Смена директора в АНО в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смена директора в АНО в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Смена исполнительного органа НКО, как и в компаниях иных организационно-правовых форм, подлежит государственной регистрации и сопровождается внесением сведений в ЕГРЮЛ. В отличие от коммерческих хозяйственных обществ в некоммерческих организациях изменение сведений, подлежащих государственной регистрации, в общем случае осуществляется Минюстом РФ (либо его региональным подразделением). Однако в отношении некоторых видов НКО (ТСЖ, ТСН, СНТ) регистрационные действия производит налоговая служба.
Кто может стать учредителем НКО
Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:
- Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
- Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
- Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
- Лицо, действия которого признаны экстремистскими.
Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.
Внесение сведений о втором руководителе НКО
При государственной регистрации некоммерческой организации не всегда набирается достаточное количество учредителей для формирования желаемой структуры органов управления. Поэтому приходится создавать НКО с минимальным набором органов управления, то есть с той структурой органов управления, которая предусмотрена законодательством в обязательном порядке.
После государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица она может начинать деятельность, предусмотренную
уставом НКО
. В ходе реализации деятельности Организации, например, в состав корпоративных организаций, могут быть приняты новые члены. Таким образом, организация развивается и «растет». В связи с увеличенным объемом работы, действующему руководителю все труднее выполнять свои обязанности, поэтому может возникнуть необходимость в создании должности
второго единоличного исполнительного органа.
Если возникла необходимость в создании должности еще одного руководителя, необходимо понимать, что соответствующие изменения должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Такие изменения регистрирует Министерстве Юстиции. Для начала необходимо определиться, как будет называться должность ее одного руководителя. Как правило, назначают Вице-Президента, если есть Президент, или Директора, если есть Председатель.
Для внесения сведений в НКО о дополнительном руководителе необходимо подготовить протокол или решение высшего органа управления, заявление по форме Р13001, Р14001 и новую редакцию устава некоммерческой организации. В протоколе высшего органа управления указывается решение о создании единоличного исполнительного органа организации и кто будет назначен на эту должность. Напомню, что в корпоративных организациях (
общественные организации
,
ассоциации
,
коллегии адвокатов
)
все органы управления формируются из состава членов Организации, в том числе и единоличный исполнительный орган управления.
Нужно определить, будет ли новый единоличный исполнительный орган действовать от имени юридического лица без доверенности или по доверенности. Если руководитель будет действовать по доверенности, то сведения об этом лице в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся, а значит и заявление по форме Р14001 заполнять не требуется. Сведения о таком руководителе указываются в протоколе. Если же лицо будет действовать без доверенности, то сведения о единоличном исполнительном органе указываются еще и в заявлении по форме 14001.
Выход учредителей из состава НКО
После момента регистрации некоммерческой организации учредители несут абсолютно равную ответственность за ее деятельность. Здесь нет распределения обязанностей. И в этом заключается основная особенность такой формы хозяйственной собственности. Для того чтобы осуществить выход учредителей из НКО, необходимо соблюсти определенные нормы законодательного регламента:
- руководителями предприятия организовывается членское собрание;
- во время консилиума принимается решение о выходе из состава определенных лиц;
- составляется протокол, в котором письменно отражается принятое решение членов совета компании;
- любое внесение изменений должно иметь свое основание. Для этой цели заполняется заявление государственного образца;
- подготовленные документы заверяются нотариусом. Стоимость за предоставление подобных услуг можно узнать в нотариальной конторе.
Регистрация изменений некоммерческой организации в ЕГРЮЛ или уставе в 2021 году: пошаговые инструкции, сроки, документы
В целом процедуры регистрации изменений в учредительные документы или сведения ЕГРЮЛ об НКО аналогичны соответствующим порядкам регистрации изменений для ООО и акционерного общества. Однако регистрация изменений в НКО имеет некоторые особенности:
- регистрацией изменений в устав или сведений в ЕГРЮЛ об НКО занимается Минюст
- отличается порядок утверждения устава НКО
- количество документов, представляемых на регистрацию, увеличивается на один экземпляр (так как один экземпляр хранится в Минюсте, второй передается в налоговый орган для внесения регистрационной записи в реестр), также предоставляются дополнительные документы для регистрации, о которых поговорим далее
- регистрация изменений в НКО подтверждается не только листом записи, но и свидетельством о регистрации НКО, выданным Минюстом
- особый порядок изменения состава учредителей НКО (для некоторых НКО вступление новых учредителей невозможно, при этом в случае выхода какого-либо участника из НКО, ввиду прямого указания закона, заявление о внесении изменений подает сам участник, решивший выйти из НКО; если же вступление новых участников допускается законом, то внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется по общему правилу)
Обратите внимание! Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@ ФНС утвердила новые формы заявлений для регистрации компаний, внесения изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы и иных регистрационных действий. Данные формы действуют с 25.11.2020 года. С этого момента утратили свою силу формы заявлений Р13001, Р13002, Р14001 и Р14002. Для внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы используется единая форма заявления Р13014.
Документы при смене директора НКО
Для смены руководителя следует подготовить и представить в Минюст или ФНС следующие документы:
- заверенную копию учредительных документов (например, устава);
- протокол общего собрания учредителей, в котором содержатся сведения о назначении директора;
- заявление по форме Р13014 в 2 экземплярах, подпись директора на одном из которых заверена нотариально;
- нотариальную доверенность, если от имени директора действует иное лицо (оригинал и копию).
Этот комплект представляется в регистрирующий орган и является основанием для смены директора. При этом важно понимать, что в случае представления неполного пакета документов или их неправильного оформления Минюст или налоговая служба вправе отказать в регистрации изменений.
Как видите, смена директора НКО является довольно простой процедурой. Главное — соблюсти порядок ее проведения и правильно оформить все необходимые документы.
- Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ
- Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ
При каких обстоятельствах необходимо вносить изменения в устав НКО
Допустим Ваша Некоммерческая организация занималась деятельностью в рамках определенных целями устава НКО и было принято решение расширить или полностью сменить ее направление. В этом случае обязательно потребуется внести изменения в цели и предмет деятельности устава НКО и скорее всего изменить наименование.
Иногда может потребоваться внести дополнительный вид деятельности в устав НКО для добавления нового вида деятельности или исправления ошибки допущенной при создании НКО. Внести изменение в устав необходимо при смене адреса местонахождения НКО со сменой субъекта или города, в котором ранее находилась Ваша НКО.
В некоторых случаях, при неправильно составленном уставе, вносить в устав изменения требуется даже в том случае, когда субъект не меняется. Менять структуру управления НКО иногда приходится при изменении состава учредителей, введении новых органов с компетенцией закрепленной в уставе или изменении способов контроля НКО.
На самом деле ситуаций может быть очень много, например Вам просто не нравиться название должности единолично исполнительного органа НКО.
Еще одной причиной для внесения изменений в устав, может быть изменение законодательства. Здесь может потребоваться вносить изменения срочно, если законом предусмотрены крайние сроки для приведения уставов НКО в соответствие.
Если законом таких сроков не предусмотрено, вносить изменения нужно в порядке, когда Вам по какой-либо причине будет необходимо изменить действующую редакцию устава. Так было например с некоммерческими партнерствами. Закон был принят в 2014 году, но по сей день некоторые из них не торопятся привести свои документы в соответствие.
Но например в случае с партнерством Вам скорее всего откажут даже в смене директора, пока уставные документы не будут приведены в соответствие.
Давайте подробнее рассмотрим как изменить устав при различных причинах внесения в него изменений.
Регистрация изменений НКО
- В процессе деятельности некоммерческой организации часто возникает необходимость внесения и регистрации изменений в Устав некоммерческой организации и в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
- Необходимость таких изменений, в частности, возникает в следующих случаях:
- — изменение наименования некоммерческой организации; — изменение адреса места нахождения некоммерческой организации; — изменение видов деятельности некоммерческой организации; — изменение срока полномочий руководителя некоммерческой организации.
- Необходимость в регистрации и внесении изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с изменениями в уставе (учредительных документах), в частности, возникает в следующих случаях:
- — избрание нового руководителя некоммерческой организации; — изменение паспортных данных руководителя некоммерческой организации; — смена учредителей (только для частного учреждения) некоммерческой организации.
- При изменениях в учредительные документы некоммерческой организации готовится следующий пакет документов:
- Заявление по форме № Р13001 – 2 экземпляра, один из них с нотариально заверенной подписью,
- Новая редакция устава – 3 экземпляра (2 прошитых),
- Протокол – 2 экземпляра,
- Квитанция об уплате госпошлины – оригинал,
- Действующий устав организации,
- Расписка – 2 экземпляра,
- Доверенность (нотариальная копия), если документы подает не заявитель.
Выход участника из состава некоммерческой организации
Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:
- распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
- отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.
Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.
Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.
Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.
Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:
- приказы на распределение финансов;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
- иные документы.
Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.
В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:
- основная общественная работа – счёт 86;
- предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
- продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.
В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.
Важно! НКО по-прежнему не нужно заявлять о том, куда и как осуществлялось движение денежных средств в 2022 году. Исключением являются организации, работающие в узкоспециализированной сфере, чья деятельность регламентируется отдельными законами.
Некоммерческие организации могут перейти на упрощённое ведение налогов. УСН можно выбрать в момент подачи заявления в налоговую о регистрации НКО или же изменить принятую систему налогообложения уже в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Ограничения для УСН, действующие в 2022 году:
- количество сотрудников (участников НКО) – не более 100 человек;
- доход за ближайшие 9 месяцев – до 45 млн рублей;
- остаточная цена фондов – до 100 млн рублей;
- нет филиалов;
- НКО не производит продукцию, считающуюся подакцизной.
В конце года НКО сдаёт единую упрощённую декларацию. Организация не платит налоги на прибыль, имущество, НДС, для неё рассчитывают единый налог. Если налогообложение ведётся по доходам, величина его составляет 6 %, при «Доходы минус расходы» забирают 15 % от разницы, а если её нет, то 1 %.
Деньги (доходы), использованные на прописанные в уставе цели, налогами не облагаются. Пример таких доходов:
- грант;
- членский взнос;
- пожертвование;
- субсидия на целевые нужды.
НКО, работающие по УСН, распределяют доходы и растраты целевых сумм отдельно.
Важно! УСН для некоммерческих организаций обладает массой преимуществ и в 2022 году их не утратил. Так, руководитель НКО всё ещё выступает в роли главного бухгалтера. По этой схеме выгодно работать организациям, продающим товары, работающим за плату и владеющим облагаемым налогом имуществом.
Каждый год НКО придётся формировать декларацию по НДС. При этом седьмой пункт декларации заполняется, если организация занимается деятельностью, не облагаемой НДС, ею выполняются операции, не облагающиеся НДС, а также:
- результаты деятельности проявляются вне пределов территории РФ;
- производится или поставляется продукт, на создание или доставку которого уходит более полугода.
При обычной системе налогообложения совершаемые НКО операции достаточно обширны. Пример налогообложения при ОСНО выглядит так.
НКО занимается защитой редких животных. Это основной вид деятельности. Но при этом организацией был получен доход за оказанные ею образовательные услуги, что не является основным видом деятельности. Деньги были потрачены на приобретение сыворотки для вакцинации дикой кошки. Новички в области налогового учёта постараются сразу же вычесть из оставшейся суммы налоги. Но в реальности налогами средства, полученные не от основного вида деятельности, не облагаются, поскольку важным представляется именно способ их расходования. В данной ситуации он является целевым, соответствует уставу, способствует достижению закреплённых в нем целей. Это правило и в 2022 году осталось неизменным.
Существует ряд ошибок, считающихся в бухгалтерской среде типичными. Их совершают почти все бухгалтеры, неважно при этом, работает НКО по упрощённой схеме налогообложения, ведёт предпринимательскую деятельность или же существует исключительно на благотворительных началах. Распространены следующие виды ошибок.
- Некоммерческая организация безвозмездно передаёт подакцизный товар, но не платит НДС. Это является нарушением ФЗ РФ № 135-ФЗ от 11.081995. Этот федеральный закон применяется, если НКО передаёт товары или выполняет работы на благотворительной основе. Кажется, всё подходит, но подакцизных товаров закон не касается. Они облагаются налогом по общим правилам.
- Физические лица, не являющиеся сотрудниками НКО, получили пожертвования, с которых не отчислили НДФЛ. В налоговом кодексе (ст. 217) указывается на то, что такие выплаты не облагаются налогами. Но при этом также отмечается, что источником выплат должно быть государство, а никак не НКО. В ряде случаев налогом могут не облагаться деньги, направленные в качестве помощи семье сотрудника, в том числе единовременная помощь (до 2 000 рублей) и подарки (до 2 000 рублей). Налоги рассматриваемой категории не платят организации, включённые в официальные перечни, разработанные Правительством РФ. Но все остальные организации НДФЛ отчислить обязаны.
- НКО не задумывается о правильном бухучёте, у бухгалтера нет отчёта за квартал, полугодие и девять месяцев, при этом организация не работает по упрощёнке. Это также является ошибкой. В упрощённом составе разрешается отчитываться только бюджетным и общественным организациям при условии, что они не занимаются деятельностью, приносящей материальную выгоду, не реализуют товары и услуги.
Эти ошибки считаются самыми распространёнными, помимо элементарной путаницы с проводками и счетами.
Все изменения в бухучете НКО на 2022 г.: что делать уже сейчас
Выход участника из некоммерческой организации обычно происходит быстро и просто. С учредителями дело обстоит сложнее. Это ядро компании. Это тот лидер (или группа лиц), который объединил людей для решения конкретной проблемы.
Если учредитель теряет интерес к управлению, то он подает заявление в ФНС по установленной форме. Требование логично, потому что его данные внесены в реестр юридических лиц. Выход участника из НКО проводится согласно регламенту, прописанному в Уставе компании.
Соблюдая все тонкости законодательных актов, можно беспрепятственно покинуть некоммерческую организацию. Если возникают вопросы, то лучше обратиться к опытному юристу, который даст исчерпывающую консультацию после изучения Устава и конкретной ситуации.
Государство ужесточило требования к смене учредителей в АНО с целью обезопасить самих же участников, ведь после заполнения бланка заявления по форме Р14001 теперь подпись заявителя подлежит обязательному заверению в нотариальной конторе. ФЗ №7 «О НКО» от 31 января текущего 2022 года гласит, что согласие остальных членов организации на выход участника АНО не требуется. Но протокол собрания при замене учредителей оформить всё же необходимо. Кроме заявления и решения общего собрания, в регистрирующий орган не нужно более направлять никаких других документов. Поскольку происходящие изменения не касаются устава АНО, оплата государственной пошлины не взимается, соответственно квитанцию в комплект документов для налоговой службы прикладывать не нужно.
Важно помнить, что для проведения общего собрания учредителей для подписания протокола их следует уведомить не менее чем за месяц. Со дня подписания указанного ранее документа на подачу бумаг в местное отделение ФНС участник имеет всего лишь 3 дня. Учредитель будет считаться покинувшим Общество только тогда, когда происходящие события будут отражены в ЕГРЮЛ.
- Полная процедура смены учредителя Общества с Ограниченной Ответственностью
- Ликвидация ООО посредством смены генерального директора и учредителей
- Решение учредителя об изменении в ООО
Новый порядок выхода учредителей из АНО
- Оригинал свидетельства регистрации организации
- Заявление организации о прекращении своей деятельности
- Квитанция об оплате госпошлины
- Подтверждающий документ, что организация произвела все расчеты с негосударственного фонда
- Выписка из публикации о прекращении деятельности
- Информация о всех учредителях и главном бухгалтере
- Копии устава и гос. реестра
За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!
Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.
Доверенность представляет собой письменный документ , в котором содержатся полномочия представителя действовать от имени представляемого перед третьими лицами ( п. 1 ст. 185 ГК РФ). От того , смог ли представляемый соблюсти все правила выдачи доверенностей , зависит как действительность сделок и иных юридических действий , совершенных представителем от имени представляемого , так и определенность во взаимоотношениях между представителем и представляемым.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Доверенность всегда оформляется в письменном виде путем составления единого документа*. Это следует из содержащегося в Гражданском кодексе РФ определения , в котором сказано , что доверенность « представляет собой письменный документ» ( п. 1 ст. 185 ГК РФ). Данное правило действует без каких-либо исключений , в связи с чем не допускается оформление полномочий представителя в устном виде или путем обмена письмами.
Коротко опишу каждый:
1. С юрлицом заключен договор о корпоративном обслуживании, регулярно поступают от них заявочки на билеты, отели и пр. Все норм. Далее приходит заявка отправить более 20 человек от этой конторы в одну из стран шенгена на рожденственские каникулы. Так как отношения с ними у меня были замечательные, иду на встречу, когда стали задерживать документы на визы. Как итог по взаимному доверию меня и сотрудника, отвечающего за сбор доков, визы оформить не успели, поездка сорвалась, убытки колоссальные. Далее это юрлицо ни на какие договоренности не идет, претензию не пишет (!), типа сама знаешь про свой косяк, а пишет сразу заявление в ОБЭП. Это идет как бы основной эпизод.
Возможность выхода из состава участников НКО предусмотрена Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, а также главой 4 Гражданского Кодекса РФ. Для того чтобы выйти из НКО, должны быть основания – собственное желание учредителя юридического лица. Согласие других участников НКО для этого не требуется.
Если собственник по каким-то причинам решил покинуть бизнес, его доля должна быть отчуждена. Существует несколько способов добровольного отчуждения доли — ее можно реализовать (продать, подарить) или передать обществу. Разница между этими способами заключается в двух аспектах:
Для внесения сведений в НКО о дополнительном руководителе необходимо подготовить протокол или решение высшего органа управления, заявление по форме Р13001, Р14001 и новую редакцию устава некоммерческой организации. В протоколе высшего органа управления указывается решение о создании единоличного исполнительного органа организации и кто будет назначен на эту должность. Напомню, что в корпоративных организациях (
Если же осуществляется выход из состава учредителей ООО, то доля передается самому обществу. При таком варианте развития событий выходящий собственник получает взамен компенсацию в размере ее действительной стоимости, то есть часть активов организации. Иначе говоря, при выходе из ООО денежные средства или имущество участнику должно передать само общество.
Если происходит купля-продажа, то расчет за долю производится между выходящим участником и ее новым собственником. В случае дарения доля передается безвозмездно. В обоих указанных случаях новым участником ООО становится лицо, которое в результате этой сделки приобретает долю. Отдельно стоит добавить, что сокращения имущества общества не происходит.
- без доверенности действует от имени Ассоциации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки;
- выдает доверенности на право представительства от имени Ассоциации, в том числе доверенности с правом передоверия;
- открывает и закрывает в банке счета Ассоциации;
- осуществляет общее руководство всей деятельностью Ассоциации;
- осуществляет общее руководство деятельностью создаваемых Ассоциацией комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп;
- утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы Ассоциации, за исключением документов, утверждение которых отнесено настоящим Уставом к компетенции Общего собрания членов;
- осуществляет прием в члены в Ассоциацию, в порядке определенном Общим собранием членов Ассоциации;
- осуществляет исключение членов из членов Ассоциации, в порядке определенном Общим собранием членов Ассоциации;
- ведет реестр членов Ассоциации;
- в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения, приказы и иные акты по вопросам деятельности Ассоциации, обязательные для исполнения членами и штатными сотрудниками Ассоциации;
- распоряжается имуществом Ассоциации в пределах, установленных Общим собранием членов Ассоциации, настоящим Уставом и действующим законодательством Российской Федерации.
- от лица Ассоциации взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными, коммерческими и некоммерческими российскими, зарубежными и международными организациями и гражданами;
- руководит международной деятельностью Ассоциации;
- предъявляет от имени Ассоциации претензии и иски к российским и зарубежным юридическим лицам и гражданам;
- ежегодно отчитывается перед Общим собранием членов Ассоциации о результатах своей деятельности;
- осуществляет иные полномочия, не входящие в компетенцию других органов Ассоциации.
Выход учредителя (участника) из НКО
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это значит, что ее первоочередной задачей не является материальный заработок и его распределение между учредителями, хотя закон не запрещает заниматься коммерцией для достижения плановых целей. НКО отличает от коммерческих структур именно их основная цель – достижение того или иного общественного блага.
К задачам НКО могут относиться вопросы:
- социального характера;
- благотворительности;
- культурной сферы;
- природоохранения;
- здравоохранения населения;
- обучения и научной деятельности;
- спортивной отрасли;
- духовных потребностей людей;
- защиты интересов и прав разных категорий населения, в том числе и юридических;
- посредничества в конфликтах.
К СВЕДЕНИЮ! Государство регламентирует деятельность НКО в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».
Определяющие признаки НКО:
- прибыль не является целью деятельности юрлица;
- средства не распределяются между учредителями;
- сформулированная в Уставе сфера деятельности относится к области социальной защиты, культуры, науки спорта и других общественных благ.
Закон обязывает именовать НКО с помощью двух компонентов:
- имени собственного;
- указания на его ОПФ.
Например: потребительское общество «Гидростроитель», благотворительный фонд «Спасая сердца», религиозная организация «Адвентисты седьмого дня» и др. Некорректная формулировка может сослужить плохую службу при регистрации.
Если в процессе функционирования решено будет переименовать НКО или сменить его ОПФ, нужно будет зарегистрировать эти изменения государственным порядком. Это довольно трудоемкий процесс, предусматривающий внесение изменений во все учредительные документы, уничтожение печати и изготовление новой, уведомление всех контрагентов, банка, органов статистики, социальных фондов.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Формулируя наименование НКО, проверьте, не зарегистрирована ли уже организация с таким названием – это также будет основанием для отказа в регистрации.
Поскольку в названии НКО нужно четко прописывать вид деятельности, исключены совпадения с названиями коммерческих организаций.
После регистрации у НКО будет исключительное право на применение названия.
Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:
- иностранные персоны нон грата;
- лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
- объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
- лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
- недееспособные граждане.
Смена адреса некоммерческой организации
С 01.01.2016г. согласно ФЗ № 67 от 30.03.2015г. такая процедура, как смена юридического адреса некоммерческой организации, существенно изменилась. Теперь смена места нахождения стала 2-этапной для юрлиц. При этом изменение адреса для НКО или иного юрлица осталась, как и прежде, одноэтапной. Суть изменений в том, что теперь о смене муниципального образования нужно об этом сначала уведомлять свой ИФНС и только по истечении 20 дн. вносить документы на гос. регистрацию нового адреса по другой ИФНС.
Некоммерческие организации, когда происходит смена адреса, как и при госрегистрации, имеют множество особенностей, касающихся порядка внесения изменений, в отличие от коммерческих организаций. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» сведения о месте нахождения некоммерческой организации должны содержаться в ее учредительных документах. При этом в настоящее время, согласно действующим ФЗ, например, в Уставе может быть прописано только муниципальное образование (город или другой населенный пункт), а непосредственно адрес (улица, дом и т. п.) только в ЕГРЮЛ. В этом случае проще вносить изменения, если планируется лишь смена юридического адреса некоммерческой организации и в меньшем объеме можно подавать требуемые документы.
При смене места нахождения некоммерческой организации в первую очередь необходимо зарегистрировать изменения в учредительных документах некоммерческой организации и внести изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. В дальнейшем необходимо получить новое свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, уведомить о смене места нахождения некоммерческой организации орган государственной статистики, внебюджетные фонды (ПФР, ФСС) и банк, в котором у некоммерческой организации открыт расчетный счет.
Если некоммерческая организация меняет адрес места нахождения в пределах действия одной территориальной налоговой инспекции (без смены налоговой инспекции), то во внебюджетных фондах необходимо только получить новые извещения о постановке на учет. В случае если новый адрес некоммерческой организации будет относиться к другой налоговой инспекции, организацию необходимо будет снимать с учета во внебюджетных фондах по старому адресу организации и ставить организацию на учет во внебюджетных фондах, к которым будет относиться новый адрес некоммерческой организации.
Бывают ситуации, в которых возникает необходимость переезда некоммерческой организации в другой регион (другой субъект Российской Федерации). При смене адреса в другой регион в дополнение ко всему необходимо внести изменения в печать некоммерческой организации, т.е. изготовить печать с указанием на новое место регистрации некоммерческой организации.
Как мы уже написали в начале, процедура смены юридического адреса некоммерческой организации, если она переезжает в другое муниципальное образование значительно изменилась. Так, сначала НКО необходимо уведомить свою территориальную ИФНС о готовящемся переезде и только по прошествии 20 дн. можно уже регистрировать изменения по новому юрадресу.
Также при смене адреса некоммерческой организации в другой регион часто возникает ситуация, когда в регистрирующем органе изменения зарегистрированы, а в налоговый орган по новому месту нахождения некоммерческой организации сведения не поступили. В такой ситуации руководителю некоммерческой организации необходимо обратиться в Управление Федеральной налоговой службы с просьбой произвести выгрузку данных в налоговый орган по новому месту нахождения некоммерческой организации.
Смена генерального директора НКО (некоммерческой организации)
Стоимость — от 3 000 до 6 000 руб.
Наша компания оказывает услуги по внесению изменений в ЕГРЮЛ, связанные со сменой единоличного исполнительного органа некоммерческой организации, в качестве которого может выступать генеральный директор, директор, президент, председатель и т.д.
Руководитель НКО является ключевой фигурой в его деятельности, он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и представляет ее интересы перед третьими лицами, действуя без доверенности.
Сведения о руководителе НКО (фамилия, имя, отчество, должность, паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность и ИНН при его наличии) содержатся в едином государственном реестре. Поэтому если происходит смена руководителя, данные об этом должны быть предоставлены в регистрирующий орган в целях внесения изменений в реестр. При этом для этого законодательством устанавливается определенный срок. НКО обязано сообщить о смене своего генерального директора в течение 3-х дней. В случае, если нарушаются сроки, наступает административная ответственность, предусмотренная ст.14.25 КоАП в виде предупреждения (что на практике очень редко) или административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей.
Оставьте заявку и мы перезвоним Вам
в течение 15 минут! Каждому, кто оставит заявку или позвонит нам сегодня — консультация по налоговым вопросам бесплатно!
Мы поможем Вам осуществить смену генерального директора НКО независимо от причин такой смены: увольнение по собственному желанию, истечение срока полномочий, несоответствие занимаемой должности, в любых видах некоммерческих организаций:
- потребительских кооперативов (жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
- общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
- общественных движений;
- ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
- товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
- фондов, в том числе общественные и благотворительные фонды;
- учреждений;
- автономных некоммерческих организаций;
- религиозных организаций;
- государственных корпораций.
- и других.
Как некоммерческой организации внести изменения в ЕГРЮЛ в 2021 году?
Общественная организация – подвид некоммерческой организации, объединение граждан на добровольных началах, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, имеющих определенную цель, определенную Уставом. Это корпоративная НКО, выход из числа учредителей которой предусмотрен законодательством РФ. Покинуть состав учредителей зарегистрированной общественной организации возможно согласно пункту 2 статьи 123.6 Гражданского Кодекса. Для этого следует:
- подать лично или по нотариальной доверенности в регистрирующий орган по месту нахождения организации заполненную форму Р14001, удостоверенную нотариусом;
- уведомить организацию о своем решении выйти из состава учредителей.
Выход из состава лиц-учредителей общественной организации не облагается госпошлиной и не требует согласия других участников.
В форме Р14001 необходимо заполнить следующие страницы:
- титульную страницу с наименованием НКО;
- если участником НКО является российское юридическое лицо, то заполняется Лист В, а если физлицо− Лист Д;
- сведения о заявителе в Листе Р заполняются в обоих случаях (заявителем является лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного ФЗ, то есть отмечаем «03»).
Выход участника из АНО в 2021 году осуществляется следующим образом:
- уведомить в свободной письменной форме остальных учредителей АНО о выходе;
- заполнить форму Р14001 и заверить у нотариуса подпись заявителя;
- подать заявление любым из возможных способов (лично, по почте, по доверенности) в Управление ФНС по месту регистрации АНО;
- получить лист записи ЕГРЮЛ об изменении сведений о юрлице (с этого момента участник считается покинувшим АНО).
Напоминаем, если сведения об участниках АНО не внесены в ЕГРЮЛ, то нет необходимости подавать заявление. Выход из АНО производится в порядке, который предусмотрен Уставом.
Для того чтобы зарегистрировать изменения, которые касаются смены участников в АНО, нужно пройти 2 этапа процедуры регистрации, если Устав некоммерческой организации не соответствует нормам закона РФ.
Таким образом, на первом этапе происходит государственная регистрация изменений сведений об учредителе, который входит в АНО. Для этого подготавливается измененный Устав, решение об утверждении нового Устава, а также о вводе нового учредителя.
Далее новому участнику следует предоставить в некоммерческую организацию заявление о своем желании войти в АНО. После чего организацией подготавливаются документы для их подачи в регистрирующий орган. А на втором этапе осуществляется процесс выхода учредителя.
Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:
- Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
- Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
- Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
- Лицо, действия которого признаны экстремистскими.
Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.
Менять состав учредителей было позволено НКО совсем недавно. Рассмотрим порядок смены на примере АНО:
- Лицо подает заявление в НКО о вхождении в состав учредителей.
- В Министерство юстиции подается заявление по форме Р13001, устав АНО, решение учредителя, бумага об уплате пошлины.
Если в каком-либо документе содержится более одной страницы, нужно прошить его.
Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:
- Заполнение заявления по форме Р14001.
- Подача заполненной заявки в Управление ФНС.
- В день подачи заявления в Управление нужно отправить уведомление о выходе в саму НКО. Документ этот оформляется в свободной форме.
То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:
- Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
- Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
- Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.
Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.
В статье 123 ГК РФ указано, что учредители не несут ответственности по обязательствам ЮЛ. Действие этой статьи распространяется на некоммерческие организации. Отсутствие ответственности учредителей НКО часто критикуется. Отсутствие обязательств у создателей ЮЛ связано с тем, что коммерческие фирмы стимулируют экономику страны. Однако НКО создается с благотворительными и социальными целями, а потому безответственность участников обоснованной не является.
Нужно сказать, что рассматриваемые положения имеют ограничения. В частности, ответственность несут учредители двух видов НКО. Это учреждения и союзы. К примеру, создатели потребительского кооператива на основании статьи 123.3 ГК РФ несут субсидиарную ответственность по долгам организации в пределах размера своего взноса.
Также ответственность будут нести создатели казенных и частных учреждений. Однако они должны отвечать по долгам только в том случае, если наличие ответственности доказано в исковом порядке. Соответствующую позицию заняла Судебная коллегия по экономическим спорам от 22 апреля 2015 года.
К СВЕДЕНИЮ! На основании судебных решений можно сказать, что учредители достаточно часто привлекаются к ответственности.
При этих типах НКО учредители не будут нести никакой ответственности при ликвидации:
- Общественные и религиозные.
- Фонды.
- Партнерства.
- Автономные НКО.
- Товарищество собственников недвижимости.
Ответственность будут нести учредители частных учреждений, ассоциаций, потребительских кооперативов.
Почему это важно знать НКО?
Безвозмездное пользование имуществом для НКО больше не будет связано с расчетом налогов, заполнением деклараций и бюрократической головной болью.
Подробнее
С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые расширяют список целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Наряду с пожертвованиями, грантами к ним будут относиться также имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.
Предыдущая редакция нормы пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ применялась только в отношении государственного и муниципального имущества. А в случае предоставления НКО иного имущества экономическая выгода от полученного права пользования подлежала обложению налогом на прибыль и рассчитывалась исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.
Однако стоит помнить про важное условие — имущество должно использоваться с соблюдением целевого назначения.
Почему это важно знать НКО?
Проверки будут проходить быстрее, не придется печатать коробки документов и тащить их в Минюст России. А процедура может стать еще более прозрачной.
Подробнее
С 1 июля 2021 г. начинают действовать положения нового закона о государственном и муниципальном контроле.
Среди главных нововведений:
- уменьшен срок документарных и выездных проверок — до 10 рабочих дней;
- взаимодействие с проверяющими органами будет происходить в электронной форме (информирование о действиях и решениях в рамках проверки, направление запрашиваемых документов, подача жалобы);
- закрепление приоритетности при осуществлении контроля профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к контрольным (надзорным) мероприятия;
- допускается независимая оценка соблюдения обязательных требований, которую будут проводить аккредитованные организации (при подтверждении соблюдения требований юридическому лицу будет выдано заключение о соответствии, а плановые контрольные мероприятия в течение срока действия заключения проводиться не будут).
- освобождение проверяемого лица от проведения контрольных мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
- установлены новые формы контрольных мероприятий: выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование — которые могут проводиться без информирования проверяемого лица.
Кроме этого, важно отметить, что если в рамках контрольного мероприятия будут допущены грубые нарушения требований закона, то решение по результатам его проведения подлежит отмене.
В законе приведены 11 грубых нарушений, среди которых: нарушение периодичности проведения планового контрольного мероприятия, нарушение сроков их проведения, совершение в ходе контрольного мероприятия действий, не предусмотренных в законе для такого вида мероприятия.
Также решением Правительства России установлено, что проверки юридических лиц в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
А вместо проверок, запланированных после 1 июля 2021 г., может быть проведен инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, а также получение письменных пояснений. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления и не может превышать один рабочий день (в одном месте осуществления деятельности).
Почему это важно знать НКО?
Больше не придется изымать из оборота деньги на выплату пособий, тратить время на расчет пособий, сдачу отчетности.
Подробнее
С 1 января 2021 года Москва, Санкт-Петербург и еще 6 регионов присоединятся к новому механизму выплат пособий — сотрудники начнут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. На конец 2020 г. в реализации пилотного проекта участвуют 77 регионов.
Главным образом, изменится порядок взаимодействия между ФСС, сотрудником и работодателем. Сотрудник, как и прежде, передает заявление работодателю, а последний уже направляет комплект документов в ФСС в электронном виде, и Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом не меняются ни принцип расчёта, ни размер пособий.
Приведенный порядок действует, в частности, для следующих выплат: пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Таким образом, с одной стороны, выплаты застрахованным лицам не будут зависеть от финансового положения работодателя, а с другой — юридические лица будут освобождены от обязанности по расчету и перечисления пособия.
Почему это важно знать НКО?
Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.
Подробнее
1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.
Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно:
— непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;
— периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).
Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.
Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.
В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.
Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:
1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;
2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;
3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);
Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:
- если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
- в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.
Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.
Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Передача права владения статуса учредителя некоммерческой организации является невозможной из-за особой правовой природы этого статуса. Передача невозможна ни путем продажи, ни путем дарения и завещания иным лицам. Но что делать, если есть потребность в изменении состава учредителей некоммерческой организации? Например, дополнить состав учредителей новыми участниками, либо удалить из него старых членов, или вообще полностью изменить список учредителей? Благо, недавно появилась возможность изменять список учредителей некоммерческих организаций. В каких случаях это можно сделать и каким образом редактируется состав НКО?
Список документов для регистрации
Список документов для государственной регистрации установлен п.5 ст. 13.1 № 7-ФЗ «О НКО»:
учредительные документы (3 экземпляра);
решение о создании и утверждении учредительных документов;
сведения об учредителях;
сведения о месте нахождения;
документ об оплате госпошлины;
документ, подтверждающий согласие правообладателя на использование его имени или символики, наименования иного юрлица как части своего названия;
документы, подтверждающие статус учредителя – иностранного лица (копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя – иностранного лица);
для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нужно заявление о включении некоммерческой организации в соответствующий реестр (форма бланка утверждена приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223).
Собранный пакет документов в течение 3 месяцев после утверждения решения об учреждении НКО направляется в Минюст. Документы на нескольких страницах должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью заявителя на месте прошивки.
Для регистрации НКО используется такая же форма заявления Р11001, которая подается при государственной регистрации обычных юридических лиц (это прописано в приказе Минюста №68 от 07.05.2012). Форма Р11001 утверждена Приказом Федеральной налоговой службой № ММВ – 7 от 25.01.2012.
Сведения об учредителях прописываются в приложении к заявлению Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.
Сведения о месте нахождения НКО указываются в бланке заявления Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.
Заявление подписывается руководителем или учредителем НКО либо уполномоченным лицом.
Учредительные документы предоставляются в 3 экземплярах. В большинстве случаев это устав НКО. У некоммерческих ассоциаций и союзов это может быть устав или учредительный договор. У бюджетных, государственных, муниципальных учреждений может быть положение для казенного учреждения.
Решение об учреждении некоммерческой организации должно содержать информацию о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления и др. Оно подписывается учредителем единолично, либо председателем и секретарем учредительного собрания в форме протокола общего собрания учредителей, либо издается нормативный акт для создания государственного бюджетного или муниципального учреждения.
За государственную регистрацию НКО взимается госпошлина. Её размер устанавливает Федеральная налоговая служба (ФНС). В 2021 году за регистрацию юридических лиц взимается 4000 рублей, политической партии – 3500 рублей, обществ инвалидов – 1400 рублей.
Документы иностранной организации должны быть предоставлены на официальном языке своего государства вместе с удостоверенным переводом этого документа на русский язык.
Список документов, предоставляемых религиозными организациями, общественными объединениями и политическими партиями, установлен пп. 29–32 Регламента предоставления услуги по регистрации.
При сдаче пакета документов для регистрации НКО в Минюст все перечисленные документы регистрируются. Копия описи документов выдается заявителю.
После получения сообщения от ФНС о внесении НКО в ЕГРЮЛ Минюст или его территориальные органы завершают регистрацию организации. В течение 3 дней сведения об НКО вносят в ведомственный реестр некоммерческих организаций и готовят для выдачи заявителю свидетельство о регистрации НКО и пакет учредительных документов, заверенных руководителем регистрирующего органа.
Представителю НКО выдается свидетельство о регистрации, заверенные учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет.
Общая продолжительность государственной регистрации НКО, с учетов внесения сведений в реестры и с постановкой на налоговый учет, удлиняется на 8 рабочих дней по сравнению со сроком принятия решения Минюстом.