчиваются. Впереди основное препятствие между вами и возвратом налога — камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов.
После того, как вы предоставили декларацию 3-НДФЛ, у инспекции будет три месяца для проведения камеральной проверки. Срок исчисляется с даты получения инспекцией декларации. В связи с этим советуем фиксировать дату сдачи. Причём уведомлять физлицо о начале проверки инспекторы не обязаны (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе проверки выявлены ошибки или несоответствия, инспектор сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в декларацию.
Пояснения необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путём подачи уточнённой декларации.
В последнем случае проверка первичной 3-НДФЛ прекращается, и начинается новая на основе представленной декларации, по которой сроки также исчисляются заново.
Если гражданин предоставил неполный комплект подтверждающих документов, то инспектор вправе их запросить на основании требования. В этом случае документы необходимо подготовить в течение десяти рабочих дней. Налоговая инспекция не вправе затребовать документы или пояснения после истечения срока камеральной проверки.
Требование должно быть составлено не позднее срока её окончания. Но нужно учитывать, что в ваших интересах подтвердить право на вычет.
Если вы этого не сделаете, инспектор просто откажет в вычете, поскольку не будет документального подтверждения (подробнее о том, в какой форме необходимо представлять документы, читайте в статье).
Если нарушения при камеральной проверке не выявлены, то она завершается. Извещать вас об этом инспекция не обязана. В случае, если в вычете отказывают, контролёр должен составить акт проверки в течение десяти рабочих дней после её окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ). А вручить налогоплательщику его должны в течение пяти рабочих дней с даты составления.
Физлицо вправе не согласиться с актом проверки, тогда в течение одного месяца со дня получения акта необходимо представить письменные возражения.
Они будут рассмотрены, причём гражданина обязаны оповестить о сроке рассмотрения, и он вправе на рассмотрении присутствовать.
По истечении срока для представления возражений в течение десяти рабочих дней выносится решение: либо отказывают в вычете, либо подтверждают на него право (в редких случаях выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).
В случае отказа, решение можно обжаловать в Управление ФНС России, а далее обратиться в суд.
Если право на вычет подтверждено на основании решения или просто истекли три месяца для проверки и акта не было, то налог должен быть возвращён в течение месяца после подачи заявления на возврат, но не ранее окончания срока камеральной проверки. Если в отведённое время денежные средства так и не были получены — можно требовать проценты за просрочку (читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»).
Все эти сроки и этапы прописаны в Налоговом кодексе и должны соблюдаться инспекторами, однако, как показывает практика, последние зачастую ими пренебрегают, поскольку большинство налогоплательщиков за этим не следят.
Камеральная проверка налоговой декларации 3-НДФЛ
Российским законодательством предусмотрена обязанность плательщика, не имеющего статус предпринимателя, подать налоговую декларацию 3-НДФЛ только в случае получения в отчетном периоде какого-либо дохода. Для получения социального или имущественного вычета гражданин может обратиться в инспекцию в порядке осуществления своих прав, а не обязанностей.
При проведении контрольных мероприятий налоговый инспектор обязан уложиться в срок, предусмотренный ст. 88 Налогового кодекса РФ. Срок камеральной проверки 3-НДФЛ в 2018 году не должен превышать 3-х месяцев с момента ее подачи. За этот период работником налогового органа проверяется:
- Соблюдены ли сроки подачи декларации;
- Наличие или отсутствие ошибок в представленной информации;
- Законность и обоснованность заявленных вычетов;
- Соответствуют ли сведения, содержащиеся в отчете, данным полученным от других источников (факультативных участников налогового контроля, таких как Регистрационная палата или органы ГИБДД).
Срок проверки декларации 3-НДФЛ для налогового вычета в 2018 году также, как и в случае отражения в отчете полученных доходов, составляет 3 месяца. Причем, если декларация была отправлена по почте, датой ее представления в налоговый орган будет считаться дата ее отправки. Несмотря на то, что начать проверочные действия должностное лицо ФНС может только с момента получения декларации, срок начала контрольных мероприятий будет исчисляться с даты календарного штемпеля места отправления отчета.
Теперь, когда стало ясно, что такое налоговая камеральная проверка, стоит рассмотреть порядок проведения:
- проверяется полнота, своевременность предоставленной документации;
- оценивается (визуально) правильность оформления;
- проверяется точность расчетов, правильность отображения главных показателей;
- проверяется правильность вычисления облагаемой налогами базы.
Камеральная налоговая проверка проводится не только удаленно. Бывает необходимость в вызове главы компании либо ИП на налоговый допрос. Они обязаны на него явиться, об этом говорится в Российском Налоговом Кодексе. Кроме того, согласно ст. 86, а также ст. 90-97 из Российского Налогового Кодекса, проверяющие вправе выполнять следующие действия:
- настаивать на проведении экспертизы;
- вызывать на допрос свидетелей;
- осуществлять выемку деловых бумаг;
- привлекать специалистов, пользоваться услугами переводчика;
- осматривать территорию, помещение для получения необходимых доказательств;
- проводить встречные проверки (запрашивать деловые бумаги как у плательщика налогов, так и у его контрагентов, иных лиц).
Если субъект, в отношении которого проводится КНП, отказывается предоставлять запрошенную проверяющими документацию или другие данные, ему грозит ответственность в соответствии с российскими законами. Так, в Российском НК (в его статье 126) сказано, что на плательщика налогов может быть наложен штраф. Размер его – 200 рублей, которые нужно будет заплатить за каждый не предоставленный документ.
Оформление результатов проверки
После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.
В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.
В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.
Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.
Вправе ли контролеры при проверке НДПИ требовать статотчетность
По общему правилу (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ) при проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у компаний дополнительные сведения и документы.
Анализируя достоверность данных в декларации, они должны пользоваться источниками информационных ресурсов налоговых органов. Однако в пункте 9 статьи 88 Налогового кодекса РФ содержится оговорка, касающаяся проведения камералки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, в том числе НДПИ. Проверка НДПИ предполагает, что инспектор вправе истребовать у компании иные документы.
Правда, они должны быть напрямую связаны с исчислением НДПИ и являться основанием для расчета налога. Если же речь идет о документах, которые могут только косвенно помочь при анализе обоснованности исчисления налога, намерения инспектора неправомерны.
Камеральная налоговая проверка – испытание для любой компании. А если она еще сопровождается неправомерными действиями со стороны инспекторов, вдвойне неприятно.
Мы выяснили, каких преднамеренных нарушений во время контрольного мероприятия можно ожидать от ревизоров. Постоянные изменения и дополнения в НК заставляют бухгалтеров обращаться за советом к налоговым органам. Казалось бы, налогоплательщик не должен выяснять, кто компетентен в интересующем его вопросе, но в реальности найти инспектора, способного дать грамотный и качественный комментарий по какому-нибудь нововведению, невозможно.
Даже найдя нужного сотрудника, бывает сложно добиться от него ответа. При том, что в НК сказано об обязанности работника инспекции бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих сборах.
НДПИ в 2020 — 2021 годах — сроки сдачи отчета и уплаты налога
По строке 010 указывается код вида добытого полезного ископаемого 03200 или 03300 согласно приложению к инструкции по заполнению.
По строке 020 указывается КБК, а в строке 030 код по ОКЕИ. По строке 040 указывается налог (сумма значений строки 220 всех подразделов 3.1.). По строке 045 отражается сумма налогового вычета.
При заполнении раздела 3 в отношении газа горючего природного по строке 045 проставляется ноль, а значение строки 050 должно быть равно значению строки 040.
По строке 050 указывается налог к уплате (разность строк 040 и 045).
По строке 060 отражается коэффициент Кшфлу. По строке 070 указывается количество добытого газового конденсата. По строке 080 указывается ставка налогового вычета.
По строкам 090-187 фиксируют разные показатели, определяемые в соответствии со ст. 342, 342.4, 342.5 НК РФ.
По строке 210 указывается сумма налога по участку недр в рублях, по строке 215 — вычет.
По строке 230 указывается значение степени выработанности запасов газа горючего природного конкретного участка недр. По строке 240 прописывается базовое значение единицы условного топлива. По строке 250 отмечают коэффициент, показывающий процент добытого газа горючего природного в общем количестве данного газа и газового конденсата, добытых в истекшем налоговом периоде на участке недр с залежами углеводородного сырья.
По строкам 260-310 отмечают наименование и глубину залежи, ее плотность, коэффициенты. По строке 310 указывается сумма налога по залежи.
Заполнение строк 010-050 аналогично заполнению одноименных строк второго раздела. В строке 060 нужно указать наименование месторождения, в строке 070 — дату начала добычи.
По строке 080 указывается стоимость единицы добытого полезного ископаемого, по строке 090 — минимальная предельная стоимость единицы углеводородного сырья.
По строке 100 указывается объем проданного добытого ископаемого, по строке 110 — выручка от его реализации.
По строке 120 указывается скорректированная выручка от реализации.
По строке 130 указывается налоговая база по добытому полезному ископаемому, по строке 140 — сумма исчисленного налога, а по строке 150 — скорректированная сумма исчисленного налога.
По строкам 010 — 040 подраздела 6.1 отмечают данные для расчета суммы прямых расходов, относящихся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. По строкам 050 — 090 указываются данные для расчета суммы косвенных и иных расходов по добыче ископаемых.
По строке 110 подраздела 6.2 указывается код по ОКЕИ. По графе 1 проставляется код добытого полезного ископаемого, по графе 2 — его количество. По графе 3 указывается доля добытого полезного ископаемого в общем объеме добычи. По графе 4 отражаются расходы (строка 100 х графа 3).
На каждый участок недр по добыче угля заполняется отдельный лист.
По строке 010 указывается КБК. По строке 020 указываются реквизиты лицензии. По строке 030 проставляется код по ОКЕИ, по строке 040 — код по ОКТМО. По строке 050 нужно указать коэффициент Ктд (ст. 342.3 Кодекса), а по строке 055 — признак его применения.
В подразделе 7.1 налогоплательщик отражает количество добытого угля отдельно по каждому виду угля.
По строке 060 подраздела 7.2 указывается остаток неучтенных расходов (стр. 060 подр. 7.2 = стр. 160 подр. 7.2 за предыдущий налоговый период).
По строке 070 нужно зафиксировать расходы по обеспечению безопасных условий и охраны труда при добыче угля, в строках 080-100 из строки 070 выделяют виды расходов.
По строке 110 указывают расходы по обеспечению безопасности, включаемые в налоговый вычет.
В строку 120 заносят коэффициент Кт, который не может быть больше 0,3.
По строке 130 указывают налог без учета налогового вычета. По строке 140 фиксируют предельную величину налогового вычета (стр. 130 х стр. 120). По строке 150 нужно указать налог к уплате с учетом налогового вычета.
По строке 160 указывают остаток неучтенных при определении налогового вычета расходов на конец налогового периода.
В подразделе 7.3 производится расчет суммы налоговых вычетов по участку недр.
По строкам 070 — 220 заполняются данные для расчета суммы одного налогового вычета, который возник в определенном налоговом периоде.
Строки 010 — 050 заполняются аналогично одноименным строкам раздела 4.
По строке 060 указывается степень выработанности запасов нефти участка недр.
По строке 070 указывается год начала промышленной добычи нефти.
По строке 080 указывается коэффициент Кндд.
По строке 090 отражается средний уровень цен нефти сорта «Юралс».
По строке 100 указывается среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации.
По строке 110 указывается признак коэффициента Кг.
По строке 120 отражается коэффициент Кг.
По строке 130 указывается значение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.
По строке 140 указывается сумма налога, исчисленного при добыче нефти на участке недр.
По графе 1 проставляется код основания налогообложения добытых полезных ископаемых (приложение № 3 к порядку заполнения декларации).
По графе 2 указывается количество нефти, подлежащей налогообложению.
Налоговики будут проводить камеральную проверку без декларации
Начиная с 1 октября 2020 года, «наиболее добросовестные» налогоплательщики могут рассчитывать на укороченную камеральную проверку декларации по НДС в которой заявлено возмещение налога. Укороченная проверка проходит 1 месяц после крайнего срока сдачи декларации, установленного НК РФ (письмо ФНС № ЕД-20-15/129 от 6 октября 2020 года). Если подается «уточненка» с возмещением НДС из бюджета, то месяц проверки отсчитывается от даты подачи уточненной декларации.
Такие нововведения являются пилотным проектом, самое интересное, кто же заслужит подобные преференции и право на укороченные сроки проверки. Добросовестными налогоплательщиками, по мнению ФНС, считаются плательщики налога, безупречно прошедшие автоматизированный контроль с помощью системы АСК НДС-3. Кроме того, вычеты в декларации у них должны быть подтверждены инспекцией более чем на 70%. Одновременно более 80% вычетов должны составлять счета-фактуры поставщиков низкого и среднего уровней риска, а также не менее 50% контрагентов должны присутствовать в предыдущей декларации.
Если вы получили требование из ФНС, ознакомились с ним, после чего поняли, что в сданной декларации действительно есть ошибка, то не дожидайтесь окончания «камералки». В этом случае нужно быстро отправить уточненный расчет, что позволит вам избежать штрафа и дополнительных контрольных мероприятий со стороны налоговой инспекции.
После получения от вас «уточненки» инспекторы прекратят проверку первоначальной, содержащей ошибки декларации и переключатся на проверку «уточненки» (пункт 9.1 статьи 88 НК РФ).
Важный нюанс, если ошибка привела к тому, что база по налогу или страховым взносам в первом отчете занижена, то вначале доплатите в бюджет недоимку с пенями, а потом отправляйте «уточненку» (подпункт 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, письма Минфина № 03-02-07/1/53498 от 13 сентября 2016 года, ФНС № ЕД-4-15/21472 от 14 ноября 2016 года).
Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:
- инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
- отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
- содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
- направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.
В перечисленных случаях не игнорируйте требование, на него все равно нужно обязательно отреагировать. Для этого заполните уведомление на бланке, утвержденном приказом ФНС № ММВ-7-2/204 от 24 апреля 2019 года, и отошлите в налоговую инспекцию в общие сроки.
Ситуация № 1: Налоговики требуют пояснить отсутствие выручки в декларации.
Отсутствие выручки в декларации не является ни нарушением, ни ошибкой. Готовя ответ на требование, укажите реальные причины, по которым выручка временно отсутствовала.
Например, причинами мог стать режим самоизоляции и отсутствие клиентов физлиц или к вам не поступило сырье, необходимое для выпуска готовой продукции, и так далее. В ответе также можно указать предполагаемые сроки выхода компании из критической ситуации и принимаемые для этого управленческие решения.
Запрашивая информацию об отсутствии вашей выручки, инспектор пытается разобраться, не являетесь ли вы фирмой-однодневкой, оперативный ответ на требование отведет от вашей компании фокус внимания контролеров.
Ситуация № 2: вы сдали декларацию, в которой при отсутствии доходов имеются расходы, которые компания покрывает, инспектор просит дать пояснения.
Такая ситуация тоже не является нарушением. Кроме того вы не обязаны отчитываться, откуда вы взяли деньги на выплату зарплаты или покрытия иных расходов предприятия, при полном отсутствии выручки.
В письменном ответе на требование укажите, что расходы были оплачены за счет заемных средств, помощи учредителя, оборотных запасов или иных источников финансирования, которые фактически были вами использованы. Обычно этого бывает достаточно и инспекторы, получив такой ответ, будут удовлетворены полученной информацией.
Ситуация № 3: в декларации по НДС заявлен вычет, который выше среднеотраслевого в регионе, поступило требование обосновать вычет НДС.
Вычет, превышающий средний показатель, тоже не является нарушением, но его необходимо обосновать на цифрах в письменных пояснениях, чтобы у инспекторов снялись подозрения в необоснованной налоговой выгоде или в использовании незаконных способов оптимизации НДС.
В ответе на требование укажите, что получали товары с отсрочкой оплаты или что сделали предзаказ у поставщиков, а реализовать его сразу покупателям не удалось. В подобной ситуации налоговики могут настаивать на переносе вычетов, но вы это делать не обязаны. Однако если декларация была подана на возмещение НДС из бюджета, будьте готовы к углубленной налоговой проверке.
Ситуация № 4: от налоговиков получен запрос на предоставление бизнес-плана организации или ИП.
Этот тот случай, когда предоставлять информацию вы не обязаны. Поэтому предоставить бизнес-план вы можете только по своему желанию. Чтобы не навредить себе, учитывайте, что у фискалов появится дополнительная информация для анализа вашей будущей налоговой базы. Что, в свою очередь, может повлечь дополнительные вопросы, если прогнозы бизнес-плана не оправдаются.
На такой запрос следует ответить, что нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет, а также НК РФ не предусматривают составление бизнес-плана. Поэтому компания его не составляет и прислать в инспекцию не имеет возможности.
Чтобы успокоить инспекторов, можете сослаться на имеющуюся сезонность бизнеса.
Например, указать, что выручка в IV квартале обычно максимальная за год, а в I квартале ожидается самый большой спад продаж, конкретные цифры при этом указывать совсем необязательно.
Ситуация № 5: после окончания камеральной налоговой проверки директора вызвали для дачи пояснений, после чего у него запросили документы.
Инспекторы явно хитрят и хотят дополучить документы, которые вы предоставлять уже не обязаны, потому что срок проведения камеральной уже проверки вышел. Не поддавайтесь на уловки контролеров.
Сам вызов директора, например, для дачи устных пояснений по вычетам, является законным (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ). Такой вызов не имеет временных ограничений в рамках проверки. В то же время запрашивать документы при вызове для дачи пояснений налоговая не вправе, устные пояснения — это только беседа на словах и ничего более.
Ситуация № 6: фирма исключена из ЕГРЮЛ, но директор получил требование о даче пояснений в рамках камеральной налоговой проверки.
Например, в сентябре ООО ликвидировано, а в октябре пришло требование из ФНС.
Такое требование по ликвидированному ООО директор может смело выкинуть в мусорное ведро.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (пункт 3 статьи 49 ГК). Следовательно, после завершения процедуры ликвидации и исключения компании из ЕГРЮЛ камеральные и выездные проверки организации проводиться не могут.
Никакие запросы, в том числе и по встречным проверкам, ликвидированная организация и бывший директор исполнять не обязаны, так же, как и вообще на них как-то реагировать.
Ситуация № 7: в рамках камеральной проверки УСН сотрудники ФНС запросили копию «Книги учета доходов и расходов» (КУДиР), в требовании не указано, какие ошибки и противоречия выявлены в декларации по единому налогу.
Налогоплательщик не обязан предоставлять КУДиР по такому требованию. В рамках камерального контроля декларации по УСН налоговая вправе истребовать все расходные документы (на основании пункта 7 статьи 88 НК РФ), но КУДиР в этот список не входит.
А когда в требовании не указано, какие ошибки и противоречия выявлены в декларации, то на такое требование можно не отвечать. Оно считается незаконным. Требов��ть представить какие-либо дополнительные документы к пояснениям инспекция не вправе.
Все ставки для расчета в 2020-2021 годах НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:
- выраженные в процентах;
- установленные в рублях.
Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:
- колебание потребительских цен;
- способ добычи;
- характеристики территории разрабатываемого месторождения;
- колебание мировых цен;
- уровень сложности добычи;
- степень выработанности месторождения.