Что изменится для налоговых агентов с 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для налоговых агентов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Какие налоги входят в ЕНП
С помощью Единого платежа можно закрывать:
- налоги;
- авансовые платежи;
- страховые, кроме взносов на травматизм;
- штрафы;
- недоимки;
- пени и проценты;
- торговый сбор.
Как на ЕНП, так и на конкретный КБК можно заплатить:
- налог на профессиональный доход;
- сборы за пользование объектами животного мира;
- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- утилизационный сбор;
- страховые взносы за периоды до 01.01.2017.
На конкретные КБК по-прежнему уплачиваются:
- взносы на травматизм;
- НДФЛ с выплат иностранцам с патентом;
- различные виды пошлин;
- административные штрафы.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Коэффициент-дефлятор для УСН
На упрощенной системе налогообложения коэффициент-дефлятор нужен, чтобы определить предельный лимит по доходам. Предельный лимит по доходам нужен, чтобы определить возможность перехода на УСН и применения УСН в дальнейшем. Как известно, чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, необходимо выполнить ряд условий, а именно:
- количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
- предельный лимит доходов организации или индивидуального предпринимателя не должен превышать 150 000 000 рублей;
- остаточная стоимость основных средств предприятия или индивидуального предпринимателя не должна превышать 150 000 000 рублей;
- доля участия других лиц в уставном капитале организации не должна превышать 25%;
- применять упрощенную систему налогообложения не могут организации, которые имеют филиалы
Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекс РФ предельная величина лимита ежегодно должна индексироваться на коэффициент-дефлятор. В 2017 году предельная величина лимита увеличилась до 150 000 000 рублей. При этом сразу же было приостановлено до конца 2023 года действие пункта 2 статьи 346.12 Налогового Кодекс РФ федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.16. Этот пункт предусматривает индексацию лимита на коэффициент-дефлятор, поэтому в 2023 году корректировать предельную величину лимита не будут. Он остается на прежних позициях и равен 150 000 рублей.
Коэффициент-дефлятор по торговому сбору
Торговый сбор — это налог, который применяется только в Москве. Он регулируется законом г. Москвы № 62 от 17.12.14 (в редакции от 29.11.17). Под этот налог попадают организации и ИП, которые занимаются розничными продажами и оптовыми продажами. Для этого они должны использовать следующие объекты:
- стационарные объекты с торговым залом;
- стационарные объекты без торгового зала;
- нестационарные объекты
Применять этот налог должны организации и ИП, которые применяют упрощенную или обычную систему налогообложения. Те организации и ИП, которые применяют ЕНВД, находятся на патентной системе налогообложения либо ЕСХН, освобождены от уплаты этого налога. Для расчета этого налога необходимо знать ставки. Ставки устанавливаются из расчета торгового объекта (объекта осуществления торговли) либо его площади. Помимо этого ставки зависят от того, к какому административному округу города принадлежит объект. Для ставки по розничным рынкам применяется коэффициент-дефлятор. Примеры московских ставок с учетом коэффициента-дефлятора на 2023 год, приведены в следующей таблице.
Объекты | Ставки по административным округам, рублей за объект (в квартал) | ||
Административный округ 1 группы | Административный округ 2 группы | Административный округ 3 группы | |
стационарный торговый зал площадью 50 м2 и меньше | 60 000 | 30 000 | 21 000 |
стационарный торговый зал площадью 50 м2 и больше | · 1 200 руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
· 600 руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
· 420 руб. руб/м2 если меньше 50 м2 · 50 руб/м2 если больше 50 м2 |
если нет торгового зала, кроме автозаправок | 81 000 | 40 500 | 28 350 |
прочие нестационарные объекты | 40 500 | 40 500 | 40 500 |
розничная нестационарная торговля (развозная и разносная) | 40 500 | ||
для управляющих компаний городских розничных рынков | 65,85 руб/м2 |
На коэффициент-дефлятор в 2023 году увеличиваются размер торгового сбора управляющих компаний городских розничных рынков 65,85 = 50 рублей х 1,317.
Административный округ 1 группы включает территории Центрального Административного округа г. Москвы.
Исчисляем поквартальный платеж
Пошаговая инструкция, как рассчитать налог на прибыль, если организация платит авансовые платежи помесячно:
Шаг 1. Высчитываем авансовую сумму за отчетный период по формуле:
АПотч.пр. = НБотч.пр. × Ст,
где:
- АПотч.пр. — это сумма аванса за отчетный период времени;
- НБотч.пр. — налоговая база, подсчитанная нарастающим итогом за период;
- Ст — ставка по ННПО, предусмотренная НК РФ.
Шаг 2. Считаем авансовую сумму к уплате в государственную казну по формуле:
АП к уп. = АПотч.пр. — АПредш.пр.,
где:
- АП к уп. — авансовый транш к уплате за квартал;
- АПотч.пр. — сумма аванса за отчетный период, подсчитанный нарастающим итогом;
- АПредш.пр. — уплаченные авансовые транши за предшествующие кварталы этого налогового периода.
Шаг 3. Составляем платежное поручение и оплачиваем обязательство в бюджет.
Итоговые обязательства по налогу на прибыль, подлежащие уплате в бюджет, уменьшаются на величину уже перечисленных авансов. Если по итогам года компания получит убытки, то платеж за 4-й квартал нулевой.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Что такое единый налоговый платёж
Единый налоговый платёж (ЕНП) — это особый порядок перечисления платежей. Единым он называется потому, что все деньги следует перечислять по одним реквизитам. Теперь не нужно заполнять несколько платёжных поручений на разные налоги и взносы: большую их часть можно перевести общей суммой, заполнив всего одну платёжку.
Предполагается, что единый платёж должен упростить бизнесу расчёты с бюджетом. Пока же компании не вполне разобрались с новым порядком, возникает много вопросов и сложностей. Со временем всё станет понятно и бизнес сможет адаптироваться к изменениям.
Единый платёж распространяется на:
- почти все налоги и сборы, за исключением отдельных;
- авансовые платежи по ним;
- страховые взносы, кроме взносов за работников на травматизм;
- пени, проценты и штрафы.
Единый налоговый платёж с 1 января 2023 года ввели для всех и повсеместно. У организаций и ИП нет права выбора. Если платёж входит в ЕНП, то есть должен перечисляться с единого налогового счёта, то плательщик обязан придерживаться такого порядка.
Но в ЕНП входят не все налоги.
Объекты налогообложения
Определения движимых и недвижимых объектов определяет Гражданский Кодекс РФ (ст. 130).
- Движимое имущество.
Любые вещи, которые не являются недвижимостью. Примером движимого имущества может служить автомобиль, телевизор, денежные средства. Весь перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество платить не нужно. Необходимо по закону регистрировать права на любую недвижимость. Для движимых объектов такого требования не существует. Владельцы транспортных средств в данном случае платят транспортный налог, а не налог на имущество. - Недвижимое имущество.
Определения недвижимости в ГК РФ нет, но там перечислены все объекты, которые признаются таковой. Важно знать, что налогом на имущество облагается не вся недвижимость. Список того, за что необходимо его платить, тоже представлен в законе. Например, налогом на имущество облагаются: жилой дом, квартира, комната. Есть и другие, более редкие объекты налогообложения, полный список можно изучить в соответствующем разделе законодательства.
Вычеты по налогу на имущество физических лиц
Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.
Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.
Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:
Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.
Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².
Расчет по кадастровой стоимости
Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно ничего предварительно и самостоятельно считать. Налоговая посчитает все суммы сама, и в уведомлении от ФНС уже будет указана итоговая сумма за отчетный период.
Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают его на понижающие коэффициенты.
Рассмотрим, как рассчитывается полная сумма.
При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Важен срок владения объектом недвижимости: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства также соответственно делят между всеми собственниками.
Н = Б × С × КПВ × Д, где
Н — сумма налога на имущество,
Б — налоговая база/кадастровая стоимость объекта после вычета,
С — ставка налога на имущество в регионе,
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.
Чтобы определить КПВ, необходимо поделить период владения объектом в месяцах на 12. Если гражданин купил квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается вовсе.
Пример: Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. В периоде учитывается только декабрь. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.
В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадаёт с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.
Исполнение налоговых обязательств в новых субъектах
На присоединившихся территориях ФНС открыла свои отделения. Пока они выполняют в основном функции центров для регистрации бизнеса и консультаций по налогообложению в переходном периоде. Технологии ФНС позволяют обеспечить бизнесу на присоединившихся территориях максимально бесшовный переход в юрисдикцию РФ. В отношении уже работающих компаний до 31.12.2022 в ЕГРЮЛ вносят сведения о наименовании, адресе и руководителе тех юридических лиц, сведения о которых содержались в соответствующих реестрах ДНР, ЛНР, ЗО и ХО. Эти сведения включают в ЕГРЮЛ автоматически.
Компании смогут привести свои учредительные документы в соответствие с российскими законами, а также сообщить дополнительные сведения (виды деятельности, сведения об участниках и т. д.). Для компаний из ДНР и ЛНР срок внесения изменений — до 31.12.2023. Для тех юрлиц, которые действуют на территориях ЗО и ХО, — срок до 30.06.2024 (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.11.2022 № 451-ФЗ). Это необходимо сделать для нормального участия в отношениях гражданского оборота.
Что будет с компаниями, которые не приведут свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством? Таким юрлицам грозит исключение из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 9 ст. 1 закона № 451-ФЗ).
Законом № 451-ФЗ урегулирован порядок ведения предпринимательской деятельности для физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП согласно реестров новых субъектов. ИП могут продолжить вести предпринимательскую деятельностью до 30.06.2023 без регистрации по российскому законодательству. Но после этой даты физлица, планирующие заниматься предпринимательской деятельностью, должны зарегистрироваться в соответствии с законом № 129-ФЗ.
Ответы на вопросы, связанные с регистрацией и перерегистрацией организаций и ИП, учетом физических лиц, особенностями уплаты налогов и сборов, порядком получения квалифицированной ЭП, налогоплательщики новых субъектов РФ могут найти на промо-странице ФНС России.
Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
Налог на прибыль. Изменения на 2021 год
Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
С 1 января 2021 года учреждения отражают материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта. Для основной части новых правил не потребуются уточнения инструкций. Их можете начинать применять сейчас, чтобы не корректировать учет в дальнейшем. О том, как это сделать, читайте в нашем обзоре.
Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно. В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.
Теперь к ним также относятся материальные ценности, предназначенные для обеспечения ими отдельных категорий граждан и организаций: технические средства реабилитации, лекарственные средства, медицинские изделия и др.
При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».
Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП). А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению. Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.
- моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
- передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
- ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов (п. 46 Инструкции N 157н*(3)). Он формируется как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.
При этом критерии объединения основных средств в комплекс объектов учреждение определяет самостоятельно в учетной политике*(2). К примеру, критерием отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной может быть критерий начисления 100% амортизации при вводе в эксплуатацию (100 000 рублей).
В то же время Приказом Минфина России от 30.03.2021 N 52н, который устанавливает порядок ведения регистров бухгалтерского учета, в частности, инвентарных карточек, соответствующие новшества пока не учтены. В данном нормативном акте понятие «комплекс объектов основных средств» не применяется. Стоимостные критерии для возможности учета объектов на Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) остались прежними (стоимость до 40 000 руб.).
При ведении учета в одной базе по нескольким учреждениям для каждого из них может быть задана своя структура — свой шаблон инвентарных номеров. Шаблоны хранятся в справочнике «Шаблоны формирования инвентарных номеров», который подчинен справочнику “Учреждения” (Смотрите Рис.1) Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения»), на панели «Настройки учета».
П.9 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2021 № 257н «Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета с учетом положений настоящего Стандарта и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учрежденийКак с этого года бюджетным учреждениям ставить на учет основные средства?
Законодательством не предусмотрен какой-либо определенный порядок формирования инвентарного номера. Поэтому компаниям дано право разработать его самостоятельно и закрепить в УП . Как правило, при составлении последовательности цифр инвентарного номера ориентируются на удобство работы с ОФ и принятые алгоритмы производственных шифров. Например, в крупных компаниях с разветвленной сетью обособленных подразделений и цехов в номерные значения обязательно включают информацию о балансовом счете/субсчете, филиале размещения объекта, цифровое обозначение цеха, коды отделов и т.п.
Задаваясь вопросом, как присвоить инвентарный номер основному средству, опираются на выделение оптимальной вариации номера, по которому будет проще и быстрее отследить использование объекта в компании. Например, последовательность цифр может быть такой:
- балансовый счет;
- код филиала компании;
- номер цеха, используемый во внутрифирменной номенклатуре;
- отдел, где размещен объект;
- порядковый номер объекта.
В зависимости от действующих в компании критериев, в инвентарный номер может быть зашифрована и другая информация: амортизационная группа, к которой принадлежит объект, территориальный код размещения подразделения и др.
Если фирма небольшая и используется в ней всего несколько объектов ОФ, то правильным будет присвоить им инвентарные номера по порядку: 01, 02, 03 и т.д. Регистрируют их в журналах учета инвентарных номеров, которые формируются в автоматическом режиме или ведутся от руки.
Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию — оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:
- Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (далее — Положение об учете жилищного фонда);
- Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее — Положение о техническом учете и инвентаризации);
- Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 3;
- приказ Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества;
- приказ Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства» (далее — Правила ведения ЕГРОКС).
Для государственной регистрации технический учет — не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее — техническая инвентаризация и учет), используются при:
- государственной регистрации прав;
- ведении государственного статистического учета;
- определении размера налога на имущество;
- внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- ведении реестра федерального имущества.
Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:
- на первичную техническую инвентаризацию и учет;
- техническую инвентаризацию и учет изменений характеристик объектов капитального строительства.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2021-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2021 № 174н или от 23.12.2021 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Инвентаризация объектов должна проводиться внимательными и ответственными бухгалтерами по регламенту. Ошибки в учёте средств наказываются контролирующими органами. Предприятие будет платить штрафы при нарушении порядка учёта.
- инвентарный номер не должен повторяться, т.е. нескольких объектов, пронумерованных одинаково, в компании быть не должно;
- при сочленении единого объекта из нескольких элементов всему комплексу присваивается один инвентарный номер;
- номера присваиваются в соответствии с порядком числового ряда;
- инвентарный номер объекта не может измениться при перемещениях внутри одной фирмы, прикрепленный к активу при принятии к учету, он остается за ним в течение всего периода нахождения в организации;
- инвентарные номера не сохраняются при выбытии, например, реализации. Компании, приобретающие ОС, присваивают объектам номера в соответствии с разработанной внутрифирменной методикой;
- за арендованными ОФ инвентарные номера могут сохраняться (на усмотрение арендатора).
Иногда объект имеет особые свойства при эксплуатации, что не позволяет проставить на нём номер. В таком случае, в бухгалтерском учёте описывают предмет и его номер, отмечают отсутствие номера непосредственно на объекте.
Основные средства могут использоваться в работе только после принятия их к бухучёту. Единица такого учёта — инвентарный объект. Чтобы следить за сохранностью предметов, их использованием и состоянием, им присваивают номера.
- инвентарный номер представляет собой порядковый номер основного средства в рамках учреждения;
- перед порядковым номером проставляется необходимое количество нулей для получения установленного общего количества знаков;
- изменение принципов формирования инвентарного номера в соответствии с учетной политикой;
- изменение счета учета основного средства;
- устранение выявленных случаев несоблюдения учетной политики в отношении порядка присвоения инвентарных номеров.
В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.
Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.
Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.
Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.
Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.
В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.
В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.
С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.
У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.
Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.
→ → Обновление: 9 февраля 2017 г. Перед тем, как основное средство начинает использоваться, оно должно быть принято на учет. Единица учета основных средств инвентарный объект.
Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:
1) аналитические коды группы синтетического счета:
-
20 – особо ценное движимое имущество;
-
30 – иное движимое имущество;
-
90 – имущество в концессии;
2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
-
N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Иные объекты интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии» |
0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»; 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»; 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»; 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.
НДПИ теперь нужно рассчитывать по новым правилам
С 1-го января 2021 года в редакции ФЗ № 265-ФЗ изложен пп.26.п.2 ст.149 НК РФ, согласно которому не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Таким образом, если программное обеспечение и базы данных не перечислены в указанном реестре, организация должна исчислять и уплачивать НДС с операций по передаче прав на них.
В части имущественных налогов плательщикам — компаниям необходимо учитывать:
- обновление формы декларации по налогу на имущество;
- отмену декларирования транспортного и земельного налогов (за 2020 год уже не отчитываемся);
- новую обязанность сообщать налоговикам об объектах налогообложения ТН и ЗН, если они не прислали налоговое уведомление;
- изменение порядка уплаты транспортного и земельного налогов и авансов по ним.
Важно! С 2021 года организации платят ТН и ЗН за год не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сроки авансирования больше не устанавливаются региональными властями (п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Например, авансовый платеж за 1 квартал 2021 года нужно заплатить не позднее 30.04.2021.
Будут поправки в НК РФ в части уплаты ТН по погибшим и уничтоженным ТС.
Традиционно повышен МРОТ. Его утвержденный размер — 12 392 руб. Но есть вероятность, что порядок расчета минималки и, соответственно, ее размер еще изменятся.
У налоговой будет меньше оснований не принять декларацию, и записаны они будут непосредственно в НК РФ, а не в регламенте, как сейчас.
О блокировке счета за несдачу отчетности налоговики будут предупреждать налогоплательщиков.
По операциям с некоторыми товарами придется сдавать в ИФНС новый отчет.
Поменяются некоторые реквизиты налоговых платежек. КБК с 2021 года будут определяться новым приказом Минфина (будут в т. ч. новые КБК по НДФЛ). А вот ставки платы за НВОС правительство решило не менять.
Реестр МСП будут обновлять не раз в год, а ежемесячно. С 01.01.2021 обновятся реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
И приятная новость: 31 декабря 2021 года будет выходным.
За 2020 год отчитываться по налогу на имущество организаций нужно будет по новой форме!
А по транспортному и земельному налогам сдавать отчетность за 2020 год вообще не нужно, при этом у организаций появляются новые обязанности и новая ответственность за их неисполнение. Разбираться во всех новшествах сдачи отчетности по имущественным налогам будем в ходе Трансляции. В частности, на мероприятии рассмотрим:
– важные изменения в исчислении и уплате налога на имущество организаций с 1 января 2020 года;
– проблемные вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества (на основе судебной практики);
– условия, при которых изменение кадастровой стоимости влияет на налоговую базу;
– расчет налоговой базы по налогу на имущество в случае приобретения отдельных помещений, по которым кадастровая стоимость не определена;
– заполнение декларации по налогу на имущество по новой форме;
– обязанности организаций по транспортному и земельному налогу с 2021 года;
– сообщение от налогового органа об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов;
– новый перечень дорогих автомобилей для расчета транспортного налога с повышающим коэффициентом.
1. Налог на имущество организаций за 2020 год.
- Принципиальные изменения в исчислении и уплате налога на имущество организаций с 1 января 2020 года.
- Проблемные вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества. Судебная практика.
- Определение налоговой базы по налогу на имущество. Кадастровая и среднегодовая стоимость: при каких условиях и какие организации и ИП платят налог на имущество в 2021 году.
- Расчет налога по среднегодовой стоимости: «контрольные точки», отражение в отчетности.
- Виды недвижимого имущества, признаваемые объектом налогообложения по кадастровой стоимости.
- Определение кадастровой стоимости: что надо знать бухгалтеру для правильного расчета налога в 2021 году.
- Изменение кадастровой стоимости недвижимого имущества в течение налогового периода. При каких условиях это изменение влияет на налоговую базу.
- Расчет налогооблагаемой базы по налогу на имущество в случае приобретения отдельных помещений, по которым кадастровая стоимость не определена.
- Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в случае приобретения или продажи имущества в рамках налогового периода.
- Налоговая база арендатора по налогу на имущество организаций в отношении неотделимых улучшений.
- Важные разъяснения контролирующих органов по вопросам уплаты и отчетности по налогу на имущество организаций.
2. Транспортный налог и земельный налог за 2020 год.
- Новый порядок отчетности по транспортному налогу.
- Новый перечень дорогих автомобилей для расчета налога с повышающим коэффициентом.
- Комментарии по применению ставок в отношении имущественных налогов.
Корректируются льготы
Отменяется освобождение от налогообложения прибыли, полученной от реализации произведенных плательщиком легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства в течение трех лет. Льгота предназначалась для завода «БелДжи» и рекомендована к отмене как невостребованная.
Корректируется льгота в отношении прибыли, полученной от реализации продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста.
Напомним, что в перечне продукции, включенной в единую ТН ВЭД ЕАЭС, утв. решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 № 80, содержатся термины «питание для детей раннего возраста» и «детское питание». Таким образом, определить сумму прибыли, полученной от реализации произведенных продуктов питания для детей «дошкольного возраста» (3–6 лет), проблематично. Поэтому отменяется возможность применения льготы в отношении продуктов питания для дошкольников.