Как составить возражение на акт налоговой проверки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить возражение на акт налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.
Основные нюансы в составлении возражения
При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:
- адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
- сведения об отправителе (название компании и адрес),
- номер возражения и дату его составления.
В основной части следует обозначить
- акт, в отношении которого составляется возражение,
- подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.
В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).
Порядок вынесения решения по результатам налоговой проверки
- Через 10 дней после окончания срока передачи первичных возражений ИФНС приглашает представителей предприятия на обсуждение материалов. Специалисты ООО «АРНИКОН» принимают участие в мероприятии в качестве свидетеля. В случае запроса информации и документов, а также при организации экспертизы консультируем клиента и помогаем в сборе истребованных от него сведений.
- Если дополнительные материалы и доказательства от третьих лиц противоречат позиции хозяйствующего субъекта, мы направляем повторные возражения (для этого отводится еще 10 дней).
- Присутствуем при окончательном рассмотрении акта в ИФНС и принятии решения по результатам налоговой проверки, контролируем его своевременное получение (через 5 дней после утверждения).
Наши специалисты проверят, чтобы исполнительный документ содержал только уже оговоренные претензии и эпизоды из акта налоговой проверки, не предполагал начисления налогов сверх тех, что были изложены ранее.
Основания для написания возражений
Статья 100 Налогового Кодекса РФ определяет опциональный характер возражений. Это означает, что возражения не являются обязательным условием обжалования выводов налоговой проверки, тем более что на любой стадии проверки налогоплательщик имеет право дачи письменных пояснений.
Подвергшийся контролю налогоплательщик может на свое усмотрение:
- написать возражения, дождаться принятия решения и обратиться в вышестоящий налоговый орган, а потом в суд, если решение будет принято не в пользу налогоплательщика;
- дождаться решения по акту проверки и, если решение будет неблагоприятным, обратиться в вышестоящий налоговый орган без предварительного написания возражений.
Таким образом, основаниями для написания возражений будут служить:
- несогласие с актом проверки;
- нарушения, допущенные налоговиками при проведении проверки либо при составлении акта.
Отличия возражений при различных видах налогов
При составлении возражений учитываются нормы, установленные для каждого вида налогов.
Положение | НДФЛ | НДС | Налог на прибыль |
Налоговый период для определения санкций | Год | Квартал для обычных видов деятельности | Год |
Законодательная норма НК РФ | Глава 23 | Глава 21 | Глава 25 |
Ссылка на документы от контрагентов | Основания отсутствуют, учет ведется в разрезе работников | Приводятся ссылки на документы от каждого партнера | Используются документы первичного учета от партнеров и самостоятельно сформированные – расчеты, внутренние накладные, акты, справки |
Возможные нарушения | Несвоевременность удержания, перечисления налога, ошибки предоставления вычетов | Неправомерность вычетов, занижение базы, нарушение периодов применения вычетов | Занижение базы, принятие к учету неоправданных расходов, недостоверность первичного учета |
Акт изучен. Что теперь?
Компания изучила претензии налоговиков. После этого компания должна заявить, что совокупность доказательств инспекции недостаточна, а выводы инспекции противоречат собранным ею же доказательствам. Например, нужно по пунктам разложить, что:
- инспекция не оспорила, что хозяйственные операции были в реальности и имеется конечный результат (например, построенный объект или товар, который был дальше продан и т.д.);
- стоимость товара или работ от «проблемного» контрагента не превышают среднерыночные;
- инспекия на доказала, что контаргент компании — однодневка, поскольку банковская выписка подтверждает хозяйственные расходы (компания покупала товары для офиса), брала кредиты, оплачивала транспортные перевозки и т.д.
Выводы о возражениях на акт выездной налоговой проверки
Акт налоговой проверки составляется как после камеральной, так и после выездной проверки, если проверка нашла нарушения в деятельности налогоплательщика.
Оспаривание акта проверки — важный этап спора с налоговой службой, и пренебрегать этим этапом нельзя. Именно на этом этапе должна формироваться ваша тактика защиты и круг доказательств, которые будут фигурировать на всем этапе обжалования.
Доказательства недобросовестности контрагентов (допросы, банковские выписки и т.д.) можно разложить по полочкам и найти там несоответствие действительности.
Инспекция часто допускает ошибки при составлении акта. За них можно зацепиться и доказать, что позиция ФНС несостоятельна, а значит, доначисления незаконны.
Акт налоговой проверки и его правовая сущность
Акт налоговой проверки — это документ, который фиксирует результаты проведенной проверки и содержит позицию контролеров по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком.
Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Однако при выездных это происходит всегда, а при камеральных только в том случае, если налоговики выявили нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ)
Ранее мы подробно рассказывали об акте камеральной проверки и акте выездной проверки.
Акт не является итоговым документом. Он информирует налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков, но не содержит каких-либо требований к нему и не порождает правовых последствий — а значит, не может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О). Итоговым документом выступает решение, принимаемое в ходе рассмотрения материалов проверки, к которым относится в том числе и акт.
Об обжаловании «проверочного» решения читайте в статье «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Срок, установленный для рассмотрения материалов проверки, может быть продлен по решению инспекции, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Форма такого решения приведена в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@. В нем обязательно указывается основание (причина) продления срока. Налогоплательщик должен быть ознакомлен с указанным решением.
Как правило, продление связано с необходимостью проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При их проведении налоговики вправе использовать ограниченный набор контрольных процедур (п. 6 ст. 101 НК РФ):
- истребование документов у налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ;
- истребование документов о налогоплательщике у контрагентов и иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ;
- допрос свидетеля;
- проведение экспертизы.
Осуществление иных контрольных процедур на данном этапе незаконно и может привести к отмене решения по результатам проверки.
Причем основной целью указанных мероприятий является получение дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих факт нарушений, отраженных в акте проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ). Поэтому налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за нарушения, выявленные в ходе дополнительных мероприятий, но не отраженные в акте проверки (п. 3.1 таблицы).
Налоговый кодекс не содержит требований к оформлению результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Руководствуясь этим, Минфин России делает вывод об отсутствии у налоговых органов обязанности составлять акт или справку по результатам таких мероприятий (Письмо от 26.10.2011 N 03-02-08/112). Несмотря на это, налоговые органы обязаны до вынесения решения ознакомить налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий, а также обеспечить ему возможность представить свои возражения и участвовать в рассмотрении материалов проверки (п. 3.2 таблицы).
В каких случаях составляют возражение
Для восстановления нарушенных прав и отстаивания личной позиции налогоплательщика по предмету проверки законодатель предусмотрел такой правовой инструмент, как возражение. Получая от ИФНС документ о результатах проверки, вы вправе написать возражение на акт камеральной проверки, выразив тем самым свою позицию. Заметим, что законодатель представляет такое действие со стороны налогоплательщика правом, а не обязанностью.
Среди оснований возражения выделяют:
- ошибки или неточности в документе ИФНС;
- нарушение прав в ходе проведения проверки;
- несогласие с изложенными ИФНС фактами, выводами, дополнениями по акту (п. 6.2 ст. 101, п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Игнорирование предоставления своего сообщения не лишает вас права обратиться в суд и там изложить свою позицию. Непредоставление возражения не указывает на согласие с позицией ИФНС. Такое положение подтверждается практикой: постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 по делу № А64-1496/08-22. Если возражения не предоставлены, вы можете попросить внести устные пояснения в протокол. Таким действием вы зафиксируете свою правовую позицию.
Эксперты КонсультантПлюс составили руководство по налоговым проверкам. Используйте его бесплатно, чтобы разобраться в правилах и подготовиться к визиту контролеров.
, чтобы прочитать.
Когда представляются возражения на акт проверки
По завершении выездной проверки налоговым органом составляется акт, где приводятся факты нарушения проверяемым налогоплательщиком налогового законодательства, если таковые имелись.
О том, что такое налоговый мониторинг и почему он позволяет избежать налоговых проверок, читайте здесь.
Однако бывает, что проверяемое лицо несогласно с доводами инспекции, приведенными в акте. В этом случае у налогоплательщика существует право представить в налоговую свои пояснения по акту проверки (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ) либо возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ). С помощью возражений налогоплательщик может повлиять на принятие решения налоговым органом по результатам проведенной проверки.
О том, каким образом представляются пояснения налогоплательщика по материалам налоговой проверки, читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».
При подаче возражений соблюдайте установленные для этого сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ):
- возражения подаются не позднее 1 месяца с момента получения акта проверки;
- момент получения акта – это дата расписки налогоплательщика (или его представителя) о получении акта (или 6-й день с даты отправки почтового отправления с актом, п. 5 ст. 100 НК РФ).
Учитывая, что представление возражений не является обязанностью, налогоплательщик может и не представлять их в инспекцию. Это не помешает ему участвовать в рассмотрении материалов проведенной проверки и давать свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Возражение на акт налоговой проверки состоит из двух частей — общей и содержательной. В общей части приводятся основные сведения о налогоплательщике — наименование, ИНН, КПП, адрес, и прочие реквизиты. Кроме того, в этой части следует указать дату начала и окончания проверки, а также наименование налогов, по которым она проводилась. В содержательной части целесообразно:
- перечислить конкретные положения акта проверки, которые вызвали у налогоплательщика возражение;
- обосновать эти возражения, сославшись на нормы Налогового кодекса и других законов, на разъяснения государственных органов и прочую официальную информацию;
- привести сложившуюся по аналогичным делам арбитражную практику.
К письменному возражению налогоплательщик может приложить документы или их копии, которые подтвердят обоснованность его мнения.
Как определить крайний срок подачи возражения?
Например, предприятию выдан акт 10 апреля 2017 г. В этом случае последний день для подачи возражения — 20 апреля 2017 г. для камеральной и 10 июня 2017 г. для выездной.
Бывают случаи, когда срок попадает на число, которого в том месяце не существует, тогда последним днём для представления возражения является последний календарный день этого месяца.
Например, налоговая инспекция представила предприятию акт выездной проверки 31 июля 2016 г. Значит, последний день для возражения будет 30 сентября 2016 года.
Ранее были более строгими требования к соблюдению сроков, в настоящее время можно возражать и позже, но всё-таки рекомендуется укладываться в сроки.
Если всё-таки предприниматель задержался, возражения можно подготовить к моменту рассмотрения материалов проверки, куда приглашается представитель проверяемой стороны. Именно на этом заседании должны принять возражения и учесть их в ходе обсуждения.
Время рассмотрения письма
Возражение рассматривается руководителем или его заместителем налоговой инспекции, проводимой аудит. Крайний срок окончания рассмотрения определён десятым днём после окончания срока представления возражения, а не от момента его получения от проверяемого налогоплательщика. На основании п.1 ст.101 НК РФ этот срок может быть продлён до 1-го месяца.
После рассмотрения выносится соответствующее решение. В зависимости от реального положения дел налоговики могут:
- привлечь к ответственности одного или нескольких налоговых инспекторов за нарушение налогового законодательства;
- подготовить отказ о привлечении к ответственности по причине непризнания совершённого правонарушения налоговыми сотрудниками (п.7 ст.101 НК РФ).